Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрительницы из Московской области: «Очень часто в интернете встречаются видеоролики, в которых священнослужители делают попытку оправдать теорию эволюции, ссылаясь на то, что «мы еще не до конца изучили, как все было» и что, «может быть, для создания человека Бог использовал более низшую форму живого организма». И «как могло случиться, что все мироздание было сотворено Богом за шесть дней?». Многих верующих православных людей смущают такие высказывания, они вносят путаницу и заблуждения».
– Очень важную проблему вы сейчас озвучили. Действительно, в интернете есть немало роликов, где даже священники (и я с болью на самом деле, отнюдь не с осуждением, а с болью душевной вынужден это констатировать!) пытаются пропагандировать так называемый «православный эволюционизм». Это такая искусственная попытка объединить христианское мировоззрение, учение о сотворении мира Богом (когда Господь Своим всемогуществом из ничего создал весь этот прекрасный мир и человека) с научными гипотезами, представлениями, теориями и т.д.
Позвольте, прежде чем ответить на ваш вопрос по существу, привести вот какое сравнение. На кого похожи люди, которые пытаются соединить несоединимое: христианскую концепцию сотворения мира, учение, основанное на Священном Писании, на том, что открыл Господь, и различные человеческие гипотезы, измышления, предположения и догадки? Представьте себе: молодой человек настойчиво предлагает дружбу девушке, у которой уже есть парень. Девушка ему четко, ясно, недвусмысленно дает понять, что у нее есть молодой человек, у нее есть друг, «а с тобой, приятель, у нас ничего не получится». А молодой человек с завидным постоянством продолжает вновь и вновь обращать на себя внимание: «Да нет, я тоже, в принципе, не так плох, я, может быть, даже лучше, чем твой парень, тоже современный, посмотри, какой я хороший». Дорогие друзья, такой молодой человек, навязывающий свое общение девушке, у которой есть с кем общаться, вызывает только сожаление, насмешку, но никогда не вызовет уважения, а тем более любви. Вот на кого похожи те люди, которые пытаются пропагандировать так называемый «православный эволюционизм».
Давайте по существу: есть две точки зрения, два мировоззрения, образа мысли и образа жизни. Православное мировоззрение зиждется на том, что мы верим слову Божию. Как возник этот мир, как возникла жизнь, никто из людей не знает, не было свидетелей, очевидцев того, как этот мир был создан. Поэтому мы верим тому, что Бог Сам открыл. Откуда мы знаем? Из Священного Писания, из первой главы Книги Бытие, самой первой Книги Ветхого Завета, где Господь говорит, что за шесть творческих дней Он создал из ничего, силой Своего всемогущества, этот прекрасный мир, а затем создал человека – и сотворению человека предшествовал Совет Пресвятой Троицы. Вот позиция православных людей. Мы верим так, как открыл Сам Бог.
А что такое теория эволюции? Это концепция, догадка, которая возникла в XIX веке, а затем в некоторых странах, в частности, на нашей многострадальной Родине, стала господствующей идеологией. Люди старшего поколения помнят, что у нас учителя в школах, университетах говорили: «Человек произошел от обезьяны, жизнь возникла в результате эволюции». Это преподносилось как аксиома, не предполагалось, что в этом можно усомниться. И говорили: «Это же научный факт! Вот посмотрите, есть косточки там, скелеты динозавров и каких-то других животных, которые находили палеонтологи». На это уже ссылались как на аксиому, и даже смешно было возражать. Но на самом деле теория эволюции – это предположение, как все могло бы быть, если бы Бога не было или если бы Он не участвовал в творении мира. Вот такая гипотеза, человеческая догадка. Главной движущей силой эволюции является что? Смерть. Уничтожение одних видов другими. Мы все хорошо знаем эту сказку со школьной скамьи: от простого – к сложному, более приспособленные виды выживают, менее приспособленные погибают. Из Священного Писания мы знаем, что Бог смерти не сотворил. Смерти не было даже в планах мироздания. Смотрите: у человека, который придерживается концепции эволюции, не верит в Бога, по-своему есть хоть и научно не доказуемая, но все-таки цельность представления. А когда человек, христианин, верующий в Бога, в богооткровенность Священного Писания, пытается объединить христианское учение с теорией эволюции, он похож на такого молодого человека, на которого я обратил внимание вначале.
Что нам нужно знать, дорогие мои друзья, когда мы сталкиваемся с такого рода статьями, лекциями? Мне тоже приходилось читать на эту тему самые разные наукообразные статьи. И тут важно не столько то, что говорят, но как говорят. Поправляя очки, с умным видом: «Но мы же не знаем, как это было… Ну что такое – творение из ничего? Что такое шесть дней, когда еще не было светил, Земли, Солнца? Что значит шесть суток? Ну не могло такого быть, это же смешно». Казалось бы, дорогой друг, если ты не знаешь, открой Священное Писание – и узнай то, что Бог Сам открыл. Для нас, православных людей, верных чад Церкви, аксиома, что Бог Всемогущ, Вездесущ, Всеведущ, и если мы верим в Бога так, как Господь нам открыл, то должны задать себе вопрос: если Бог Всемогущ, Он мог создать этот мир из ничего, Он мог создать человека, не беря какой-то материал, хвостатых приматов, гуманоидов? В Священном Писании, в первой главе Книги Бытие, мы читаем, как Господь говорит: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, – и Он творит человека. Вдунул в лице его дыхание жизни – человек стал образом Божиим, богоподобным существом, словесным, разумным, стал венцом творения. И Господь вводит его в рай. Если Сам Бог открыл нам в Священном Писании, как это произошло, то почему бы нам Богу не верить? и нам сомневаться во всемогуществе Божьем? Поэтому для нас, верующих людей, концепция так называемого «христианского эволюционизма» совершенно неприемлема.
Почему звучат такие высказывания, создаются такие видеоролики?.. Попытка быть своими для мира: «Мы на самом деле тоже верим, что можно соединить христианскую концепцию с теорией эволюции, якобы Бог руководил процессом эволюции». Откроем Священное Писание. В Евангелии от Луки описывается родословие Христа по восходящей линии и говорится, что Христос был Сын Адамов и Божий. Между Адамом и Богом не было никакого промежуточного звена. Раз Христос – Новый Адам и Он пришел в мир, чтобы пострадать за Адама первозданного, значит, Адам действительно уникальное творение Божие, а не плод эволюции.
Я слышал такую точку зрения, что по непринципиальным вопросам в Церкви допустимы разные мнения. Может быть, теория «православного эволюционизма» – как раз тот непринципиальный вопрос, который допускает разночтения, и эта теория может быть ступенькой в познании Бога для образованных людей, миссионерским стратегическим ходом, если можно так сказать?
– Вы знаете, Дионисий, что можно на это возразить? Дорогие друзья, прошу меня простить, может быть, я приведу немножко резкий пример. Для родителей принципиально, если им скажут: «это ваши дети» или «они взяты из пробирки»? Как Вы думаете, для родителей это принципиально или нет?
Конечно, принципиально.
– Для любых родителей это вопрос принципиальный. Действительно, иногда так называемые «миссионеры» (люди, так себя позиционирующие) утверждают, что светским людям можно говорить что-то такое, чтобы заставить их задуматься и привести в Церковь, якобы это непринципиальный вопрос. Задумайтесь, дорогие друзья, пред очами Божьими. Мы знаем из Священного Писания, что сотворению человека предшествовал Совет Пресвятой Троицы – Триипостасный Бог, советуются Лица Святой Троицы перед сотворением человека. И вот Господь создает это уникальное творение по образу Своему и подобию. И уже при Предвечном Совете Святой Троицы было предначертано, что Сын Божий станет Человеком, пострадает на Кресте Голгофы, воскреснет, чтобы спасти Адама первозданного и все человечество. Пред очами Божьими, как Вы думаете, это принципиальный вопрос?
Конечно.
– Человек – плод эволюции какого-то хвостатого гуманоида или творение Божие? Поэтому вопрос создания мира, создания человека – это вопрос отнюдь не маловажный, в котором возможны разные точки зрения. И еще обратите внимание, дорогие друзья, что никто из святых отцов Церкви (возьмем святых отцов XIX и XX веков) не придерживался теории эволюции. Из святых никто не придерживался. А такая позиция, что якобы «внешним» людям можно говорить ложь, чтобы им понравиться, – это, простите, не миссионерство, а скорее антимиссионерство.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.