Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (985) → Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

№40 (985) / 15 октября ‘18

Беседы с батюшкой

Продолжение. Начало в №№ 21 (870) – 36 (885), 44 (893) – 45 (894) 2016, 5 (902), 17 (914) 23 (920) – 25 (922), 31 (928), 33 (930), 39 (936) 2017 г. 3 (948), 22 (967), 23 (968), 32 (977) 2018 г.

Сегодня с протоиереем Владимиром Волгиным мы продолжаем разговор о Божественной литургии.

– Да, мы медленно, но все-таки верно продвигаемся к концу Божественной литургии.

В прошлой программе мы начали разбирать ектению, и я бегло продолжу это после чтения замечательной молитвы. Смотрите, какая замечательная молитва читается перед пением «Отче наш» во время ектении: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим, и молим, и мили ся деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небесного, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение».

Какая замечательная молитва, которая, кстати говоря, напоминает нам о том, что мы должны по возможности с чистой совестью подходить к принятию Святых Христовых Таин. Чем бывает омрачена наша совесть? Во-первых, нашими страстями и грехами. Во-вторых, есть такое выражение – человек без совести, бессовестный человек. То есть это человек, у которого совесть хотя и существует (она не может не существовать, потому что это свойство вложено в человеческую душу), но омрачена, находится в затоптанном состоянии, и когда такой человек грешит, он не чувствует, что грешит, и продолжает грешить без зазрения совести, оправдывая себя в своих грехах. Поэтому наша совесть должна быть очищена от грязи. Совесть должна быть расправлена, как расправлены наши легкие, когда мы дышим полной грудью. С чистой, неомраченной совестью мы должны подходить к принятию Святых Христовых Таин.

Нет человека без греха. Это, кстати, в каком-то смысле утешает и меня. Пророк Исаия говорит, что любая святость человеческая в очах Господа все равно что грязное рубище. Человека совсем без греха нет, только один Господь благ и чист. Тем не менее, мы можем разгружать совесть. Каким образом? Вот мы подходим к Причастию, а нашу совесть отягощают порой серьезные грехи. Что же нам делать? Для этого существует таинство Исповеди, когда священник не собственной человеческой властью совершает отпущение грехов, а читает замечательную и сильную молитву: «Властию Его, мне данною свыше, прощаю и разрешаю тя от всех грехов...» – то есть властью Божественной, которая через нас, священников, совершается во время таинства Исповеди.

Кстати говоря, Божественная литургия имеет такой возглас, как «Святая святым», к которому мы медленно, но уже подходим. Дары – Тело и Кровь Господни – преподаются только святым людям. Но мы никогда не можем быть святыми. Мы можем стать святыми, может быть, на краткое мгновение, когда над нами произнесена разрешительная молитва, когда мы искренне, невзирая на тяжесть, исповедуем грехи Богу через священника и получаем разрешительную молитву, то есть освобождаемся от грехов. В этот момент – говорю мечтательно – как хорошо было бы умереть! Почему я так говорю? Потому что тогда душа чистой и белой голубицей отлетит в небо, потому что она без греха. А через пять минут все равно согрешишь: не так посмотришь, не так скажешь, раздражишься...

Мысль не та влетит...

– Да. А сколько в нас бывает раздражения! Что-то не так стоит в алтаре, алтарники не так ходят... В общем, масса причин, в связи с которыми мы снова погружаемся в страсти и свои грехи. Но мы просим у Господа доброй и чистой совести. И мы должны так любить Господа, что всю свою душу, все свое сердце отдать Ему.

Ведь неслучайно по заповеди, которую мы тоже мало исполняем, мы должны возлюбить Господа всем сердцем, всем помышлением, всем своим существом и стремиться к Нему. И в этой молитве есть такое ясное выражение – «Тебе предлагаем живот наш весь», то есть всю свою жизнь. «Для меня жизнь – Христос, – свидетельствует апостол Павел, – а смерть приобретение». Вот для Павла Христос действительно был жизнью: уже не я живу, но живет во мне Христос. Сын Божий действует изнутри, Он охраняет человека. На какого-то человека смотришь и думаешь: Илья Муромец, такой ничего не должен страшиться, нет, все равно и этого человека окружают разного рода страхования.

В свое время преподобный Варсонофий Оптинский, будучи полковником царской армии, совершал Иисусову молитву и стал слышать всякие шумы, звон, визг. Сначала он даже спал при денщике, но эти звуки продолжали преследовать его, тогда он стал спать при свете лампы, а в конечном итоге оставил молитву. Когда он приехал в Оптину пустынь и рассказал преподобному Амвросию Оптинскому о том, что испытал, и о том, что оставил молитву, преподобный сказал: «Не надо было тебе оставлять молитву». Так вот, преподобный Варсонофий, будучи полковником царской армии, вряд ли боялся смерти, как боимся ее мы, но и его одолевали страхования.

И вот я задумывался над словами апостола, евангелиста Иоанна Богослова: совершенная любовь изгоняет страх. Мы, люди, не можем любить совершенной любовью, если в нас нет благодати Духа Святого, если Господь не сотворил в нашей душе для Себя обители. Поэтому, когда в нас нет Господа, нас могут преследовать разного рода страхования, в особенности на духовном поприще нашей жизни.

«Просите Духа Святого, – говорит Господь Иисус Христос в Евангелии от Луки, – у Отца Небесного, и Он даст вам». То есть вы станете стяжателями Духа Святого, если будете просить об этом Бога Отца и, если будете вести соответствующий образ жизни, тогда в вас вселится Дух Святой, а значит, Сама Пресвятая Троица. И с Господом, Который живет внутри человека, Который обладает совершенством любви, ничего не страшно. Совершенная любовь, то есть Господь, живущий в вас, изгонит страх. Мы должны полностью предать свою душу Богу с надеждой на то, что Он не оставит нас ни в этой жизни, ни в будущей.

«Сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию во оставление грехов». Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, я не нахожу людей, да и о себе могу сказать то же, преисполненных того должного страха перед Телом и Кровью Господними, который должен был бы чувствовать каждый человек. Потому что, когда Литургия уже придет к концу, мы будем – вдуматься только! – причащаться самого Тела и Крови Господней! И если мы недостойно причащаемся Святых Христовых Таин, оправдывая себя в наших страстях, то, как пишет в послании апостол Павел: потому-то многие из вас и болеют, потому что недостойно причащаются Тела и Крови Господних. Если в нас будет страх перед животворящими Телом и Кровью Господними, то Тело и Кровь Господни попалят остатки наших страстей, а если нет – будут выжигать нашу душу, и мы будем поражаемы разными болезнями и нестроениями в этой человеческой жизни.

«С чистою совестию во оставление грехов, в прощение согрешений». Преподобный Симеон Новый Богослов, стяжатель благодати Духа Святого, очень подробно описывает, как Дух Святой сходит в его душу и как огонь в виде шарика начинает блуждать по краям души и выжигать пыль грехов и тернии страстей. Он реально видел и чувствовал это в себе. Конечно, если страсти выжигаются, тогда мы становимся менее грешными и становимся достойными причастниками Святых Христовых Таин.

«Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим». Это прошение всем понятно, но здесь есть маленькая «запятая» – «ангела мирна». Вот мы должны молиться о различении духов – от Бога они, ангелами являются или нет. В свое время Александр Блок, написав поэму «Двенадцать», говорил, что на протяжении многих дней его сопровождал шум, звон и внутреннее смятение. Один из святых говорил о том, что по таким признакам мы можем понять, что это посещение бывает от дьявола, бесовское посещение. Тогда как ангелы Божии несут в себе мир, тишину, благодать, ощущение блаженства...

И вызывать страха не могут.

– Да. Ведь духи злобы поднебесной тоже могут являться в виде ангелов света, но тогда души человека касается прелестное состояние, которое смущает душу человеческую. Ангел мирен несет в себе мир, покой, тишину, всегда настраивает на любовь и по Божиему благословению наставляет и хранит нас, если мы ведем соответствующий образ жизни.

Прошение о «прощении и оставлении грехов и прегрешений наших» должно быть выражением всей нашей жизни. Ведь неслучайно святые отцы учат нас все время произносить Иисусову молитву. В Иисусовой молитве сосредоточены все смыслы нашей жизни: мы просим у Бога милости, а значит, помилования. Если мы просим у Бога помилования, значит, просим чистоты душевной, свободной от всех земных страстей.

Я перехожу от прошения к прошению не по порядку, но останавливаюсь лишь на тех, которые вызывают больше всего вопросов, а понятные прошения сейчас опускаю.

«Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим». Многие люди, когда их близких поражает внезапная смерть, без боли, говорят: «Ой, какая замечательная смерть! Как хорошо, что человек не страдал, а так быстро скончался!». Нет, на самом деле этого нужно бояться, потому что есть опасность того, что ты умрешь в непокаянии. Мы всегда молимся Господу и просим Его, чтобы Он не допустил внезапной кончины. Мы молимся об этом святому мученику Уару, чтобы нам, может быть, побольше поболеть, чтобы подольше и побольше проанализировать свою жизнь и перед концом жизни исповедовать Богу те грехи, в которых мы по забвению своему не принесли покаяния. И тогда у нас будет истинная христианская кончина – мирная. Ведь люди, примиренные с Богом, умирают очень мирно – они выходят в сретение к Господу, и Господь им идет навстречу.

Есть фотография почившего греческого святого Иосифа, который лежит с блаженной улыбкой, его лицо просветилось через час после кончины, и на устах его появилась улыбка. Вот как умирают святые! Вот как они радуются ангелам и Господу с Пресвятой Богородицей, Которые являются им на пути, принимая их души во блаженные и вечные селения.

О кончине Сисоя Великого рассказывают, что, когда он уходил к Господу, его лицо просто озарилось солнцем, невозможно было смотреть. Во время кончины Игнатия (Брянчанинова) ангелы пели. Такие удивительные истории!

– Вот о такой кончине мы и должны просить у Господа.

«Соединение веры (то есть единство веры) и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». И возглас перед пением «Отче наш»: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати». Я бы хотел спросить неообновленцев, которые хотят перевести Литургию на современный русский язык, – каким образом возможно перевести этот возглас на современный русский язык?

Это невозможно.

– И очень многое невозможно перевести. А главное, даже если будет прекрасный перевод, специфичность богослужения заключается в его монотонности. Все равно выйдет чтец (а некоторые не обладают хорошей дикцией), будет бубнить себе под нос русские слова, а другие не будут слышать или понимать это бубнение.

Отец Владимир, мы обе-щали нашим зрителям, что поговорим о молитве «Отче наш»

– Да. Мы закончили возгласом священника, который произносится перед пением «Отче наш». «Отче наш» поется всем храмом, это, если хотите, наша главная молитва, молитва Господня. Почему она названа молитвой Господней? Потому что Господь Иисус Христос завещал нам так молиться, Он является автором этой молитвы.

Возглас: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати». Выражение «и сподоби нас, Владыко» напоминает о словах, сказанных Господом Иисусом Христом в Евангелии от Иоанна: «Без Меня ничего не можете совершать». И значит, без Него мы не сможем, не будем иметь духовных сил пропеть молитву «Отче наш», главную молитву Господню. «Сподоби» – разреши нам, дай нам силу духа и благодать Святого Духа, чтобы с дерзновением пропеть Тебе эту дивную, славную молитву «Отче наш». И «неосужденно смети» – то есть иметь силу призывать Твое имя.

И мы переходим к дивной молитве «Отче наш». Смотрите, мы Бога, своего Творца, называем «Отче наш». То есть в тот момент, когда мы так обращаемся к Богу, мы должны осознавать себя чадами Божиими. Нет и не должно быть на этой земле больше и глубже родства, кроме как родство с Богом. Ведь поэтому Господь Иисус Христос говорит: «Кто не оставит отца или матерь, жену, детей, мужа, друзей, не возьмет крест и не последует за Мною, тот недостоин Меня». Только те, которые могут оставить.

Не надо бросать жен, не надо оставлять своих родителей и детей. Это значит, надо так прилепиться к Богу, так Его полюбить, чтобы быть, как апостолы Петр, Иаков, Иоанн на горе Фавор, когда они увидели свет преображения Господня и потянулись к нему, и воскликнули устами апостола Петра: «Как нам хорошо быть с Тобою, Господи». Они забыли себя: «Дай нам сделать три кущи: Тебе, Илии и Моисею». Вот как мы должны возлюбить Бога – забывая себя.

«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение», – можно сказать, вопит апостол Павел. Смерть – приобретение, потому что жизнь – Христос. Вот как мы должны любить Бога! И только в этом случае мы можем и вправе произносить слова «Отче наш» – когда мы себя ощущаем чадами Божиими. А чада должны любить Бога, должны на Божественную любовь отвечать своей любовью.

«Если любите Меня, – говорит Господь, – то заповеди Мои соблюдете». То есть мера любви измеряется стремлением к исполнению заповедей Божиих. И если мы стараемся исполнять заповеди Божии безукоризненно, тогда становимся истинными чадами Бога и можем с чистой совестью обращаться к Нему: «Отче наш, Иже еси на небесех». То есть на Небесах Твой престол, но, несмотря на это, земля – подножие Твое, а мы являемся Твоим творением, и мы не только творение, но и чада Твои, если ведем соответствующий христианский образ жизни.

«Да святится имя Твое». Как может святиться имя? Это не от слова «свет», а от слова «святость». Мы должны святить имя Божие своими делами, своими поступками, своей жизнью. Человек, который полностью предает себя в руки Божии, становится святоносным, и каждое дело, которое он сотворит, будет благим делом, совершаемым во славу Божию, оно будет святить имя Божие. Своими поступками, своими благородными, честными, праведными делами мы можем святить имя Господне.

«Да приидет Царствие Твое». Мы помним, как в Евангелии Господь Иисус Христос говорит: «Приблизилось Царствие Божие». Что же такое «приблизилось Царствие Божие»? Разве оно было далеким от нас? Да, далеким со времени изгнания Адама и Евы из Царствия Божия, когда вместо покаяния Адам дерзко ответил: «Жена, которую Ты дал мне, дала мне вкусить от этого древа».

Люди были изгнаны, и врата в Царствие Божие были закрыты до тех пор, пока Сын Божий не воплотился, не воспринял на Себя человеческое естество и не искупил первородный грех. Поэтому Господь, осознавая и прекрасно понимая, в чем заключается смысл Его прихода на землю, в этот мир, говорит: «Приблизилось Царствие Божие, потому что Я уже начинаю спасительный подвиг искупления человечества от первородного греха, и Я обязательно открою врата в Царствие Божие».

«Да приидет Царствие Твое» – мы ожидаем, что грех, растлевающий человеческое естество и душу, наконец-то исчезнет из нашей жизни, из нашего земного существования. И когда Царствие Божие действительно приблизится к нам, а мы к нему, то мы будем стараться изо всех сил с помощью Божией больше никогда не грешить и таким образом приближать к себе Царствие Небесное. «Да приидет» – оно тогда придет для каждого из нас. «Царствие Божие внутри вас», – говорит Господь. И мы должны открыть это Царствие Божие в себе, стать обителью для Пресвятой Троицы, для Ее благодати.

«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Почему такое обращение к Богу? Да потому что в земной жизни действует не только Господь, но и дьявол. Если Господь желает, не совершая над человеком никакого насилия, чтобы мы шли по узкому пути к Царствию Божиему, и помогает людям, идущим по этому пути, то в противоборство с Ним вступает дьявол и его вражья сила, напыщенная, думающая, что она все может. А на самом деле Господь Иисус Христос в Евангелии говорит нам: «Я более того, кто в мире». Кто же в мире? Дьявол и его вражья сила. Поэтому мы просим, чтобы воля Божия совершалась и для нас, на земле, и чтобы Господь нас освободил от происков дьявола и рабства ему и его черной, темной силе.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Здесь говорится не только о хлебе насущном. Мы знаем, что многие аскеты, жившие в этом мире и прославившиеся как святые, вкушали понемногу хлеба, а преподобный Серафим Саровский – просфорку с водой. Хлеб содержит в себе жизнь для нашего организма, для нашего тела. Хлеб содержит в себе все те витамины и ингредиенты, которые необходимы для нашего существования в этой жизни.

Но здесь говорится и о другом хлебе. «Я есмь хлеб, сшедший с небес», – говорит Господь Иисус Христос. Вот о каком хлебе насущном говорится в молитве, в основном на этом делается акцент. Потому что без Хлеба Жизни, без Тела Господня, которое Христос отдал на распятие ради нас с вами, жизнь невозможна. «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, в том буду пребывать Я, и тот будет пребывать во Мне, и того Я воскрешу в последний день». Воскрешу – значит оживотворю, дам новую жизнь, новое дыхание, но не такое, как на этой грешной земле, а уже в Царствии Божием.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Господь учит не осуждать людей. Господь говорит: «Кто простит должникам своим (а долги бывают разные – и денежные, и нравственные, и моральные), тому и Я прощу его долги». Мы Богу очень многим обязаны, мы Ему очень многое должны. Но главное – это любовь, выраженная в исполнении Его заповедей. И мы должны постараться простить, так же, как и Господь прощает любые наши согрешения, если мы приходим к Нему с покаянием.

Некоторые люди недоумевают: «Как так? Этот человек – убийца, или педофил, или еще кто-то, совершающий мерзостные грехи. Как он может быть прощен Богом?». А я тогда привожу пример матери, которая любит свое чадо безмерно и готова простить ему все согрешения. А уж насколько любовь Божественная бесконечнее, и выше, и глубже, и шире, чем любовь материнская! Так что Господь готов простить все наши согрешения и освободить нас от долгов перед Богом, перед нашей душой, перед миром человеческим, на глазах которого мы совершаем ежеминутное отступление от Бога, поскальзываясь, падая в грязь грехов.

«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Господь никого не вводит в искушение, здесь имеется в виду: «Не попусти нам впасть в искушение». В искушение, которое выше наших сил, выше наших возможностей. Все искушения, которые посылаются нам и бывают в нашей жизни, – от лукавого. Поэтому: «но избави нас от лукавого».

«Яко Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В Твоем Царстве, Царстве Пресвятой Троицы, особенно сейчас, во время Божественной литургии, я хочу, Господи, находиться всегда.

Спасибо! В следующей программе мы продолжим разговор о Божественной литургии.
(Продолжение в следующих номерах)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi107
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi108

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс