Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня отец Мелхиседек продолжает отвечать на вопросы. Вопрос: «Пришла на Исповедь – батюшка не выслушал грехи, накрыл епитрахилью и прочитал разрешительную молитву. Как к этому относиться и что делать?».
– Поскольку мы сейчас находимся в Москве, возможно, этот вопрос от прихожанки из Москвы. Но не только в Москве в больших храмах много людей – на сей день у нас катастрофически не хватает духовенства, будь то Москва или областные города. Поэтому наверняка священник читал общую молитву. И на общей молитве он перечислял грехи: это входит в чинопоследование таинства Исповеди.
В это самое время и эта женщина, и все, готовящиеся к Причастию, должны были в этих грехах мысленно каяться перед Господом, открывать Ему свою душу. Если бы была возможность, мы бы батюшке свои грехи сказали (причем не только сказали – грехи должны быть написаны, чтобы это было еще короче).
На нашем приходе есть такая практика: прихожане свои грехи пишут заранее, как об этом говорили Оптинские старцы, святитель Феофан Затворник Вышенский – это говорит о том, что человек продумал свою Исповедь заранее. Редко кто может выразить грехи своими словами быстро – на это тратится огромное количество времени: пока соберется, пока скажет «а», пока «б». Я по практике это знаю. Была такая возможность – отдала записку, не было возможности – не отдала, но главное, что эта женщина была готова открыть свою душу перед Богом. Поэтому Исповедь принята, молитва прочитана, никаких сомнений быть не должно.
Но если мы хотим, чтобы душа была спокойна, надо искать возможность индивидуальной Исповеди. Такая возможность есть в будние дни, можно исповедоваться в субботу утром, когда меньше народу, но не на всенощной в субботу и не в воскресенье утром. Вот тогда у священника есть возможность хоть немножко уделить вам внимание. Мы тоже должны идти навстречу и искать возможности.
Радостно, что сейчас людей больше, поэтому мы сами ищем возможности. Это раньше было много священников – 48 храмов в Москве было, в каждом храме по 3–4 священника. А сейчас, дай Бог, если по 2 священника – настоятель и еще один. Так что надо это учитывать.
Вопрос: «С чем связана традиция утреннего употребления просфор? Почему именно натощак? И как просфора может быть «во оставление грехов, в просвещение ума, в укрепление телесных и душевных сил» и так далее?».
– Так же, как и святое Причастие: самая главная святыня – святое Причастие, потом агиасма – святая крещенская вода. Потом антидор; «антидор» – означает «вместо Причастия». Все это близко ко святому Причащению.
Раньше было так: те, кого отлучали по каким-то грехам от святого Причастия, вкушали крещенскую воду и антидор (есть такое благословение) – они не могли быть достойны святого Причастия, поэтому оно заменялось святым антидором. Те, кто не причащается, тоже вкушают святой антидор. Просфора – святыня чуть меньшая, чем антидор, но все равно это не простая еда, а благодатная, освященная молитвой, таинствами.
Как она может быть во оставление грехов? На ней присутствует благодать Божия, ведь над ней совершались молитвы – просфора была на святом жертвеннике в алтаре, над ней читались молитвы, из нее вынимались святые частички. Как раньше закалали овцу: из нее брали почку и тук (то есть жир), сжигали во всесожжение, а саму овцу разделяли не просто как еду, а как жертвоприношение. Наша просфора заменила кровавую жертву: из маленькой просфоры символически вынимают маленькую частичку, как в ветхозаветные времена бралась часть от жертвенного животного. Остальная просфора возвращается верным, и возвращается она не как простой хлеб, а как освященная, благословенная жертва Господу. Поэтому все связанное со святыней, мы не смешиваем с простой едой и вкушаем просфору утром прежде всякой еды.
Вопрос: «С чем связана традиция ношения нагрудного креста мирянами? Почему это необходимо? Я понимаю, крестик – это символ, а символы важны для людей. Но как символ может выполнить свою функцию, если он скрыт под одеждой?».
– Ношение нательного креста – это внешнее выражение нашего христианства, как у иудеев обрезание – тоже внешний признак, он тоже скрыт под одеждой, никто это не выставляет напоказ как доказательство своей принадлежности к народу Божиему. Одежда здесь вообще значения никакого не имеет. Мы, христиане, обязательно внешний признак должны иметь. Как имеют его мусульмане, иудеи, так же имеют и христиане.
Недавно знакомые были в Египте и рассказали, что копты настолько радикально идут в исповедании христианства, что на руке (не помню, правой или левой), на запястье, делают татуировку креста. Снять этот символ ты уже не можешь, он всегда с тобой.
Прихожанка рассказала интересную историю: она вызвала такси и просит довезти ее до аэропорта. Спросила: «Сколько?». Таксист говорит: «7 долларов». – «Точно 7? Когда меня везли из аэропорта, сначала сказали, что 7 долларов, а потом оказалось 15!». И вместо полемики таксист ей обнажил запястье и показал крест. То есть: «Я христианин – раз сказал, что 7, значит 7!». Я был потрясен: вот тебе символ! Да, крестик сокрыт под одеждой, но это не значит, что его нет в душе.
Этот вопрос немножко от лукавого, в том смысле, что раз символ, то можно снять, можно надеть, а можно не надеть. Нет! От многих мучеников требовали только одного – снять крест. Подумаешь, какой-то символ: деревянный, пластмассовый или металлический... Но это есть исповедание нашей веры, это принадлежность к христианству. Поэтому – под одеждой или не под одеждой – мы должны носить его день и ночь, и снимать только в исключительных случаях – например, на рентгене, на МРТ, когда он мешает работе аппаратуры: тогда это не отречение – просто не будет работать аппаратура. Но ни в каких других случаях мы этого не делаем.
Тяжелый вопрос: «Если у больной отмирает мозг, и она от этого бросила чтение молитв, в комнату с иконами не заходит, то можно оставить ее или иногда давать ей молитвослов? Она боится идти в церковь, молитву «Отче наш» забыла. После последнего Причастия сразу бросила молитвы вечерние, которые не пропускала ни один день...».
– Есть такие заболевания (например, болезнь Альцгеймера и еще ряд заболеваний), когда отмирают клетки головного мозга и заменяются соединительной тканью... К таким людям надо относиться как к детям. Ребенку, когда он маленький, трудно что-то объяснить... Когда подрастет – другое дело.
Люди с такими болезнями – такие же дети, дети великовозрастные, и никуда от этого не денешься. Нужно проявить сочувствие, сострадание, чтобы облегчить несение болезни.
Мне понравился замечательный баннер в Москве, на котором написано: «Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь». Мы всем должны помогать и создать максимальные условия, чтобы человек ушел в вечность в доброй совести и в чистой одежде, за этим мы должны следить. Дай Бог терпения тем людям, которые несут этот крест. Кстати, однажды святые спорили, кто выше – схимник, молящийся день и ночь, или человек, который терпеливо, безропотно ухаживает за больным, который с терпением несет свой крест болезни? Одни превозносили одного, другие – другого, третьи – третьего. А преподобный Антоний Великий сказал: «У всех – и у схимника, и у добросовестно ухаживающего за больным, и у больного – одна награда!». Дай Бог всем не просто терпения, а долготерпения. И пусть побольше будет схимников, которые молятся о нас, чтобы у нас были силы исполнять христианский долг любви.
Следующий вопрос – просто крик души: женщина пишет, что ее сын устроился на работу в крупную международную компанию. Мама сначала радовалась, а потом столкнулась с тем, что сыну приходится работать по 14 часов, задерживаться до 12-ти ночи, в субботу и воскресенье оказались рабочие дни, нет возможности причащаться. Сын хотел пойти на всенощную – на работе задержали. Правило, естественно, не успел вычитать (это понятно – пришел усталый, наверное). Мама переживает: «Как быть, если такой режим работы будет нормой?».
– Любовь Сергеевна, когда мы с вами учились в школе, был такой лозунг: «Мы – не рабы, рабы – не мы». Помните?
Помню, конечно.
– Еще Генри Форд говорил: «С помощью скорости конвейера мы выжмем из них все соки». Юноша поступил, когда скорость конвейера была 1 км в час, потом стала полтора, потом два – ускорение, ускорение, ускорение при одной и той же зарплате. Если так будет дальше продолжаться...
...то без здоровья останешься!
– Мы прекрасно понимаем, что всех денег не заработаешь. Кто-то из мудрых людей сказал: «Первую половину жизни, теряя здоровье, люди тратят на то, чтобы заработать деньги. Вторую половину жизни люди тратят деньги, чтобы восстановить здоровье, которое они потеряли ради того, чтобы заработать деньги». Всех денег не заработаешь. Это только иллюзия, что деньги большие. Он эти деньги потратит на врачей и на лекарства. Я недавно сдавал анализы крови – 5 000 рублей: сейчас медицина дорогая! Поэтому здоровьем надо дорожить и не на всякую работу соглашаться. В наше время любая работа хороша, – но если за нее расплачиваться здоровьем, то, думаю, это безумно.
Удивительно для международной компании: на Западе они себе такого не позволят.
– Я был потрясен – на Западе в субботу и воскресенье магазины не работают. Мы пришли в букинистический магазин в Греции, когда собирали буклеты и альбомы по мозаике. Была суббота, 2 часа дня – они проработали до 2-х дня и закрылись. Мы стояли, размышляли: купим альбом или не купим, а они закрылись, и все, им даже деньги не нужны. Почему? Здоровье важнее.
Надо молиться, чтобы сын все-таки нашел другую работу. Если он смог устроиться в иностранную фирму, значит, образование есть, знание языка есть.
Вопрос: «Подскажите, можно ли православному человеку заниматься йогой? Пойти на йогу рекомендует врач в связи с болями в спине».
– Это просто чушь какая-то, очередное «разводилово». С болями в спине пусть идут к хирургу, к терапевту. А вообще, рекомендую занятия кинезотерапией («кинезо» – «движение») по методу Бубновского, почитать книги, может быть, несколько раз приехать на конкретные занятия. Вот у меня, например, 3 шейных грыжи. Несколько лет назад было такое обострение, что отнималась левая рука. В Москве был последователь Бубновского. Смысл такой: нужно застойным мышцам дать движение, чтобы произошло снижение спазма, движение (работа мышцы, которая спазмирована) дает лечение. Это все очень правдоподобно и, самое главное, физиологически выверено.
У нас раньше на Руси вместо гимнастики, вместо йоги, вместо физических упражнений был агрофитнес: огород, скотина, принеси, унеси, приготовь, подои, и так – круглые сутки, причем это все незаметно было – человек не штангу поднимал в течение часа, а потом несколько часов отходил от этого в сауне, парился, чтобы мышцы в порядок привести. Нет, это было постепенно.
Но в баньку-то ходили!
– Ходили. Работали с утра до ночи, и работа была вроде незаметной, но это была реальная ежедневная работа – не сидячая, как у нас большей частью. Поэтому никакой йоги!
Батюшка, на похожие вопросы Вы уже отвечали, но тем не менее… 4-й год женщина живет в гражданском браке. Она пишет: «Мужчина любит, но зарегистрировать брак почему-то не хочет. Я вроде бы должна уйти, но он мне поддержка и опора. С родными отношения плохие, а у меня со здоровьем неважно, он меня поддерживает. Не знаю, как быть. Мне очень не хочется и дальше жить на птичьих правах. Извините, если как-то неправильно сформулировала вопрос».
– Если за 4 года он не смог разобраться, кто она для него... Это все-таки огромный срок, чтобы подумать… А если для женщины важнее жизнь с Богом – она же пишет, значит, наверное, имеет отношение к христианству. У нас впереди вечность, не только тут все должно быть обустроено. У греков есть очень мудрое выражение: «Не все только здесь». Человек думает, что он каким-то образом здесь обустроился: вроде есть кто-то под боком, есть кому накормить, кому стакан воды подать, а во что это дальше выльется, человек даже не задумывается.
Прошло 4 года. Кто ты для него? Только средство для проживания, для сожительства – и не больше! Человек этими отношениями не дорожит. Поэтому надо останавливаться во грехе. А что будет дальше – Господь даст. Заповеди Божии мы должны всеми силами соблюдать. Счастья в такой ситуации не получится: кто живет без Закона Божия, кто против Закона Божия живет, ничего доброго и путного из этого не будет.
Надо принимать решение.
– И никакой это не гражданский брак, а просто сожительство.
Да, так всегда это, кстати, и называлось – сожительство. Следующий вопрос пространный – мы его и друг другу, и сами себе задаем: «Почему нас, православных, так мало? Вроде бы и войны нет, и все грамотные, и богоборчества нет, и храмы открыты, а мы безответны перед Богом – в такое благоприятное время не стремимся, не идем к Нему. Почему нас 3–5 %?».
– Радуемся и этому. Например, я служу в конкретном месте – в микрорайоне Ясенево. Когда 20 лет назад я начал здесь служить, в Ясенево было 2 храма – храм в честь Апостолов Петра и Павла и храм в честь Казанской Иконы Божией Матери, что в Узком. Сейчас есть еще Покровский храм, храм в честь Святых Страстотерпцев – уже 4 храма и еще 2 приписных, и все они – полные.
Так вот, не могу сказать, что за 20 лет количество людей уменьшилось. В районе людей не прибавилось, а в храмах людей прибавилось вдвое (было 2 храма, а стало 4 – и все они полные). Если бы в районе было 10 храмов, то и 10 были бы полными. Сложно сказать, много нас или мало, увеличивается количество православных или уменьшается. Я считаю, что увеличивается.
«Не бойся, малое стадо» – так хочется ответить.
– И величина не должна нас пугать. Вы вспомнили хороший принцип духовной жизни: не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство и входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Мы, конечно, переживаем, что не все знают об этом, не все живут духом, а большая часть живет брюхом. Нам это обидно, жалко, мы за это переживаем. Но, с другой стороны, радуемся, что Господь призывает, что колос растет, колос наполняется, и мы не видим того, чтобы колос падал на землю и зерна высыпались из колоса, созревание реально идет. Мы слышим, что на Западе храмы закрываются, продаются, переформатируются. Но в России этого пока, слава Богу, нет.
Кстати, есть статистика, что в России в среднем в день открывается один храм. А если взять за год? Это милость Божия. И Бога будем благодарить, радоваться, что мы имеем счастье принадлежать этому стаду. Мы имеем счастье быть призванными, имеем счастье радоваться духовной жизни, имеем счастье быть христианами, нося на себе крест (нательный или монашеский), крест пожизненный, зная, что крест – это ключ, которым мы откроем (если пронесем его до конца) двери рая: кто-то из святых об этом сказал. Дай Бог, чтобы наш с вами крест был нам всем во спасение.
Спасибо, батюшка. Добавлю только, что революция произошла в России православной, где почти все были православными: не в количестве дело, а в качестве. Отец Мелхиседек, огромное спасибо – мы с Вами сумели ответить на большую часть вопросов. Но вопросы еще есть, и очень хорошие, жизненные, так что в следующей программе будем отвечать на вопросы телезрителей.
– Бог всем в помощь, дорогие братья и сестры!
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.