Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Богословие и молитва – кажется, в этом есть противоречие, и я понимаю, почему оно возникает: нам иногда кажется, что богословие – это некая теория, некое знание, так или иначе присущие либо священникам, либо специально образованным людям – катехизаторам, миссионерам, закончившим учебное заведение, где богословие преподается как дисциплина. Но молитва – это слово, понятное всем нам: мы знаем, что у нас есть утреннее, вечернее правило, и мы знаем молитвы тем или иным святым, иконам… Давайте попробуем разобраться, что такое богословие.
– Я думаю, противоречия между богословием как понятием и молитвой нет, просто многие понимают под молитвой некое практическое действие, и этим все ограничивается. На самом деле богословие – понятие шире молитвы: молитва входит в это понятие. Если мы будем пытаться раскрыть термин «богословие», то должны сказать, как минимум, о трех моментах, которые его характеризуют.
Во-первых, это слово Бога: Бог открывает нам о Себе какие-то истины. Он открывает нам их и через книгу природы, как принято говорить, через окружающий нас мир, и действительно, мы можем много узнать о Боге, если будем внимательно, не тенденциозно рассматривать красоту окружающего мира, его иерархичность. Мы увидим через видимое пространство, окружающее нас, невидимого Творца. Да, мы можем о Нем что-то сказать.
Дальше – Бог открывает нам Себя Самого и через Книгу Откровения, то есть Писания, собственно через Библию – эту драгоценность, которая у нас есть. В Священном Писании разворачивается грандиозная картина домостроительства нашего спасения, эпохальные исторические вещи: от создания первых людей, их жизни до последних дней мира, в котором мы можем увидеть много действующих лиц и увидеть действия Самого Бога, действия свободных существ. И это слово Бога о Самом Себе, о нас – есть богословие.
Но в Библии мы найдем и слова людей о Боге. Бог открывает Себя через неких людей, которые интерпретируют нам истины. И это тоже богословие – откровения святых людей о Боге. Например, в Послании к Галатам святого апостола Павла, в 3-й главе, в контексте полемики с иудействующими проповедниками, апостол говорит такие слова с упреком к галатам: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» – Тот, Кто сотворил у вас чудеса, неужели через дела Закона это сделал? Нет. А через что? И апостол говорит: «Через наставление в вере».
Получается, до этого момента было какое-то слово со стороны апостола к галатам, которое произвело удивительное действие, – им был дарован Святой Дух – некие дары, которые мы осмысляем через другие послания: они характеризуются необыкновенной радостью, это состояние просвещения и ума, и сердца, и так далее (все, что перечисляется в другом месте апостолом), но это и некие знамения и чудеса, то есть наставления в вере. Неужели это просто слово о Боге, что Бог есть, например? Нет, то, что Бог есть, можно увидеть и через окружающий мир. Или не увидеть.
Но в любом случае истина, что Бог есть, еще не гарантия дарования тебе Святого Духа и знамений, которые касаются лично тебя. Поэтому мы должны разобраться: а что это за наставление в вере? Это ведь тоже богословие. Чтобы понять это, мы можем вспомнить и другой эпизод уже из синоптических Евангелий (Евангелий, которые согласны между собой по какой-то исходной фактологии), где приводится случай исцеления одержимого отрока нашим Спасителем.
Богословие – это наука людей или это, как в Послании к Галатам, нечто совсем другое?
– Богословие – это Откровение Бога, но открывающееся через людей. Опять же, мы можем богословие, слово о Боге, воспринимать неполноценно.
Я хотел привести пример, описанный в Евангелии, об исцелении одного отрока. Когда Господь спустился с горы Преображения вниз со Своими учениками (известный эпизод), то обнаружил там достаточно большую группу людей, спорящих между собой по случаю неудачи исцеления отрока оставшимися учениками Спасителя. И Христос сразу, одним словом, совершил это исцеление, но дальше сказал следующие слова: сей же род изгоняется только молитвою и постом. Неужели апостолы не молились и не постились? Они были обычные иудеи того времени, которые соблюдали посты, когда нужно, творили молитвы. Но Он говорил о чем-то другом. Значит, есть степени молитвы и степени поста, есть несовершенные степени, которые не позволяют нам что-то понимать и в том числе совершить какое-то действие.
И вот дальше Христос сразу же говорит ученикам, что Он должен пострадать (Он напоминает о Своем будущем страдании на Кресте). Мы можем задуматься: для чего Он это говорит? Он говорит, что сейчас еще вы не можете что-то понять и не можете что-то делать, ибо у вас неполное богословие – ваше наставление в вере на сегодняшний момент не позволяет вам или что-то понимать, или что-то делать. И когда мы рассуждаем, о каком наставлении в вере пишет апостол Павел, мы включаем в него уже все содеянное Спасителем, что позволяло и давать Духа, и совершаться различным чудесам со стороны апостолов.
Вопрос телезрительницы из Московской области: «Еретиков, преданных анафеме, Церковь иногда прощает, если они вернулись к Богу, а грех прелюбодеяния не прощается человеку, как бы ни молился человек? Можно ли его отмолить? Все ли грехи вымаливаются молитвой, если человек кается?».
– Я думаю, окончательный ответ на этот вопрос мы дать не можем, есть разная степень молитвы у разных людей, в том числе с учетом опыта их жизни. Мы не можем взвесить эти грехи, как это делает Бог на последнем Суде и определяет участь человека, но мы можем получить знак того, что грех прощен человеку: человек может освободиться от греха, в том числе и по молитве другого человека, и такие свидетельства есть.
Ну а уже по категориям грехов вы все-таки путаете: как раз отмолить еретика гораздо труднее, чем отмолить, скажем, прелюбодея – здесь совершается грех, как говорит апостол Павел, против собственного тела, а там грех против Церкви. Это совсем другое. Степени грехов, степень молитвы – все вместе дает нам иногда надеяться на прощение (со стороны молитвы других людей), а иногда все-таки не дает нам такой уверенности.
Но Исповедь?
– Настоящая Исповедь прощает все грехи – нет грехов, которые Господь не прощает. Поэтому если мы говорим о человеке, который находится в грехе, и за него кто-то молится, то мы не можем гарантировать, что молитва даже самого правильного человека может отмолить его. Но если человек сам глубоко и осознанно раскаялся, то любой грех ему может проститься.
Кстати, можно посоветовать телезрительнице молиться, чтобы Господь привел на ум, вложил в сердце человека, о котором она молится, исповедание его греха. Это будет самое лучшее.
Мы продолжаем наш разговор о богословии, и я хотел бы перейти к молитве.
– Третье значение понятия «богословие» – это как раз «слово к Богу». Мы сказали, что это слово Бога, слова о Боге, – а здесь есть богословие как слово к Богу, и в этом смысле верно утверждение, что тот, кто молится, тот и богослов. Но молитва к Богу не противоречит и не отвергает те другие стороны, о которых мы уже сказали. Наоборот, она их подразумевает. Молитва к Богу становится полноценной, когда мы владеем богооткровенными истинами, и не частично, а желательно во всем спектре этих истин, нам открытых через Священное Писание. Когда такой человек молится, он увидит богатство священных текстов (они же тоже употребляются в молитве). Например, Псалтирь – глубокая Книга к Богу и о Боге. Поэтому мы должны владеть этим знанием, наставлением в вере: это нашу молитву делает богатой.
Есть такой расхожий вопрос (люди интересуются): можно ли молиться своими словами? Или все же по молитвослову (опять же пытаются найти противоречие)? Нет никакого противоречия. Мы молимся по молитвослову, например, в начале нашего духовного пути, ибо не можем выразить сами чувств, достойных мыслей к Богу, которые послужили бы ответом на нашу молитву – у нас нет этих слов. Мы можем помолиться о наших болячках, о бытовых вопросах, может быть, о душевном комфорте, но мы не можем выразить всей глубины запросов нашей личности, ведь человек – это бездонная глубина. Поэтому мы заимствуем это слово у тех людей, которые провели в молитве не один десяток лет, у Церкви – она нам дает молитвы, и мы учимся молитве. Молитва по молитвослову – это школа молитвы. Мы выходим за пределы своих собственных ограниченных переживаний, своего ограниченного опыта жизни.
Но это не исключает молитвы своими словами, особенно когда ты находишься в необычных обстоятельствах, когда ты вдруг почувствовал, что можешь сам сказать Богу что-то очень хорошее, очень искреннее и с верой, и ты как бы начинаешь говорить. И это тоже молитва. И опыт такой молитвы, я думаю, должен быть у каждого. Еще нужно напомнить о богослужебной молитве.
Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Молитва, изучение Священного Писания – это наши действия: мы это должны делать, и мы это делаем. А что может быть ответом тех, к кому мы обращаемся? Как нам избежать произвола в истолковании ответов?».
– Здесь как раз можно сказать, что молитва Церкви не только дает нам возможность выразить глубину наших чувств и мыслей, но и защищает от недолжного обращения к Богу.
Мы должны знать границы обращения к Богу. Мы знаем: немыслимо молиться с оправданием себя, например, или с обидой на другого, мстительностью. Церковь учит нас не произносить это и вообще искоренять в своих мыслях, чувствах. Знание же, о котором говорит наша слушательница, знание Священного Писания, молитва Церкви позволяют нам держаться того образца молитвы, который вызывает ответное действие Бога, что мы можем воспринять тоже полноценно: молитва без ответа – это, знаете, как разговор с самим собой. Через молитву мы должны укрепляться в вере, молитва должна питать нашу веру так же, как и богословие питает нашу веру, то есть мы растем через богословие.
Но мы какое-то подтверждение получаем, когда мы правильно молимся?
– Естественно, у нас есть критерии ответа Божия или действия Божия. Если наша молитва услышана, если наши действия угодны Богу (действия могут быть тоже как молитва), то мы выходим за пределы своих обычных человеческих состояний: мы можем чувствовать удивительный мир в душе, мы можем приобрести качества, которых у нас никогда не было (они вдруг появляются), становиться великодушней – например, мы можем приобретать некое видение ситуации поверх обычных ежедневных предметов, которые заслоняют нам стратегическую перспективу. Вот ответ на молитву.
Это некая благодать, можно сказать?
– Да, благодать действует очень различно для каждого. Но нужно быть внимательным к ней, ибо ответ Божий на молитву может быть в виде определенных сложившихся обстоятельств, и они дают возможность реализовать те потенциалы, которые есть в человеке и которые раньше он не мог реализовать.
Наша молитва во время богослужения и наше присутствие на Литургии (на общем деле) – это сакральный момент. Часто даже одно присутствие на Литургии вселяет такую радость в сердце, даже если ты просто пришел в церковь и провел в ней время, не участвуя в сердечной молитве... Но, даже просто молясь механически, ты все равно получаешь радость. Это правильное ощущение или нет?
– Здесь вы затронули тему богослужебной церковной молитвы, которая совмещает в себе (как некие лучи, которые сходятся) все три момента богословия. Почему мы призываем не ограничиваться домашней, личной молитвой? Люди говорят: «Я молюсь Богу дома – мне посредник не нужен, я успокаиваюсь через молитву, вот плод моей молитвы: я подтверждаю правоту своих решений через молитву, достигаю каких-то целей (опять же для себя лично)». А церковная молитва как раз подразумевает и откровение Бога, о котором вы сказали. Человек иногда заходит в храм, он еще не помолился даже, он еще даже не знает, как молиться, а Бог уже ему откровение дает, то есть уже он чувствует благодать, но не знает, что с ним происходит, это новое состояние. Это первое.
А второе: если мы будем внимательно вникать в то, что же все-таки поет Церковь, что произносят священник, диакон, то мы как раз увидим то самое слово о Боге – церковное, чистое, отобранное слово о Боге, открывающее нам самое важное.
Вернемся к слову Божию во время Литургии. Если мы во время Литургии молимся, то, конечно же, должны понимать ее последовательность, даже просто знать, что такое проскомидия, литургия оглашенных, Литургия верных. И в этом случае это знание – тоже богословие?
– Да, это то самое наставление в вере, которое позволяет нам открыть для себя дары Духа Святого. А у нас одна из главных целей христианской жизни – стяжать Духа Святого.
Божественная литургия – это главная служба нашей Церкви, вершина, она усовершает все остальные наши действия, молитвы. То есть мы готовимся к Литургии, даже если мы молимся дома. Пусть даже мы будем причащаться, скажем, через месяц – мы все равно готовимся к Литургии, ибо это встреча со Христом. То есть молитва приближает нас ко Христу, но встретиться с Ним вот так тесно, насколько это возможно, мы можем только в Литургии. И, естественно, любой христианин должен разобраться в этой службе. Пусть сначала он и получает благодать саму по себе во время Литургии (и так было со многими, когда они воцерковлялись), но через какое-то время все-таки должно прийти понимание, что Литургия – это некий путь, восхождение: мы не можем быть на одной точке во время Литургии – мы должны двигаться вверх.
Вопрос о непрестанной молитве: мы знаем, что означает «непрестанно молитесь» – я должен все время носить с собой молитвослов и вычитывать молитвы?
– Непрестанная молитва – это школа молитвы, но точно можно сказать, что это не механическая молитва, не просто повторение священных слов или произнесение имени Господа определенное количество раз. Нет, конечно.
Непрестанная молитва – это плод молитвы, до нее мы должны вырасти, это уже одна из последних степеней молитвы. Мы начинаем молиться в определенные часы так, как нам рекомендует Святая Церковь: по молитвослову, в меру наших сил, может быть, прибавляя молитвы одну за другой. Постепенно мы находим созвучие в словах, которые мы читаем, у нас возникает не только интерес, но и желание произносить их как можно чаще. А затем через этот навык мы приобретаем некое памятование о Боге, которое вытесняет из нашего жизненного временного пространства суетные мысли. И когда мы отвоюем памятованием о Боге все больше времени нашего текущего дня, то сможем сказать, что мы непрестанно молимся: это память, выражающаяся в священных словах, уже ставших нашими – нам их подарили святые отцы, Церковь, но они уже стали нашими, ибо открыли в нас глубину, и мы (как образ Божий) можем произносить их как свои.
Так что непрестанная молитва – это не одна какая-то молитва, это некие постоянные воспоминания о Боге в виде благодарения Его за какие-то действия или же те же покаянные молитвы. Либо же это хваления, просьбы и так далее. Можно непрестанно молиться разными молитвами, разными словами, – только они должны быть достойными Бога.
А Вы можете очень коротко ответить на вопрос, что такое молитва по соглашению?
– Молитва по соглашению должна иметь в своем содержании достойный предмет. Есть церковная форма молитвы по соглашению. Конечно, мы можем и должны молиться по соглашению – например, об умножении любви друг к другу или к тому человеку, который нас не воспринимает (или мы к нему относимся как-то не так). Мы должны и можем молиться по соглашению о прощении наших грехов, которые нас связывают в том числе: есть не только личные грехи, но и общие. Мы можем молиться по соглашению , чтобы научиться благодарить Творца.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.