Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (981) → С любовью и нежностью Господь говорит с праведниками

С любовью и нежностью Господь говорит с праведниками

№36 (981) / 18 сентября ‘18

Вдохновение Святой Земли

Сегодня мы отправляемся в Хеврон – к праотцу Аврааму. Сейчас мы будем рассказывать об удивительном библейском пейзаже и о местах, куда мы направляемся… Можно было бы вам сказать: добро пожаловать в XXI век до Рождества Христова – именно тогда праотец Авраам вышел из Месопотамии и пришел сюда. И я сейчас буду рассказывать вам об Аврааме, а вы увидите землю практически такой, какой Авраам ее видел – я за это особо люблю хевронскую дорогу: ничего в этом пейзаже не изменилось.

Итак, Авраам был родом из потомков Сима, его прямым предком был некто Евер, возможно, поэтому евреи и называются евреями – в смысле, потомки Евера из рода Сима. Авраам жил в Месопотамии в городе Уре Халдейском (это примерно где современный Иран). Ур был столицей южного царства, очень богатым развитым городом. Как вы знаете, в Месопотамии еще за 4 000 лет до Рождества Христова научились отводить каналы от рек Тигр и Евфрат и орошать плантации – выращивали очень большие урожаи зерна, и за счет торговли с Египтом пользовались всеми благами тогдашней цивилизации. И Авраам жил безбедно и счастливо со своим большим семейством. У него были и наложницы, и жена Сара (в то время многоженство было дозволено у восточных народов). У него был скот в большом количестве, жили вместе с ними его братья со своими детьми, его престарелый отец.

И вдруг этот клан, огромная семья, поднимается с места, покидает благополучный Ур и отправляется сюда. Тогда наша земля представляла собой очень странное место – здесь в основном жизнь была вдоль караванных путей и около долин, где возможно было сельское хозяйство. Много земель было пустых – у нас каменистая почва, и сельское хозяйство здесь намного сложнее вести, чем в Египте или Месопотамии, где есть прекрасные реки. У нас все зависит от дождей, поэтому часто в Библии мы читаем с вами о засухах и голоде в этой земле. Культура, цивилизация тоже были развиты здесь гораздо меньше, но Авраам почему-то встает и проделывает огромный путь из Ура Халдейского на юге на север – до современной Сирии, ведь между Месопотамией и Израилем лежит Аравийская пустыня – через пустыню он не идет, это было бы очень опасно. Он идет в Харран, это современная Сирия – почти 600 км наверх, может быть, даже больше. Затем он спускается на столько же вниз: здесь как раз были голод и засуха. Авраам поначалу селится в Египте, потом возвращается и поселяется в Хевроне...

Такие перемещения народов бывают, если случается война или голод, или еще какое стихийное бедствие, а здесь человек совершенно добровольно совершает такой путь. Почему? Его позвал Бог – Он сказал Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (но у Авраама нет детей, они с Сарой бездетны). И вот как написано в Библии: поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Хочется особо обратить ваше внимание на этот ключевой момент: почему Господь избирает Авраама? Почему от Авраама произойдет народ, который родит нам Пресвятую Богородицу – Человека такой чистоты, что способна Она будет во чреве своем вместить Бога Невместимого. Почему избирается Авраам? Из-за его веры. Вот эта способность верить Богу не на словах, а на деле, всю свою жизнь изменить и быть послушным во всем Богу.

Вот мы едем с вами в Хеврон, который даже и называется так – в честь Авраама, – Хеврон в корне имеет слово «hover», то есть «друг, союзник»: Хеврон назвали Хевроном уже после Авраама, в память об Аврааме. Это город друга Божия. На арабском языке так и называется Хеврон – «Эль-Халиль», то есть «друг Божий». Авраам, поселившись в Хевроне, избирает себе небольшую рощу, которая называлась дубрава Мамре – кто был этот Мамре, мы с вами уже не знаем (скорее всего, это был один из хеттских князей, которые жили в Хевроне Хеврон принадлежал хеттам, это те самые жители Хеттского царства, когда оно рухнуло, когда эта империя рухнула, они бежали, и часть из них поселилась у нас – кстати, тоже индоевропейский народ, так что можно сказать, наш с вами родственник). Мамре, скорее всего, было имя одного из владельцев этой дубравы, но к временам Библии она была уже ничья, поэтому Авраам там поселяется, строит шатры, выкапывает колодец. И однажды в полдневный зной Авраам видит, как по дороге идут три путника. И что мы читаем в Библии: Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли – если бы вы у нас побывали в полдневный зной, то последнее, о чем бы вы думали, – это вскочить и побежать: когда на улице 35◦ в тени, то вскочить и побежать можно только на пожар, или если кого-то убивают. А так люди у нас в полдень сидят, пьют воду, отдыхают (ну, сейчас кондиционеры), никто никуда не бежит и не вскакивает – если нужно ходить, мы ходим медленно, не торопясь, по тенечку: может просто стать плохо.

Авраам же вскакивает и бежит, он видит, что три путника в зной идут по дороге, – наверное, какое-то важное дело заставило их это сделать. Авраам подходит к одному из них, видимо, духом почувствовал, что надо обратиться только к одному из них, который был Сам Господь, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего – Авраам понимает, что, вероятно, срочное дело вынудило путников отправиться в дорогу. И на этом обеде Авраам принимает Самого Господа в сопровождении двух ангелов. Он велит Саре растопить печь, готовить лепешки, если вы помните (опять же, мы – хозяйки, женщины – никто в жизни здесь в жару, в этот полдневный зной, не будем печь – это просто невозможно себе представить; мы готовим рано утром или поздно вечером) – он и Сару вовлекает в дело любви и милосердия: принять странников так, как будто это самые родные и близкие тебе люди. Авраам, может быть, духовно чувствовал что-то, но точно не знал, Кто перед ним.

И Сара готовит, они принимают странников наилучшим образом – закололи теленка, приготовили еду, и один из путников говорит Аврааму: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. Сара была уже старенькой и по человеческой природе рождать уже детей никак не могла. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? И когда выходит они из шатра, сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын.

И вот этот момент тоже хочется как-то осмыслить по дороге в Хеврон... Мы с вами все выросли в Советском Союзе, я, правда, росла с детства в верующей семье, но в школе тоже я эту пропаганду проходила и, помню, больше всего меня возмущало и в советских фильмах, и в учебниках, в устах учительницы, когда представлялось, что Бог – это что-то страшное, что тебя покарает. Вот это «Бог покарает», помню, меня всегда ужасно обижало: я, ребенок, чистой душой тогда понимала, что Господь – это любовь, это как мама с папой (даже еще ближе). Как же можно представлять себе, что Бог – это грозная бессмысленная сила, которая может тебя покарать? Это просто несопоставимо было, и в Библии, можно найти очень много моментов, когда мы видим, с какой любовью и нежностью Господь говорит с праведниками, хотя, на самом деле, Сара усомнилась в этот момент: может ли такое быть? И как Господь легонько поставил на место Сару – показал ей: Я знаю твои мысли – не смейся, будет так, как Я сказал. И, действительно, через год Сара родила сына и назвала его «Ицхак» от слова «ицхок» – «смеяться», по-русски «Исаак»: ведь она рассмеялась.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-palomniki-onlayn;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-palomniki-onlayn

 

В других номерах:

№09 (954) / 1 марта ‘18

Вдохновение Святой Земли

Эфиопия

№41 (986) / 1 ноября ‘18

Вдохновение Святой Земли

Что за общество было во времена Христа?

№40 (985) / 15 октября ‘18

Вдохновение Святой Земли

Место обретения Креста

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс