Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (995) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Духовник в человеке развивает знание о Боге, желание к молитве, к изменению, к хорошим поступкам

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Духовник в человеке развивает знание о Боге, желание к молитве, к изменению, к хорошим поступкам

№2 (995) / 8 января ‘19

Архипастырь

Владыка, сегодня я собрала самые интересные вопросы, которые встретились мне в интернет-пространстве, и что-то где-то услышала. Если Вы не против, буду задавать вопросы на самые разные темы.

– Обо всем поговорим.

Вопрос навеян встречей с гостем, который был недавно у нас в студии; он рассказывал, что у него долго не срасталась актерская профессия с нравственными ценностями. Владыка, а есть профессии, которые вообще Церковь не принимает?

– Это ремесло греха. Есть профессии, которые я даже, наверное, не назвал бы профессиями (некоторые говорят: «Этот род деятельности относится к древним профессиям»), – мне кажется, что само понятие «профессия» относится прежде всего к той деятельности, которая, во-первых, прославляет образ Божий в человеке, во-вторых, самого человека делает подобным Богу. Профессия – это когда соединяется человеческое и Божественное: все, что имеет в своем корне это соединение, называется профессиональной деятельностью.

Не может быть профессиональных убийц. Это словосочетание совершенно искусственно притянуто к деятельности людей, которые промышляют убийством, – это разбойники! Не может быть профессиональных разбойников, профессиональных душегубов – это все то, что вне рамок нормальной жизни. Естественно, подобного рода деятельность не только не благословляется, но и порицается Церковью и именуется грехом, такие люди не допускаются до церковного общения. Есть каноническое право, которое говорит, что такие люди даже отлучаются от Божественного Причащения – до тех пор, пока не исправятся: род их деятельности искажает замысел Божий о человеке.

Интересный вопрос: «Почему советуют уходить от духовника, который настаивает на своем решении проблемы человека?».

– Что касается отношений человека с духовником, здесь о многих вещах стоило бы сказать. Прежде всего, духовник – это не тот, кто делает что-то вместо тебя, это тот, кто делает вместе с тобой: как учитель. Как можно определить хорошего, сильного учителя и учителя со слабой профессиональной подготовкой? По тому, как то, что дает учитель, усваивается учениками. Да, конечно, от ученика тоже многое зависит – от его усидчивости, от его талантов, развитости. Но если сам учитель развивает в своем ученике эти знания, значит, все правильно. Если этого не происходит, нужно делать другой выбор.

То же касается духовника: если духовник в человеке развивает знание о Боге, желание к молитве, к изменению, к хорошим поступкам, если это духовничество человека не делает замкнутым, обособленным, иногда на всех обиженным, неразговорчивым, а, наоборот, делает человека открытым, свободным, радостным, то такое духовничество приносит большую пользу. А если не так, значит, надо менять лечащего врача.

А если человек без благословения не делает ничего? Любые проблемы (в семье, на работе), и он сразу к духовнику за советом – это не значит, что он перекладывает ответственность за свою жизнь на другого?

– Знаете, я бы хотел сказать о самом понятии «благословление», о правильном понимании. «Благословите что-либо сделать» – это не равносильно «разрешите». Благословить и разрешить – это разные вещи. Благословите – это значит «призовите на это благословение Божие», помолитесь вместе со мною об успехе этого дела, разделите со мной все мои тревоги, страхи, переживания.

Например, «я иду на экзамен, благословите» не означает «разрешите сдать хорошо». Это означает – «пройдите этот путь на экзамен со мной», в своих молитвах, в своем внутреннем сопереживании, а потом еще, может быть, в своих словах. Кстати, само слово «благословите» – это «благое слово»; это значит «дайте назидание», «дайте поручение». Вот я собрался в дорогу – благословите, то есть дайте мне карту дорожную, чтобы моя дорога была лишена опасностей и привела меня к желаемой цели.

Всегда ли происходит воздаяние за зло? Тоже очень актуальный вопрос.

– Да, несомненно. Знаете, я встречал очень много людей в своей жизни, у которых принимал Исповедь и которые говорили о своих проступках, о том, что они сделали нехорошего, но с этим продолжали жить. Я помню один такой диалог, я задал вопрос: «Вы, наверное, уже сумели пережить за это? Что называется, вернулось все это вам?». На что человек ответил: «Моя жизнь сложилась достаточно спокойно и, можно сказать, хорошо, но это никогда не давало мне спокойствия внутри. Каждый раз, когда я это вспоминал (а вспоминал каждый раз, когда видел храм), во мне это вспыхивало с большей и большей силой». Несомненно, до тех пор, пока этот человек не покаялся, это продолжало жаждать отмщения, если так можно сказать. И отмщением для него была его совесть, которая его укоряла и не давала ему покоя.

Когда мы говорим «воздаяние за зло» – это не означает только лишь наказание, пролитие крови и слез. Прежде всего это означает условия, в которых человек начинает меняться. Отмщенное зло – это, если так можно сказать, еще и созданные условия, чтобы человек изменил свою жизнь: пришел к покаянию.

Владыка, спасибо большое! Ваше слово.

– Спасибо за сегодняшнюю беседу. Дорогие братья и сестры, я хотел бы обратиться к вам, во-первых, с просьбой продолжать задавать свои вопросы и поблагодарить тех, кто эти вопросы задает посредством и наших социальных сетей, и прямого обращения в нашу редакцию. Еще я хотел бы вернуть каждого из нас в воспоминания: помните, когда испачкаешься и идешь домой, страшно боишься – сейчас получишь… Но ведет тебя домой совсем другое чувство – ты знаешь, что дома тебя простят, и твое воздаяние – это прощение. Бог так воздает нам, если мы возвращаемся домой. Помоги Господь нам найти дорогу домой!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс