Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (992) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Во всех случаях, когда мучает совесть, надо идти на Исповедь

Протоиерей Димитрий Смирнов: Во всех случаях, когда мучает совесть, надо идти на Исповедь

№47 (992) / 10 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Господь говорит: входите тесными вратами. А что значит «тесными»? Как понимать Его слова в контексте современной жизни?».

– Это, конечно, образ. К спасению путь узкий, а широкие пути вводят человека в погибель.

В чем теснота пути в Царство Небесное?

– Ну, например, чтобы подняться на гору, нужно идти узкими тропами. Обычно на подъем, если не очень высоко, таких тропинок может быть 2–3, но вряд ли больше. Если поднимаешься уже выше, остается одна-единственная. А падают с горы с любого склона. Даже и тропинка не нужна: «Э-эх!» – и покатился. Останешься ли жив, неизвестно, но кости поломаешь.

Но падать всегда легче, чем подниматься.

– И больнее.

Но почему тесно человеку идти этим путем?

– В духовном плане тоже существуют всякие препятствия. Во-первых, это грех. Все люди на земле рождаются грешными, так как мы все дети Адама и Евы – они родоначальники человечества, и мы все унаследовали грех. И хотя мы имеем физическую силу, но человек – существо совершенно не могущественное и подвержен всяким болезням, страстям, своим привязанностям, и так далее. Это все нужно человеку преодолеть на пути. Поэтому особенно ему «растекаться по древу» не приходится, если он серьезно озабочен своим спасением. Немного остается времени.

Вопрос телезрителя: «Что такое понятие Софии Премудрости Божией? То есть не персонифицированной матери Веры, Надежды и Любови, христианских мучениц, а именно Премудрость Божия, когда освящен храм в честь Софии. Это не ипостасное понятие? Просто я интересовался именно этим вопросом, но так и не смог для себя уяснить его окончательно. Не могли бы Вы мне внятно, как Вы умеете, дать понять, что это такое?».

– Я стараюсь внятно отвечать. Но понятие Софии Премудрости Божией лежит за пределами моего ума. И на эту тему я вас отсылаю к отцу Сергию Булгакову. Эта тема развита в достаточной степени в трудах отца Павла Флоренского. Но если перевести в такую вульгарную плоскость… В латинском изводе этого слова – это, конечно, не ипостась, а ипостасное свойство Христа Спасителя. Очень часто, когда мы говорим «Бог», мы не имеем в виду какую-то Ипостась, а этим самым мы отсылаем того человека, которому говорим, как раз к Премудрости Божией.

Мы даже можем забыть, что в Новом Завете или Ветхом Завете те или иные слова звучат. Но с уверенностью чувствуем: то, что сейчас я произношу, есть Премудрость Божия, и мы с ней соглашаемся. Так что в нашем опыте домашнего богословия София тоже присутствует.

Если вам такого объяснения достаточно, то – пожалуйста. Больше ничего не могу сказать: это выше моего ума. Хотя эти книги читал и даже в процессе чтения (был тогда еще достаточно молод), мне кажется, понимал. По прошествии 40 лет это все во мне ослабло, мне надо опять вернуться к этим книгам, которые очень дисциплинируют голову. Но так как я перешел на практическую деятельность, то это стало мне уже не по уму. Ну вот, всего вам доброго.

Вопрос: «Мне 20 лет, но я уже успел наобещать Богу обетов больше, чем волос на голове – и даже трети не помню, что обещал. Относился к обещаниям необдуманно и легкомысленно, а что теперь делать? Как поступать? Совесть мучает».

– Чтобы облегчить совесть, надо идти на Исповедь и там эти вопросы решать. Во всех случаях, когда мучает совесть, надо идти на Исповедь.

Обещание дано Самому Богу. И как не исполнить его? Невозможно.

– Как невозможно? Вот пожалуйста: перед нами человек, которому это все возможно. Он понимает, что он не прав. Но он должен это засвидетельствовать на Исповеди и покаянием исправить – и впредь больше таких глупостей не делать.

Людям свойственно порой давать Богу обеты.

– Но именно когда человек наполнен глупостью… Как человек, который вообще не имеет никакой власти, не знает, что с ним будет через две минуты (не то что завтра), может давать обещание Богу? Этот человек безнадежно глуп. А глупость – это очень усложняющее жизнь качество. Поэтому надо обязательно в нем, в этом качестве, раскаяться и больше никогда таких вещей не делать.

Вопрос телезрителя: «Как бороться с унынием? В частности, как перестать тревожиться за здоровье свое, своей семьи, своих детей? Скорби иногда случаются, и тяжело бороться с унынием. Хотел бы Вашего совета».

– Уныние – это одно, а тревога о близких – другое. Конечно, тревога (я наблюдаю за своей паствой) зачастую приводит к унынию. Поэтому начинать борьбу с унынием следует походом к психиатру – есть определенные признаки, которые все доктора знают, и они сразу могут сказать, есть у вас заболевание или нет. Если заболевание не хроническое, то есть это произошло год назад, вылечить вас довольно просто. Если это идет уже десятилетия, то довольно трудно, – но с первых шагов приема специальных медикаментов сразу наступит облегчение. Вот с этого надо начинать.

И так при многих заболеваниях: вот, например, обнаружат, что низкий гемоглобин. И врачи стараются исключить одно, второе, третье, чтобы на чем-то остановиться. А потом исследуют, так это или не так.

Очень важно поставить диагноз: уныние и депрессия очень близки по своему проявлению, может быть путаница. Очень полезно, если психиатр будет человек православный – тогда вы будете говорить на одном языке, и исцеление придет скорее. Я бы на вашем месте так и сделал. Некоторые люди по разным причинам (в основном суеверным) психиатров боятся. По-моему, это одна из тех глупостей, о которых я давеча говорил.

Но чаще человек сразу идет в церковь, впав в такое состояние, даже если он не очень церковный...

– Это хорошо: если человек пришел в церковь, то это очень облегчит ему исцеление – как только человек пришел в церковь, он уже не один: и священник с ним, и Сам Господь. Его научат в церкви с Богом общаться, и он может даже выздороветь и без медикаментов. Это зависит только от степени болезни. Но все же для контроля нужен хороший психиатр.

Вопрос телезрителя Анатолия: «У меня такая проблема. Потянуло в церковь, стал читать Евангелие… Любил выпить – сейчас меня не тянет пить. Матерную речь употреблял – это ушло, не ругаюсь, даже слушать не хочу. Но я – курильщик и по этой причине не могу причаститься. Как мне быть?».

– Чтобы бросить курить, надо научиться не курить сутки. Вы так можете?

Я не курил больше. Неделю не курил.

– Тогда зря начали. Есть такой метод: человек не курит сутки, потом просыпается утром следующих суток, и какая перед ним стоит задача? Не курить еще одни сутки. Прошлые сутки он же не курил – не помер? И эти. И так неделю, месяц, квартал. Потихоньку отвыкнет. Придется помучиться – года 2 будет хотеться, но потом возникнет отвращение. Не знаю, у нас на приходе никто не курит, а курили довольно многие – все побросали. Поэтому вы должны Господу Богу в этом тоже помочь.

Если человек озаботится о памяти смертной, я думаю, не только от курения за год можно избавиться.

– Понимаешь, какое дело: есть люди, которые какие-то высокие задачи не воспринимают, а вот бросить пить и ругаться – это для второго класса задача-то, не для взрослого мужчины. Все такие, видишь, простые... Поэтому у него на это может много времени уйти. Но само желание духовно выздороветь очень положительное – этот процесс может его увлечь, и он дальше перейдет к тому, чтобы и ежедневно Евангелие читать. Даже если сейчас он читает Евангелие – он же не понимает; не то что совсем не понимает, но не понимает глубинного смысла, а толкование будет вообще ему не по уму.

Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, при Соборовании забытые грехи прощаются? В эфире иногда разночтение, разномыслие по этому вопросу».

– Отвечаю: кому как.

От чего это зависит?

– Если греха больше нет, ты к нему не возвращаешься, даже забыл, что он был, – значит, ты прощен.

Когда-то в детстве были грехи, связанные с детством, потом «грехи юности»…

– Это понятно. Но принцип тот же. У детей какие грехи? Зависть, сквернословие, обман, своеволие, ябеды, капризы. То же самое, если это женщина 60-ти лет или 80-ти. Какая разница? Ребенок перед нами или здоровый мужик, грехи те же.

Человек не вырастает из детских грехов?

– Нет. Вырастает из грехов человек только через Покаяние – или когда Бог помогает. А как Бог помогает? Скорбями и болезнями – дает человеку какую-то тяжелую болезнь, и его настолько поглощают страдания, что ему уже не до греха.

Но тут опасность греха уныния?

– Опасностей много, поэтому Сам Христос предупреждает: глядите, как опасно ходите.

Вопрос: «Святой Иоанн Креститель, обращаясь к народу, говорит: сотворите достойный плоды покаяния. А что это за плоды?».

– А там же он перечисляет...

Но человек, видно, не обратил внимания.

– Жалко. А так плоды могут быть разные. Ну, например, вот наш телезритель бросил курить – допустим, курит он пачку в день, и с этого дня начал копить (я не знаю, сколько сейчас сигареты стоят), каждый день складывает. За год накопилось – и купил что-нибудь жене: вот это плод покаяния.

А так все на себя тратил, на отравление собственного здоровья.

– Да. Чтобы она потом его лечила. А вот – в благодарность. Или, допустим, так: как накопится тысяча или полторы – пошел цветов купил.

Вопрос телезрительницы: «Подскажите, пожалуйста, как мне разобраться с постом? Как начинаются посты, сразу начинается в душе какая-то тревога. Что такое чревоугодие, я понимаю: это грех. Но в пищевом плане никак не могу поститься – не объедаюсь, мясного тоже не ем (уже просто по своим физическим возможностям). А могу ли я есть в силу своих возможностей в пище, но пост соблюдать в другом? Скажем, молитвенное какое-то правило брать?».

– Так это даже нужно обязательно. Еда – самая первая ступень поста, для первого класса средней школы. Это самое простое: не ешь тортик, а ешь бородинский хлеб. Собственно, тут и объяснять нечего, так все просто – намазал черной икрой и съел. А вот духовный пост – это следующая ступень. Сначала Писание читать, пока не выучишь наизусть, потом святых отцов, потом православное богословие. Так будете развиваться. А есть мера поста еще выше. Например, так устроить свое питание, чтобы деньги оставались; за пост, 40 дней, накопилось какое-то количество денег – и раздал эти деньги нуждающимся. Например, многодетной семье. В конвертик заклеить и отдать – и это тоже пост.

Батюшка, вот слышал такое: когда начинают ограничивать себя в еде – накапливается раздражение. Видно, перестройка организма таким образом проявляется – раздражение просто по каждому поводу. И, говорят, как только прекращается пост, начинаешь есть – и все как обычно…

– Нет, если человеку есть кашу – у него не будет никакого раздражения.

Есть такие мясоеды: двух дней без мяса не могут.

– Не знаю, это все от привычки зависит.

И привычка, когда ее нарушаешь, приводит к сильному раздражению.

– В человеке все – привычка. Если ты уже встал на христианский путь, надо привычки-то менять, друзей менять.

Батюшка, может быть, дадим совет нашим телезрителям, к чему постом стоит стремиться?

– Чтобы стоять на посту своей души, вот к чему.

Вопрос телезрительницы: «Гимн любви апостола Павла – не понимаю, о какой любви речь идет? Я подала нищему – как я должна любить?».

– Обычный женский вопрос. Для женщины любовь – это значит обнять, за талию или за плечи – и начать целовать ротик, щечки, шейку. Вот они без этого не понимают. А любовь – это совсем другое. У нас в русском языке (он по сравнению с греческим очень бедный) – люблю колбасу и сало, Игоря Федоровича Стравинского и Филиппа Киркорова. Человек – а одно слово «люблю»: и внука люблю, и дочку люблю. Так что это все путаница, не понимаем, о какой любви речь.

А христианская любовь – это сколько литров крови ты готов дать за этого человека, которого видишь первый раз, а потом уже не увидишь никогда. Вот какая любовь. Совершенно бесплатно ты готов за него свою кровь отворить и ему дать. Вот и все.

Что такое любовь? Это когда иду и вижу – человек зачитался, идет по трамвайным путям… Тот ему звенит, а он не слышит, и трамвай его бьет. А что такое любовь? А любовь – я к нему подбегаю, его отталкиваю. И сам какой-то урон терплю. Конечно, не попадаю под трамвай, но лечу в грязь, пальто испортил, деньги тратить надо на химчистку. Вот что такое любовь.

Любовь – когда человек звонит, ему трудно одному, он страдает от одиночества. А мне он надоел. Но я думаю: ну ладно, вот 20 минут потерплю – сколько смогу, столько его утешу. Мне совершенно неинтересны эти бесконечные разговоры: у кого что болит, да какая дочка, да какой зять – прямо одно и то же кругами. Потерплю ради любви к ближнему. Вот и все. Вот это любовь. Ни о каких поцелуйчиках даже не идет речи. Любовь – это приносить себя в жертву. Вот что имеется в виду. Это жертвенная христианская любовь.

Но людям очень важно, чтобы еще и некие чувства были к человеку.

– У женщин – да. Но любовь – это не чувства. Это свойства.

Человек мне неприятен – это мое чувство. А я ему делаю добро...

– Поэтому и не понимают люди, что значит: любите врагов ваших. Как это? Врага любить – это что же, мне его в десна целовать, гада такого? Да нет, не об этом речь. Относись к нему с такой же любовью, с какой (как ты бы хотел) чтобы к тебе относились, к твоему тому же внучку, о котором мы говорили. А к нему пылать какими-то чувствами совсем не нужно. Для этого есть муж, для этого есть муза – сиди пиши стихи: «Я помню…» иль «Забыл…». В общем, в этом духе.

Вопрос: «Как возложить печаль свою на Господа – какую молитву прочитать? Или изложить прошение своими словами? Как правильно?».

– Правильно – это не значит какую-то молитву прочитать. Это от всего сердца сказать: «Господи, помилуй!». Каждый, кто возлагает всю надежду на Бога, нуждается в Его милости – вот в этих двух словах и есть желание, чтобы Господь помиловал.

Спасибо, батюшка, за ответы. Пора прощаться.

– На здоровье! Всего вам доброго, дорогие братья и сестры, очень хорошо мы с вами нынче поговорили.

Записала:
Татьяна Муравьева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс