Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (992) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Духовная отвага и ответственность

Протоиерей Димитрий Беженарь: Духовная отвага и ответственность

№47 (992) / 10 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Сегодня тема нашей передачи – «Духовная отвага и ответственность». Мы уже говорили о духовной ответственности, и после было много комментариев. Возникла потребность продолжить эту беседу. Первый вопрос возник из комментариев, оставленных нашими телезрителями: многие люди под словами «ответственность» и «отвага» понимают разные вещи. Например, под словом «отвага» зачастую понимают прямое обличение и осуждение пороков. Как это убеждение можно развенчать?

– Вы совершенно правы. У большинства людей, в том числе у христиан, существует немного превратное представление, что отвага, мужество, героизм должны проявляться в форме открытой борьбы со злом, прямого обличения недостатков, пороков, которые мы замечаем. Нередко, думаю, вы и сами таких людей встречали, когда человек говорит: «Я прямой – что вижу, то и говорю», или: «Я всегда говорю правду, не могу говорить полуправду, я должен обличать, если что-то вижу, молчать не могу»… Признак героической, отважной души якобы только в том, что, видя пороки, недостатки, надо обличать сразу, причем в лицо, не задумываясь об ответственности за свои слова, вообще о последствиях своего слова. Ведь слово способно ранить, как обоюдоострый меч, пишет святитель Иоанн Златоуст. Слово – великое оружие: им можно уврачевать, а можно ранить, просто убить.

К сожалению, акцент здесь делается не совсем верный: гораздо большая отвага необходима, чтобы, видя недостаток, порок, бороться с ним своим собственным примером. В любой ситуации, в любом коллективе, сообществе, если мы видим недостатки, большую отвагу надо иметь, чтобы, оставаясь в этом коллективе, мужественно бороться собственным примером против, допустим, общественного мнения, если оно негативное, греховное, если противоречит Евангельским заповедям. Если человек на своем месте, куда его поставил Бог, находится в окружении людей, которые не живут по-христиански (более того, высмеивают христианские ценности, высмеивают его за то, что он христианин), а он, оставаясь здесь, отважно продолжает христианскую жизнь, то тут мужество большее нужно, нежели, допустим, чем встать, обличить, громко что-то сказать, вызвать гнев в свой адрес и вроде бы, как преподобный Паисий Святогорец говорит, такой кавалерийской атакой бороться со злом. Здесь тоже отвага, никто не спорит; даже обличить словесно какой-то недостаток тоже отвага нужна. Но большая отвага и ответственность – когда ты собственным примером стараешься показать, как надо жить.

Мне кажется, мы зачастую воспринимаем отвагу в виде прямого конфликта, ибо наблюдаем воочию такое проявление, а человека, который борется вторым способом – скромно несет свой крест, – мы не замечаем. Зачастую многие фильмы, книги построены на том, что герой всегда обличает, он всегда заметен, а незаметные герои не представляют интереса.

– В этом-то всепобеждающая сила Христова смирения. Посмотрим на жизнь Спасителя. Как Господь жил? 3 года Он служил человеческому роду. До этого 30 лет вообще жил в безвестности. Как Господь терпеливо нес немощи людей! Днем и ночью, до изнеможения, до усталости проповедовал людям о Царствии Божием в притчах, исцелял всякий недуг, всякую болезнь. Кстати, очень характерный Евангельский эпизод, где Господь укрощает бурю – в Галилейском море разыгралась такая буря, что ученики даже боялись за свою жизнь; они будят Учителя и говорят: «Учитель! Неужели тебе нужды нет, что мы погибаем?». До какой степени уставал Господь наш Иисус Христос по Своей человеческой природе, что даже во время бури на корабле Он спал от изнеможения… Они Его будят (тем самым проявляется их маловерие) и говорят: «Учитель! Неужели тебе нужды нет, что мы погибаем?». Он запретил буре и ветру, водворилась тишина, и Спаситель говорит им: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?». Именно смиренное, терпеливое, кроткое обличение пороков собственным примером...

Его Учение перевернуло человеческую историю. Мы сейчас исчисляем годы от Рождества Христова. Мир стал другим после Пришествия Спасителя, хотя Господь не призывал к открытой и сознательной борьбе.

Разумеется, в Евангелии мы встречаем другие случаи… В частности, когда Господь вошел в Иерусалимский храм и увидел там торгующих (дважды в Евангелии об этом упоминается), Он сделал бич и, пылая праведным гневом, выгнал всех торгующих, кто храм Божий превратил в настоящий вертеп разбойников, – но даже здесь Его гнев был бесстрастный, праведный. Здесь мы видим важный пример. Господь действовал там, где нужно защитить святыню, защитить имя Божие. Тоже надо это понимать, – мы порой не делаем различия, мы готовы с отвагой защищать якобы доброе дело, но на самом деле, если в глубину души посмотреть, защищаем свое собственное уязвленное самолюбие, эгоизм. «Меня обидели, не поняли, не услышали, не пошли навстречу» – и человек готов, словами преподобного Паисия, кавалерийской атакой защищать якобы правду, но правду свою – ущемленное самолюбие.

Во что может превратиться отвага без ответственности?

– Так называемая безответственная отвага превращается в то, что порой любой недостаток (даже не недостаток, а то, что, с нашей точки зрения, считается неправильным) вызывает негодование, раздражение, и в состоянии страстности, раздражения человек готов обличать в лицо и считает, что он так должен поступать: его так воспитали – он должен говорить только правду, никакой полуправды, только в лицо обличать.

Получается, как мудро говорит преподобный Паисий Святогорец (чаще всего вспоминается его сравнение), так: мы уподобляемся безрассудному алтарнику, который, видя, что в храме одна свеча наклонилась, бросается ее поправить, но при этом расталкивает всех людей и с размаху подсвечник сбивает. То есть вроде бы у него порыв отважный (кто же спорит? Это, конечно, отвага: видишь, что свеча наклонилась, – надо отважно броситься), но бросается так, что вносит смуту, всех расталкивает, всех смущает. И вроде он отважный, его не назовешь трусливым, малодушным, не отсиделся в стороне, молча – «моя хата с краю»; он отважно поступил, но результат его отваги приводит к худшим последствиям. Или вот человек видит где-то грязь… Преподобный Паисий Святогорец тоже говорит: ведь можно грязь аккуратно чем-то присыпать, чтобы люди на нее не наступили, а можно ее расковырять и сделать зловоние еще большим. Тоже вроде бы отважный поступок, вроде бы человек говорит: я не равнодушный, я не промолчал, я поступил отважно. Но результат твоей отваги какой?

Мы говорили о прямом словесном обличении. Может ли оно в каких-то случаях быть полезным?

– Может – тогда, когда мы заранее 7 раз (как в пословице, 7 раз отмерь – раз отрежь) подумаем, какими мотивами мы движимы. Допустим, мы видим недостойный поступок. Чем ты движим? Задать этот вопрос самому себе, не торопиться: «Я сейчас движим чем? Этот человек мне неприятен, несимпатичен, поэтому я хочу его уязвить, а тут представилась возможность. Если я движим этим, то движим чем? Эгоизмом, гордыней, желанием опорочить человека. Даже если он действительно поступает неправильно, то, движимый такими мотивами, как поступаю я?»… Если я христианин, я понимаю свою ответственность перед Богом: мы перед Богом предстоим – Бог видит меня, мою душу, видит его; и то, что он поступает неправильно, Бог тоже видит.

Но если мотивы нечисты, эгоистичны, горделивы, то христианину лучше сдержаться, промолчать. В этих ситуациях не будут полезны наши слова. Другое дело, если мотивы чисты, то есть бесстрастны, и у нас нет к человеку неприязни, нет цели его унизить, оскорбить при всех. И можно так сказать, что это вызовет бурю негодования. Знаете, как камнем о камень – искра. А можно тоже словесно обличить, но с любовью, мягко, деликатно, как будто вы мягко подсказываете человеку то, что он и сам понимает. Тут много нюансов.

Вы говорили о праведном гневе. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что значит праведный гнев.

– Гнев может быть праведным, как я немного раньше сказал, когда у нас чистые мотивы и когда мы защищаем святыню – имя Божие, храм, вещественные святыни или честь и достоинство ближнего.

Пример, который всегда должен быть перед нашими духовными очами, – это Господь наш Иисус Христос. Мы знаем, что Господь сделал бич из вервия и выгнал торгующих из храма. В то же время, когда Господа Самого взяли в Гефсимании, привели на суд первосвященников и всячески оскорбляли, били по ланитам, издевались, а потом повели на суд Пилата, Господь за Себя не заступился. Будучи Всемогущим Богом, Богочеловеком, имея все возможности… Вспомните Евангельский эпизод, когда вместе с Иудой-предателем пришли воины. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю (у евангелиста Иоанна Богослова это описывается). Господь Своим всемогуществом мог Себя защитить, но не защитил: Он знал, что должен испить чашу страданий, и руку не подымал в защиту Себя, перед судом Пилата не оправдывался и когда был перед Иродом, который хотел видеть чудо, ничего не отвечал. Вот пример: когда дело касается святыни или чести ближнего, возможен праведный гнев; когда мы должны за кого-то заступиться. А когда это касается нашей чести или нашего достоинства, надо понимать: есть моменты, когда ты должен потерпеть, смириться, подражая Господу Иисусу Христу.

Что в наше время вытесняет отвагу и мужество, что порождает малодушие?

– Вытесняет отвагу многое. Один из факторов, немаловажный и достаточно очевидный (надо быть немного внимательным к себе, чтобы увидеть, что вытесняет и духовную отвагу, и ответственность и вообще подавляет мужество, даже убивает всякое желание жить, что-то созидать, к чему-то стремиться), – это чрезмерная перегруженность информацией. Видите ли, враг нашего спасения имеет такую хитрую уловку – наше сознание улавливать в информационные капканы (знаете, как в капкан птичка попала: вроде бы свободна, а вырваться не может, – так и информационные капканы для нашего сознания). Ум и сердце туда попадают, и не можешь сразу освободиться. Этих капканов немало.

Приведу вам, дорогие друзья, простой пример из жизни. Идет человек, вроде бы занят своими мыслями. Взгляд бросает – стоят рядом припаркованные чужие автомобили. Вдруг взгляд падает на один из автомобилей – и его ум попадает в информационный капкан. Он смотрит на этот автомобиль, и к нему приходит помысел: «А почему этот автомобиль так дорого стоит? А что вообще в нем такого? Почему у него такая цена?» – и все, он попал в капкан – на несколько минут. Идет дальше, а его ум переживает за автомобиль (который ему не принадлежит, слава Богу: он тебе никогда не будет принадлежать, иди своей дорогой, занимайся добросовестно своим делом, помни о Боге!). Вот попался на 15–20 минут в капкан. Потом враг эти мысли уже начинает развивать, начинаются широкие обобщения: «Почему у нас такие автомобили не делают? Почему они у нас не столько стоят?»...

И таких информационных капканов множество – это лишь один из примеров, а бывают капканы, которые неделями, месяцами держат наш ум в плену. Вот, например, по телевизору что-то посмотрели и узнали, что какой-то известный (или малоизвестный) человек что-то сказал – и потом все обсуждают, что он имел в виду, а потом вроде он извинился, кто-то ему что-то на это возразил, и надо из передачи в передачу смотреть: что ему возразили, что он ответил. Получается, ты живешь не своей жизнью. Мало того, что от Бога удаляешься, о себе не помнишь, о своей душе, – более того, мы порой забываем о самых близких людях, с которыми Промыслом Божиим на этом жизненном пути поставлены.

Ведь нередко такое бывает (не сочтите за иронию мои слова): в семье мужчина возвращается с работы и страстно ждет анонсированную ранее передачу, ведь в ней то, что его интересует, – какая-то звездная пара разводится, будут делить наследство. Сын к нему подходит: «Папа, помоги реферат написать». – «Отстань, сынок, сейчас передача будет, я хочу понять, кому что достанется». Он сына оттолкнул, пренебрегает близким человеком. Пожилая мама подходит: «Сыночек, сходи в аптеку, мне лекарство возьми». – «Мам, отстань, тут дело Скрипалей, я хочу понять, кто стоит за их отравлением, я же культурный человек, я должен все это знать…». И месяцами сознание в информационных капканах, – но пренебрегаешь близкими людьми, за которых несешь ответственность. Поэтому не все нужно слушать, не все нужно смотреть. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорит, что праздный ум – седалище для диавола: когда ум в праздности, когда ум о Боге не помнит, он сразу становится седалищем нашего врага, и враг туда что угодно, всякий мусор вкладывает.

Что помогает против этого? Иисусова молитва?

– Для памяти Божией, конечно, самая лучшая в христианской традиции молитва Иисусова. Можно другие: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Боже, милостив буди мне, грешному». То есть это любая краткая молитва, чтобы ум постоянно возвращался к памяти о Боге. Как мудро говорится: когда Бог на первом месте, то все остальное на своем. Тогда все будешь успевать, все будет вовремя.

Вопрос телезрительницы: «Как реагировать на рассуждения в СМИ по поводу того, что Православная Церковь лишена соборности, что занимается только внешними вопросами, совершенно не занимается духовным воспитанием людей. Не только СМИ на эту тему говорят, но даже мои знакомые, просто люди, случайно встречающиеся. Это очень горько. Особенно страшно, когда СМИ рассуждают на такие темы. Послушаешь и понимаешь, что они очень далеки от храма и малоцерковные люди. Очень горько все это слышать. Как в таких случаях быть?».

– В первую очередь могу посоветовать: смотрите телеканал «Союз» – здесь вы не услышите подобных высказываний. Вы правы, горько человеку верующему и искреннему такое слышать. Нередко это говорят даже люди священного сана, чаще всего из раскольнических группировок. Даже более того скажу. Мои знакомые обратили внимание на один канал, очень скромно называющийся «Канал истины» (далеко не везде найдешь такое скромное название). Показывается, как совершалось богослужение на 100-летнюю годовщину убийства Царской Семьи в Екатеринбурге, стотысячный крестный ход от Храма-на-Крови последовал до Ганиной Ямы. Архипастыри, множество людей идут, и вот кадры этого крестного хода, даются комментарии. Сидит один из бывших насельников лавры, иеродиакон (не буду называть его имя – в нашу задачу не входит осуждение человека, это просто констатация факта), где-то в квартире, и спокойно, с хладнокровием в голосе говорит: «Вся Россия идет в ад». Показываются опять эти кадры. Подразумевается, что все люди, которые были на этом крестном ходе, идут в ад. Он просто сидит и спокойно это говорит. А в качестве доказательства ссылается на одну пожилую женщину, у которой сам же этот иеродиакон брал несколько лет назад интервью – ей приснилось, было видение, что вся Россия идет в ад. Он сам у нее взял интервью, даже видеофильм «Встреча с вечностью» выложили. И хладнокровно констатирует, сидя у себя на кухне, что «вся Россия идет в ад», что «в Церкви нет соборности» и так далее. К сожалению, люди на это попадаются. Очень горько такое видеть, очень больно такое видеть. Это в силу малограмотности и ревности не по разуму. Что на это можно ответить? «По плодам их узнаете их».

К сожалению, есть люди, которые так рассуждают, сидя на кухне у себя: они понимают, что к ним в раскол не пойдет масса людей, что верные чада Церкви к ним не пойдут, в какие-то подвалы, и это их внутреннее чувство ущербности приводит к тому, что они говорят: сейчас нет соборности, ничего не делается. Таким людям напомните слова из Евангельской притчи о пшенице и плевелах, которые выросли на одном поле, и как Господь, господин, говорит жнецам: нет – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою...

В заключение позвольте еще раз напомнить главную мысль нашей сегодняшней беседы: духовная отвага и ответственность очень связаны между собой. Подлинная духовная отвага не в том состоит, чтобы обличать, думая, что говоришь только правду, что ты прямой человек: что видишь, то и говоришь. Научись жить по правде и, находясь в любом месте, собственным примером, мягко, деликатно, спокойно, смиренно отстаивай правду. На это большую надо иметь отвагу. Отвагу и постоянство. Просто высказать что-то, обличить, оскорбить и уйти куда-то – вроде бы тоже отвага, но это меньшая отвага. И она безответственна. А ответственная отвага – когда отстаиваешь правду на своем месте. А если надо, пострадаешь за Христа.

Благодарю Вас.

– Господь да благословит вас, дорогие друзья, на все доброе! И почаще смотрите телеканал «Союз».

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс