Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (972) → Протоиерей Игорь Петров: Духовная жизнь современного человека в посланиях апостола Павла

Протоиерей Игорь Петров: Духовная жизнь современного человека в посланиях апостола Павла

№27 (972) / 18 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №26 (971) 2017 г.

Как человеку обрести любовь ко Христу, если он не чувствует ее, если кается в этом?

– Мы знаем, что мы научаемся любить ближнего, когда мы что-то для него стараемся делать. Ведь принято считать, что мы любим тех, кто сделал нам что-то хорошее. Отчасти это так, но часто мы, будучи неблагодарны и злы, как мы читаем в Священном Писании, забываем благодарить и любить своих благодетелей. И ко Христу мы часто относимся потребительски и без благодарности. Мы часто любим не тех, кто нам сделал добро, а тех, кому мы сделали добро. Это очень характерная вещь. Дело веры и труд любви, говорит апостол Павел.

Научиться любить Христа мы можем, когда будем максимально развивать опыт общения с Ним. Это молитвенное чтение Священного Писания: встав на колени, вымыв руки своей души, помня о том, что Христос знает об этом. Больше думать о присутствии Христа в течение дня, все делать во имя Господа нашего Иисуса Христа. У апостола Павла есть прекрасные слова об этом: чтобы мы жили вместе с Ним – едим ли, пьем ли, бодрствуем ли. Поэтому будем, во-первых, помнить всегда о присутствии Христа. «Отныне Я с вами до скончания века», – сказал Господь, возносясь. И будем стараться любить Христа в своем ближнем, помнить о Нем и служить.

Смысл нашей жизни – познание Бога и служение Ему. Надо помнить, что мы не свои (как у апостола Павла читаем, что мы куплены дорогой ценой, причем греческое слово «выкуп» означает цену раба), что Господь выкупил нас Своей кровью. Можно сказать так, что отчасти мы принадлежим себе, никто не отрицает наше личностное начало, но мы его обретаем в большей степени, если служим Христу и понимаем, что жизнь каждого из нас должна быть миссией, должна быть присутствием Господа нашего Иисуса Христа. У митрополита Антония Сурожского очень много об этом говорится.

И я нашел очень хорошую цитату: …потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы – бодрствуем ли, или спим – жили вместе с Ним (1 Фес. 5, 9–10). То есть буквально все сферы нашей жизни очень ярко, эмоционально, глубоко описаны в этом послании.

Что говорит апостол Павел о любви к ближнему?

– Да, прекрасные тексты. Конечно, это кротость, о которой мы говорили. Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. (Флп. 2, 1–4).

Может быть, есть еще какие-то цитаты о любви к ближнему?

– Да, и вот конец предыдущей цитаты: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5). Вот такой прекрасный текст.

Есть замечательная цитата апостола Павла из Первого послания к Коринфянам – гимн любви, один из самых известных отрывков из апостольских посланий: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 1–13).

Вот такие замечательные слова, поэтому будем оставлять младенческое, оставлять то, что нам мешает любить Бога, ближнего, оставлять свой эгоизм, эгоцентризм, когда мы полностью сконцентрированы в себе на своих желаниях, будем учиться искать пользы ближнего, как мы читаем, и именно в этом находить самое большое утешение. Блаженнее отдавать, нежели принимать, как читаем в Священном Писании.

Вот еще прекрасный отрывок: Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве – постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. (Это очень характерная способность сочувствовать другому человеку.) Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками (Римл. 12, 10–17).

Вспоминаются замечательные слова митрополита Антония Сурожского. Он говорит о том, что мы должны быть так послушны воле Божией, как хирургическая перчатка. Она гибкая, эластичная, и на руке хирурга она хорошо служит ему. И вот мы тоже должны быть такими в присутствии Бога, такая страшная обязанность на нас. Очень часто мы не радуемся с радующимися, а бывает, что в нашем сознании вдруг зашевелится ревность к ближнему, зависть – и мы не способны радоваться с радующимися или, допустим, плакать с плачущими. Когда наш ближний плачет, порой не шевелится ли в нашей душе злорадство или не появляются ли мысли о том, что согрешил, видимо, наш ближний, коли вот такие вещи ему попущены. На самом деле, если бы мы сами себя судили, то не были бы судимы, как мы читаем замечательные слова у апостола Павла.

Что говорит апостол Павел о чтении Священного Писания?

– Есть великолепные слова апостола Павла в Послании к Евреям: …слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). То есть меч – страшное орудие. Римский меч был коротким, широким, и раны от него были практически неизлечимы. Вот такой очень сильный литературный пример. Слово Божие очень живо и действенно. Каждый из нас по опыту это знает. И одним из важнейших пунктов в нашей жизни должно быть чтение Священного Писания, потому что оно помогает нам и просветляет наши мозги, наш дух, помогает нам судить свои помышления и намерения сердечные, видеть все это. То есть обретается опыт общения с Богом. Чтение Священного Писания – это не просто чтение некоего текста, это живой опыт живого общения со Христом.

Вы сказали о живом, действенном слове. Я знаю, что Вы хотели бы сделать литературную иллюстрацию. Видимо, как раз сейчас самое подходящее время.

– Мы помним Александра Сергеевича Пушкина. Мы знаем, что гениальный русский поэт, фактически создатель русского литературного языка, восемь раз читал полностью Священное Писание (он сам об этом говорит). И программное стихотворение Александра Сергеевича «Пророк» на Книгу пророка Исайи.

Читая книги Священного Писания, возлюбленного апостола Павла, книги святых отцов, мы имеем возможность прикоснуться к дивному духовному опыту великих святых, их опыту общения с Живым Богом и учиться тому, как сказал апостол Павел, чтобы иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе. И хочется пожелать всем нам, чтобы мы регулярно читали Священное Писание, книги святых отцов, чтобы с нами тоже в какой-то степени происходило то, о чем мы сейчас читали в стихотворении «Пророк».

Несомненно, это Божий дар, Божия благодать, когда в нас отверзается разум к пониманию Священного Писания, когда Господь расширяет наше сердце, просветляет нас Своей благодатью. Но для этого мы должны трудиться. «Исследуйте Писания, ибо они свидетельствуют обо Мне» – читаем мы в Евангелии от Иоанна. Или у апостола Павла приснопоминаемого: Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно (1Тим. 1, 16). Несомненно, это является главным наполнением и нашего апостольского поста, в днях которого мы сейчас находимся, странствуем. И хотелось бы пожелать, чтобы в Петровский пост мы особенно много читали посланий и апостола Павла, и апостола Петра, другие соборные апостольские послания. Разумение Священного Писания – это Божия благодать, священник каждый раз на Литургии читает молитву перед тем, как читать Евангелие, – это специальная молитва в тексте Литургии. И мы с вами всегда читаем «Царю Небесный» – известную молитву перед чтением Священного Писания, потому что понимаем, что мы должны «вымыть свои руки», опуститься на колени внутренне перед Богом.

Что говорит апостол Павел о скорбях?

– Хочется здесь утешить наших людей. Сегодня очень много невеселого в нашей жизни, но апостол Павел призывает нас всегда радоваться. Понятно, что здесь не имеется в виду некая эйфория, а надо радоваться о Боге, помня о том, что Господь не попускает нам искушений превыше наших сил, как мы читаем у апостола Павла в Первом послании к Коринфянам. И вот известный отрывок Послания к Римлянам, очень утешительный для нас, по-церковнославянски звучит так: Вемы же, яко любящым Бога вся поспешествуют во благое, сущым по предуведению званным (Римл. 8, 28). То есть любящим Бога, призванным по Его благоволению все способствует ко благу.

У святителя Иоанна Златоуста читаем: Мне кажется, что все это место обращено апостолом к тем, которые находятся в опасностях. Лучше же сказать: к ним относится не только это, но и то, что было сказано несколько выше. Учит их избирать не то, что сами они почитают для себя полезным, но то, что внушает Дух. Ведь многое им представляется полезным, а в самом деле приносит великий вред. Так, покой, освобождение от опасностей, безмятежная жизнь кажутся для них полезными. И удивительно ли, что они так думают, как скоро самому блаженному Павлу представлялось то же самое? Но он впоследствии понял, что полезное совершенно противоположно этому, и, понявши, возлюбил. После того, как он три раза молил Господа освободить его от бед, и услышал в ответ: «Довлеет ти благодать Моя. Сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). То есть что бы с нами ни случалось, какие бы проблемы ни возникали, мы не должны отчаиваться, Господь не попускает нам искушений превыше сил, и в скорбях мы порой обретаем чувство близости Божией, которое не в состоянии порой почувствовать в иных ситуациях. Вот такие прекрасные слова.

Такая же тема присутствует в другом отрывке из Второго послания к Коринфянам апостола Павла: … но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено (2 Кор. 6, 4–11).

Прекрасные слова. Мы знаем о том, сколько перенес великий апостол страданий, мучений, он сам об этом пишет: неоднократно побивался камнями, хотя и не был распят на кресте, был усечен мечом (как гражданин Римской империи). Тем более, когда мы испытываем проблемы, не будем малодушествовать, а перечитывать эти прекрасные отрывки из посланий апостола Павла.

Может быть, нам еще поговорить о чтении святых отцов? Например, есть такие прекрасные слова апостола Павла: Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас (Флп. 3, 17). Или также известный отрывок: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). То есть, вспоминая слова приснопоминаемого Нила Сорского, его цитирует Владыка Игнатий (Брянчанинов) в первом томе «Аскетических опытов», где есть очень интересная статья «О чтении святых отцов». И вот там владыка Игнатий, живший в XIX веке, цитирует преподобного Нила Сорского. Смысл слов примерно такой: в наше время за неимением духоносных наставников основным источником духовного опыта для христиан будет чтение Священного Писания и книг святых отцов. Вот такие слова.

И, конечно, дивные тексты апостола Павла мы тоже всегда можем читать, они многому нас научают. Что еще хочется сказать? У владыки Игнатия (Брянчанинова) есть статья, которая называется «Плач мой» (это первый том «Аскетических опытов», с. 630), где он говорит о себе: «Детство мое было преисполнено скорбей. Здесь вижу руку Твою, Боже мой! Я не имел кому открыть моего сердца: начал изливать его пред Богом моим, начал читать Евангелие и жития святых Твоих… Завеса, изредка проницаемая, лежала для меня на Евангелии, но Пимены Твои, Твои Сисои и Макарии производили на меня чудное впечатление. Мысль, часто парившая к Богу молитвой и чтением, начала мало-помалу приносить мир и спокойствие в душу мою». Замечательные, теплые слова.

И вот еще один очень хороший, интересный и яркий отрывок. Эти смиреннейшие слова принадлежат Нилу Сорскому: в своем житии он говорит о том, что никогда не отвечал на вопросы, которые ему ставили, если не находил тому подтверждения в Священном Писании или в трудах святых отцов. Это он-то, прозорливец, один из образованнейших людей, к которому приезжали и князья, и великие князья для совета, элита русского общества того времени. И вот этот великий старец, прозорливец, святой ничего не делал, пока не находил тому ответы в Священном Писании и Священном Предании. Кольми паче нам?

И вот такой отрывок из преподобного Нила Сорского по книге Сергея Фуделя «Путь отцов» (очень интересная книга, советую всем ее почитать), страница 364: «Все сие собрал я не в благодушии своего здравия и не пользуясь тишиной бесстрастия, но связанный сам узами страстной болезни, и не от себя, но от Святого Писания, извлекая малое из многого, как пес, питающийся от крупиц, падающих с словесной трапезы Господней, своих – блаженных отцов. Да будем подражателями их хотя вмале».

Я сразу вспоминаю апостола Павла, который говорил, что из всех грешников он самый первый. Уж апостол Павел меньше всего похож на человека, который смиренничает, пытается кокетничать. Перед нами великий человек, великий прозорливец, великий святой, который был восхищен до третьего неба, по его словам, и слышал глаголы неизреченные. И вот этот человек, имея такой опыт общения с Богом, когда Господь Сам явился Ему на дороге в Дамаск, говорит, что из всех грешников он самый первый. Вспоминаются заповеди блаженств: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Поэтому чем мы богаче духом, чем ближе мы к Богу, чем глубже наш духовный опыт, тем большими грешниками мы себя считаем.

У отца Иоанна Кронштадтского есть мысль, что Господь по милости Своей не сразу нам показывает глубину нашего падения, потому что мы можем этого не выдержать. Такие вот интересные мысли.

Я знаю, что Вы хотели бы закончить передачу словами митрополита Антония Сурожского.

– Да, у Владыки Антония есть прекрасная проповедь. Она была прочитана 29 ноября 1981 года. Это толкование на Послание к Ефесянам (2-я глава, стихи 14–22).

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Какие дивные и вместе с тем страшные слова слышали мы сегодня в Послании апостольском, что мы Богу уже больше не чужие, а свои, родные; что Он для нас, как говорит Священное Писание, не Бог издали, но Бог близкий; Его любовь несомненна. Но если мы хотим быть своими Богу, то должны относиться к Нему так, как относимся к самым близким, самым родным, к тем, кого мы действительно сердцем любим, любим душой.

И в этом контексте так сильно, так выпукло выступают слова Евангелия, что мы должны Бога любить всем сердцем, всей жизнью, всей мыслью, всей крепостью нашей, не каким-то причудливым образом, а так, как мы всем сердцем любим тех, кто нам дорог: всей жизнью готовы их любить, заботясь о них, думая о них, строя жизнь так, чтобы быть для них опорой, радостью, вдохновеньем; любить всем помышлением нашим, всей силой воображения, всей тонкостью и чуткостью ума, и, наконец, изо всех сил, которые только в нас есть... Только если мы так научимся любить Бога, станут для нас жизненной реальностью слова апостола Павла о том, что Богу мы не чужие, а свои, родные. Как я уже сказал, Он нас любит, как Своих детей, Он нас любит всем замыслом Своей премудрости, всей крестной любовью, отдачей Единородного Своего Сына на смерть и всей любовью Сына, жизнь Свою отдавшего за нас, чужих, так часто чуждых и порой враждебных Ему.

Крепостью Он любит нас, жизнью Он любит нас – всем; и разве мы не можем найти вдохновенья в этих словах? Когда кто-нибудь нам скажет: «Мать (сын, брат, жених или невеста), – ты для меня все значишь!» – разве не разгорается в нас чувство такой благодарности, из которой может родиться новая жизнь, может родиться жизненный подвиг и сделать нас новыми людьми. И это нам говорит Господь... Разве на такую любовь мы можем не ответить любовью, радостью, благодарностью и целой жизнью, которая была бы достойна и этой любви, и Того, Кто так нас умеет любить? Аминь!».

Спасибо Вам большое за беседу. Благословите наших телезрителей.

– Большое спасибо вам, было очень приятно. Бог благословит наших телезрителей. И опять же просьба помолиться за нас, чтобы нам тоже быть кроткими, смиренными, видеть свои грехи и радовать, утешать, как можем, наших ближних, служить Господу нашему Иисусу Христу и любить Его.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс