Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (986) → Что за общество было во времена Христа?

Что за общество было во времена Христа?

№41 (986) / 1 ноября ‘18

Вдохновение Святой Земли

Кто такие фарисеи, саддукеи, зилоты, ессеи? Об устройстве общества времен Христа рассказывает Рафаил Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж» (сурдопереводчик – Николай Соколов)

Рафаил Мусан-Леви: – Вифезда – это место упомянуто в Библии. В Евангелии от Иоанна написано, что у Овечьих ворот была купель. Что означает «купель»? Для чего она? Мы, живущие в России, знаем, что каждый город построен на берегу реки – например, Волги, Днепра и т.д. На Святой Земле такой возможности нет – здесь нет таких рек. Поэтому необходимо обрабатывать разные резервуары, источники – в древности была целая система водоснабжения: расширяли природные источники и создавали пруды, которые иногда сообщались друг с другом по каналам. Ко временам Христа была уже целая система, которая имела начало в Хевроне: с Хевронских гор вода текла в сторону Вифлеема и из Вифлеема до Иерусалима.

В окрестностях Иерусалима были и разные пруды. То, что мы видим сейчас под нами, – пространство в виде ямы со слоями разных периодов – и есть Овчья купель, только в наше время воду в ней не собирают. В Евангелии говорится о расслабленном, который 38 лет лежал на своей постели и мечтал получить исцеление: в эту купель временами сходил ангел, который возмущал воду, и любой, кто окунулся, получал исцеление. Но этот человек всегда лежал на своем одре и никак не мог окунуться: всегда после возмущения воды кто-то успевал окунуться прежде него.

Когда Христос увидел расслабленного, то сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи» – Господь Сам исцеляет его, ему не надо было окунаться в воду. После этого фарисеи стали возмущаться, что человек в субботу идет и тащит свою постель: это считается работой, этого нельзя делать в субботу. Фарисеи говорят ему: «Сегодня суббота; не должно тебе брать постели» – вместо того, чтобы удивиться: как это может делать человек, который был инвалидом? Человек отвечает: «Тот, который меня исцелил, он и сказал: „Возьми постель твою и ходи”». – «Кто тебе сказал такое?..» Иисус в это время укрылся в народе – фарисеи искали Его убить за то, что Он исцеляет людей в субботу.

Что за общество было во времена Христа? Если мы не будем иметь о нем представления, нам будет очень трудно понять, о чем рассказывается в Евангелии, почему Христос был арестован, почему для священников было плохо то, что Он проповедовал.

Был такой историк – еврей, священник, который, однако, писал свою историю по-гречески, – Иосиф Флавий. Изначально он участвовал в войне против Рима, но потом сознательно решил принять именно римскую позицию, тем не менее, он был еврейским священником и историком (кстати, на Руси его книга была всегда очень популярна, первым, кто ее переводил, был Ярослав Мудрый). Почему нам это важно? Иосиф Флавий дает очень интересную картину времен Христа. Он считает, что общество было разделено на разные партии – идеологические, политические, религиозные.

Флавий пишет, что были саддукеи – олигархи, богатые люди, несколько семей, которым в основном принадлежала вся власть. Они не верили в воскресение мертвых и считали, что надо слушаться римской власти, презирали простых людей. Они не ожидали прихода Мессии и не верили в жизнь после смерти, не верили в присутствие ангелов. Для них Библия была культурной, исторической традицией, литературным произведением искусства.

Среди саддукеев были священники, но священнодействие было для них лишь красивым чином с красивыми словами, где все должно быть по порядку, но никакого внутреннего содержания в нем не было. Саддукеи были приближенными к Ироду – это тоже надо иметь в виду. Когда Ирод пришел к власти, он уничтожил все духовенство, которое было до него, и поставил своих людей, полностью от него зависевших, – Ирод создал полный контроль над народом, религией.

Но не всем это нравилось. Были также фарисеи (ивр. ‏פְּרוּשִׁים‏‎, «перушим, прушим», что значит «я отделяюсь») – люди, которые отделялись от всего этого: они, наоборот, шли к народу. Некоторые из них были богатыми, некоторые бедными, то есть они не были олигархами. Фарисеи считали, что спасение – в Законе Божием, в соблюдении ритуальной чистоты иудеев. В принципе, это путь более правильный, чем у саддукеев, но тоже со своими проблемами. Фарисеи верили в воскрешение мертвых, ожидали прихода Спасителя, то есть верили, что будет Мессия, они проповедовали среди народа, но не призывали к бунту против римлян – это то, что их отличало от партии зилотов.

Зилоты (от греч. ζηλωτής, букв. «ревнитель, приверженец») считали, что надо соблюдать Закон, как правильно говорят фарисеи, но этого недостаточно – надо иметь политическую власть. Зилоты прекрасно поняли, что Рим – самая большая держава, но верили, что если соберутся вместе, то смогут победить даже Рим. Зилоты призывали людей не платить римлянам налоги и найти среди иудеев, священников тех, кого они называли предателями, и давить на них. А если этого не получается, даже убить их. Среди зилотов был даже будущий ученик Господа Симон Кананит. («Кананит» означает «зилот», а не обязательно то, что он происходит из Каны Галилейской, – есть разные версии). Среди зилотов были некоторые, названные даже разбойниками, то есть более радикальные – люди, которые занимались тем, что можно назвать терроризмом: Варавва (ивр. ‏בר אבא‏‎, др.-греч. Βαραββᾶς) скорее всего, был среди них. В Евангелии мы читаем, что Варавва был разбойником («бѣ же Варавва разбойникъ») и что народ просил выпустить именно его: мы думаем, что люди совсем обезумели – им нужен был разбойник, но это был не простой разбойник, а идеологический – зилот.

Мы видим три основные партии – фарисеев, саддукеев и зилотов. Иессеи же были своего рода сектантами: они не молились в главном в храме, считая, что он безблагодатный. В каком-то смысле они были даже правы, но их выбор иногда был крайним.

Когда мы смотрим на эти направления, то пытаемся понять, к какой партии принадлежал Иисус Христос? Он не подходит ни к одной из них.

Если мы вникаем, то видим, что Господь говорит: «Царство Мое не от мира сего», исцеляет людей в субботу, вроде бы нарушая Закон, общается с мытарями, с Закхеем, что для фарисеев невозможно – такие люди, как Закхей, для них просто грязь. Фарисеи не имели учениц – они считали, что не только общаться с женщинами, но даже смотреть на них – уже осквернение: в Талмуде написано, что кто общается с женщиной, унаследует геенну, а у Христа были ученицы – жены-мироносицы, Мария Магдалина, что могло возмутить фарисеев. Теперь мы понимаем, почему некоторые из последовавших за Господом могли кричать: «Распни, распни его» и «не сего, но Варавву»... Эти основные идеологии, тенденции, в принципе, существуют и сейчас в любой стране мира, в том числе и в России.

Итак, кто такие фарисеи? Люди, которые хотят выполнить Закон Божий. Это могут быть самые лучшие прихожане, но когда человек опирается только на Закон, а любви нет, это превращается в фарисейство в плохом смысле (есть хорошее фарисейство и есть плохое. Хорошее – это соблюдение правил, порядка, домостроя, что иногда необходимо: мы не можем все время жить просто свободно; тем не менее, без любви это неправильно).

Что такое саддукейство? Когда человек говорит, как сказал о себе в интервью один российский артист: «Я православный атеист. Православие – это наша культура, это очень важно...» – это саддукейство: вера – не идеология, а истина, общение с Богом. Человек не может быть православным атеистом: ты или атеист, или православный.

Зилоты – это как бы больной патриотизм. Патриотизм необходим, но, когда человек из-за него становится жестоким, это никому не нужно и ничего хорошего из этого не получается. Как раз зилоты привели к тому, что храм был полностью разрушен, еврейская государственность полностью уничтожена, и ничего хорошего из этого не вышло.

Неужели сейчас у нас есть иессеи? Это сектанты, которые говорят: «Епископы и священники плохие, благодати в храмах нет, будем молиться сами дома, все будем делать сами». Даже если в чем-то эти люди правы, сам этот путь неправильный.

Изучая историю Израиля двухтысячелетней давности, мы видим многое из того, что происходит сейчас и у нас. Хотя мы сейчас живем совсем по-другому: у нас машины, самолеты, космические спутники, но по сути все то же самое. Поэтому единственное, что нас может избавить, – это обращение к Живому Богу, Господу нашему, Который выше всех наших умственных, идеологических представлений.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№09 (954) / 1 марта ‘18

Вдохновение Святой Земли

Эфиопия

№36 (981) / 18 сентября ‘18

Вдохновение Святой Земли

С любовью и нежностью Господь говорит с праведниками

№40 (985) / 15 октября ‘18

Вдохновение Святой Земли

Место обретения Креста

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс