Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (970) → Протоиерей Евгений Попиченко: «Хочется верить...»

Протоиерей Евгений Попиченко: «Хочется верить...»

№25 (970) / 3 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Сегодня мы будем говорить на такую тему: «Хочется верить...». Дальше многоточие, а вот кто во что и как – это пусть продолжает каждый для себя, делая свои выводы из нашего разговора. Вопрос-то я подготовил, батюшка, но вот смотрю на Ваш загар и задаюсь вопросом: «А где Вы нашли лето?». Потому что мы здесь, в Екатеринбурге, только иногда говорим: «Ну вот, тепло настало, вроде солнце вылезло». И вдруг оно скрывается. И 6-8 градусов ночью практически каждый день.

– Секрет уральского загара – ходите на сплавы. Мы буквально вчера с прихожанами вернулись из первого в этом году сплава по реке Исеть. Несколько дней преодоления трудностей, ночью – уральский иней малоснежного нашего лета, днем – палящее солнце в редкие секунды между облаками. Но, удивительное дело, за три дня путешествия у нас фактически не было дождика. Хотя мы с Екатеринбургом связывались, нам говорили, что их там заливает, а у нас дождик был так, для проформы, чтобы немножко показать, как это бывает на сплаве, если дождик. А на самом деле очень приятная погода и потрясающей красоты наши уральские края, и река, и горы... Море, солнце и вода – наши лучшие друзья. (Смеется.)

И, конечно, всегда ожидаем это с особым чувством радости, потому что это возможность побыть с близкими людьми, с семьей, возможность вместе преодолеть очередные трудности, а трудности были реальные в этом путешествии. Возможность вместе помолиться, вместе посидеть у костра, вместе встречать рассвет, потому что ночи короткие и как-то незаметно проходили. Выходишь на поляну в 4.10, и солнце из-за края леса появляется. Возглас утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет». И вместе с певчими поем великое славословие: «Слава в вышних Богу и на земли мир...». Потрясающие впечатления! Всегда удивительная возможность лучше себя узнать, узнать своих прихожан, потому что «парня в горы тяни, рискни, не бросай одного его, пусть он в связке одной с тобой – там поймешь, кто такой». В городских условиях мы же редко себя проявляем.

Однажды Феликс Дзержинский очень точно заметил: то, что вы на свободе, – это не ваша заслуга, это наша недоработка. Был бы человек, а статья найдется. И это действительно так, мы себя плохо знаем, мы научились хорошему поведению, правилам этикета и в привычных условиях ведем себя прилично. А попробуй оказаться в условиях неудобных, неприятных, тяжелых, невыносимых и душевно, и физически – и сразу то, что сокрыто в глубине твоей души, начинает из тебя вылезать просто таким образом, что ничего с собой поделать не можешь. Тебе от самого себя настолько мерзко, противно – и гнев, и раздражение, и жадность, и стремление занять теплое местечко... И это удивительная возможность познать себя даже в таких небольших испытаниях, которые мы себе придумываем. Отчасти я понимаю людей, которые идут в горы, потому что пойти в гору – это тоже проверка себя. Но самая потрясающая проверка на крестном ходе.

Вы же не просто так сейчас сказали о крестном ходе, потому что, насколько я понимаю, в этом году Вы побывали на Великорецком крестном ходе. Вятская земля – древняя земля. Я там учился несколько лет, в том числе проживал в городе Кирове. Вятка – родные места для меня, и, пользуясь такой возможностью, всегда передаю и поклоны, и приветы своим друзьям, знакомым. Многие учителя там остались, с которыми у меня происходили первые, более осознанные шаги, они вели меня. Поделитесь впечатлениями, расскажите, как Вы там оказались, сколько времени пробыли.

– Начну с того, что поздравлю всех наших зрителей с Днем России, который мы вчера праздновали. Это молодой праздник. Каждый президент хочет оставить о себе память. Лучшая память – это праздник, установленный в ту или иную эпоху. А наш народ праздники любит. Но мы всегда должны осмыслять, наполнять смыслом какие-то вещи, которые возникли, может быть, даже искусственно.

День России. Очень хочется поблагодарить Бога за то, что мы с вами живем в самой прекрасной стране… Мы действительно живем сегодня в самой прекрасной стране, несмотря на все трудности. Я помню, когда только начинал говорить проповеди, вообще только начинал священническое служение, мне попалась цитата Дмитрия Лихачева. Он говорит, что Родина есть у нас такая, какая есть. И какой бы порой неприглядной она ни была, мы должны служить своему Отечеству – в том звании, в которое призваны. Мне эти слова легли на сердце.

Нашему Отечеству Господь вверил самое дорогое сокровище. Собственно, ради этого сокровища и сохраняется мир, сохраняется земля. Потому что Господь хранит землю ради Православия, ради тех, кто ищет истину и сохраняет истину, истинное Предание. Руси вверено сохранение Православия. И в том, как хранят Православие русские люди, я очень искренне убедился как раз на Великорецком крестном ходе. Потому что это таинство, это особое явление, таинство в каком-то глубоком смысле. Я многих людей спрашивал, зачем им это надо. И никто не мог мне внятно ответить. Понимают, но зачем, как? Надо! Внутренний призыв.

«Любовь к святителю Николаю», – сказал один священник, говоривший проповедь на Литургии. Понятно, свои нужды, понятно – выправление рода, но, в первую очередь, любовь к святителю Николаю. Он так зовет, и ты призыв чувствуешь, ты ощущаешь внутренне, что тебе это надо. Зачем? Ты не можешь объяснить, это не поддается логике, это никакому рационализму вообще не поддается, но человек приходит 3 июня. Человек задолго до этого дня понимает, что ему снова нужно идти на этот подвиг. Причем это не красивые слова, это реальность.

Помню эпизод из книги «Моя жизнь со старцем Иосифом». Старец Ефрем про себя говорил, у него было предтуберкулезное состояние и он просил у своего старца, можно ли ему спуститься вниз и взять лекарства. А старец Иосиф ему говорит: «А ты зачем сюда пришел? Ты же сюда умирать пришел. Если хочешь спокойной жизни, иди отсюда, я тебя не держу, но ты же пришел умереть, так умирай». В каком-то смысле Великорецкий крестный ход именно такой, что человек идет и понимает, что у него последний предел, он умирает. Это удивительная возможность узнавания себя и узнавания силы Божией через немощь человеческую, когда все силы закончились (а это пять дней пути, 150 километров, по 30–35 километров в день, а мы люди городские)... Это раньше Симеон Верхотурский так мог. Есть такая Симеонова тропа, по которой он из одной деревни ходил в Меркушино раз в неделю – 36 километров туда и 36 километров обратно. Для него это была такая спокойная прогулочка по лесу… Но для нас это совершенно невыносимо. У меня есть в телефоне шагомер, я иногда заглядываю в него. Две тысячи шагов в день – дошел до машины, доехал до работы, там сколько-то походил...

А я иногда слышу от молодых людей своего возраста: сегодня десять тысяч я сделал. И это уже как похвала: я молодец, десять тысяч все-таки.

– В тот день, когда мы вошли в крестный ход, мы прошли сорок пять тысяч шагов. Мы в один день вошли, потому что так получилось: что называется, разведка боем. А люди до этого прошли два дня. И после нас еще прошли два дня. И каждый день это до грани отчаяния. Ты доходишь до какой-то точки – у тебя все отключается, ты не понимаешь, что и как. И потом какой-то маленький эпизод – и вдруг появляются силы. Это настолько удивительное ощущение явного присутствия Бога, явного присутствия святителя Николая! Он, конечно, идет в теле этого крестного хода. Ну а где ему быть в это время, когда десятки тысяч людей собрались для того, чтобы идти за его иконой? Этому крестному ходу больше 600 лет. Представляете? Каждый год на протяжении 600 лет люди идут этой дорогой.

История такова: крестьянин на реке Великой обрел икону святителя Николая. Она стала являть чудеса, известия дошли до духовной власти в Хлынове, уездном городе, и икону перенесли в этот город, но с одним условием, чтобы она каждый год в это время к 6 июня была в Великорецком селе и затем торжественно сопровождалась обратно. И вот шесть веков (даже в советское время традиция не прерывалась) люди шли этим путем до Великорецкого села, там совершались служба, молитва, Литургия. И затем шли обратно.

Удивительное наблюдение, конечно. Идут молодые люди, пожилые, идут бабушки. В большой армейской палатке мы оказались с молодым человеком (ему лет двадцать), он весит сто сорок килограммов. Он вот такой большой, у него ноги еле влезают в сапоги, и он исполнен решимости идти за иконой святителя Николая. Идут дети семи-восьми лет… Идут и молятся за Россию, за свою семью, за себя, о каких-то своих страстях. И это что-то невероятное. Сказать «зачем»? Потому что надо. И вот у меня внутри сейчас очень точное извещение, что я хотел бы полностью пройти этот крестный ход в следующем году (даст Бог, доживем). И я очень хотел бы, чтобы максимальное количество сотрудников, прихожан смогли в нем поучаствовать.

Это ведь очень непросто. Тем, кто не видел этих проселочных дорог, этой грязи по колено, которая не где-то на одном участке... Одно дело, когда ты идешь в начале крестного хода и дорога еще более или менее. Другое – когда идешь в конце, когда это все уже перемешано, растоптано, когда приходишь в те места, где короткие ночевки, уже все занято во всех избах, во всех более или менее подходящих помещениях лежат паломники, кто-то уже спит. В основном все, конечно, спят, настолько люди устают, что лишь бы где-то прилечь. Когда каша уже съедена, чай весь выпит. Хорошо, если у тебя есть вода с собой. А через несколько часов снова надо будет вставать.

– Все точно так. А этот крестный ход за двадцать лет был самый тяжелый. Потому что все пять дней лил дождь. И земля превратилась в кашу. Несколько десятков тысяч по ней прошли, и, конечно, там идешь по колено в грязи, и все это так тяжело! А на душе радость, несмотря ни на что. Такая радость, которую не получишь ни в красивых театрах, ни на пляжах. Необъяснимая, но очень реальная радость чего-то настоящего. И это удивительно.

Но самый важный опыт – самопознание, потому что Господь из тебя в этих напряженных условиях начинает вычищать гной, он вскрывается. Я наблюдал даже за своими сотрудниками. У нас была группа из девяти человек в этот раз. Настолько это все остро! Был человек, который как впал в кому собственного безобразия в самом начале, так и шел несколько дней: «Меня никто не любит, меня не уважают, пойду я на помойку, наемся червячков, червячки такие разные, зеленые и красные, наемся и умру, ты знаешь почему. Меня никто не любит...». И так вот бесконечно.

Я первый раз такое слышу. (Смеется.)

– Есть люди, которые вот так думают: «Меня никто не любит, я самый, самый, самый гадкий». И человек ничего с этим поделать не может – с собственным унынием, с собственным неправильным взглядом на себя. А потом происходит чудо Исповеди. Слава Богу, что мы православные, потому что мы можем прийти и вычистить весь этот гной у креста с Евангелием. Я не представляю, как люди, которые не знают опыта Исповеди, вообще живут, когда, так или иначе, эти гнойники вскрываются? Как живут?

Если вернуться все-таки ко Дню России, вспоминается история, когда в монастырь Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме приехал командир атомной подводной лодки. Ему показывают храмы, а он себе под нос говорит: «Кузькина мать». Монах услышал: «А что это Вы ругаетесь?». Он говорит: «Да нет, я не ругаюсь. “Кузькина мать” на нашем языке подводников – это тот ядерный щит, атомные ракеты, благодаря которым мы сохраняем независимость и мир. Но я это говорю, потому что вот именно здесь, в монастыре, тот щит, которым Россия защищена». Не ядерными ракетами, не тем, что Хрущев, стуча туфлей по трибуне, кричал, что мы покажем Кузькину мать, а вот этим – молитвами русского народа, молитвами православного человека.

Причем надо отметить, что не только монахи призваны стоять на защите. Потому что Господь (мы помним историю) готов был сохранить Содом ради десяти праведников, если бы они там нашлись... Но и десяти не нашлось. А мы пока живем. Значит, есть люди, праведники, ради которых Господь сохраняет этот мир. И каждый из нас призван быть в их числе, потому что Господь говорит: «Будьте святы, как Я свят. Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное». Поэтому каждый молящийся человек – это защитник Отечества, это воин Христов. С Днем России!

С праздником, дорогие друзья! С праздником Вас тоже, батюшка!
Есть какие-то истории или какие-то яркие, интересные разговоры, которыми хотелось бы поделиться, когда Вы были в Великорецком крестном ходе? Есть особенные наблюдения, что-то такое, что лично для Вас было примером (или, наоборот, не примером)?

– Ну, веселая история из жизни одной сотрудницы. Самый тяжелый участок пути – это последний день, когда уже входят в Киров и практически весь день идут по дороге, по асфальту. Искушение такое, люди этим делились… Ладно для нас, екатеринбуржцев, но для кировчан... Они шли рядом с женщиной, и у нее возможность позвонить сыну, позвонить знакомым и вызвать такси, но идут до конца, как из Трифонова монастыря выходят с иконой, так туда же нужно и вернуться, но пешком, до конца дойти. И вот идешь, и искушение сойти с дистанции: все, невыносимо. Показались серые стены знакомого монастыря, душа возликовала… И потом ее рассказ.

Около стадиона они передавали документы, и документы упали за решетку: паспорт с билетами. Через 15 минут такси, через 40 минут поезд. И растерянность, и паника, а сил нет не то что ногами двигать, а вообще эмоции какие-то проявлять. И вот она, молодая женщина, бежит вокруг этого стадиона с другой стороны, а там фактически отвесный склон, она берет какую-то палку и, как альпинистка ледорубом, начинает в него врубаться, чтобы подняться, спуститься. Ей вслед кричат: «Девушка, вам что, крестного хода не хватило?». Она поднимается, берет документы, а время-то уже совсем поджимает. И понимает, что на «обратно» уже нет сил. А там расстояние между прутьями, ей говорят: «Ты попробуй пролезть». Она начинает, как капуста, снимать все кофты. Пролезла, выдохнула, отдала документы другой сестре… Прошли два метра, а там в заборе такая дыра, где можно было спокойно пройти. Но, говорит, на этом эпизоде я поняла, какой безграничный ресурс у человека: если все силы потеряны и вдруг возникают обстоятельства, то ты можешь преодолевать свою усталость и совершать даже такие сверхъестественные вещи.

Даже если сейчас забить в поисковике два слова «крестный ход», выйдет просто невероятное количество ссылок, каких-то новостей, анонсов либо на те крестные ходы, которые уже закончились, либо которые идут. Например, многокилометровые, как сейчас из Тобольска к Екатеринбургу идет крестный ход, порядка 700 километров планируют люди пройти. Множество других крестных ходов из Центральной России, Северной России тоже подходят к Екатеринбургу к Царским дням. И, конечно, все их участники планируют поучаствовать в Царском крестном ходе. У нас не такое продолжительное и многокилометровое молитвенное шествие, но ведь тоже особенное и тоже нам всем предстоит.

– Этот год особой памяти – столетие мученического подвига Святых Царственных Страстотерпцев. Он будет особенный еще и тем, что Святейший Патриарх Кирилл возглавит Божественную литургию и пойдет крестным ходом, дай Бог ему здоровья. И, конечно, это будет особое священнодействие и особая молитва. Молитва за Россию, за наше Отечество, за власти и воинство, за благочестивых христиан, за всех, кто здесь живет. И огромное количество людей будут идти путем, по которому прошли Святые Царственные Страстотерпцы к месту уничтожения мощей. «Мощи» на славянском языке – это тело христианина, тело человека. Конечно, нужно заранее подумать, настроиться, о чем будешь молиться, с чем туда пойдешь. И подобные действия имеют огромную силу, они имеют протяженный, отложенный эффект: ты сделал труд в течение пяти часов, но весь год будешь пожинать плоды этого труда.

И про Великорецкий крестный ход говорят, что с этого момента начинается новая жизнь, то есть ты уже будешь другим человеком, прежним не будешь. У нас также есть вот это святое шествие, молитвенное шествие, освящающее Уральскую землю, – Царский крестный ход, на который мы приглашаем всех вас, дорогие наши зрители.

Иногда меня посещают мысли о том, как здорово было бы: приходишь в храм, видишь рядом с собой друзей, знакомых, соседей из подъезда, из дома, видишь своих сотрудников, своих начальников, тех, с кем ты работаешь на своем рабочем месте. Неважно, кто где – берем абстрактно. Ведь как здорово, когда люди вместе! Они не только встречаются где-то в подъезде (и дай Бог, если поздороваются) или на работе на несколько часов для решения только конкретных вопросов… Ведь это очень сильно влияет на взаимоотношения людей. Это ведь здорово, ощущение того, что все впереди. Вы говорите, что крестный ход – особое молитвенное шествие, особое движение, вот он – щит нашей Родины. Но ведь не только там, еще и в церкви, на приходе общинная жизнь...

– Общинная жизнь для меня (я давно это понял) является великим сокровищем. Как-то в самом начале я для себя ощутил слова Евангелия: вы будете ловцами человеков. Я для себя так и понимаю, что приход и то служение, которое любой приход несет, – это возможность дать людям жизнь, дать почувствовать всю полноту, глубину жизни с Богом. А для этого у людей должна быть возможность не только совместного совершения Литургии, общего дела, самого прекрасного дела, которое можно вместе делать, но и Литургии после Литургии.

Есть у святых отцов такое понятие: Литургия после Литургии. Это служение ближним, это дела милосердия. И так получилось, что наш приход благодаря моему послушанию связан со служением милосердия. Совместные дела очень объединяют и дают близость душевную друг с другом. Я понимаю важность этого и стараюсь давать людям возможность совместных добрых дел.

Спаси Вас Господи за эти добрые слова, за эту надежду. На улыбке сегодня мы заканчиваем наш эфир.

– Я стараюсь все-таки позитивно смотреть... Как раз последнее наблюдение с Великорецкого крестного хода. Такой эпизод: идет река людей, подходят к ручью. Икона уже прошла, а вот этот хвостик, который на несколько часов, на несколько километров растянут по лесным дорогам, по полям, подходит к ручью, а там переправа в одно бревнышко. Я сразу соображаю, куда нужно идти, и своим говорю: «Давайте за мной». Только важно вот это послушание. Знаете, как на яхте, когда ты управляешь яхтой или катамараном… Там важно, чтобы команды четко выполнялись в ту же секунду. Потому что, если потеряешь маневр, тебе нужно будет снова заходить, а это означает, что потеряешь время.

И вот тут тоже важно это мгновенное послушание, слышание. Они что-то замешкались, растерялись, но мы с половиной группы ушли и благополучно перешли этот ручеек, а потом целый час ждали, пока остальная часть группы дойдет. И вот они так растерялись, расстроились, кричат: «Батюшка, батюшка». А им говорят: «Вы не “батюшка” кричите, а к святителю Николаю обращайтесь, он здесь и так рядом, чего ни попросишь, даст». И они говорят: «Ну вот, солнышка бы он дал». Им отвечают: «Ну что вы – солнышко… Дождик – Божия роса. Принимайте все, что Господь дает, с миром». И мне так понравился этот человек с позитивным мышлением: он во всем, как Поллианна из известной истории, находит возможность порадоваться и поблагодарить Бога.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс