Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге – место, где детей на богослужениях, кажется, больше, чем где-либо. И клирики во главе с настоятелем, и прихожане убеждены, что воспитанию подрастающего поколения нужно уделять максимум времени и сил. За основу предлагают взять народные традиции, проверенные самой жизнью.
Вероника Кривошеева-Сергиенко, руководитель детских проектов при Крестовоздвиженском казачьем соборе: – Я с детства люблю детей, и где-то с 11 лет при этом соборе я ставила сказки с детьми, рождественские и пасхальные постановки. Потом «наросли» другие праздники – и Масленица, и Троица, и Петр и Павел. Этим я тут и занимаюсь – постановкой традиционных фольклорных праздников при соборе. Естественно, дети принимают в этом самое деятельное участие. Сейчас я еще работаю в детском саду музыкальным руководителем, там провожу работу с детьми, много занимаемся фольклором и тоже делаем постановки на традиционные праздники.
Решение уделять воспитанию приходских детей больше внимания в Крестовоздвиженском соборе было естественным. Выбрать методики тоже не составило труда – за основы взяли проверенные временем традиции, а не новые веяния.
Священник Владимир Сергиенко, настоятель Крестовоздвиженского казачьего собора: – Дети – звено нашего общества, из которого потом будет формироваться и правительство наше, и медицина, да и все сферы нашего бытия здесь, на земле. Поэтому начиная воспитывать детей в хороших традициях, в православных традициях, мы готовим будущее нашей Родины. Вот что самое главное сегодня.
Это хорошо поняли наши враги, поэтому детей стали развращать в садиках, в школах, преподавать половое воспитание, устраивать такие страшные вещи, как ювенальная юстиция, всячески разделяя родителей и детей. Мало того, поставив детей в положение, в котором они не должны быть: они как бы начинают доминировать над родителями, – а родителей в то же время поставить в положение служебное, когда они должны только кормить, поить, но ни в коем случае не воспитывать.
Вот поэтому традиционное воспитание (а мы говорим о воспитании в России, а не вообще где-то) сводилось к тому, что человек хорошо усваивал с детства, что хорошо, а что плохо, что можно делать, чего нельзя делать. Этому всегда помогала, и сейчас в православных семьях помогает, Православная вера: то, что идет от Православной веры, идет от Бога, а Господь ведет абсолютно всех детей ко спасению. Но кто не хочет, тот не попадает к Спасителю, – а те, кто хотят, берут на себя ответственность не только за свои поступки, но и за своих детей, ведь нельзя будет прийти к Богу и сказать: «Вот, я прекрасно себя вел и выполнял все заповеди, а дети… Ну, маленькие же, пусть поджигают, пусть матом ругаются» – и так далее. Родители отвечают за детей...
И вот когда все это сложилось в одно, я и решил: вот этот профессионал должен помогать Церкви и нашему обществу российскому выправиться и все-таки воспитать нормальных, хороших (я не говорю – детей) людей, и начать это воспитание можно только с детства: где-то до 12-ти лет в человека еще вкладывается основная масса материала, который потом действует всю жизнь. Неслучайно поэтому и школу открыли общеобразовательную при храме, и до 12–14 лет дети с 1-го класса учатся – мы в них вкладываем Закон Божий, церковное пение, церковнославянский язык. Потом, когда они выйдут, они могут и отойти от Церкви – закрутит жизнь… Но то, что мы заложили, будет. Эта информация вкладываться начинает с 2-х – 3-х лет, мощно вкладывается, самая большая информация. И это можно сделать сказками – хорошими русскими добрыми сказками, и показать ребенку, что, когда бабушка руководит дедушкой, о чем написано в «Сказке о рыбаке и рыбке», все кончается плохо – разбитым корытом: чтобы девочка, которая вырастает на этих сказках, знала, что не надо руководить своим мужем, а муж чтобы знал, что если он выпустит свою жену из своих рук, у них будет разбитое корыто.
Мнение настоятеля разделяют и другие клирики собора, например, священник Георгий Яковлев – несмотря на молодость, отец 5-х детей, и он тоже видит перспективу именно в традиционном воспитании.
Священник Георгий Яковлев, клирик собора, многодетный папа: – Я считаю, что традиции мы обязаны сохранить – это живое, живой опыт уже многих тысяч лет. Не только в русском народе есть свои традиции воспитания, но мы можем и в библейской истории почерпнуть много полезного о воспитании. Мы увидим там, что всегда было сохранение правильной иерархии в семье: отец – главный, он умеет настойчиво и сурово иногда сказать что-то. Может быть, не всегда есть смысл наказывать детей телесно, но надо уметь твердо отстоять свое мнение перед ребенком. Потом, если мы возьмем воспитание именно русское – на примере житий святых, на сказках. Сказки – это вообще замечательный культурный слой, который помогает ребенку в простой форме (эта форма для него наиболее открытая и доступная, иногда даже игровая) понять очень многие добродетели. Рассказать о добре, о самопожертвовании – та же «Золушка», где трудолюбие прививается… Много глубоких сказок, где герои именно жертвуют.
Посредством сказки – еще что хорошо – родители контактировали с детьми, общались с ними, постоянно внимание свое дарили, любовь, видели их отзыв на сказки. Родитель мог обсудить героя с ребенком: почему тот, кто сделал хорошо, прав, – а отрицательного героя осудить. И потом (в наше время очень актуально), можно увидеть, как ребенок реагирует на героев, в каких героев он потом будет играть – после сказок они начинают играть, повторять: посмотрите, что у него откликается в душе, что он повторяет – может, где-то надо проявить особую заботу, помочь ему справиться с порочными проявлениями. Сейчас модно воспитание свободное: что ребенок хочет, то пусть и делает; ребенок воспитывается на телевизоре, на мультиках, на гаджетах – и получается, что он в потоке информации предоставлен сам себе, и с ним никто не обговаривает, хороший поступок или плохой.
Мне, кстати, очень понравилось, как в очереди один отец читал девочке сказку – в очереди за документами! Многие родители в очереди дают планшет: «Смотри мультик, не мешай мне сидеть», а тут родитель и заботу дарил ребенку, времени даром не терял и читал. К этой девочке подошла другая девочка, с игрушкой, и предлагала поиграть, а девочка, которой читали сказку, ответила: «Мне папа сказку читает. Хочешь, со мной послушай» – она не пошла играть, а стала слушать сказку: для нее это внимание, оказывается, очень дорого, она его не променяла на игрушку. Мне кажется, очень показательный пример. Сейчас тоже можно воспитывать на традиционных ценностях.
Самое главное – не потерять ребенка, не потерять общение с ним: прекрасно можно проследить дальнейшую судьбу ребенка, предоставленного самому себе и в подростковый период отказывавшегося общаться с родителями, ведь они и в детстве с ним не общались: его воспитание перекладывали или на бабушек, или на мультики, или еще на что-нибудь. Это надо очень внимательно всегда учитывать. Внимание детям – это самое дорогое, что мы можем подарить, особенно через традиционные ценности, которые уже проверены, которые уже подарили нам много замечательных примеров нравственности.
Можно думать, что традиционный уклад семьи – это архаизм. Но что мы предлагаем взамен? Семью, где никто не может найти свое место, где походы к психологу становятся необходимостью? Но стоит перенять некоторые элементы традиционного воспитания, и многие проблемы отпадут сами собой.
Вероника Кривошеева-Сергиенко: – Мне кажется, традиция всегда дает ребенку правильную педагогическую установку. Она правильно выстраивает вертикаль в семье. Как в сказках это все рассказывается: глава семьи папа, потом мама, потом детки. Это ни в коем случае не ущемляет детские права. Нет, детям в этом существовать очень комфортно, и они знают, они привыкают к порядку, они привыкают, что даже за столом – это тоже традиция – первая тарелка папе, вторая маме, третья старшему брату и так далее. Никакого спора, все прилично, красиво: дети привыкли. Дети привыкают к семейным традициям, а семейные традиции идут издревле к нам.
Игрушки ручной работы, колыбельные, совместные подвижные игры с оглядкой на народные традиции делают семейную жизнь богаче, прокладывая мостик от прошлого к настоящему.
Вероника Кривошеева-Сергиенко: – Сейчас иногда страшно зайти, например, в детский магазин. Смотришь – целый отдел монстров, целый отдел роботов. Одно время я не могла простых солдатиков найти детям, приходилось выкручиваться, делать своими руками. Традиционная кукла ценна для детей, потому что они могут сделать ее своими руками: когда ребенок сделал что-то своими руками, ему приятно потом брать это изделие в руки. Когда сделала мама – мама вкладывает душу в игрушку, и конечно, ребенку интересно играть. Да, с одной стороны, она не такая красивая. Часто традиционная кукла без лица, но так было раньше. Сейчас, конечно, мы имеем большой арсенал средств украсить эту куклу: мы можем ей надеть бусы, можем нарисовать лицо, и тогда она обретает свой характер, и ребенку с ней играть становится еще интереснее. Можно привносить современные методы игры с куклами.
Я люблю работать с детьми. Мои дети знают все сказки, много песен, и укладываю их под колыбельные, читаем сказки и я, и папа. То есть дети у нас растут, мы стараемся по крайней мере… Конечно, совершенно оградить от влияния мира невозможно, но, если можно найти компромисс, показать: а вот было так, а давайте посмотрим, как в старину детки играли, а давайте представим, и сейчас мы это разыграем вместе. Так я работаю не только со своими детьми – такими же методами работаю и в детском саду.
В Крестовоздвиженском соборе не просто предлагают воспитывать детей в традициях, но и делятся своими навыками со всеми желающими. Вот сегодня мы научимся вместе с ними делать куклу Столбушку...
– Здравствуйте, Людмила Николаевна!
– Здравстуйте, Виринеюшка!
– Здравствуйте, дорогие зрители, мамочки, папочки и детки. Наша творческая мастерская называется «Народный сундучок». В наш сундучок мы складываем все, что наш русский народ копил долгие годы. Это и сказки, и песни, и прикладное искусство.
– Сегодня мы открываем наш сундучок и будем складывать туда и поделки наши, и куколки, и сказки, всего понемножку.
– И начнем мы нашу мастерскую с поделки – вот такой интересной куклы. Куколка эта называется Столбушка. Это, пожалуй, самая простая из все куколок, которых множество делал и делает русский народ издревле, поэтому я и решила начать именно с нее. Почему куколка называется Столбушка? В основе ее – столбик. Столбик можно брать любой – можно из плотной ткани, можно из бересты, из газеты: любой материал, который держит форму.
Чтобы не занимать много времени, столбик я уже подготовила из дерюжки – она плотная, очень хорошо держит форму, не гнется, не проминается. Этот столбик мы возьмем за основу куколки Столбушки. Кроме столбика нам понадобятся: квадрат белой ткани – на лицо, ручки и грудь, прямоугольник цветной ткани – на юбку, треугольный платочек. Лучше брать яркие материалы, чтобы деткам было интересно с этой игрушкой играть. Для красоты можно использовать разные материалы. Я беру тесьму, чтобы сделать очелье под платок. Яркий лоскут прямоугольной ткани можно использовать в качестве фартука. Чтобы куколка лучше держала форму, чтобы личико было ровненьким, можно взять шерсть. Эта шерсть называется сливер – грубая, но можно взять любую, даже синтепон. Еще я взяла две разные нитки – бежевого цвета, чтобы она не очень бросалась в глаза, – завязывать разные «технические моменты» в кукле, и яркую нитку для изготовления пояска. Еще нам понадобятся ножницы, чтобы нитку нарезать.
Эта куколка настолько проста, что, я думаю, любая мамочка может сделать сама куклу и объяснить, как ее делать, ребенку – и потом заниматься этим творчеством совместно.
Берем столбик из ткани. Прямоугольник белой ткани складываем треугольником на столбике, внимательно смотрим, чтобы серединка попала прямо на вершину столбика. Теперь отрываем часть шерсти, складываем прямоугольником и вкладываем под белую ткань как личико. Это действие упростит нам разравнивание ткани на лице, чтобы не было складочек: это самое главное, чтобы кукла вышла красивой, с гладким личиком. Берем нитку, подвязываем под шейкой – покрепче, можно прижать, чтобы шерсть не выскочила, когда ребенок будет играть. Лишние ниточки можно обрезать. Вот такое личико получилось. Сверху еще будет платочек и очелье.
Теперь расправляем ручки. Берем два уголка по сторонам, заворачиваем уголок внутрь, чтобы края были ровные.
– В твоих-то руках кажется совсем просто.
– Да на самом деле это просто и есть. Подвязываем ручку, где кисть. Можно обернуть пару раз, чтобы крепче держалось. Завязываем на два узелка, чтобы в процессе игры ничего не развалилось. Делаем вторую симметрично первой. Вот наша куколка уже обретает формы, и с ней уже хочется поиграть.
Теперь берем прямоугольник цветной ткани на юбку. Юбку мы делаем выворотным способом – это значит, мы будем выворачивать ее с изнанки на лицо. Накладываем лицевой стороной на личико куклы. Оборачиваем вокруг куклы, чтобы швов юбки потом не было видно. Ниткой завязываем повыше, чтобы юбочка красиво сидела. И теперь выворачиваем юбку на лицо.
– Ой, какая нарядная сразу!
– Да, куколка сразу стала красивой и нарядной. Можно уголочки подтянуть внутри, чтобы юбка хорошо сидела. Теперь сделаем куколке фартук. Для фартука берем прямоугольник красной ткани, чтобы был контраст: не забываем, что с куклой потом играть детям. Можно сделать и выворотным способом. Кладем ткань кукле на лицо, завязываем под фартуком и выворачиваем. Вот они уже становятся похожи, как две сестрички. Дальше мы сделаем куколке красивое очелье – почти как корона.
– Очелье – это что за слово?
– Значит «на чело»...
– На чело накладывается, красота...
– Да, можно завязать, можно ниточкой, чтобы держалось хорошо. Лишние нитки, ткань можно обрезать, но сейчас это не требуется. Вот такая корона получилась. И сверху на очелье наденем на куклу платочек. Поскольку куколка девушка или маленькая девочка, мы завяжем ей платок по-девичьи – под подбородком. Возьмем треугольник цветной ткани, загнем, чтобы нитки не лезли, и завязываем под подбородком. Кто-то еще нитками потом привязывает, но я думаю, что у нас и так хорошо все держится. Поправим рукавчик. Вот такая получилась куколка.
– Красавица!
– Здесь можно выправить все детали и придать кукле натуральный вид, чтобы она была похожа на человека (все-таки кукла – образ человека!).
Как видите, на изготовление куклы Столбушки ушло не больше 15-ти минут. Потратьте их – и получите прекрасную возможность одарить ребенка игрушкой, полной тепла маминых рук, а наигравшись и угомонившись, так приятно послушать сказку – хотя бы и шуточную.
Людмила Николаевна: – Ну вот, пока у нас Машенька уснула, куколки отдыхают, а мы тихонечко, чтобы их не разбудить, будем сказки слушать. Я знаю сказку длинную-длинную. Шел медведь по лесу. Шел, шел, дошел до ручья – глубокий ручей, студеный. Устал мишка. А рядом стоит колода – кусок дерева. Решил мишка сесть на колоду. Сел медведь на колоду – бултых в воду. Мок-мок, кис-кис, вымок, выкис, вылез, высох, сел на колоду – бултых в воду! Мок-мок, кис-кис, вымок, выкис, вылез, высох, сел медведь на колоду – бултых в воду!… Так мы можем до утра сказку рассказывать. Смешная сказка?
Еще коротенькую расскажу.
Купила бабушка карася… Вот и сказка вся.
В Крестовоздвиженский казачий собор мы еще непременно вернемся, будем учиться делать традиционные игрушки, петь колыбельные и рассказывать сказки.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.