Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (995) → Иерей Даниил Рябинин: Традиции и суеверия праздника Богоявления

Иерей Даниил Рябинин: Традиции и суеверия праздника Богоявления

№2 (995) / 8 января ‘19

Беседы с батюшкой

Продолжаются Святки – праздничные дни от Рождества Христова до Крещения Господня, и это время, как мне кажется, для миссионеров Церкви особенно горячее: иной раз на Крещение стекается очень много людей в храмы – столько людей не видишь и на Пасху. Они приходят за святой водой, окунаются в иорданях, и это «золотая жила», куда нужно вовремя успеть войти. Как это время проходит в Церкви?

– Действительно, праздники, которые мы уже прожили, с большой радостью и любовью встретили, и те, что предстоят нам, – одни из центральных в церковном году. И множество людей – верующих христиан и тех, кто устремляет свое сердце к Богу, – приходит в эти дни в Церковь Божию помолиться, побыть в этих святых местах и почувствовать прикосновение благодати Божией к своему сердцу. И для всех нас, для Церкви (не только для клира) это время очень полезно, чтобы сказать вечное доброе слово о Боге – и это слово было услышано теми, кого Господь таинственным образом ведет к Себе.

И с миссионерской точки зрения, безусловно, подобные праздники всем нам, тем, кто воцерковлен, служит у престола Божия, нашел себя в служении в Церкви или в тех или иных миссионерских проектах (как, например, наш телеканал «Союз»), должны помочь наставить, направить человека, пришедшего в храм или интересующегося теми или иными вопросами в эти Святые дни. В этом заключается задача всех нас, ибо на миссионерское служение благословляет всех нас Господь и мы должны во всех смыслах духовно мобилизоваться в эти праздничные дни, чтобы ни один из пришедших к нам не остался неутешенным: чтобы всякий просящий получил утешение в своей жизни и во всех своих обращениях к Богу.

Мы каждый год рассказываем о таком интересном примере, который есть в нашей епархии в Екатеринбурге. В храме на Синих Камнях во имя Святителя Николая Чудотворца есть правило платить за крещенскую воду, но цена – не материальная, ценой в рублях или условных единицах, это – ответ на вопрос: допустим, «как звучит молитва „Отче наш”», «какой сегодня праздник, что он означает!», «назовите несколько заповедей», и так далее. Это один из интересных примеров задействования миссионерского механизма?

– Я думаю, что в подобные праздники, когда стекается множество людей, любое доброе и правильное слово священника о сути и смысле празднуемого события принесет пользу. Безусловно, пример, который вы привели, очень интересен, и я думаю, что в небольших храмах, где это возможно реализовать, это действительно принесет большую пользу и вызовет интерес, чтобы человека пробудить. Вот, он идет ночью в полусонном состоянии, может быть, даже отстояв небольшую очередь, чтобы набрать бутылочку святой воды, – может быть, это как-то пробудит его от сна не только физического, но и духовного. Но бывают случаи, когда на крещенские купания и крещенские праздники приходит множество людей, поэтому не всегда получится реализовать подобный опыт. Мы готовим разъясняющие материалы о святой воде и стараемся каждому дать это доброе слово. Само чинопоследование богослужений крещенского сочельника, ночной или утренней службы, освящение иорданей – это возможности священнослужителю или же опытным катехизаторам сказать слово, которое будет услышано. Я уверен, так и есть, и, думаю, все мы будем молиться и в крещенский сочельник, и в крещенскую ночь, чтобы все пришедшие на этот праздник обрели Христа.

Вопрос телезрительницы из Челябинской области: «Будет все водное естество освященное, и как пользоваться водой из крана – она же святая? Мыть и стирать, конечно, не будем, а как быть? Запасать ее?».

– Действительно, в церковных песнопениях мы можем услышать, что “днесь вод освящается естество”, но здесь мы должны разумно к этому подойти. Все-таки чтобы набрать святой воды на грядущий год, мы идем туда, где она действительно освящается – где над чистой водой совершает особую молитву священник или архиерей. Нельзя прийти на грязный источник, из болота почерпнуть кружку воды и выпить ее – нужно понимать: под освящением всего водного естества не под-разумевается преобразование его как такового из грязного в чистое, это не значит, что вся вода стала абсолютной святыней и мы можем тотчас пить ее из-под крана. Это некий образ.

Вообще, сам по себе праздник Крещения Господня, Богоявления, очень многогранен. Понятно, почему речь идет о воде как таковой. Господь Иисус Христос приходит на реку Иордан креститься от Иоанна Крестителя (это хорошо известно из Евангелия, и мы много раз слышим эту прекрасную историю), и в том, что крещение связано с водой, есть свой глубокий смысл: вода – одно из веществ, которые были при сотворении мира, вещество, которое очищает человека внешне, и в этом смысле древнеиудейский обряд омовения и погружения в воду символизирует духовную, внутреннюю чистоту через внешнюю; вода имеет животворную силу – она дает жизнь человеку, растениям, животным. Но с грехопадением все существо (не только человеческое, но и вся природа) изменяется и извращается – в человеческую природу, а из нее и во все тварное существо грех вносит разлад, во всем начинаются совершенно иные процессы.

И вот Христос приходит на реку Иордан, где совершается крещение, Он касается воды, источника жизни (древние видели в ней по-настоящему жизнь), как бы изменяя ее – не случайно в песнопениях поется, что «Иордан возвратися вспять»: он течет в одну сторону, а когда Христос крестился на реке Иордан, все изменилось. Здесь речь идет о духовном смысле этого праздника: освящается всякое водное естество, то есть все изменяется – в мир приходит Бог, Который преображает этот мир. Касаясь вод, Он изменяет их, дает нам через это источник жизни и для нас через это открывается Царство Божие. И в этом смысле мы говорим, что освящение воды – Великая агиасма – есть величайшее таинство Церкви для каждого из нас. А в каждом таинстве мы приобщаемся Царству Небесному, Царству Божию, ради которого и приходит в мир Господь.

Поэтому, если вернуться к вопросу, открывать ли кран, нужно понять: дело не в этом – нужно осмыслить праздник, набрать святой воды в храме, в Церкви Божией, а ко всему остальному отнестись так, как привычно. Через осмысление праздника мы поймем, что же происходит с водой и почему она стала святой в эту ночь или в этот день.

Вопрос телезрителя: «Христос прежде чем исцелять любого человека, всегда интересовался: „Веруешь ли ты?”. А потом уже происходило чудо. Может быть, проблема не в том, сколько ее набрать святой воды, а в качестве веры человека? Тогда и свойства она приобретает другие?».

– Безусловно, дело не в том, чтобы тоннами нести воду домой (и потом с этим возникают какие-то проблемы). Понятно, что все зависит от качества нашей веры. Это, кстати, Евангельский принцип в любом смысле и в любом празднике, в любом действии. И в таинстве в том числе. Господь ведь говорит (эти слова, на мой взгляд, всегда звучат очень страшно и очень сложно для понимания): «По вере вашей да будет вам», и часто мы примитивно их воспринимаем – в том смысле, что если у меня слабая вера, то у меня не случается того, чего я хочу; а если вера сильная, – это случится. Конечно, от качества нашей веры зависит многое, поэтому мы и молимся всегда, чтобы Господь нашу веру укреплял; в этом заключается наша постоянная, непрестанная молитва – чтобы Господь нашу веру утверждал. Это можно применить к любым событиям в нашей жизни, в том числе к этому светлому празднику. Действительно, многое из того, что случается, должно утверждать и укреплять нашу веру, либо, напротив, происходящее человека удаляет от веры, – но негативный опыт тоже должен человека стимулировать молиться об укреплении веры.

В СМИ из-за ярких крещенских купаний появится множество статей, фоторепортажей, как это все происходило, и многие СМИ о празднике Крещения Господня, или святого Богоявления, рассказывают только исключительно с этой стороны: где была купель, сколько человек окуналось, – а, наверное, больше стоит говорить о сущности этих дней. Я предлагаю поговорить о том, что мы отмечаем, что в это время самое главное.

– Да, это важно. Действительно, я уже сказал, что сам праздник многогранен. Он несет в себе глубочайшие духовные, Божественные смыслы, и мы к ним должны обратиться. Конечно, вся эта водная суета, как я ее называю, вокруг купелей, – это интересно. Но это некие внешние факторы. Мы знаем, что многие церковные праздники, как и гражданские, имеют некие народные традиции и обычаи. И это на самом деле хорошо в каком-то смысле, ведь это наша культура; нельзя сказать, что это нельзя делать или это неправильно – это наша культура, она сформировалась в какой-то период, просто мы должны дать ей правильное направление.

В этом смысле и в миссионерском плане, и в любом другом мы должны дать четкие, глубокие ответы на вопросы этого праздника. Все-таки мы говорим о празднике Крещения и Богоявления, это событие двойного порядка, и через одно событие мы видим другое, которое меняет представления о Боге абсолютно.

Праздник Богоявления – событие просто колоссального масштаба, космического. Мир никогда не знал Бога так, как Он открывается, когда Иисус Христос приходит к Иоанну Крестителю на Иордан. Миру открывается Божественная полнота, являющаяся во Христе, и миру открывается Троица. Древний человек не знал, каков Бог вообще (иудеи были строгими монотеистами, жившими в окружении язычников), и вот открывается Бог – это колоссальное событие, которое мы воспринимаем с величайшей радостью. А миру открывается Бог, ведь в мир приходит Бог.

Почему Он приходит на реку Иордан креститься? Что это вообще за крещение? Кто такой Пророк Иоанн Креститель? Откуда он взялся? Удивительно, да? Иудеи не слышали пророческого голоса, пророческого слова почти 400 лет – не было ничего. И вот «Ангел пустыни» – совершенно таинственный человек, пришедший из забытых мест, 30 лет подвизавшийся, на котором почивала Божественная благодать и сила, молившийся Богу, – приходит и проповедует совершенно удивительные вещи, не укладывающиеся в голове слушающих… Вспомните, Иоанн Креститель творил чудеса? Ничего подобного: мы не видим никаких чудес, мы читаем Писание – нет там чудес. Но его слово было сказано с такой силой, что слушавшие его люди (весь Израиль, Иудея и Иерусалим) приходили к нему креститься, как говорит об этом евангелист: и выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои – это был поистине пророк, которого иудеи ждали на протяжении стольких лет. Представляете, какого масштаба это событие?

В крещенский сочельник я всем рекомендую прийти на службу: царские часы будут совершаться утром, и мы будем слушать ветхозаветные пророчества, новозаветные чтения и писания апостольские. Эта служба даст нам связь времен – это колоссальное событие. Иоанн Креститель говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Древние знали обряд омовения, но ведь он был предназначен для язычников, прозелитов, которые приходили и хотели стать иудеями – как сыны Авраама могут омываться подобно язычникам, которые прокляты, и только смерть для них будет очищением? А он предлагает им креститься вместе с ними, омыться в водах. Это удивительнейшая проповедь, удивительнейшее слово Иоанна Крестителя. И к нему шел народ.

И ведь не случайно он обличает саддукеев и фарисеев, говоря: «Не думайте, что вы дети Авраама и наследуете Царствие Божие» (а древние как считали? Что заслуг Авраама хватит вообще на всех – они говорили, что Авраам сидит у дверей ада и всякого иудея, который туда подходит, отправляет обратно в рай). И дальше Иисус Христос приходит к Иоанну Крестителю. Ведь Иоанн знает, Кто это, и он говорит Христу: «…мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» и «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его». К нему приходит Тот, Кто совершенно безгрешен. В чем суть этого события? Господь говорит: «Так должно исполнить всякую правду». Исполнение всякой правды заключается в Божественном кенозисе (этот богословский термин означает самоуничижение Бога – это смирение, которое являет Господь, и через это смирение совершается служение Божие)

Вот что мы должны увидеть, почувствовать в этот праздник, – насколько Бог близок к каждому из нас. Он становится таким же, Он становится в ряд с грешниками, которые пришли креститься к Иоанну: они хотят и чувствуют Бога. Вот что в этом празднике открывается нам, и через это открывается Троица – через то, как миру Бог являет высочайшее смирение: без смирения невозможна никакая добродетель, никакое доброе дело не принесет пользу, только через смирение. Не будет смирения – любая добродетель будет даже вредной. Так что события Крещения и Богоявления просто колоссальны в своих духовных, Божественных смыслах. Мы должны воспринять и почувствовать в крещенскую ночь, как близок к нам Бог.

Я думаю, те, кто был на празднике Рождества Христова в Рождественскую ночь, чувствовали, как Господь касается сердца каждого пришедшего с любыми мыслями, просто даже с любыми интересами. Насколько Он близок! Вот Он лежит в вертепе – Младенец, и мы стоим рядом с Ним… То же и здесь: Бог становится таким же, как и мы с вами. И есть прекрасное слово святителей, что Бог становится Человеком, чтобы человек стал богом. Все это воплощается здесь и открывается миру через удивительнейшее событие Крещения и Богоявления Господня – откровения миру полноты Божией. Это некие смыслы – та суть, которую мы должны воспринять.

Такая духовная высота праздника, – но вспоминаются огромные очереди людей, стоящих за крещенской водой: это не всегда проходит благоговейно, молитвенно и с праздничным настроем – иногда и с руганью: «Вы не туда встали, я здесь стоял, подвиньтесь…». Как до людей донести высоту праздника?

– Вы знаете, мы до людей никакую высоту не донесем, если это не родится в сердце. Но сеять-то слово Божие мы должны. Действительно, есть нестроения. Разные люди приходят, и по-разному все случается. Но люди в это время приходят в храм Божий: даже придя на иордань или на какие-то искусственные источники, которые есть возле храма для купания, они приходят к церкви, к храму – они не идут в какие-то непотребные места. Понятно (и мы об этом говорим без конца), что должно быть благоговение и в храме, и в месте, где мы совершаем купания. Все-таки употребление горячительных напитков или иные вещи непотребны в этом месте. Но люди разные – мы это констатируем как факт. Ну что мы с этим можем сделать?

Можем назидать, можем говорить, но мы говорим о другом, о том, что вот так, таинственными путями, Господь ведет и этих людей к Себе.

В навечерие праздника Крещения Господня и в день Крещения будет совершаться великое освящение воды, но большинство людей почему-то идут в храмы за святой водой именно 19-го числа, считая, что вода, освященная накануне, «какая-то не такая» – освященная каким-то не таким чином. Давайте развеем этот миф.

– Да, наша русская традиция заключается в том, что освящение воды совершается дважды. Завтра утром, в крещенский сочельник, будут службы, и после завершения Божественной литургии будет совершен чин великого освящения воды, и в сам праздник совершается тот же самый чин – это два абсолютно идентичных чинопоследования, соответственно, и вода одинаковая. Некоторые говорят: ночью крещенская вода, а утром богоявленская – они разные. Но это не так – чин абсолютно одинаковый, молитвы совершенно одинаковые, но в нашей русской традиции сложилось именно так.

Это чинопоследование совершенно одинаковое – что утром, что ночью. Чтобы не суетиться, можно утречком прийти – наверное, наполненность храмов будет не такая, как ночью: взять спокойно святой водички, а ночью уже прийти спокойно помолиться. И с благословением Божиим пойти домой, а там святой водой все окропить и уже спокойно встречать праздничные дни.

Хочется услышать от Вас назидание и поздравление...

– Действительно, дни, которые мы проживаем, совершенно удивительные – это просто волшебное время: я думаю, мы должны почувствовать близость Божию ко всем нам.

Я бы пожелал нам, чтобы в эти священные дни мы почувствовали присутствие Божие, Его дыхание, Его близость к каждому из нас – ведь Господь сказал для нас самые прекрасные слова, которые только может услышать человек в своей жизни: Он начинает с этого, когда приходит в этот мир, и заканчивает Свое служение Вознесением и этими прекрасными словами: «Я с вами во все дни до скончания века».

Дай Бог, чтобы в эти светлые, торжественные дни мы чувствовали Христа, прониклись в те глубокие смыслы, что Господь принес на землю. Он принес спасение каждому из нас, Он дал нам величайшие святыни, благодаря которым мы можем реально изменить свою жизнь и вернуться в то Небесное гражданство, от которого были отринуты. И дай Бог, чтобы все эти священнодействия, наши молитвы были слышимы Богом. Я сказал, что эти дни совершенно волшебные. А почему? В эти дни исполняются все наши желания. А какое наше самое главное желание? Чтобы все в этом мире были счастливы. И я скажу вам, что это желание исполнено, ведь подлинное счастье мы обретаем со Христом. И всем нашим зрителям и слушателям я желаю, чтобы в эти светлые дни мы почувствовали отголосок счастья в своем сердце и чтобы оно в нашей жизни, наших семьях, в нашем обществе, нашей Церкви и во всем мире действительно осуществилось бы.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс