Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (991) → Протоиерей Димитрий Предеин: О татуировках

Протоиерей Димитрий Предеин: О татуировках

№46 (991) / 3 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Отец Димитрий, почему татуировки так активно набирают популярность?

– Наверное, молодежь пытается использовать татуировки как способ самовыражения: когда юноши и девушки делают татуировку, они привлекают к себе внимание – в том числе представителей противоположного пола. Они кажутся другим более современными, более стильными, продвинутыми и интересными. Это повод завязать с ними разговор, поинтересоваться, что значит их татуировка, почему они ее сделали. В этом плане можно понять мотивы молодых людей. Но при этом они не отдают себе отчета, какой вред это может им принести; им кажется, что это красиво, несет декоративную функцию, но ущерб, который они сами себе причиняют посредством татуировки, значительно больше мнимой пользы.

Мы будем говорить больше о вреде татуировок... Какова их история?

– История очень длительная – она насчитывает много тысяч лет. Татуировки существовали еще в глубокой древности, в частности в Древнем Египте. Трудно сказать, с каких именно пор их стали делать – возможно, это начали практиковать еще в допотопном периоде: даже в захоронениях доисторических времен можно найти на мумиях татуировки. Надо сразу отметить, что эти татуировки зачастую были связаны с разного рода культами. Если человек поклонялся какому-то языческому богу, то татуировка могла означать подвластность и покорность именно этому конкретному идолу. Это был знак, что человек принадлежит этому божеству и пользуется его покровительством.

То есть у татуировок есть религиозные, языческие корни?

– Да, бесспорно, это именно так. Языческие корни мы можем проследить даже в наше время – например, до сих пор существуют такие древние народности, как маори в Новой Зеландии, которые сохраняют свои обычаи, и у них татуирование – сакральный обряд, несущий ритуальную функцию. Это делается не просто ради красоты. Нужно подчеркнуть, что для Древнего мира красота была на третьем или четвертом плане по значению. Вначале шло именно смысловое наполнение и татуировка несла в себе сакральный смысл. Соответственно, люди, которые делали на своем теле наколки, хотели засвидетельствовать свою принадлежность к тому или иному религиозному учению. Можно привести еще один другой пример: в Японии представители мафиозных кланов, якудза, покрывают свое тело самыми различными татуировками и не могут показывать их первому встречному – им запрещено их показывать где-либо, за исключением религиозных синтоистских фестивалей, которые время от времени устраиваются в Японии. Когда идет религиозная процессия от синтоистского храма, они участвуют в ней, почти полностью обнажаясь и демонстрируя, что у них практически все тело покрыто татуировками. Так что и здесь связь между языческими синтоистскими верованиями и наколками совершенно бесспорна.

Что хочет подчеркнуть в сегодняшних реалиях христианин или околоцерковный человек, который набивает себе тату?

– Мотивы разные. Насколько я мог заметить, диапазон мотивации довольно широкий – он может варьироваться в зависимости от возраста и пола человека, его семейного статуса, социального положения, его прошлого. Например, люди, служившие в Воздушно-десантных войсках, часто делают себе соответствующие наколки. Если человек отбывал срок в местах лишения свободы, то это тоже зачастую оставляет след в виде татуировок на теле… Татуировка, как правило, весьма информативна – и по тому, как она сделана, где она сделана, насколько мастеровито исполнена, уже можно многое сказать о человеке. Но всякий раз, когда лично я вижу на теле человека татуировку, моя первая ассоциация – с криминалом; возможно, это остатки восприятия советских времен, ведь подавляющее число татуировок, которые я видел в детстве, принадлежало бывшим заключенным, сделавшим себе наколки именно в тюрьме. У меня это сразу инстинктивно вызывает неприятие. Конечно, присмотревшись, я могу увидеть, что это может быть сделано просто ради красоты (например, наколка в виде цветочка на теле молодой девушки), но все равно инстинктивное неприятие татуировок всегда присутствовало у меня на протяжении всей моей жизни.

Есть ли запреты в Священном Писании, как Божественном Откровении, на нанесение наколок?

– Да, запреты есть, хотя многие этого не знают. Но есть совершенно отчетливые тексты Священного Писания – из Книги Левит (гл. 19–21), из Книги Второзаконие (14-я глава), – где Господь прямо запрещает: Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш] – уже из этого текста видно, что Господь запрещает делать татуировки именно из религиозных соображений. Человек должен думать именно о Господе, поэтому когда он делает себе татуировку, то прямо нарушает эту заповедь Божию. Профессор Алексей Петрович Лопухин в своей «Толковой Библии», в частности, говорит, что здесь видна прямая связь с египетским прошлым в истории израильского народа: когда израильтяне жили в Египте, то видели, как египтяне делают себе татуировки. Очевидно, эта мода отчасти перекинулась и на еврейский народ, и когда Моисей давал Законодательство, он отметил отдельным пунктом, чтобы израильтяне не подражали язычникам-идолопоклонникам в этом отношении, поскольку это влечет за собой определенную зависимость в религиозном плане: через этот видимый знак люди заимствуют и определенные черты языческого сознания, которое побуждает, чтобы такой знак появился на теле человека.

Спросим прямо: наносить татуировку – это грех? Если да, то почему?

– Да, грех – это можно однозначно утверждать.

Как минимум, три аргумента я сразу могу привести. Во-первых, это грех, потому что это вступает в противоречие с Божественным Откровением. Если Господь это прямо запретил, значит, мы должны запрет соблюдать. Второй аргумент против татуировок состоит в том, что для многих людей (по некоторым исследованиям, около 40%) нанесение татуировок становится своего рода зависимостью, превращается в страсть: набив себе одну наколку, человек уже не может остановиться, ему хочется сделать вторую, третью, четвертую – и в результате почти все тело человека покрывается татуировками. Это ненормально и говорит о том, что человек уже испытывает какую-то нездоровую потребность делать новые и новые татуировки на своем теле. А когда уже все тело покрыто наколками и не остается свободного места, то человек начинает перенабивать новые поверх старых. Я думаю, что подобная зависимость сродни алкоголизму, курению или компьютерным играм и, в любом случае, это человеку вредит.

И третий аргумент против татуировок – возможный вред для здоровья: татуировка может вызвать у человека аллергическую реакцию и даже послужить причиной онкологического заболевания. Если, не дай Бог, это произойдет, то, получается, человек сам спровоцировал болезнь, а здоровье – дар Божий, который мы должны беречь, поэтому все, что мы делаем во вред своему здоровью, тоже грех.

У молодежи есть простое объяснение, почему они наносят тату: это стильно, модно, «круто». Какой аргумент может остановить молодого человека, задумавшего сделать татуировку?

– Частично я сегодня об этом уже сказал. Человек никогда не стоит на месте, он развивается, переживает различные стадии в своем совершенствовании как личности, поэтому то, что 20-летнему юноше кажется интересным, крутым, стильным, лет через 30 ему станет абсолютно чуждым. А татуировка у него на теле уже есть, и возникает вопрос, что теперь с ней делать: ее придется или перенабивать (но, возможно, к тому времени человек вообще потеряет интерес к татуировкам и ему не захочется этого делать), или сводить, но тогда на теле останется шрам, который у людей тоже будет вызывать вопросы, откуда он взялся. В любом случае это будут болезненные ощущения, определенный стресс для человека.

Поэтому я думаю, что все эти соображения – сделать татуировку, чтобы стать более интересным, привлекательным в глазах своих сверстников, – ложные рассуждения. Есть другие способы самовыражения, в конце концов. Если человек хочет стать более заметным в среде сверстников, то надо больше читать, больше знать, больше уметь – развивать в себе какие-то такие личные качества, которые объективно возвысят человека над другими: сама по себе татуировка ничего хорошего к личности человека не прибавляет. Но при этом она в чем-то меняет самого человека. Замечено, что когда многие люди делают себе татуировку, то воспринимают это как будто обзавелись новой вещью: некоторое время они чувствуют эмоциональный подъем, любуются татуировкой, но потом это ощущение проходит и, словно наркоман, которому нужна новая доза, чтобы опять ощутить эйфорию, человек обращается к специалистам, чтобы сделать еще одну татуировку.

Татуировка – признак бедной или богатой души?

– Скорее бедной, нежели богатой: человек великой души не нуждается в том, чтобы на своем теле оставлять несмываемые знаки. Вот представим себе ситуацию: если бы человеку сказали, что он всю свою последующую жизнь не сможет никогда показаться другим людям обнаженным, что он всегда будет ходить в одежде перед другими и, кроме него самого, больше никто его татуировок не увидит, – стал бы он в этом случае их делать или нет? Я думаю, что многие люди отказались бы делать татуировку в этом случае. То есть изначально татуировка– это своего рода посыл, адресованный другим людям: человек хочет показаться другим не в том виде, каким его создал Господь по образу Божию, а уже в несколько видоизмененном образе, искаженном по собственной воле. Я думаю, что это уже само по себе становится для религиозного человека препятствием, чтобы сделать татуировку, ведь причиняя себе нечто такое, что потом уже практически не можем изменить, мы искажаем изначальный облик, которым нас наделил Господь.

Если человек создан по образу Божию, то мы должны этот образ по возможности сохранять неповрежденным. Мы можем вспомнить, на каком основании, например, старообрядцы отказывались брить бороды при реформах Петра Первого – именно потому, что они считали: сбривая бороду, они искажают в себе образ Божий (если Господь создал человека так, что у него растет борода, то, сбривая ее, человек уже в чем-то усекает образ Божий, он его повреждает). Но это касается бороды, которая может, в конце концов, отрасти, а если человек сделал себе татуировку, то он уже себе наносит определенную рану, язву, увечье, которое, как ему кажется, его в чем-то делает лучше, интереснее, что-то ему прибавляет. Я думаю, здесь ничего позитивного в духовном плане прибавлено быть не может.

При этом есть духовные опасности? Какими они могут быть, если человек наносит на себя изображения нечистой силы, сцен блуда и тому подобное?

– Мне вспоминается поучение нашего старца, покойного отца Ионы (Игнатенко), который предостерегал молодых людей даже от того, чтобы они носили на себе футболки с какими-либо агрессивными изображениями – какого-нибудь зверя или фантастической твари, явно несущей агрессию: он считал, что такие действия уже привлекают к этому человеку демонические силы. А тут представим себе, что какого-то монстра или дракона человек изобразил на своем теле; получается, демоническое внимание будет приковано к нему постоянно. И поскольку мы говорим, что любой знак, символ несет на себе нагрузку, небезразличную для духовного мира, то если это что-то явно демоническое, если символ взят из языческих древних культов, я думаю, такое действие не может пройти бесследно: сатанинское внимание непременно будет приковано к этому человеку, и человек будет ощущать тот или иной вред.

А если речь идет о явно безнравственных вещах, блудных сценах, то опять же, как говорят святые отцы, любое воспоминание о грехе способно побудить человека к совершению новых грехов. Поэтому мы стараемся стереть из памяти воспоминания о прежде содеянных согрешениях. А у тебя, получается, на теле метки, которые постоянно напоминают тебе, что для тебя (по крайней мере, в какой-то период твоей жизни) было ценностью.

Теперь другая сторона: допустимы ли изображения каких-то святых, крестов, куполов на теле в виде татуировок?

– Думаю, что нет. Следует заметить, что в Православной Церкви нет конкретных канонических запретов, направленных против татуировок. Почему? Я думаю, потому, что в эпоху, когда состоялись Вселенские Соборы нашей Церкви, когда жили великие святые отцы, составлявшие каноны, это было абсолютно неактуально. Для тех времен и так было очевидно, что христианин не будет делать себе наколку: это считалось чем-то явно языческим, чуждым христианству, и человек, который отрекался от сатаны при таинстве Крещения и обещал вести христианскую жизнь, никоим образом не был причастен к любому татуированию. Поэтому у нас и нет канонических запретов на татуирование. С другой стороны, мы должны отметить, что когда человек делает себе наколку религиозного содержания и при этом ведет недостойный образ жизни, то тем самым он возводит хулу на религиозный символ.

Иногда человеку бывает стыдно совершить грешное действие только потому, что он носит на себе нательный крест и понимает его значение. Но, допустим, крест у него в виде наколки, и все свои грехи такой человек совершает в присутствии Креста Господня, на котором иногда изображается и Сам Спаситель. Это уже граничит с кощунством.

Кроме того, мы можем вспомнить, что в местах лишения свободы религиозные наколки имеют совершенно другое значение, чем это кажется человеку непосвященному. Например, я знаю, что количество куполов на храме может означать количество «отсидок» – так называемых «ходок» в тюрьму, которые у человека были: чем больше куполов, тем больше у него, соответственно, криминальный опыт в местах заключения и тем выше его авторитет в криминальной среде. Людям кажется, что это просто ради красоты, а на самом деле это именно обозначение статуса в криминальном сообществе.

Мне кажется абсолютно неправильным использовать религиозную символику, чтобы выражать совершенно посторонние вещи. Это действия, достойные порицания. Думаю, что даже если мы видим на теле человека изображение Господа Иисуса Христа, или Пресвятой Богородицы, или ангела (например, Архангела Михаила, который попирает дракона) – в лучшем случае это можно считать красивой картиной, но ясно, что это не икона. В конце концов, тело человека – не место, где должно находиться священное изображение. Мы должны понимать значение каждого символа, и для каждого символа должно быть свое место. У нас иконы находятся в святом углу – они не стоят у нас где-то под столом или среди бытовых предметов: мы выделяем особое место, чтобы разместить там религиозные символы – кресты, иконы. А если это на теле человека – многострастном, посредством которого в том числе совершаются грехи, – то ясно, что это абсолютно недолжное действие.

Если человек уже сделал татуировку, следует ли ее сводить?

– Думаю, что да. Лучше свести. Лучше пусть будет тонкий малозаметный шрам на теле, нежели татуировка, которая делает этого человека меченым. Мы знаем, что есть определенное значение, которое отдельно приписывается в криминальной среде татуировкам, то есть даже следователь в числе особых примет всегда рассматривает наличие татуировки: если на теле преступника есть наколка, это всегда отмечается. По татуировке человек может быть всегда опознан: можно себе сделать даже пластическую операцию, изменить внешность, но если татуировка не сведена и остается на теле человека, по ней легко определить личность преступника.

Мы можем вспомнить, что у некоторых древних народов татуировка была именно знаком, который ставили как своего рода клеймо на видном месте, ее делали рабам, преступникам, чтобы потом их можно было отличить от других. В Древней Японии, например, человек с татуировкой вообще оказывался за гранью общества – его буквально исключали из социума, и только впоследствии татуировки приобрели особое значение для преступных группировок, якудза. Так сохранилось искусство татуирования, и сейчас оно пошло, можно сказать, в массы.

Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную, важную, актуальную беседу! Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры, Божией вам помощи и ангела-хранителя!

Записал:
Александр Воронцов

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс