Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (990) → Протоиерей Григорий Григорьев: Любовь Бога как ветер радости

Протоиерей Григорий Григорьев: Любовь Бога как ветер радости

№45 (990) / 1 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в № 44 (989)

Вопрос телезрительницы Ксении из Костромы: «Батюшка говорит, что надо приблизиться к Господу, как к “южному Кипру”, я с этим согласна, но как это сделать? Через частое Причастие или как?».

– Вы очень правильно услышали то, что я сказал. Новый Завет – это не частое Причастие, а непрестанное Причастие. Ветхий Завет – это Моисеевы заповеди любви, которые постепенно заменились человеческими правилами. Заповеди духовной любви были забыты: «возлюби Господа Бога Своего всем сердцем своим, всей крепостию и разумением и ближнего, как самого себя», и все остальные производные заповеди любви. На каждую заповедь появилось более шестидесяти талмудических правил, и постепенно духовная часть ушла. Для людей праведным стало выполнение ветхозаветных правил, каждое из которых само по себе было не плохим, а хорошим. Господь в Новом Завете все это разрушает. Он говорит: «Милости хочу, а не жертвы». Не жертвы, не всесожжения, – милости. И милость эта в следующем: «ядый Мою плоть, пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем».

Слова «новый завет» Господь в каждом из Евангелий произносит один раз: «Сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя Нового Завета». Новый Завет – это вера Духа Святого, вера Божественной любви, вера в восстановление симметрии за счет непрестанного причастия. «Хлеб наш надсущный даждь нам днесь» – даждь нам каждый день наш духовный хлеб, а не только физический.

Я понимаю, что время сейчас такое, что человек не может причащаться ежедневно. Но вы меня спросили, как можно восстановить светлую зону своей души, как подняться в горные веси. Ведь именно на Божественной литургии раздаются возгласы священника: «Горе имеем сердца!», «Святая святым». Когда мы рождаемся на земле и когда во время таинства Святого Крещения и таинства Миропомазания восстанавливается образ и подобие Божие, то в этот момент мы становимся небопарными орлами. Если бы сразу совершалось отпевание, то мы бы точно были со Христом, но жизнь – это время между крещением и отпеванием, и для того чтобы восстанавливать образ и подобие Божие, существует таинство Исповеди и таинство Святого Причастия. Именно на таинстве Святого Причастия восстанавливается образ и подобие Божие – и мы взмываем в горные веси.

«Святая святым» – в этот момент мы становимся святыми. Возможно, на короткое время – еще не успеем отойти от Чаши, как потеряем святость. Может быть, потеряем, выйдя из храма, а, возможно, будем сохранять ее какое-то время. И чем чаще мы будем причащаться – именно непрестанно, тем больше будет расширяться светлая часть души. Ничто другое невозможно. То есть Господь учил нас не бороться с грехами, а приближаться к Нему. Не сбрасывать воронов, которые впились нам в спину и которых мы не можем стряхнуть никакими усилиями, а подыматься в горные веси, приближаться к Богу, источнику любви, света, тепла – в этом восстановление Божественной симметрии, именно в нашем стремлении.

Сегодня на Божественной литургии мы читали Евангелие, где вспоминался царь Ирод, который, услышав о Христе, начал думать о том, не воскрес ли это Иоанн Креститель, казненный его отцом. По сути дела, он представлял воскресение как некий физический процесс, а не духовный. И очень сильно боялся воскресения и переживал. А Господь, услышав это, удалился в Вифсаиду, поднялся в гору. С Ним шло много людей, и в конце сказано то, что мало кто замечает: «и требующие исцеления исцелялись». Те, кто требовал исцеления, исцелялись. Для нас очень важно выполнить то, что сказано: «Ищите прежде всего Царства Небесного и правды его, а все остальное приложится вам». Требовать, требовать Причастия. На самом деле священник не имеет права отказать в причастии человеку, который этого требует, если на то нет особых оснований. Все правила, все предложения священника, все его призывы – это, конечно, его право, но он не имеет права отказать тому, кто требует встречи со Христом. «Со страхом Божьим, верою, любовию приступите». Как можно не причастить человека? Мы же не знаем, будет ли у этого человека в следующий раз такая возможность.

Я понимаю все трудности, которые могут возникнуть в разных храмах, при разных подходах, при разных взглядах. Лично я не вижу в этом ничего страшного и непреодолимого. Апостол Павел так нам и говорил: в духовных вопросах имейте между собой разномыслие, дабы выявились между вами наиболее одаренные. У тех батюшек, которые строго подходят к причастию, видимо, есть своя внутренняя концепция, и в данном случае мы здесь никого не осуждаем и не обсуждаем. Но самое страшное духовное преступление для священника – не дать возможности встретиться человеку с Богом. Вот за это придется отвечать. Священник – это все-таки не посредник, это проводник. И когда человек приближается к Богу, священник должен исчезать. Он должен стать абсолютно прозрачным, а не становиться забором между Богом и человеком.

Если человек дошел до Чаши, он совершил аскетический подвиг – он преодолел очень много духовных искушений, прежде чем оказался в храме, и нельзя ему загораживать дорогу. Хотя бывает все по-разному, но что же? Ведь так и сказано: иереев почитай, а духовника имей одного. Ищите тех батюшек, которые вам духовно близки. Когда одного святого старца спросили, зачем же Господь попускает злых пастырей, он ответил: «А чтобы уводить за собой в ад злую паству». Как говорится, каков приход, таков и поп, а можно сказать: каков поп, таков и приход. И так тоже бывает. В храме тоже происходят разделения. Ведь Господь прямо сказал нам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Если дух любви не приумножается у нас непрестанно, и мы не ученики Христовы, то чьи же мы тогда ученики?

Конечно, сейчас такие времена, когда зло нарастает в мире и души людей открыты миру зла. Отрицательная энергия зла материализуется в конкретные злые дела в этом мире, поэтому нам надо причащаться как можно чаще – непрестанно. Святые отцы всегда к этому призывали, и только за счет этого можно стать небопарным орлом, который будет подниматься в горные веси. Послушайте внимательно литургию: «Горе имеем сердца», «Святая святым», «Пейте от нея вси». И когда люди начинают рассуждать, что они недостойны, вспоминайте, что все-таки на Тайной Вечере Господь причастил Иуду. Иуда был недостоин. И все остальные апостолы тоже. Но Иуда – особенно. Видимо, ему давался шанс, видимо, у него была возможность реального покаяния, реального изменения, но он выбрал другой путь. Сколько бы и как бы мы ни готовились, мы никогда не будем достойны. То есть я хочу сказать, что любая подготовка – это великий подвиг человека. Готовьтесь, насколько у каждого из вас хватает сил, но помните, что встреча со Христом гораздо важнее.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский причащал в день до пяти тысяч человек, у него было более двадцати Чаш. Он спрашивал человека: «Ты причащаешься?». А тот отвечал: «Я, батюшка, не готов». Иоанн Кронштадтский говорил: «Я не спрашиваю, готов ты или нет. Причащаешься?». – «Батюшка, я вот не подготовился». – «Последний раз тебя спрашиваю, маловер...». И тогда человек причащался.

Стучится ли Христос в твое сердце? Именно осознание своей греховности приводит нас к Причастию. Ведь Причастие – это исцеление грешников, а не награда праведников. Это очень важно понимать. Посмотрите внимательно на себя: неужели вы хуже Иуды, неужели сразу после храма вы имеете задачу – пойти предать Христа? Наверное, сейчас в храмах почти не окажется таких людей, которые дошли до Причастия с целью после этого пойти и сразу предать Христа, отречься от Него. Значит, не хуже Иуды? А как же мы иначе будем сбрасывать воронов, как поднимемся в горные веси, как станем небопарными орлами, если не восстановим внутреннюю симметрию, не впустим ветер радости, не позволим Богу наполнить наши души Божественной любовью? «Кто пиет Мою Кровь и принимает Мое Тело, тот во Мне пребывает, и Аз в нем». Ничего другого нет, чтобы открыть Богу душу. Как мы можем открыть ее? Только на таинстве Причастия. Поэтому каждому человеку следует причащаться настолько непрестанно, насколько позволят реальные обстоятельства и насколько позволит богослужебный опыт окормляющих священников.

Бывает, когда миряне причащаются, особенно в первый раз, они испытывают колоссальный опыт первой встречи со Христом – опыт первого причастия. Как Вы считаете, можно ли приводить такой опыт в пример или как-то возобновлять в своей душе?

– Я думаю, что приводить в пример это сложно, потому что всякий опыт при Причастии глубоко индивидуальный и мистический. Конечно, некоторые причащаются и не ощущают этой встречи. И когда кто-то расскажет о своем великом опыте, те, кто его не ощутил, почувствуют некую внутреннюю неполноценность. Ведь почему мы не ощущаем встречу со Христом? Так должно быть всегда, но для этого надо выполнить то, о чем сказано. Можно причаститься на земле, но не причаститься на небе: «Причащающийся во осуждении осужден будет». Если у нас есть обиды на каких-то людей и в этом состоянии мы приходим к Причастию… А священник, давая нам Тело и Кровь, говорит: «Во оставление грехов и в жизнь вечную»... Как уходят грехи? «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» – то есть наши грехи могут уйти только по мере того, как мы простим тех, кто нас обидел.

Несомненно, мы не всегда можем простить тех, кто нас обидел, обиды бывают очень глубоки, они нас очень глубоко ранят, но мы можем перед Причастием просить Бога о благодати прощения. А дальше все в Его руках. Мы стучим – и Господь отворит двери нашей души тогда, когда сочтет нужным. Самое главное – не причащаться в осуждение, потому что тогда Христос как бы проходит сквозь нас. И мы отходим, ничего не чувствуя. А тут стоит человек, который благодатно причастился, и рассказывает нам о своем мистическом состоянии. Тогда мы подумаем, что, либо мы плохие, либо он сумасшедший, либо все это непонятно, – могут возникнуть большие искушения. То есть я думаю, что об опыте благодатного Причастия можно рассказывать только тому, кто имеет сам такой опыт. Но это надо делать очень осторожно, чтобы не оставить на душе рубец.

Вообще, настоящее Причастие – встреча со Христом – должно приводить человека в такое состояние, чтобы он всякий раз говорил: то ли я на небе, то ли на земле.

Вопрос телезрительницы Галины из Ставрополя: «Почему Богородица оставила завещание – да не ступит нога женщины и даже зверей женского пола на гору Афон?».

– Когда мы говорим о каких-то исторических моментах, всегда очень сложно определить, где Божие, а где человеческое. Я не знаю, у меня нет ответа на этот вопрос. Это не связано с тем, что женщины хуже мужчин или они более грешные. Очень трудно так сказать. Потому что в райском саду были мужчина и женщина. Если Афон является прообразом рая на земле, то почему на него не могут ступать женщины, я сказать не могу. Понятно, что там идет монашеская жизнь, надо, чтобы там не было никаких искушений. В этом есть и некий мистический смысл. Есть тысячелетний опыт благодатного подвижничества, именно попытки превратить Афон в рай на земле. Но мир постоянно наступает на Афон, со всех сторон сжимает его, все меняется.

Да, Афон является домом Богородицы, но и Дивеево является домом Богородицы, а там женщины ступают. Поэтому трудно сказать: то ли это человеческая интерпретация, то ли действительно некое Божественное завещание – создание особого духовного места с непостижимым Божиим смыслом. Такая необыкновенная Божественная симметрия. Если там будет достаточно любви, то симметрия действительно будет как восстановление райского сада. Я бы так ответил на этот вопрос.

Афон – очень непростое место в духовном смысле и в смысле географическом: ветра, перепады температур, суровость климата. Я бы сказал, что это место серьезных духовных испытаний, место аскетических подвигов. Но сейчас, когда зло в мире начинает распространяться, весь мир сжимается, и Афон в том числе, помните, что наш главный аскетический подвиг, наша симметрия – не стать хуже, чем мы есть. Если мы не можем стать лучше, то хотя бы не стать хуже, держать оборону, демаркационную линию «южного Кипра», не пропускать неприятеля пройти дальше, сохранить светлую часть души, просить Бога о преумножении любви.

Я точно знаю, что Господь для нас не в каком-то определенном месте, а в том месте, где мы живем, в том храме, куда мы приходим, потому что таинство Святого Причастия – встречи с Богом происходит прямо у нас дома, если мы приходим туда, потому что Господь стучится в наше сердце. Именно непрестанное Причастие.

Не думаю, что вообще возможно ответить на этот вопрос: это великая тайна Бога, для нас непостижимая. И не во все тайны надо проникать. Если Богу будет угодно, Он откроет кому-то Святым Духом, но лично для меня ответ на этот вопрос сокрыт.

А что бы ответили Вы, отец Михаил, на этот вопрос?

Батюшка, я не был еще на Афоне, поэтому вообще ничего не могу ответить на этот вопрос.

– Очень дипломатичный ответ, ведь это не вопрос к свидетелям, побывавшим на Афоне, а вопрос к священникам, как они это понимают. Для меня это непостижимо.

Иногда Бога и Богородицу люди воспринимают в силу каких-то своих взглядов. Человек иногда слышит свои мысли в Божественном послании и не может их дифференцировать. Но такая традиция сложилась, и так как она существует тысячу лет – что древнее, то почтенно – она не подлежит обсуждению, как мне кажется. Так установилось, что тысячу лет женщины не находились на Афоне, то ли это действительно сказала Богородица, то ли люди так интерпретировали Ее откровение. То, что Богородица явилась Афанасию Афонскому, несомненно. На восточной части острова, где он находился, страшно суровый климат, там гора обрывается в море, прямо от берега начинаются километры глубины, страшные ветра, водовороты – тонут корабли. Афанасий Афонский выдержал там около полугода, до этого он жил на Кипре, а это просто рай, и поэтому решил уйти. И вот тогда он встретил Богородицу, Которая сказала ему: «Здесь будет Мой дом». И на этом месте он построил лавру Афанасия Афонского.

Афон – это, несомненно, непростое место, во многом место духовных откровений. У меня не было на этот счет никаких откровений, я только знаю одно – когда все небо чистое, а над вершиной горы стоит облачко, считается, что в этот момент Пресвятая Богородица находится на Афоне. Такое человеческое предание.

Вы говорили о таком понятии, как бифуркация. Как Вы считаете, Причастие Святых Христовых Таин является точкой бифуркации для каждого человека?

– Бифуркация – это встреча с Богом. Да. Несомненно. В момент Причастия все, что мы называем судьбой, исчезает, и открывается место Божиему Промыслу. Судьба просчитывается, отчасти прогнозируется. Встреча с Богом – и все прогнозы летят, все законы изменяются. Это происходит на Причастии. Именно принятие Тела и Крови Христа, открытие души Христу делает человека невидимым духам злобы поднебесной. В этот момент темный портал вообще закрывается. Ведь почему человек живет как у Христа за пазухой – закрылась темная часть души, восстановлена целостность «южного Кипра», нет «мертвого города Фамагусты», нет «военных баз», «оккупированных территорий» души человека. Восстанавливается единство, цельность духа, души и тела, и происходит это только во время встречи со Христом – только во время принятия Его Тела и Крови, когда человек открывает душу Христу. Да, это высшая бифуркация для человека, живущего на земле.

Почему встреча с духами злобы поднебесной нередко вызывает у человека невроз? Потому что они сами в неврозе. Они знают о бифуркациях, они обкладывают человека со всех сторон капканами, загоняют его в безвыходное положение. И раз – встреча с Богом, и все их усилия горят, все ловушки не срабатывают, все мины не взрываются – вот что такое причастие. Просто люди не представляют, что нам дал Господь. Новый Завет – непрестанное причастие.

Еще раз скажу, что сейчас люди не могут непрестанно причащаться, по разным причинам. Но насколько позволит время, возможности, помните, что именно Причастие делает нас небопарными орлами, восстанавливает в нас симметрию Божественной любви, любовь к самому себе, любовь к ближнему и любовь к Богу.

Батюшка, прошу Вас благословить нас на прощание и, может быть, сказать какое-то пожелание.

– Я хочу всем пожелать, чтобы все жили как у Христа за пазухой: чтобы вы восстановили ви́дение райского сада, чтобы жили в этом мире как в Царствии Божием, а в вечности как в Царствии Небесном, чтобы жить все лучше и лучше, с каждым днем, во всех отношениях, с Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. И да Божие благословение пребудет со всеми вами.

Аминь.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс