Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы. Прошлую беседу мы закончили на совершенно замечательных пожеланиях телезрителям...
– О доброжелательности?
Да. Думаю, что сейчас мы с этой доброжелательностью будем отвечать на вопросы телезрителей. Первый вопрос касается Вас, батюшка. Людям интересно, помните ли Вы свою первую Евхаристию, первую Литургию, которую служили?
– Вопрос неожиданный. Помню в общих чертах. Меня рукоположили в священники 19 декабря 1987 года в Троице-Сергиевой лавре. Естественно, сразу начался сорокоуст, то есть совершение Божественной литургии в течение сорока дней. Хорошо помню, первую седмицу со мной служил иеромонах Варнава, теперь епископ Павлодарский и Экибастузский, мой хороший учитель, замечательный друг и человек. Неделю мы служили Литургии вместе, потом он мне сказал: «Неделя прошла, теперь сам служи, а я буду рядом». Конечно, все было под его контролем, руководством, по его совету. Если бы сейчас служилось так, как совершалась первая Литургия, когда ни о чем, кроме того, что сейчас происходит, думать было невозможно – только бы все было правильно! Со страхом, трепетом, любовью...
Страшно было?
– Конечно. Потому что вот здесь совершается таинство. «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. […] сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов». «Преложив Духом Твоим Святым». На престоле вместо хлеба – Тело Господне, под видом вина – Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Конечно, страх и трепет. Чины ангельские взирают на совершающееся таинство. «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы», – такие слова читаются во время Литургии Преждеосвященных Даров.
Кстати, это было в трапезном храме, потому что зимой служили там. Успенский храм в лавре тогда, в 1987 году, не отапливался (может быть, не все знают, но это роскошь XXI века), и служили только в трапезном храме, а в будни служили в боковых приделах. То есть день не помню, но через неделю после рукоположения первый раз доверили совершение Литургии.
То есть саму Литургию Вы помните.
– Конечно. И помню тех, с кем служил. Поэтому поклон и благопожелания, и многая лета епископу Варнаве! Это был первый человек, который непосредственно учил меня совершать Литургию.
Следующий вопрос: «Я кое-что не понял, а в храме постеснялся спросить. По воскресеньям на всенощной читают акафист. После акафиста – чтение Евангелия, и в это время к священнику подходит народ, склоняется, он накидывает на их головы епитрахиль, а кому не хватило места под епитрахилью, тех покрывают фелонью. В чем смысл этого действия? Я не вставал так, потому что не понял, зачем это нужно».
– Я думаю, что действие, которое совершал батюшка, – отголосок таинства Елеосвящения (Соборования): в конце таинства по чинопоследованию священник кладет на голову молящихся епитрахиль (даже если их 50, 80 или 100 человек, он все равно кладет на головы тех, кто находится рядом), кладет на их головы Евангелие, и читается особая молитва. Евангелие кладется как символ присутствия Живого Бога через слово, которое люди слышали во время таинства. Думаю, что это оттуда.
Какой здесь символ? Символ особой передачи благодати через возложение епитрахили. Потому что, когда совершается таинство Исповеди, епитрахиль кладется на голову человека, который исповедуется, и читается разрешительная молитва. Священники совершают это благодатью Божией, и священнические одежды свидетельствуют, что это совершается силой Божией и благодатью священства, которую они получили: это не наш дар и не наша заслуга, а дар священства.
Так что в том, что батюшка читает Евангелие над главами молящихся и епитрахиль оказывается на голове не каждого человека, нет ничего страшного: все мы братья и сестры – сообщающиеся сосуды, и благодать, которая на первом человеке, пребывает и на последнем. Почему? «Не мерою дает Бог Духа» – это слова Господа в Евангелии от Иоанна: Дух дышит, где хочет. Первые будут последними, а последние первыми.
У нас в Церкви все очень благодатно, все очень правильно, и не обязательно первый получит все. Это общее действие, общее таинство, общая молитва, которая кроме благодати, кроме духовной пользы ничего не принесет. Поэтому в следующий раз, когда будете на вечернем богослужении, тоже склоните свою главу, батюшка пусть читает, и вне зависимости от того, была на вашей главе епитрахиль или нет, общее благословение передастся на всю общину.
Следующий вопрос из Италии. Зрительница пишет, что муж – католик, но атеист (видимо, католик по рождению, по крещению). Он раздражается, когда она ездит в православную церковь, смотрит телевизор день и ночь. Известно, итальянцы – народ шумливый. Раздражается, когда она читает Евангелие, Библию и так далее. Телезрительница пишет: «Господь же сказал, “кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцом Моим Небесным, а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным”. Это и ко мне относится?».
Первый ответ, который приходит на ум (надеюсь, что наша зрительница не обидится): надо все-таки за русского православного выходить замуж...
– Но если уж так сложилось, какой здесь можно дать совет? Семья есть семья. Брак есть брак. Апостол Павел так конкретно и говорит: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе». Здесь апостол Павел говорит о супружеских близких отношениях и о физическом и телесном единстве, которое связывает мужа и жену.
Но их должно связывать еще и душевное единство. Отец Иоанн (Крестьянкин) в этом случае говорил так: «Когда раньше вы были единомысленны в вашем неверии, у вас все было хорошо. А когда вы пришли к вере, вы теперь предъявляете огромные требования к своему супругу, который пребывает в неверии. Долготерпением, мудрым поведением постарайтесь склонить его на свою сторону, пока резко ничего не меняя во внешнем; все внимание обратите на внутреннего человека». Поэтому то, что мужа раздражает, выводит из себя, старайся делать незаметно.
С другой стороны, надо уговаривать, – может быть, большей частью жене просто хочется поступить по-своему? «Я поеду в Милан в храм». Подожди, а почему муж раздражается-то? Надо прикинуть. Может быть, не приготовлен обед? Может быть, уроки с детьми не сделаны, за квартиру не заплачено? Лошадь не подкована, карета не переобута, куры не накормлены? Сначала надо об этом подумать.
Сделай так, чтобы к тебе не было претензий во внешней жизни – бывают другие крайности: она ничего не сделала по дому, а поехала в храм. И у мужа возникает раздражение не на храм, а на жену: он думает, что из-за храма она такая лентяйка, неряха, нехозяйственная. А она такая не из-за храма, а по воспитанию. Если бы в доме все было благополучно, думаю, было бы меньше вопросов и претензий. И еще если бы она из Милана возвращалась, а у нее в одном кульке – что-то из кондитерской, в другом кульке – мороженое, в третьем – сто грамм бекончика и какое-нибудь бургундское... Под таким впечатлением он, может быть, и два раза в неделю отпускал бы. Надо об этом подумать и резко ничего не менять.
И снисходительно относиться к его шуму. Это действительно итальянский характер, его не переделаешь. Она пишет, что он шумно смотрит телевизор. Так они шумные все...
– Беруши в уши.
Когда ты выходишь замуж, надо понимать, что есть национальные особенности.
– Конечно. И еще твое время – ранее утро. Встала пораньше, пока все спят, и начало утра можно посвятить своей душе. А так – с терпением, с терпением, с терпением, другого пути нет.
Так что мудрости и терпения телезрительнице в жизни.
И будем надеяться на какое-то благополучное завершение этих распрей.
– А вообще, задача, чтобы в середине жизни он пожелал принять Православие, смотря на вашу благочестивую, святую, праведную жизнь православной христианки.
Вопрос: «Я оказалась крестной матерью совершенно незнакомым детям. Когда я приехала в монастырь, там была семья, которая хотела креститься. Настоятель отказал монаху, который хотел быть крестным, и выбрали меня, хотя я их совершенно не знаю. Но если бы я тогда не согласилась, они остались бы некрещеными. Как быть в такой ситуации? Конечно, каждое утро я за них молюсь, вспоминаю... Это все, что я могу сделать для них как крестная?».
– Все правильно. То, что человек оказался в такой ситуации, это Промысл Божий, и надо радоваться тому, что Господь вас сподобил быть крестной для этих детей, которых вы даже не знаете. Но вы стали близки им через это таинство, получается так, что вы духовно породнились. И главное, вы понимаете, что надо делать. Сейчас большей частью крестные даже не понимают самого таинства, хотя есть огласительные беседы. Но мы понимаем, что за две беседы человеку невозможно объяснить всего, чтобы он всем сердцем, всей душой принял христианство, Евангелие, – это очень сложно. Поэтому то, что вы верующий человек и осознанно молитесь за своих крестников, – это самое дорогое в жизни.
В вопросе прозвучало, что настоятель не благословил монаху быть крестным. А он и не должен был благословлять. И инок этот должен был знать, что, по церковным канонам, монахи не могут быть крестными, поэтому настоятель монастыря тоже сделал все правильно. И то, что выбор пал на вас, – это большая милость Божия. Поэтому своих крестников поминайте и принимайте, насколько это возможно, участие в их жизни и воспитании.
Каким образом? Если они находятся на расстоянии, посылайте им интересные книги соответственно возрасту (сначала родителям, потом детям), поздравления с днем ангела, с большими праздниками. Если они не очень далеко, когда-нибудь посетите их, потому что вы уже духовная родня друг с другом. Воспользуйтесь этим моментом, и, если родители не понимают, что делать, попросите сводить детей в храм и раз в год (или раз в полгода) причащайте их.
Наладьте хорошие, доброжелательные отношения с родителями этих детей, пусть они вам доверяют как крестной. Так и говорите: «Я крестная, я знаю, что полезно для душ ваших детей. Вы же хотите, чтобы с ними все было хорошо? Тогда доверьтесь мне». Если они проявят сочувствие и единомыслие, тогда делайте, а если они не принимают, далеки от этого, то вы будете отвечать за свои обязанности крестной в той мере, в какой вас допускали до воспитания. Если вас не допускали, тогда Господь им судья. А если допускали, а вы этого не делали, тогда будете за свою лень, теплохладность, косность отвечать. И наоборот, за любовь, усердие, за то, что жили не только для себя, но и для своих крестных детей, участвуя в спасении их душ, получите от Бога большую награду.
Вопрос: «Идет Божественная литургия, звучит “Тебе поем”, царские врата закрыты, но видно, что батюшка делает земной поклон на словах “и молим Ти ся, Боже наш”. Кто-то из прихожан делает земной поклон на “Тебе поем”, а кто-то – как батюшка. А как верно? Понимаю, что как батюшка, но не всегда и увидишь, следишь только за пением».
Отец Мелхиседек, не в праздничные и не в воскресные дни, когда начинается молитва «Тебе поем», я просто опускаюсь на колени (когда они не очень болят) и стою во время этого пения.
– Я думаю, что это правильно, потому что во время Евхаристического канона и этой молитвы «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи» в алтаре происходит кульминация таинства, когда с призыванием Святого Духа и по молитвам священника происходит пресуществление хлеба в Тело Господа, а вина – в Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Священник, когда заканчивает эту молитву, трижды произносит: «Аминь. Аминь. Аминь». То есть таинство совершилось: «Истинно. Истинно. Истинно».
Конечно, в этот момент мы совершаем земной поклон перед алтарем, престолом, делаем земной поклон Живому Богу, находящемуся на престоле, поклоняемся Господу, в Святых Таин являющемуся каждому из нас. Поэтому так будет правильно, когда мы слышим священника. А если мы не слышим, тогда в конце пения мы делаем земной поклон. Если мы не имеем возможности сделать земной поклон (особенно когда большие праздники), можно сделать поясной поклон. Если и его нельзя сделать, то мы должны понимать, что происходит в этот момент, и физическое внешнее поклонение, а наипаче внутреннее, должно быть.
Можно делать земные поклоны в конце этого песнопения и в воскресные праздничные дни?
– Конечно.
Это не возбраняется?
– Нет.
Вопрос тоже о земных поклонах. «По церковным канонам ведь нельзя делать земные поклоны в воскресные дни, причастникам в день Причастия. Но в воскресенье перед Причастием люди делают земной поклон, когда произносится “Святая святым” и “Со страхом Божиим и верою приступите”. Это правильно? Я тоже делаю так и не понимаю, правильно ли это согласно канонам?».
– Дело в том, что всех под одну гребенку мы не подведем. Я думаю, что, когда у человека есть расположение, желание, какое-то особое чувство, порыв, он и в воскресенье сделает земной поклон. Всем ходить и объяснять, что делать или не делать, не стоит. Есть расположение у человека – пусть делает. Обычно в воскресные дни поклоны не кладутся.
Я много раз наблюдал, как перед Святой Чашей, когда много людей, чтобы сделать земной поклон, какая-нибудь ревностная тетенька сначала всех раздвинет впереди, сзади, у нее получится некий плацдарм, и на этом плацдарме она положит земной поклон, распихивая всех вокруг себя. Так что, у кого есть желание – пусть положит земной поклон, у кого нет возможности – пусть мысленно поклонится Господу.
Ну да, поклониться в пояс можно всегда.
– По канонам, по правилам земные поклоны в воскресный день не кладутся. Кто положил – ничего страшного, никакого греха в этом нет. Требовать со всех: «все кладите» или «не кладите» – это уже будет целая история...
Да, нужно знать каноны: и апостолы говорили, что все в Церкви должно быть благообразно и по чину. Но нельзя исключать нашего духовного состояния.
– Да, иногда человек усердно молится и даже забывает, что воскресный день. У него есть желание сделать поклон? Не надо на него цыкать, не надо ему препятствовать. У человека есть определенная свобода, пусть делает. То есть мы понимаем, как должно быть, сами с себя требуем. А дело священника – контролировать и объяснять своей пастве правила относительно земных поклонов.
Следующий вопрос: «В интернете часто можно встретить рекламу, предлагающую подавать записки в режиме онлайн. Но самое обидное, что эти записки не доходят до тех монастырей, в которые их пытаешься подать. И денег за это берут больше, чем в том же храме в реальной жизни. Как ко всему этому относиться?».
– Деньги надо оставлять в своих храмах, куда мы ходим, где молимся, где батюшки ради нас проливают духовную и физическую кровь, служа нам день и ночь. Поэтому оставляйте свою помощь, свои пожертвования в храме, в который ходите. Если есть желание помочь какому-то монастырю, сделайте это сами, физически – это будет очень и очень правильно: съездите лично в Оптину пустынь, на Валаам, Соловки, в Дивеево.
Иначе скоро у нас будет привычка: записки онлайн, молитвы онлайн, Исповедь онлайн и, в конце концов, дойдем до того, что и в храм перестанем ходить – будем батюшку на дом вызывать. Если есть особое желание, и вы точно знаете, что это монастырский сайт, монастырская программа, тогда так можно. Но, к сожалению, хакеры и их действия распространяются уже и в духовной области, мошенников хватает везде. Поэтому начинаем со своего собственного храма, ему помогаем. Потом, если еще осталось, дальше распространяем. Но не надо забывать о своем собственном храме.
Кто-то сказал, что любовь должна начинаться с нашей семьи, но не должна оканчиваться ею. Если вы своей общине, своему храму помогаете и еще есть возможность жертвовать, – пожалуйста. А когда мы помогаем порой всем, кому угодно, а свой храм заброшен – это неправильно.
Коротенький вопрос: «Может ли у человека быть два духовника?».
– Вообще-то это не совсем правильно, но может быть, когда один из духовников благословил обращаться к другому духовнику. Например, был период времени, когда у меня было два духовника: наместник Оптиной пустыни и архимандрит Кирилл. Отец Венедикт благословлял идти к отцу Кириллу. Мало того, у меня был исключительный момент: в какой-то период времени у меня было три духовника – еще и отец Наум. Какие-то вопросы решались с отцом Кириллом, какие-то – с отцом Наумом, а какие-то – с отцом Венедиктом. И польза была и от одного, и от другого, и от третьего. Но это было по благословению первого и основного духовника. Когда батюшка сам в чем-то затруднялся, он говорил: «Спроси у отца Кирилла и у отца Наума». А вообще-то духовник должен быть один.
Батюшка, осталась минута. Ваше пожелание зрителям.
– Пускай на всем, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты.
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
Всем вам, дорогие братья и сестры, желаю человечности. И особенно сестре из Италии. Когда будет человечность, тогда будет и сердечность, и духовность, и спасение. Всем нам надо начинать с человечности.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.