Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (970) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О слове и о интернет-мире

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О слове и о интернет-мире

№25 (970) / 3 июля ‘18

Архипастырь

День русского языка в России, или, как его еще называют, – Пушкинский день. Давайте сегодня поговорим о слове.

– С большой радостью.

«В начале было Слово» – знают все. А как продолжается эта фраза? Откуда она и что означает?

– «...и Слово было у Бога, и Слово было Бог» – так начинается Евангелие от апостола, евангелиста Иоанна Богослова. Кстати сказать, это Евангелие читают всегда в самый первый день Пасхи, в Пасхальную ночь, и читают, как правило, не только на церковнославянском, но и на всех языках, свидетельствуя о том, что слово Божие было проповедано всем народам и переведено на разные языки. А у нас на Кавказе его читают в том числе на кавказских языках, в этом году читали и на кабардинском, и на адыгском, и на осетинском, и на многих других.

Владыка, действительно ли, что когда возникла необходимость перевести этот текст на разные языки, некоторые переводчики немного неточно его перевели? Например, я нашла, что китайцы перевели эти слова как «в начале был Путь (Дао)».

– Надо сказать, перевод Священного Писания – это очень большая задача для переводчиков, заключающаяся не только в том, чтобы они точно, буква в букву, передали повествование, но, самое главное, наполнили это повествование неискаженным смыслом. Именно поэтому переводы Священного Писания осуществлялись не одним человеком, хотя бы он и хорошо знал этот язык, а, как правило, это была целая группа переводчиков, включающая в себя не только лингвистов, людей, знающих язык, но еще и богословов. Так что среди переводчиков были очень хорошие знатоки истории, византисты, знатоки восточной культуры, восточной традиции и, конечно же, знатоки современной традиции. Пример, который вы привели, очень ярко это иллюстрирует. Для людей это слово действительно малопонятно, для них понятно более широкое понимание смысла: «слово» как «путь». Поэтому было введено это слово.

Продолжая иллюстрировать такие переводы, возьмем известную молитву «Отче наш», которая каждому знакома. Там есть такие слова на церковнославянском языке: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Для японского народа эти слова были переведены как «рис наш насущный», потому что для них «хлеб» в нашем понимании – это рис, который они употребляют каждый день, он является для них хлебом. Обозначение этого продукта именно «рисом» созвучно с тем, что мы называем хлебом.

А сейчас переводятся тексты Священного Писания?

– Да, такие переводческие усилия продолжаются. Могу привести пример. Совсем недавно мы презентовали в Туркменистане перевод на туркменский язык некоторых книг Священного Писания Ветхого Завета. И на многие современные языки продолжается перевод Священного Писания.

Владыка, расскажите, пожалуйста, об обете молчания. Что за обет, кто его дает, когда и зачем?

– Вообще, мне кажется, не болтать полезно каждому человеку, в том смысле, что очень трепетно относиться к слову. Ведь слово – не просто созвучие звуков, оно имеет еще очень большую силу. При этом слово имеет силу обоюдоострого ножа и для той стороны, к кому ты слово обращаешь, и для тебя самого. В Евангелии есть замечательные слова – предупреждение: за каждое слово дадите ответ. Мне не придется отвечать за каждое слово, которое я услышал, хотя чаще всего именно этим я и живу. И в этом смысле в том числе наше молчание, когда мы понуждаем себя остановиться в словесном излиянии, бывает крайне полезным. Действительно, в этом смысле молчание бывает драгоценным золотом, потому что тогда мы не впускаем внутрь себя ни раздражение, ни гнев и не становимся соответчиками в гневе и раздражении в какой-то ситуации. В таком случае бывает полезнее промолчать.

Это Вы сейчас объяснили грех празднословия?

– Да, совершенно верно.

Есть еще один грех – сквернословие. Когда мы выходим на улицу, это нас окружает повсеместно. Как быть? Можно ли человеку защититься от этого и как реагировать правильно?

– Реагировать надо всегда. Особенно если взрослый человек слышит рядом ругающегося ребенка (понятно, что у него или такие ненадежные, плохие друзья, или родители позволяют себе это, к сожалению), всегда нужно ребенку сказать об этом. И не просто сказать, что ругаться плохо (это правда, ругаться плохо), но еще и сказать о том, почему это плохо. Сказать: «Ведь ты можешь без этого обходиться. Это только слабые и несчастные люди, люди с неглубокой душой так выражаются, как тина сверху плавает этими грязными словами. Человек чистый и глубокий, наоборот, имеет прозрачную воду, вот такой и должна быть твоя речь».

Я могу привести пример. Иногда бывает, что около монастырской ограды прогуливаешься и слышишь, как за оградой, тебя не видя, начинают произносить совершенно уж вольные слова. И из-за ограды им говоришь: «Грешно произносить эти слова». И всегда одинаковая реакция – понятно, что неожиданно: вдруг из-за ограды произносятся такие слова. С другой стороны, человек и сам понимает, что, в общем-то, и без этого можно и нужно обходиться, не делает тебя это сильным. Сильным человека делают настоящие слова.

Владыка, что для Вас красота языка? И где Вы ее находите?

– В Священном Писании прежде всего. Ведь Священное Писание соединило в себе удивительную силу слова Божия, соединенную с пронизанной любовью к человеку, там во всем любовь и все о человеке. Там бесконечное количество примеров человеческих поступков, при этом на самом высоком пике и в самой глубокой точке падения человеческой жизни. Но везде слово утешения, назидания, слово, которое поднимает упавшего, опускает слишком высоко взлетевшего, но и первому, и второму дает надежду. Под впечатлением слова Священного Писания писали и наши поэты, и наши художники, и писатели, вдохновляемые этим высоким словом. Они к нему присовокупляли свои слова, и выходили удивительные произведения.

Ваши любимые классические авторы?

– Я уже многократно об этом говорил. Конечно же, мне очень нравится Салтыков-Щедрин. Мне очень нравится Чехов. Из писателей – поэты Серебряного века, некоторых из них помню и знаю. Мне очень нравится Пушкин, которого, кстати, мы вспоминаем и благодаря которому в нашей современной российской культуре появился такой замечательный праздник – День русского языка.

В продолжение темы о слове хочу Вам задать очень интересный вопрос одной прихожанки, который она задала священнику: почему к Богу мы обращаемся на «Ты», а к простым людям на «вы»?

– Это связано с исповеданием Единого Бога. Кстати, обращение на «вы» не во всех языках присутствует, оно может иметь множественное число, а если мы обращаемся к одному человеку, то таким образом подчеркиваем особое уважение к этому человеку. Мы говорим Богу «Ты», во-первых, потому, что исповедуем Единого Бога, одного Бога: «Ты, Господи, Отец». Во-вторых, такое обращение складывает в нас особое отношение чада к отцу, к другу, ведь Он называет Себя Отцом, Он называет Себя нашим Другом. И такое личностное прямое отношение подчеркивает в нас то, что Бог подарил нам, – счастье нашей человеческой жизни.

Насколько образованными должны быть священники? Может ли стать священником человек без образования? Насколько священник должен владеть словом, любить литературу, русский язык?

– Одним из важных предметов в семинарии, кроме богословских предметов и знания Священного Писания, является гомилетика. Этот предмет изу-чает образцы проповедей и, собственно говоря, воспитывает в человеке культуру слова. Ведь священнослужитель – это не только тот, кто совершает богослужение, но, в первую очередь, тот, кто проповедует. В Евангелии Христос ставит, если так можно сказать, образовательную планку Своим ученикам. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» – так заканчивается Евангелие от Матфея. И это Евангелие прямо указывает нам: чтобы научить других, нужно сначала научиться самому. Значит, нужно действительно иметь образование.

Сегодня к будущим священнослужителям предъявляются требования: иметь духовное образование, оконченную духовную семинарию. При этом нужно сказать, что в духовную семинарию или в духовную школу поступают люди не сразу со школьной скамьи, это необязательное условие. В семинарию поступают люди уже и после светского образования, в том числе и с достаточно большим опытом определенной работы. К примеру, недавно мы вспоминали и молились об упокоении отца Анатолия Чистоусова, который был настоятелем храма Архистратига Божия Михаила в Грозном в самые, наверное, печальные годы. Это был человек, пришедший на семинарскую скамью из военной семьи и с уже достаточно большим опытом служения в Российской армии. А затем он в себе почувствовал призвание Божие. Я хорошо помню отца Анатолия, мы с ним лично общались, я был тогда совершенным пацаном, учился на втором курсе в семинарии, и он просил меня научить его читать по-церковнославянски на клиросе. Волей Промысла Божия я стал помощником отцу Анатолию в его изучении церковнославянского языка. В дальнейшем он получил образование, стал священнослужителем и очень многих людей утешал, особенно в те тяжелые годы в Чеченской Республике.

Можно и многие другие примеры вспомнить, когда человека, что называется, Господь призывает к служению. И ответом человека на этот призыв является в том числе его желание изучить и Священное Писание, и историю Церкви, и традицию Церкви, чтобы, пользуясь этим знанием, нести слово Божие народу.

Теперь, если Вы не против, давайте поговорим о земном и о Небесном в интернет-мире.

– Да, запостим что-нибудь.

Блогер (от английского «weblog») – человек, ведущий сетевой дневник. В епархии, которая уже давно находится в интернет-пространстве, есть ли православные блогеры? Если есть, что это за люди, чем занимаются конкретно?

– Спасибо за интересную тему, она действительно актуальна. Очень радостно, что есть даже профессиональный праздник блогеров, и я хотел бы прежде поздравить с ним всех тех, для кого общение в интернете является серьезным, важным инструментом в их жизни.

Если говорить о нашей епархии, – да, у нас есть блогеры, у нас есть сообщество блогеров. Знаете, вы обронили слово, которое вроде бы вполне правильно, с одной стороны, – «православные» блогеры. Хочу сказать, что так же, как врачи и учителя, блогеры могут иметь свою религиозную точку зрения, но я бы хотел подчеркнуть прежде всего их профессионализм. То есть это люди, которые в том числе благодаря своему религиозному выбору, своей духовной жизни с большей ответственностью, отдачей, жертвенностью относятся к своему делу, к своему служению. Такие блогеры есть и в нашей епархии. Это люди разных профессий, разного возраста, но одинаково интересующиеся историей современной Церкви, современной проблематикой, церковной дискуссией на те или иные проблемы. И, конечно, это люди, которые, если так можно сказать, проповедуют слово, доносят слово, умеют терпеливо (а это важно!) вести диалог по очень сложным и острым вопросам.

На какую аудиторию в первую очередь рассчитана работа?

– На разных людей, на интересующихся. Не скрою, сам иногда наблюдаю за статистикой посещения не только нашей страницы как основного информационного портала, но и в социальных сетях в том числе, смотрю на возрастную реакцию на разные темы и понимаю, что нас смотрят и слушают люди от 14 до 70 лет. Разные публикации, фотографии или темы, которые поднимаются, у разных людей вызывают свой эмоциональный окрас. Это говорит о том, что аудитория достаточно обширна. Поэтому целевой аудитории мы ставим не возрастной ценз, а ставим перед собой главную задачу – рассказать для всех понятно о том, что происходит сегодня в нашей Церкви, в нашей епархии, в наших приходах.

Что касается молодого поколения, в каком формате допустимо говорить о Небесном? Стоит ли блогеру упрощать свой язык, чтобы быть ближе к нашей молодежи? Молодые люди ведь очень упрощают свой язык, когда общаются в сети. Или все-таки надо какой-то уровень выдерживать?

– Я тут хотел бы разделить. Есть вещи, которые пробегаются глазами: «да», «нет», «увидимся», «пока» и так далее. А есть вещи, которые люди, что называется, кэшируют и потом перечитывают. Например, очень интересный, серьезный, обдуманный, правильно составленный пост, хорошим языком написанный. Я могу сказать, что в последнее время замечаю (и для меня самого это очень приятно) людей, которые используют свои смартфоны как ридеры: они читают книги, какие-то интересные большие статьи, публикации. Это вызывает лично у меня большую радость и восторг. Люди обдуманно к этому относятся.

Что касается языка общения, связанного с церковной тематикой, он может быть совершенно разным. Но говорить о высоком бульварным языком – просто не поверят в это высокое. Хочешь не хочешь, когда человек говорит, к примеру, о своих настоящих чувствах к кому-то, он находит такие слова, благодаря которым ты понимаешь: действительно, он полюбил эту девушку. А когда речь идет о бульварных, иногда очень неприятных словах, понимаешь, что, скорее всего, это очередная ошибка в жизни обоих этих несчастных людей.

Не могу не задать этот вопрос, когда мы говорим об интернете: а как же интернет-зависимость? Или у вас все такие устойчивые?..

– Не зависимые. Нет, надо сознаваться в том, что действительно есть вещи, которые вызывают не просто привыкание, а глубокую зависимость. Но это бывает тогда, когда оскудевают собственные правильные акценты в жизни. Проще говоря, когда перестаешь смотреть на горизонт своей жизни, ты начинаешь постоянно копошиться под ногами, рассматривая очень близко окружающую тебя среду, и уже не замечаешь ни закатов, ни рассветов. Вот здесь важна духовная жизнь. Люди, о которых мы сегодня говорим, трудящиеся в нашей епархии, – это люди правильно устроенной духовной жизни: они в воскресные дни молятся, они совершают молитвословия и в своей келейной молитве, они общаются со своим духовником, который помогает человеку избавляться не только от этой, но и от многих других зависимостей. Она не является одной-единственной, это как цепь, на которую иногда подсаживается человек. И эти звенья нужно разгибать. Интернет-зависимость – всего лишь только одно из звеньев этой цепи.

Если позволите, уведу разговор в более светскую сторону. Да, православные блогеры – морально устойчивые люди. Но если брать светских людей, у нас сейчас блогером является любой знаменитый человек, любая звезда. Почему у нас сейчас в обществе, на Ваш взгляд, стало так модно, популярно показывать все, наизнанку выворачиваться перед обществом? Что это за болезнь, может быть?..

– Да, такая ярмарка тщеславия, когда хочется казаться счастливым человеком, и это счастье выражается в совершенно странных символах: внешнее благополучие, новая сумка, новая обувь, какая-то машина, какая-то поездка... Все это выдается за некое благополучие, за которым нет человеческого. Из-за этого и выходят наружу вот эти «фантики». Но на «фантики» тоже нужно обращать внимание, помогать человеку выкарабкиваться из них.

Есть такой современный модный блогерский анекдот: приходит девушка на Исповедь к священнику и рассказывает ему о своей духовной жизни, о своих грехах. Он говорит: «Я знаю, Маша, подписан на твой Instagram».

Иногда, наверное, и современному священнику стоило бы обращать внимание на такую сторону человека и помогать ему выпутываться из этих «фантиков» своим правильным и надежным словом.

Владыка, лично у Вас нет ностальгии по тем временам, когда письма писали ручкой, пером, отправляли их и ждали ответа? Или это уже лишняя грусть сейчас?

– Совсем не лишняя. Недавно пересматривал свой архив, и, знаете, больше всего трогали не фотографии, которые там сохранились, а написанные рукой письма. Помню письмо отца Елевферия из Киево-Печерской лавры, который отвечал мне на мои вопросы девятиклассника, школьника, связанные с духовной жизнью. Знаете, этот ответ, написанный рукой, до сих пор впечатляет меня и до сих пор помогает мне в моем жизненном выборе. Это навсегда остается. И чувствуешь настроение этого человека по почерку, чувствуешь его присутствие, как будто бы смотришь на то, на что смотрел и он: вы смотрите в одном направлении.

Владыка, спасибо большое за интересную беседу! Она получилась и правда интересной, легкой. И, конечно, Ваше заключительное слово.

– Дорогие братья и сестры! Я хочу пожелать каждому из нас, чтобы мы с самой глубокой, с самой искренней и жертвенной ответственностью относились к нашим словам тогда, когда общаемся с другими людьми, даже не зная и не видя их. И сегодняшний повод для разговора является очень важной основой этого. Мы в ответе за то, что пишем и говорим. И неважно, если это написано анонимно, – Бог читает и анонимные сообщения. Пусть Господь поможет нам жить такой жизнью, которой мы никогда не стыдились бы и благодаря которой могли бы перед Богом ответить: «Вот, Господи, я и мои друзья». Храни и благослови всех вас Господь!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс