Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (988) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Во всем нужна мера, золотая середина

Протоиерей Димитрий Смирнов: Во всем нужна мера, золотая середина

№43 (988) / 12 ноября ‘18

Беседы с батюшкой

Батюшка, уже первый звонок у нас есть, давайте послушаем.

Вопрос телезрителя с Ямала: «Сколько имен усопших можно писать в записках на Литургии и сколько можно их поминать в вечерней молитве? У меня 100 с лишним человек в помяннике – может, больше».

– Писать можно сколько угодно, но это очень увеличивает по времени породолжительность нашей молитвы. Это довольно трудно. Поэтому существуют общие фразы (например: «и всех на поле брани живот свой положивших», «всех усопших сродников», «тех, за кого нужно молиться сугубо», «заповедавших нам, недостойным, молитися о них» и так далее), чтобы это вошло в какие-то берега. Прибегая к таким формулам, мы общее время молитвы сокращаем и делаем ее по композиции более приемлемой. А так можно сколько угодно молиться. Я помню одного батюшку во Владимирской области, который поминал такое количество людей, что приходил на проскомидию в 4 часа утра и до 7 утра поминал каждого, за кого просили помолиться.

Ограничений нет – это ограничивается только возможностью самого человека.

– Да, самим человеком – его усердием, его возможностями, в том числе физическими.

А еще говорят, что за некоторых людей не надо молиться.

– Есть такие люди – это святые: мы им служим молебны. Тоже молимся, но в другой форме – мы не молимся о спасении их душ, а молимся им о спасении наших душ.

Но вот здесь имеют в виду людей, которые, например, избрали служение сатане, и говорят: «За них мы не молимся».

– Даже человек, который избрал это служение, на самом деле просто этого не понимает: если бы он это воочию увидел, он бы ужаснулся, поседел или облысел сразу и умер от инфаркта. А так это все бравада, игра.

То есть такой человек нуждается в молитве?

– Конечно.

Батюшка, цель человеческой жизни – спасение души, я хотел бы сегодня с Вами об этом поговорить (может быть, наши слушатели тоже поддержат эту тему). Что человека наиболее приближает к спасению, а что наиболее удаляет?

– Приближает старание человека исполнять заповеди Христовы. Поступая по заповедям, он приближается к тому, что Евангелие именует Царствием Божиим. А удаляет ходьба в противоположном направлении, когда человек нарушает заповеди – вольно или невольно, в разуме или неразумии, но таким образом он протестует против нравственного закона, установленного Самим Господом.

Своеволие удаляет?

– Да, конечно. Представь себе: у человека есть карта, на карте написано: «Северо-восток, Зурбаган». А он идет в противоположную сторону.

Ему так показалось ближе...

– Нет, не показалось – он говорит: «А я считаю, что Зурбаган там». Ну, считай и иди в противоположную сторону. Очень многие люди говорят: «Это мой выбор», «я так считаю». И обрекают себя на несчастье.

Вопрос телезрительницы: «Мы с мужем не расписаны и живем уже 18 лет вместе, у нас первый ребеночек крещен – девочка Александра, а недавно родился сын, и нам отказали в его Крещении, раз мы не состоим в официальном браке, сказали: только через ЗАГС. Правда ли, что нельзя крестить ребенка, родители которого не зарегистрированы?».

– Вообще-то это правильно: вы не члены Церкви, а Крещение детей совершается только у членов Церкви. Вы таинства церковные не признаете, если вы не признаете Венчания (а вас никто венчать не будет нерасписанных, это естественно). У нас Церковь отделена от государства, поэтому брак разделен на две части: сначала регистрируешь брак, а потом уже венчаешься, тогда все в порядке. У невенчанных и крестить нельзя: родители должны быть христианами, а не просто крещеными. Гитлер был крещеный, Ленин тоже был крещеный, и что толку-то? Поэтому надо потрудиться.

В Евангельской истории о Закхее после покаяния Закхея Господь говорит: «Днесь спасение дому сему бысть». Через покаяние одного человека спаслись и его ближние, так?

– Так.

Без собственного покаяния человека возможно ли спасение?

– Дело в том, что в ту эпоху поведение хозяина дома, как главная ось этой общности, чрезвычайно сильно влияло, и такой поступок Закхея преобразил и их.

Его пример открыл для них тоже дверь покаяния?

– Да, как пример великого императора Константина, когда он стал членом Церкви, хотя еще не был крещеным, но уже был оглашенным, и после Миланского эдикта его пример очень многих подвиг. Поэтому Церковь его и считает равноапостольным: его пример стал замечательной проповедью – тысячи и тысячи людей пришли к Крещению, стали этим интересоваться, ведь император был очень влиятелен, фигура его даже обожествлялась: это не просто так выбрали на три месяца, это была очень серьезная позиция. И в патриархальном иудейском обществе было то же самое.

Но сейчас это уже утрачено?

– Ну почему? В Японии, например, это играет очень большую роль.

Глава семьи выбирает, и вся его семья принимает его выбор.

– Да, конечно. И во многих местах так: на Кавказе отец, дед играют огромную роль до сих пор.

В наших семьях нередко один человек приходит к Христу, к вере, а остальные – нет.

– Но у нас разрушено все до основания, а потом мы так ничего и не построили. А что построили, то рухнуло уже.

То есть видимость некой иерархии получается.

– Живем как бы старыми запасами – что в амбаре осталось.

Вопрос телезрительницы: «Ведь мы же больше делаем через силу – не осуждаю я через силу, молюсь через силу; все через силу. А как же Господь нас спасать-то будет? Он же видит все. Мы же тогда не спасемся. Вот если я добрая от себя, тогда я добрая и уже не могу себя злой сделать, а уж если я могу осудить, то через силу не осуждаю. А там ведь ни воли не будет, ничего».

– Сейчас расскажу на одном примере. У преподобного Серафима спросили однажды: «Кто у вас в Саровском монастыре ближе к спасению?..». Он говорит: «Повар». Удивились: «Как повар? Он такой сердитый, нелюдимый, всегда резкий». А преподобный Серафим объяснил: «У него ужасный характер. И он тратит огромные силы на то, чтобы сдерживаться. И Господь вменяет ему эти усилия в подвиг».

Господь видит, что мы противные, ленивые, злые, раздражительные, подлые, сплетники, болтуны, обжоры, но изо всех сил стараемся. И Он меру нашего старания видит. Вот мера старания может превысить усилия многих. Поэтому Господь подождет, пока мы с терпением будем выполнять свой подвиг, и спасение придет: Он Сам сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». А если человек и так добрый, ему доброта не вменяется вообще в подвиг. Ну, добрый – а заслуга твоя какая? Никакой.

Господь тебя таким сотворил.

– Вот если ты жадный, но жадность преодолеваешь и даешь другому взаймы ради Христа, хотя понятно, что он никогда не отдаст. Кто занятые деньги отдает? Я что-то такое уже забыл. А был бы не жадный, тогда какая награда? Никакой.

Вопрос: «Я очень общительный человек. Мне нравится знакомиться с людьми, общаться с ними, расширять круг знакомых. А не вредно ли это для моей души?».

– А надо посмотреть за собой – с кем знакомишься, что приобретаешь, сколько уходит на пустые разговоры, сколько – на полезные, сколько остается на молитву. «Мне нравится…». А другому нравится пивко.

Каждый выбирает по себе.

– В том-то и дело. Но человек спрашивает: «Полезно ли мне это?». Это мне надо в рюкзак залезть, чтоб он меня носил, а я бы смотрел: тогда можно сделать вывод, а так как сделаешь вывод, полезно ему или нет?

Но есть вещи явно полезные всем и явно неполезные всем.

– Вот молитва – вроде явно полезное дело, а иногда человек так усердствует, что повреждается в уме.

Из-за молитвы?

– Не из-за молитвы, а что-нибудь неправильно делает. Та же еда – вещь полезная, поддерживает наше бытие, а можно переесть и заболеть. Во всем нужна мера, золотая середина.

А у каждого из людей она своя.

– Да. И гордость тоже своя: «Я считаю», – и все, и человек думает, что как он считает, так оно и есть.

Для него лично так оно и есть...

– А оказывается, это большое заблуждение: дерево судят по плодам, а по плодам бывает разрушение семьи, собственной личности и прочее – большой вред.

Вот человек задумался о пользе или вреде.

– Раз задумался, значит, что-то с его совестью неспокойно, значит, уже дымком запахло.

Хоть и радует, но неспокойно.

– Ищет ответ где-то за тридевять земель.

Вопрос телезрительницы: «Очень рада, что до Вас дозвонилась. Я работаю главным бухгалтером, но с последнего места работы меня уволили: я была на декретной ставке – девушка вышла, я осталась без работы. Я крещеная, хожу в церковь, молюсь, причащаюсь…».

– Тоже хожу в церковь и сегодня причащался. А в бухгалтерии вообще ничего не понимаю.

Я сейчас осталась без работы и 7 месяцев не могу устроиться. Мне предложили 2 места в центре занятости, но я сделала операцию на глазах, и мне 2 месяца нельзя было работать на компьютере. И теперь я снова осталась без работы. То есть мне Господь работу дал (я у Господа просила: «Боже, помоги мне с работой!»), и я не смогла из-за своего зрения пойти. Теперь у меня глазки зажили, все хорошо, но сейчас опять работы нет. Какой-то грех, наверно, на мне. Почему так получается, что я никак не могу устроиться на работу? Какие-то препятствия постоянно.

– Ваш грех – это отсутствие терпения. И необязательно искать работу с компьютером, можно – с половой тряпкой, а можно – на кассе в булочной. Работы всякой полно, у нас в стране миллионы таджиков находят работу, и вы можете найти. Просто надо идти на первую попавшуюся, а потом уже ждать место по вашей специальности.

Видите, я виноватой себя считаю, что мне предложили работу, а я не пошла – испугалась ослепнуть и решила подождать, пока глаза заживут после операции.

– Надо не бояться, а надо было поговорить с врачом.

Мне запретили.

– Если запретили, тогда вы правильно сделали. Глаза еще пригодятся на всю жизнь. А через 50 лет вы и забудете, что без работы сидели.

Батюшка, как раз из Послания апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». А может ли человек достигнуть совершенства и не согрешать?

– Нет, конечно. Эта бухгалтерша – девушка молодая, и у нее синдром отличницы; она привыкла еще со времени учебы в колледже делать все на «пятерку», поэтому, когда что-то разладилось, она думает как в школе: вот она что-то не так сделала, какую-то запятую пропустила – и на целую десятую долю оказался другим ответ. И она думает: «Ошибка». Думает, что и в жизни так, – а все гораздо сложнее.

Человек стремится жить по-Божески, но обязательно в чем-то согрешает; получается, виноват во всем.

– Да не только в чем-то, а вообще не понимает, в чем состоит жизнь духовная. Таких большинство. Потому что ведь идеал отношений с Отцом Небесным – это как отношения дочери и отца. А тут идет торг: «Я тебя просила – Ты мне дал; вместо того чтобы взять, я испугалась, что будет с моими глазами, с врачом поговорила – он не посоветовал, я послушалась врача». И возникла коллизия.

И человек в недоумении: что ж теперь?

– «Что я сделал не так?». На самом деле все так, ведь человек нацелен на «я буду здоров, я буду на хорошей работе, буду делать что хочу и проживу спокойную и прекрасную жизнь». А куда деть слова «в мире скорбны будете»?

Когда в жизни что-то разрушается, человек тут же думает, что он чем-то Бога сильно огорчил и Бог от него отвернулся.

– Бывает и так, а бывает и не так. Но если каждый раз искать, «чем я согрешил», искать неверные поступки, то это неправильный путь. Надо искать направление жизни, а не отдельные точки на прямой (что-то все математические термины вспоминаются): функцию надо понимать целиком, как она идет.

Все должно быть правильно – вот цель человеческой жизни.

– Но у человека все правильно быть принципиально не может, ибо человек грешен по природе. Один гражданин, дай Бог ему доброго здоровья, однажды мне купил автомобиль «Волга». Я менял на нем радиатор 8 раз по гарантии: сделан он на заводе «ГАЗ», а не «Тойота» или «Мерседес» – там другого радиатора быть не может. Почему? Халтура. Металл – халтура, установка – халтура: от начала до конца все халтура, и такой сложнейший прибор не может быть сделан без брака – нужно каждый месяц что-то менять, бесплатно, время только тратишь. Так же и в человеке все не так.

Вопрос Константина из Санкт-Петербурга: «Подскажите, пожалуйста, чем оппонировать на доводы родственницы… Хотя она верующий человек, обратилась к так называемому магу (она стала чахнуть, заболела) – несмотря на то, что ходила в храм, причащалась и сейчас себя считает верующим человеком. Она обосновала свой поступок тем, что некоторые так называемые белые маги неофициально имеют благословение от того или иного батюшки на свою деятельность – как некая «скорая духовная помощь». Как Церковь в принципе относится к черной магии? Моей родственнице навредили, а белый маг сказал ей, кто навредил, и описал такие подробности, которые никто не мог знать».

– А номер паспорта этого черного мага сказал белый маг?

Нет.

– Ну, значит, все – брехня. Вашу родственницу поздравьте от меня и скажите, что на 6 лет Церковь ее отлучает от Причастия, она должна покаяться: за один поход к магу человек отлучается от Церкви. Крест она уже носить не может, она уже не член Церкви, ибо отреклась от Бога.

А как мне обосновать – почему?..

– Не надо обосновывать. Вы ей от меня скажите, что причащаться ей нельзя, нужно покаяться и больше никогда так не делать. Придет к священнику на Исповедь и скажет. А до этого момента и причащаться нельзя ей: она предательница. Никаких белых магов, голубых, синих, оранжевых, фиолетовых не существует, это все бесовщина – бесы могут любой цвет принимать.

То есть верующему человеку, по идее, никакая черная магия не может повредить?

– Без всякой идеи. Вредит человек себе сам, его собственные грехи. Но если человек верует в мага, значит – не верует в Бога. Тут надо выбирать. Раз верует в магию – значит, ему будет вред.

Просто удивительно, что помогло обращение.

– А как же? Если к самому дьяволу обратиться, он тоже на первых порах поможет, потом выпьет всю душу.

Я понял, батюшка.

– Я рад: вы редкий человек – обычно меня никто не понимает.

«Сегодня в Евангельском чтении Господь говорит: не обо всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне. Но разве не всем людям Господь желает спастись? Почему Он молится только о Своих учениках?».

– Спасение возможно только для учеников. А остальным открыты ворота – каждому стать учеником, тогда эта молитва будет относиться и к нему.

Вопрос телезрительницы: «Я играю в лотерейные билеты – считается ли это грехом?».

– Это считается попыткой без труда вынуть рыбку из пруда. А уж грех для вас это или нет, думайте сами.

Спасибо, батюшка, за передачу, за ответы.

– Пожалуйста. Всего вам доброго, дорогие братья и сестры! Спасибо за ваши нынешние вопросы – очень были интересные.

Записал:
Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс