Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Яков Васильевич Шестаков – будущий священник, краевед, писатель, издатель – родился 28 апреля 1858 г. в с. Камасино Пермского уезда Пермской губернии в семье священника. Юноша окончил духовное училище, в 1879 г. – Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду. С 1879 г. Яков Шестаков был учителем и законоучителем в Редикорском земском училище Чердынского уезда Пермской губернии, с 1881 г. – в Юксеевском пермяцком (инородческом) училище того же уезда.
В 1887 г. Якова Васильевича рукоположили во иерея к церкви села Новотуринского Верхотурского уезда Пермской губернии, он был законоучителем в местной школе. В начале 1887 года Я.В. Шестаков оставил педагогическую работу. Для ознакомления с христианским просвещением «инородцев» он отправился в монастырь Симеона Верхотурского Чудотворца на р. Туре. В феврале 1887 г. поступил в Верхотурский Никольский монастырь в качестве послушника, занимался делопроизводством (письмоводством) обители. Посещал святыни столиц, Киева и Казани. Утвердившись в мысли служения делу просвещения коми-пермяков, в том же году женился на коми-пермячке А.М. Вилесовой, окончившей гимназию.
В следующем году его перевели в церковь с. Хохловки, он преподавал в Хохловском духовном училище. С 29 августа 1889 г. служил в церкви Успения Пресвятой Богородицы г. Чердыни, преподавал в приходском училище. 24 мая 1891 г. отец Иаков переведен старшим священником в церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в с. Кудымкорском Соликамского уезда и назначен благочинным 3-го Соликамского округа. Одновременно он был и законоучителем Кудымкорского двухклассного мужского училища.
В 1891–1894 гг. отец Иаков состоял наблюдателем коми-пермяцких церковно-приходских школ и миссионером по Соликамскому уезду, в 1894–1898 гг. был членом Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания (что ныне является Пермским краевым музеем). В 1898 г. священник уволен от обязанностей благочинного и 27 сентября 1899 г., в возрасте 41 г., вышел за штат и с того времени жил в Перми, преподавал в Пермской духовной семинарии, состоял членом Пермской ученой архивной комиссии, собирал средства на создание церквей и монастырей, странноприимных домов, приютов. С его именем связано строительство церквей при Кутимском заводе Чердынского уезда, в дер. Милюхиной Соликамского уезда и других, основание странноприимного дома в дер. Токовой, создание 2-х женских монастырей в Пермской епархии.
Отец Иаков организовал комиссию по переводу книг на коми-пермяцкий язык, ходатайствовал об открытии в с. Юксеевском и Кудымкорском складов для книг, переводил богослужебную, учебную и художественную литературу. В начале ХХ в. он организовал издательство «Кама» – сначала в Сарапуле, затем в Москве и издавал книги по истории и краеведению Пермской, Екатеринбургской, Вятской епархий, публиковал материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников и адрес-календарей.
Отец Иаков издал на коми-пермяцком языке азбуку, Литургию Иоанна Златоуста, Закон Божий, издавал брошюры, листовки, плакаты на религиозные, краеведческие, санитарно-гигиенические темы. Он писал статьи для журналов «Пермские епархиальные ведомости», «Исторический вестник», «Записки общества изучения Севера», «Труды Пермской губернской ученой архивной комиссии», «Уральская жизнь», собирал фольклор Прикамья, под псевдонимом Яков Камасинский опубликовал этнографические очерки «Около Камы». Во время одной из поездок по епархии нашел в верховьях реки Камы племя, «не просвещенное христианской верой». В начале ХХ в. отец Иаков впервые обратил внимание общественности на проблему сохранения культурного наследия Прикамья и памятников церковной старины. Для этой цели он предложил создать Пермский епархиальный церковно-археологический комитет и в 1909 г. издал проект его устава. Пермское церковно-археологическое общество было организовано 17 октября 1912 г., но в это время отец Иаков уже постоянно с 1909 г. жил в Санкт-Петербурге, формально оставаясь заштатным священником церкви с. Кудымкорского. В 1909–1913 гг. он работал в цензурном комитете Святейшего Синода.
Священник много путешествовал по русским городам, встречался с известными людьми, собирал факты и описывал события, очевидцем которых был. Эти записи и впечатления стали материалом для его воспоминаний «Летопись отца Иакова Компинского». Кроме того, священник был прототипом героя романов М.А. Осоргина «Свидетель истории», «Книга о концах» и очерка «Отец Яков». Неоднократно отец Иаков посещал Соликамск, сотрудничал с краеведческим отделом Педагогического музея (ныне его фонды находятся в Соликамском краеведческом музее), по заказу отдела написал в 1917 г. «Исторический путеводитель по Соликамску».
Мученическая кончина отца Иакова наступила совершенно внезапно. В декабре 1918 г. в Соликамске священника арестовали красноармейцы. Его вывезли за 10 верст от с. Хохловки Оханского уезда, расстреляли и добили штыками. Сохранились свидетельства, что мученика похоронили на Хохловском кладбище. Священномучениче Иакове, моли Бога о нас!
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.