Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (972) → Иеромонах Макарий (Комогоров): О пользе чтения

Иеромонах Макарий (Комогоров): О пользе чтения

№27 (972) / 18 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Отец Макарий, говоря о пользе чтения: как сделать его не просто приятным времяпрепровождением, а духовным упражнением?

– Если говорить о чтении как о духовном упражнении, то, как и в любой практике духовного подвижничества, необходимы прежде всего постоянство и осмысленность. Вспоминая слова преподобного Серафима Саровского о цели жизни христианина, мы понимаем, что цель – стяжание благодати Духа Святого. Для этого преподобный Серафим указывает различные средства – пост, молитва. И чтение – одно из средств, которое помогает стяжать благодать Святого Духа, особенно если это касается чтения Священного Писания, трудов святоотеческих подвижников веры и благочестия, подвига мучеников, новомучеников и исповедников Русской Церкви. И очень важно, особенно для молодых людей, чтобы, научившись читать, мы не хватались за все подряд (бывает такая всеядность), а имели некую траекторию своего духовного развития и траекторию своего чтения. Следует опираться на советы духовных наставников (в первую очередь своего духовника), иначе очень легко заблудиться.

Еще некоторое время назад в наших храмах достаточно много имелось литературы сомнительного свойства, это были книги, в которых представлялись даже не основы традиций Церкви, а какие-то околоцерковные мифы, легенды. Сейчас, в том числе и благодаря деятельности Издательского совета по введению грифов церковного одобрения, церковной рекомендации, такой литературы практически нет – мы бываем в епархиях, видим, что таких книг уже практически не осталось. Но книг стало гораздо больше, их огромное количество, и достаточно легко в них запутаться, поэтому мудрый духовник всегда, видя этапы развития члена Церкви, прихожанина, непременно поможет и подскажет книгу, наиболее полезную ему в определенный момент времени.

Я хотел бы привести пример. Однажды была такая потребность: молодым людям (ребятам и девушкам), невоцерковленным, но с появившейся тягой к Церкви, нужно было объяснить базовые вещи, касающиеся таинств Исповеди, Причастия, подготовки к ним. Много времени посвятить этому разговору возможности не было, и нужно было подобрать и подарить одну или несколько книжек. Что касается Исповеди и Причастия, не удалось предложить одну книгу – нужно было несколько: «Размышления о Божественной литургии» Николая Васильевича Гоголя и какие-то еще. И эта траектория чтения помогла конкретному молодому человеку за один пост открыть для себя таинства Исповеди и Причастия, осмысленно к ним подойти: не формально только участвовать, а с глубоким осознанием действенности таинств.

Книга – всегда подспорье, она не самоцель. Само по себе чтение может иметь и отрицательную черту, как и любая добродетель: это развитие тщеславия. Как часто бывает, какой-нибудь молодой человек, студент духовных школ (или благочестивая прихожанка), взял «Лествицу» на каникулах, прочитал, понял – не понял (а ведь есть книги, особенно святоотеческие, которые сложны для восприятия без должного опыта духовной жизни и могут быть восприняты не совсем правильно) – еще не успел до конца дочитать, а уже все знают, что он «Лествицу» читает, и какие-то уже советы из книги пошли. В первую очередь это касается Священного Писания, Евангелия: Евангелие не просто предмет нашего чтения и осмысления – это предмет нашей жизни. Слово Божие должно быть всегда руководством к действию: о чем мы читаем, так стараемся и жить. И то же самое касается святоотеческих трудов: то, что мы читаем, мы должны стремиться воплотить в своей жизни.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: – Как лучше читать Библию? Я пробовала читать только текст, в смысле, как говорят Оптинские старцы, главу Евангелия, Деяний и Послания. Потом пробовала вместе с Церковью читать по календарю. Сейчас начала читать с толкованием и не могу остановиться. Как мне лучше читать? Я так и не поняла. Мне больше нравилось читать просто самой, но это больше к протестантизму подходит.

– Скажите, а вы читали полностью Евангелие?

А как же! Я раз 6 уже его прочитала.

– Действительно, есть такая удобная последовательность каждодневного чтения Писания, чтобы совершать круг в течение года. Читается ежедневно глава Евангелия и две главы – сначала Деяний, потом апостольских посланий, и так до Откровения Иоанна Богослова, где нужно переходить на чтение по одной главе. Есть чтения, связанные именно с Пасхальным кругом, и, по большому счету, можно совмещать это чтение. Тот круг, который вы читаете в день (одну главу Евангелия и две апостольских), желательно исполнять.

Но есть определенные периоды в жизни нашей Церкви (Великий пост), когда мы стремимся больше времени уделить чтению и имеем для этого возможность. У кого-то отпуск – тоже есть возможность немного времени посвятить чтению (в это время можно и нужно, если есть желание, прочитать из Евангелия даже больше, чем одну главу: читать его как повествование, вновь переживая события); в дни Страстной седмицы гораздо больше читается Священное Писание; когда это приготовительные дни к Великому посту (Неделя мытаря и фарисея, Неделя о Страшном Суде) можно как бы немного углубиться, приготовляя свое сердце именно к прохождению богослужебного круга вместе с Церковью.

Тем, кто только начинает читать Священное Писание, мы всегда советуем (особенно молодым людям) прочитать полностью Евангелие – взять и прочитать именно как полное повествование. Издательство Сретенского монастыря несколько лет назад выпустило очень ценное издание Священного Писания, в котором слова Христа Спасителя выделены красным цветом, то есть мы видим повествование, а слова Христа особенно выделены и привлекают особое внимание – и для нас это очень важно, этот красный цвет должен быть у нас на сердце, как у священномученика Игнатия Богоносца было: по преданию, когда рассекли его грудь, то увидели сердце, на котором золотыми буквами запечатлены слова «Иисус Христос».

Что касается прихожан, которые уже прочитали Писание несколько раз, постоянно читают, – не надо метаться. Чтение одной Евангельской главы и двух апостольских должно быть правилом, исполняться, как «Отче наш», каждый день. Если вы имеете желание и возможность, то можно почитать и больше одной главы, или посмотреть, какое чтение сегодня, и, соответственно, углубиться в празднование тех событий, что Церковь совершает каждый день.

Как читать Евангелие, чтобы оно приносило наибольшую духовную пользу?

– Наш Владыка, митрополит Климент, очень часто приводит слова одного из преподавателей Московской духовной академии, который, приходя в класс, всегда брал Евангелие в руки и говорил: «Братия, здесь кислород вечности».

Евангелие – это подлинная пища для души, такая же духовная пища, как и таинства Церкви. Почему крайне необходимо любому православному христианину регулярно участвовать в таинствах Исповеди, Причастия, в установленные посты стараться приступать к таинству Соборования? Таинства – не просто обряды, как иногда воспринимаются они людьми вне Церкви, это именно действенное восприятие благодати Духа Святого, что Церковь сообщает верующим.

Вот у телезрительницы прозвучали слова, что это – текст. Действительно, это слово, положенное на бумагу в виде текста, но это именно слово живое, которое Христос Спаситель ежедневно обращает к нам. Мы обращаемся к Богу в словах молитвы, молитва – это связь с Богом, но когда мы молимся, мы никогда не слышим, чтобы ангелы приходили и что-то нам сообщали, а если слышим, то это уже скорее опасное состояние прелести – не нужно к этому стремиться; нужно стремиться слышать слова, обращенные к нам от Господа через Священное Писание. Когда мы совершаем вечернее, утреннее правило, молимся, а потом читаем Священное Писание, мы должны стремиться слышать, что Господь сейчас говорит нам словами Священного Писания.

Я скажу вам, что бывают на Исповеди ситуации с людьми не слишком воцерковленными или с теми, кто в тяжелую ситуацию попал, когда человек не слышит слова: священник ему говорит что-то, а человек не воспринимает, не удается его убедить. Здесь очень действенно открыть Евангелие на любом месте и просто прочитать те слова, которые Господь покажет вот так открыто.

Была у меня однажды беседа с девушкой, когда в непростой жизненной ситуации она не воспринимала подсказки или совета. Мы просто открыли Евангелие, и когда я начал читать определенные слова, у нее потекли слезы: это был абсолютно тот ответ, который, может быть, ей было сложно воспринять, – но сомнений уже у нее не оставалось, когда она это услышала из Священного Писания, не приготовленное, не по закладочкам, а то, что Господь сейчас говорит. Когда мы с верой прибегаем к Священному Писанию, то Господь Сам обращается к нам, и тогда это не просто текст.

Казалось бы, преподаватели Священного Писания прекрасно знают наизусть уже все детали этого текста. Почему они каждый день обращаются к нему сами, читают слово Божие? Почему в Церкви мы каждый год вновь и вновь прочитываем это? Каждый раз, когда Церковь произносит слова Священного Писания, каждый слышит то, что Господь говорит ему. И, может быть, из одного или другого отрывка какие-то определенные слова касаются сердца каждого человека... Главное, чтобы мы сами верили, что Господь к нам обращается.

Каждый день, читая Евангелие, человек как бы слушает слова Самого Господа?

– Слушает ответ Божий на вопросы, которые он задает Господу. И поэтому важно: когда мы читаем Священное Писание, надо, чтобы это сопровождалось тишиной, благоговением – тишиной не только в комнате, но именно нашим благоговейным предстоянием перед Господом, ведь когда к нам приходит высокий гость, мы подскакиваем, стремимся костюмчик в порядок привести и бываем всегда предупредительны и вежливы – когда к нам приходит Христос Спаситель (а когда мы читаем слово Божие, Христос Сам приходит к нам в дом, в наше сердце), конечно, нужно, чтобы чтение слова Божия было благоговейным: нужно зажечь лампадку или свечку, непременно стоя – и с чувством должного благоговения внимать Священному Писанию.

Но бывают ситуации, когда нет возможности быть полностью в тишине: на воинской службе, когда исполняешь обязанности круглые сутки, при охране каких-то объектов, на медицинском дежурстве – нет возможности даже и в тишине находиться. Но скажу из личного опыта: на воинской службе Евангелие всегда было самым верным спутником – если у тебя есть в карауле свободная минутка, то маленькое карманное Евангелие может быть замечательным спутником, и в этом непростом состоянии слова, которые ты прочитаешь в Священном Писании, тоже запечатлеваются на сердце очень надолго.

Как лучше читать: последовательно одну главу за другой, или случайно их выбирать?

– Конечно, лучше последовательно. Если мы говорим о правиле, которое каждый день совершаем, получается, что Евангелием мы как бы выстилаем сердце. И здесь очень важно, чтобы была последовательность. Мы как бы вместе со Спасителем проходим события Священной истории, проповедь, Его общение с учениками, Его шествие по Святой Земле. И в этом смысле тем, кто еще не был в паломничестве, хорошо представлять, где это происходило в Палестине (может быть, по фильмам или по карте), а у тех, кто был на Святой Земле, нисколько не сомневаюсь, когда они читают Священное Писание, их внутренний взор следует именно по этим местам и самые сокровенные моменты пребывания на Святой Земле вспоминаются. Для нас никогда Евангелие не является просто текстом – это всегда живое слово, обращенное в наше сердце.

А какова польза чтения именно Ветхого Завета для христианина?

– Здесь нужно быть очень аккуратными (хотелось бы предупредить всех наших слушателей). Мы знаем даже из древнерусского Киево-Печерского патерика жизнь святителя Никиты, епископа Новгородского, который был пострижеником Киево-Печерской обители. И молодым монахом он был очень усердным в изучении Священного Писания, читал все, в том числе и Ветхий Завет. И понемножку вошел в состояние, которое отцы называют прелестью: перестал общаться с духовниками, с игуменом, затворился, и когда с ним беседовали, то выяснили, что его мысли о себе были очень тщеславными, исполненными духовной гордости. Молитва отцов помогла ему исцелиться, но когда он вышел из этого состояния, то даже читать не мог, почти и речь забыл, хотя до этого мог цитировать отрывки Библии наизусть.

Очень важно, чтобы постижение Священного Писания начинающими свой духовный путь было постепенным – всегда в начале хочется сделать быстро, скачками: прочитали Евангелие, прочитали Библию – раз, два, три, уже владеем цитатами, а сердце может быть совсем не подготовлено к постижению смысла Священного Писания. Поэтому очень важно для начала освоить Евангелие: это основа не только нашей веры, но нашей жизни – текущей, современной жизни. Мы живем, основываясь именно на Евангельских заповедях.

В Ветхом Завете очень много сюжетов (ведь там есть Книги исторические, законоучительные; есть такие, как Песнь песней Соломона, которые сложны для восприятия, их поэтика способна изъяснять смысл Евангельских событий, и в Евангелии очень много отсылок к Ветхому Завету), но Евангелие – это основа нашей веры и нашей жизни. А Ветхий Завет нужно изучать, достаточно изучив Священное Писание Нового Завета. Книги Бытие, Премудрости Соломона – очень советую, чтобы не было таких скачков (то, что мы читаем в Церкви как паремии, то есть ветхозаветные чтения в богослужении,– это чтения из Книг Бытие, Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона): вот книги, которые внимательно и усердно можно изучать – и, конечно, Псалтирь. Неслучайно все богослужение Православной Церкви зиждется на Псалтири – и в неизменяемых фрагментах, и в изменяемых. И даже поэтика богослужебных текстов, посвященных святым, тоже очень перекликается всегда с поэтикой Псалтири.

Расскажите немного о келейном чтении Псалтири.

– Есть устав Церкви о чтении Псалтири. Еще подвижники египетской пустыни установили чин пения 12-ти псалмов. Фактически весь дневной круг содержит чтение Псалтири, и очень много раз прочитывалась Псалтирь. Но верующим в большинстве своем хотелось бы пожелать хотя бы одну кафизму в день читать из Псалтири. Сейчас очень распространено чтение Псалтири по соглашению, когда договариваются члены одного прихода, общины или родственники о попеременном чтении Псалтири (по одной кафизме каждый), и получается, что за день вместе прочитывают всю Псалтирь и общий перечень имен поминают на «Славах» – одна кафизма делится на 3 «Славы», и в этих промежутках можно молиться и об усопших, и о живых.

Здесь хотелось бы обратить внимание, что не нужно спешить: как в чтении Псалтири, так и в чтении правила не нужно спешить только прочитать. Когда происходит только механическое чтение текста, без внимания сердца к словам псалмов, тогда молитва становится богохульством – мы читаем одно, а мысли наши, наше сердце где-то еще. Мы начинаем думать, что там у Маши, у Тани, мы начинаем бродить нашими мыслями по работе или по каким-то иным делам. Вспомним слова, которые предваряют чтение первой кафизмы: «…постой мало, дондеже утишатся вся чувства» – и дальше со вниманием продолжим чтение Псалтири. Вот такое внимательное чтение способствует тому, что слова псалмов раскрываются.

Бывает так: человек читает, но ничего не понятно – «онагри, жаждущие к источникам водным», что-то еще; очень много слов, которые нам непонятны и из-за этого кажется, что текст о чем-то повествует, что было давно, и совершенно не касается того, что сейчас происходит со мной.

Но поскольку смысл большинства псалмов покаянный – это смысл прославления Господа, прославления силы Божией, заступающей человека, – это близко человеку в любой момент времени. Есть псалмы, которые в определенных ситуациях очень полезны: псалом «Господь – утверждение мое» – это то, что защищает человека всегда; псалмы 90-й, 50-й, 26-й нужно знать наизусть – и в самые сложные моменты нашей жизни имеет смысл обращаться именно к чтению Псалтири. Келейное чтение может сопровождать молитвенное правило, но можно их и разделять, если мы чувствуем, что изнемогаем.

Вопрос телезрительницы: «Я принадлежу к тем, кто с большим трепетом относится к книге. Но сейчас я пожилой человек: неполадки со зрением, и не всегда уже времени и сил хватает делать именно так, как Вы объясняете: с благоговением зажечь лампаду, стоя и так далее – это все прекрасно, но не всегда так бывает. А как Вы относитесь к аудиозаписям? Ведь есть и толкования Священного Писания, и насколько богат сейчас духовный рынок литературой, настолько же он богат и аудиозаписями. Если это со вниманием, с благоговением слушать? Есть ведь и прекрасные радиостанции «Воскресение», «Радонеж», «Град Петров». Как Вы считаете, насколько это возможно и допустимо?».

– Конечно, возможно, допустимо и полезно. Главное – во всем иметь меру. «Не всегда есть время читать с благоговением»? На самом деле время с благоговением относиться к чтению есть всегда: можно чуть меньше прочитать, но благоговейно, и это будет полезнее, чем много, но на ходу, бегом, в суете – «надо же еще помолиться и почитать, еще успеть посуду помыть». Делу – время, потехе – час: 10 минут всегда можно выделить, а за 10 минут можно очень благоговейно и спокойно почитать что-то полезное.

Для тех, у кого проблемы со зрением, хотелось бы обратить внимание на издания молитвословов, акафистов, выполненных крупным шрифтом. Слава Богу, сейчас многие издательства это делают – выпускают издания Псалтири, молитвослова, акафистов крупным шрифтом. Людям пожилым это очень удобно. И такое упражнение все равно должно оставаться, потому что чтение очень важно.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс