Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (992) → Архимандрит Александр (Глоба): Господь Иисус Христос исцеляет дух, душу и тело человека через Свои истинные Тело и Кровь

Архимандрит Александр (Глоба): Господь Иисус Христос исцеляет дух, душу и тело человека через Свои истинные Тело и Кровь

№47 (992) / 10 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Что самое главное в Рождественском посту для православного христианина (и не только начинающего поститься)?

– Самое главное в этом посту – подготовить себя, свою душу, свое тело, сердце, ум к принятию величайшего события Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ведь это действительно большое событие, которое на сердца православных христиан (и вообще христиан) накладывает особый духовный отпечаток радости, того, что у каждого человека есть надежда на спасение: в мир приходит Сам Господь Бог, принимает тело и состояние, в котором находится греховный человек, но Сам, будучи без греха, берется за наше спасение. И каждое Рождество сердце православного человека встречает с радостью: это величайшее событие. Так что каждый должен подготовиться к нему особым образом – молитвой, привести свои телесные чувства в спокойствие, чтобы умом и сердцем принять Родившегося Бога.

Но пост прежде всего, как Вы сейчас отметили, – это духовное состояние, не гастрономическое. Но ведь скоро Новый год, светские праздники, корпоративы – как к этому относиться?

– Необходимо относиться трезво. Люди, которые участвуют в корпоративах и относятся к Церкви постольку-поскольку (есть такая категория людей), наверное, должны вести себя так же, как и все, не выходя за рамки приличий в той компании, где они находятся. То есть если будет стол, предполагающий какие-то блюда, и человеку будут предлагать это попробовать, то люди малоцерковные могут, конечно, праздновать.

Спокойно относиться.

– Абсолютно. Чтобы не было никаких споров по поводу веры. Человек, который вступает в споры, не всегда сможет выйти из них победителем, а люди, которые начинают спор, особенно искусные в том, чтобы людей приводить к такому состоянию, делают это, чтобы посмеяться и над его верой, и над его Церковью. Я советую таким людям не вступать в споры, особенно в моменты, когда может быть ущерб душе и сердцу человека.

Вопрос телезрительницы: «У меня очень низкий гемоглобин, повышенное СОЭ. Я была у эндокринолога, у меня нашли проблемы со щитовидкой. Мне сказали, что ни в коем случае нельзя поститься. Как быть с постом? Я же все время постилась. Я инвалид, никуда не хожу».

– Это категория людей, которые в гастрономической части поста имеют особенные послабления: допустим, в течение всего Рождественского поста в среду и пятницу стараться исключать мясные продукты. А здесь человек страдает тем, что низкий гемоглобин, ему необходимы медицинские препараты и особый стол, который включает в себя, может быть, красное мясо, печень. В среду и пятницу тогда, по возможности, мясное исключается. Если необходимо есть все время и в определенном количестве, пусть по рекомендации врача ест. Ну а людям за 50 лет я в своей пастырской практике все-таки благословляю употреблять кисломолочные продукты и продукты, которые содержат кальций, витамины: люди, которые зимой постятся, себя лишают необходимых питательных веществ и наносят ущерб своему здоровью. И чтобы не было никаких нареканий на Церковь, на постные дни и Типикон, церковный Устав, чтобы такие люди себя нормально чувствовали, могли прийти в церковь помолиться, нужно особое послабление постного стола.

Но здесь ни в коем случае нельзя говорить, что можно дать себе послабление в духовном посте, надо особенно усиленно держаться этого поста. Также душевный пост: ограничить себя от смотрения телевизора, от обсуждений, осуждения, чтения неполезной литературы. Чтобы все-таки свое сердце и душу привести к праздничному состоянию встречи родившегося Бога.

А как же кормящие матери?

– Они, по Уставу Церкви и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, тоже относятся к особой категории людей – им определенный режим назначается врачами, они живут по определенному расписанию. Здесь Церковь не может накладывать на них обременительные обязательства, чтобы таким образом не принести вред ни женщине, ни плоду.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли заменить Псалтирь Давида на Псалтирь Ефрема Сирина?».

– Здесь такой вопрос: какова цель замены? Псалтирь Давида – это богослужебная Псалтирь, а Псалтирь Ефрема Сирина – больше душеполезная, духовная пища, необходимая каждому православному христианину. Я не вижу смысла в замене одного другим. Если ты, допустим, устал читать Псалтирь и хочешь почитать другую книгу, возьми духовную почитай, здесь греха никакого не будет.

Домашнее правило не является уставным богослужением. Вот если бы на уставном богослужении в храме такой вопрос возникал, что на утрени вместо Псалтири читать другую, не богослужебную книгу, то это один вопрос. А в домашнем правиле человек волен выбирать для себя объем духовной пищи, объем прочитываемой литературы, но основным правилом для него остаются утренние и вечерние молитвы и молитвы в продолжение дня.

Вопрос телезрительницы: «Как заставить себя молиться каждый день, каждый вечер? Я человек верующий и хожу в церковь, но очень редко».

– Это вопрос человека, который уже испытывает сложности на этапе пути к Богу. Здесь надо себя иногда понуждать встать на правильный путь. Для себя надо сделать необходимым знание, что молитва связывает с Богом, и обращаясь к Нему, я обязательно получу то, что прошу и в чем нуждаюсь.

Если человек не имеет в этом потребности, у него ничего не получится: он будет думать, что Бог ему даст это автоматически. Вроде того, как у человека есть сердце, которое обладает важной функцией автоматизма. И люди думают, что у Бога тоже есть такая функция автоматизма: Он будет подавать им все автоматически в продолжение всей их жизни. Нет, это не так. Эта функция каким-то образом заканчивается, человек оказывается в определенной нужде, и тогда именно с этой нуждой он очень хорошо и очень легко начинает общаться с Богом, начинает обращаться к молитвам и просить у Бога то, в чем имеет нужду.

И очень хорошо телезрительница сказала: как себя заставить? Прежде всего, не начинать никакого дела, не помолившись (есть утреннее правило), и не ложиться спать, не помолившись. Обязательно выполнять эти условия. Неделю или две будет «ломка» – головная боль, будут возникать различные отвлекающие причины, – но телефон, телевизор, компьютер отключаются, открывается книжечка, и человек молится 15–20 минут: этого времени достаточно, чтобы прочитать все молитвы. А потом уже заниматься делами: умываться, чистить зубы, ложиться спать (или, наоборот, с утра, прежде чем умыться и что-то сделать, – обязательно помолиться, а потом уже продолжать свои домашние дела). Обычно в течение 2-х недель человек становится на эти рельсы и будет уже в дальнейшем испытывать нужду в том, чтобы помолиться – это войдет у него в автоматизм его повседневных действий.

Некоторые исследователи считают, что нужен 21 день для того, чтобы что-то вошло в привычку.

– Это условная цифра, попробуй хотя бы 2 недели продержаться.

Бывает такое: читаешь молитвы, понуждаешь себя, какая-то маленькая победа у тебя случилась, но в этот момент ты просто читаешь текст, а в голове совершенно другое. Что делать? Продолжать молиться или нет?

– Продолжать. Будут возникать явления, которые будут отвлекать от молитвы. Даже будешь читать текст молитвы и думать совершенно о другом. И здесь необходимо просто-напросто преодолеть это препятствие духовного характера. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), рассказывая о своей жизни, говорил, что сначала он читал Евангелие – и оно просто не лезло ему в голову. И он заталкивал информацию, как в резиновый мяч, как будто надувал его.

Такое сухое знание, по сути.

– Да-да. А потом, когда прошло определенное время, все то, что он прочитал, нашло в его голове свое место, все по полочкам разложилось, и отсюда уже начинали проистекать духовные плоды. Поэтому здесь, чтобы заполнить пустой объем, необходимо его накачать какой-то информацией. Мы говорим о полезной духовной информации, о том, чтобы молитву сначала «закачать» в информационное пространство головного мозга, и она сама найдет там свое место, а уже потом, немного погодя, будет давать определенные духовные плоды.

Вопрос телезрительницы: «Что такое венец безбрачия, и как его можно снять? Когда читается молитва о человеке, который пьет или колется, бывает тяжело или плохо тому, кто читает эту молитву? В народе так говорят. Или это неправда?».

– Когда человек молится (особенно тот, кто подвержен страсти винопития или наркомании), конечно же, духи злобы поднебесные такого человека просто-напросто растаскивают и очень сильно отвлекают от молитвы. Головной мозг в этой ситуации вообще находится в заложниках у страстей. Чтобы начать молиться через сердце и ум, надо преодолеть очень большие трудности. То, о чем женщина рассказывает, – действительно характерное явление, которое необходимо преодолевать, все время день начинать как бы заново. Все, что происходит в течение дня, человек должен запоминать, и, если что-то не получилось, со следующего дня опять начинать это заново и не падать. А если упал, стараться обязательно встать.

Хочу всем пожелать успехов в этом трудном деле: молиться по-настоящему очень сложно. Некоторые думают: пойду в монастырь, приму монашество. Думают, что монахи там лежат на кроватке и в потолок плюют. Очень много искушений люди получают и в стенах монастыря. И для тех, кто хочет принять монашество и священство, бывает, проходит очень большой промежуток времени, когда силы злобы поднебесные воздействуют на человека.

Спрашивали про венец безбрачия, но скорее всего это все относится к оккультизму, который отвлекает человека от Бога. Мы знаем, что есть Промысл Божий о каждом человеке, о каждой человеческой душе, и жизнь человека выстраивается под влиянием таких сил, где участвует ангел-хранитель, наш Небесный покровитель и Божественная благодать. И если что-то у человека не получается, то очень часто не потому, что на него воздействуют какие-то чары или духи злобы поднебесные (хотя и они тоже воздействуют), но это говорит о человеческой психологии. Человек мало знает о своей психологии, своем поведении.

Если человек, допустим, влюбляется в кого-то и не получает ответных чувств, это совсем не значит, что у него венец безбрачия. Может, ты не имеешь ключа к этому человеку, определенных знаний, определенной харизмы, которую должен получать не от природы, от рождения, а от того, как ты себя ведешь, какие книги прочитал, как изучил психологию человека. И когда ты обладаешь определенным списком познаний в этом деле, это и складывается в так называемую человеческую харизму.

Люди думают: вот родился в рубашке, такой счастливый – и все золото мира на тебя должно упасть, будешь купаться в богатстве. Нет, это надо кропотливым трудом зарабатывать. Конечно, очень часто люди, бывает, ищут выхода у «бабушек», «дедушек» – различных знахарей. Все это неправильно, ведь Господь у нас ревнивый и относится к этому действию отрицательно. Люди получают проклятие, если говорить библейским языком, и наде-жды на спасение очень часто не имеют. Поэтому мы должны (особенно священники) призывать людей, чтобы они решали эти проблемы духовным, церковным путем, который дал нам Господь Иисус Христос.

Вопрос телезрительницы: «Может ли мать молиться по соглашению за своего болящего сына акафистом, не будучи при этом воцерковленным человеком?».

– Молиться могут все, всегда и везде, воцерковленный это человек или нет. Что такое воцерковленный человек? Это тот, кто живет по церковным правилам, знает, что такое церковная жизнь, знает, что в своей жизни необходимо все устраивать так, чтобы Церковь занимала не последнее место, а главенствующее, ведь Чаша Христова приводит нас ко Христу. И воцерковленный человек знает, что должно пройти определенное количество времени – и он должен причаститься, отметить церковный праздник.

Что такое праздник? Это упразднение всех дел, не относящихся к тому, чтобы нас привести ко спасению. Если ты в воскресенье пойдешь на огород копать, но не придешь в церковь Христову, то принесешь этим вред своей душе. Господь Сам сказал, чтобы воскресный день у нас был посвящен Богу; Бог сказал – ты выполни, неважно, какие у тебя отговорки, какие оправдания, ведь это не кто-то сказал, а Бог. И человек должен выполнять заповеди Божии, Его постановления, волю Божию. Если человек этого не делает, потом пусть не удивляется, что в жизни у него что-то не получается, все плохо или все происходит так, что он потом начинает серчать и обижаться на Бога. Если Бог говорит в Священном Писании – будь добр, сделай. Это и отличает человека церковного от нецерковного.

Если человек хочет помолиться, он хочет получить пользу от Бога. Допустим, молитва матери по соглашению. Мать должна знать, что такая молитва может не только привести к исцелению или к помощи тому, о ком она просит, но еще и к изменению ее жизни и приведению ко Христу, к Чаше Христовой ее самой и ее сына. То есть это не самое главное – помолиться по соглашению. Самое главное – войти в церковную жизнь. Я скажу большой секрет: Господь Иисус Христос исцеляет дух, душу и тело человека через Свои истинные Тело и Кровь.

Чтобы прийти к этому таинству, человек должен покаяться, изменить свою жизнь. И бывает так, что ты можешь молиться по акафистам от 40 до 150 раз – и ничего не получить. А придешь ко Христу, отпустишь бремя своих грехов через таинство Покаяния – и получишь просимое, даже больше. Ведь Бог волен творить чудеса в нашей жизни.

Вопрос о молитве по соглашению встречается очень часто. Конечно же, это связано с церковным событием, где священника осудили. Но все-таки: что такое молитва по соглашению, как правильно к ней относиться и почему у людей иногда бывает зацикленность, что вот это очень важно? Рассудите, пожалуйста.

– Мы сталкиваемся с активной агитацией. Бывает, что храм, что находится у нас рядом, через дорогу, человек не замечает, а замечает то, что активно пропагандируется, вносится в умы и сердца людей. Здесь может быть виноват еще и храм, который мало звонит по воскресным дням, когда люди собираются дома. В 10 часов бы позвонить в колокола, когда и по закону это возможно, – пожалуйста, приходите в храм и молитесь по соглашению.

А здесь выкристаллизовывается псевдодуховное явление, когда люди хотят обрядом заменить таинства. Никакой обряд не заменит таинства. Мы должны знать, что любая молитва по соглашению – это молитва у Чаши Христовой: мы же собираемся у Чаши Христовой и по соглашению, по договоренности исповедуем Символ веры и принимаем в себя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Который делает более полноценной нашу жизнь. Вот это – молитва по соглашению.

А когда придумываются или высасываются из пальца какие-то правила, какие-то акафисты, то я этому очень удивляюсь, ведь человек должен знать, что молитва по соглашению – это утренние и вечерние молитвы по соглашению со всей Церковью: не с определенной группой людей, а именно со всей Церковью. Утренние и вечерние молитвы все читают? Все читают. В Литургии все участвуют? Все. Вот тебе и соглашение. Других каких-то особенных псевдорелигиозных культов с православной начинкой человеку не нужно.

Когда человек дал обет держать пост, а врачи говорят, что нельзя поститься, что делать?

– Такой обет при определенном состоянии человека ничтожен, если человек его дал, не получив благословения у священноначалия либо духовника. Все духовные явления, все духовные действия человека должны согласовываться с Церковью, с церковным Уставом, с церковным благословением, с благословением его духовника. Если человек сам себе дает обет и думает, что дал обет Богу, то этот обет не слышен, это гордыня. И если человек нуждается в определенном действии со стороны врачей, чтобы вылечить болезнь, но не хочет лечиться или принимать пищу, которая необходима в его состоянии, – это человеческая глупость.

Бывает, люди ссылаются на Иоанна Кронштадтского. Но ты стань сначала Иоанном Кронштадтским, чтобы жить так, как он. Там действительно был случай, когда он болел, и ему рекомендовали яйца съесть. Но он знал свое состояние, что скоро умрет, ему это было открыто, это был духовный человек. И он сказал: нет, я буду поститься, ведь Господь мне уже открыл, что будет со мной. И люди, бывает, находясь в духовной прелести, сравнивают свою жизнь с жизнью Иоанна Кронштадтского и говорят, что будут делать так же, как он. Делай, но ты стань сначала таким, как он – живи в тех же условиях, поступай так, как поступал Иоанн Кронштадтский. Тогда, может быть, тебе и можно было бы так вести себя. А если живешь здесь, в нашем скромном и уютном мире, то будь добр – живи так, как благословляет Церковь.

Действительно, это так. Последний вопрос касается Деда Мороза: он считается языческим существом, но это незаменимый атрибут Нового года и даже Рождества, на многих утренниках, даже в храмах, зовем Деда Мороза, Снегурочку, – это уже часть культуры. Но человек, видимо, очень дерзновенно к этому относится, считает, что это неприемлемо. Как правильно к этому относиться?

– Относиться как к части культуры. Есть Ленинский проспект, но это не значит, что мы не должны по нему ездить и объезжать его, это тоже часть нашей российской культуры, истории. И здесь относиться именно как к явлению. Мы же не молимся на Деда Мороза. Это для того, чтобы вносить эффект праздника, эффект сказки, которая для психологии человека, далекого от Церкви, может быть полезной. Если церковные люди тоже устраивают утренники, где есть Дед Мороз и Снегурочка, плохого здесь ничего нет, потому что развивает у ребенка нервную систему, она пластична, она развивается, обогащается при помощи этих концертов, положительных эмоций. Так что это полезно. Но мы должны знать, что это сказочные персонажи, что у нас есть самый главный чудотворец – святитель Николай, который обязательно все сделает, если ему молиться.

Так что в жизни православных христиан должна быть радость...

– ... и надежда и знание, что только через Христа, через Его святых угодников ты можешь наследовать Царствие Небесное.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс