Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (970) → Иерей Виталий Семенов: О братьях наших меньших

Иерей Виталий Семенов: О братьях наших меньших

№25 (970) / 3 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Как часто мы видим на улицах братьев наших меньших! У некоторых людей они есть и дома… Грех ли любить этих живых существ как членов своей семьи? В чем мы виноваты перед ними и куда уходят их души после смерти? Батюшка, есть ли в Православной Церкви какое-либо учение о животных?

– Официального учения в Церкви о животных не существует; есть мнения отдельных святых отцов, и на основании этих мнений мы можем строить представление о судьбе животных после смерти, об отношении верующего человека к творениям Божиим, к животному миру.

А как к братьям нашим меньшим относились Господь и первые люди Адам и Ева?

– Господь изначально сотворил животных, это творение Божие появилось на свет еще до человека: человек был создан в 6-й день как венец творения, и в 7-й день Господь отдыхал. Человеку было вручено все творение Божие, в том числе вся природа – вся флора и фауна: все, что сотворил Господь, было сотворено для человека, но так, чтобы человек пользовался этим не безраздельно, как господин над рабами, а как тот, кого Господь поставил над всем Его творением. И управлять человек должен был с мудростью и с любовью.

И первое, что сделал Адам, – дал имена животным, причем дал видя их сущность: Господь дал тогда человечеству духовное зрение – Адам (который после грехопадения потерял этот дар) видел этих животных, как видел их Сам Бог, видел их сущность, для чего они предназначены, и исходя именно из этого их называл.

Господь создал не только Адама и Еву, но и животных бессмертными в раю, правильно? Когда человек совершил грех и был изгнан из рая, то вместе с ним были изгнаны в том числе и животные: братья наши меньшие как бы безвинно пострадали и тоже обрели и смерть, и страдания, и болезни. Не считаете ли Вы, что люди в духовном смысле виноваты перед животными и чем-то обязаны им?

– Мы, в принципе, благословлены Богом быть мудрыми и искренне любящими управителями того, что Он сотворил. И, естественно, когда то, чем человек управлял, через грехопадение пошло вместе с ним, он не потерял благословение Божие и имеет по-прежнему волю Божию и благословение Божие мудро управлять этим творением.

Когда человек совершил грех, повредилась вся вселенная, как свидетельствуют об этом святые отцы, – появились хищники, те, кто стал убивать других животных, волчцы – колючие сорняки, и так далее. Все это безумие, как можно представить, появилось после того как человек обезумел сам, предал Господа своего, отпал от Него – причем сознательно не покаялся перед Ним, когда Господь давал ему шанс. Совершив злодеяние для себя, он распространил это и на весь животный мир.

Мы в любом случае отвечаем за животный мир – даже если не понимаем, что он пострадал и из-за грехопадения человека. Но мы хотя бы понимаем, что животные не имеют разума, но имеют живую душу, и каждый для чего-то предназначен здесь, в этом мире, ему жизнь дана была от Бога...

Конечно, существуют разные мнения святых отцов – например, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что так как Бог не вложил в животное образ и подобие Свое, то, соответственно, животное не может наследовать Царствие Небесное. Другие святые отцы – например святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – рассуждают совершенно по-другому: так как животные были изначально созданы для вечности и они были в вечности с Адамом, то и предназначение их вечно, и душа их вечна – да, она неразумна, она не получает и, возможно, не получит того блаженства, которое получит человек с Господом, но душа при этом у животных все равно вечна; она более простая, не имеет в себе даров, что заложены Богом. Другие говорят, что душа есть, но она умирает вместе с животным.

Мы сейчас можем сколько угодно рассуждать о мнении того или иного святого отца, но мы должны помнить, что Господь говорит: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден». Отношение к животным – это прообраз нашего отношения к ближним, нашего отношения к Богу: если у человека сердце злое, то это зло изливается не только на животных (на которых проще его излить, ведь они не имеют сил тебе воздать), но изливается и на человека, и на Самого Господа. Поэтому, если мы хотим, чтобы милость Божия была в нашей жизни, мы должны услышать это обращение Господа к нам через Евангелие и быть милостивыми ко всему творению Божиему, быть внимательными, проявлять все свое усердие и таланты, данные от Бога, чтобы хранить и воспитывать в любви и милосердии прежде всего свою душу.

Что касается неразумных животных... У меня была кошка, которая прожила около 21 года. Глядя на нее и на других животных, сложно сказать, что они неразумные, их поступки иногда свидетельствуют, что у них свой разум, – я просто видела по своей кошке: например, она знала, когда лучше подойти к холодильнику или, если в доме кто-то повышал голос, подбегала и била лапой по ноге – ей не нравилось, когда шумно, а чтобы были в доме мир, покой и тишина. Много вещей, которые свидетельствуют, может, не о таком разуме, как у человека, но хоть о минимальном разуме – и потом, что касается братьев наших меньших: ведь они иногда лучше, чем иные люди, – гораздо преданнее и способны на настоящую беззаветную любовь (не каждый человек, кстати, способен на это). Почему считается грехом, когда домашних животных люди любят как членов семьи?

– Когда мы говорим о разу-ме, мы подразумеваем образ и подобие Божии. Бог разумен и дал человеку разум, животные не получили этого. Они действуют, движимые инстинктом. Конечно, у них есть живая душа, которая тоже имеет определенную форму познания этого мира и ориентации в нем, принятия каких-то решений и так далее, но это не тот разум, который Бог дал человеку.

И что касается любви – да, животные могут быть преданы, да, Господь в них заложил преданность человеку, ибо животные были созданы Богом для человека. Но когда мы говорим, что «они любят человека по-настоящему, в отличие от других людей», я, например, с этим не согласен: настоящая любовь возможна во взаимной любви двух свободных личностей, взаиморасположении, взаимопонимании и так далее – эта полнота любви возможна только между личностями, в которых запечатлен Сам Бог, Который есть любовь. Животные преданны, – у них этого не отнять, это дар от Бога им такой, и это тоже дар для человека.

Но мы не должны воспринимать животных как людей, возвеличивать их до этого: всяк сверчок знай свой шесток. У людей есть определенная разница в талантах, в положении в обществе – у каждого свое предназначение здесь. И у животных от Бога свое предназначение… Мы должны понимать, даже если мы видим преданность животного и прикипели к нему душой: все равно животное есть животное.

К сожалению, бывает, доходит до крайностей – всегда крайности плохи. Безобразное, невнимательное, кощунственное отношение к животным (под кощунством я подразумеваю издевательство над ними, живодерство) – это грех. Но есть другая крайность, когда (как слышал одно выражение) некоторые любители животных отличаются особой нелюбовью к людям – к сожалению, люди, прикипая к животным, перестают воспринимать людей и учиться жить с ними по-христиански: прощать их, миловать, идти навстречу. Да, от человека мы терпим много испытаний, скорбей, боли и так далее – порой животные не способны на такие поступки, как люди (я имею в виду плохие поступки, греховные, злые). Но при этом именно через отношения с такими людьми душа наша и обретает способность быть с Богом, прежде всего, способность любить врагов, что заповедал нам Господь...

Прощать...

– Конечно. С животными просто, и поэтому кажется, что они лучше к нам относятся, лучше нас понимают, принимают, с ними можно поговорить, хоть они тебя и не понимают. Но все-таки нельзя животное ставить на уровень человека, а человека ставить ниже уровня животного – это вторая крайность, которая тоже становится грехом.

Поэтому если мы с вами не можем спокойно относиться к животным, так, что я знаю, что вот умирает какой-нибудь щеночек или домашнее животное (у меня просто есть знакомые, которые так переживали, столько слез пролили, такая трагедия была… Я просил их больше не заводить животных!)… Нельзя так возвеличивать животное, чтобы ставить его выше других людей: это горе они изливали на других, из-за этого другие люди страдали… Не должны люди страдать из-за тех, кого Господь дал нам, чтобы через них мы учились милосердию, разным добродетелям в том числе, но не ставили их на один уровень с образом и подобием Божиим.

Есть еще крайность, когда люди как бы делают из животных кумира для себя: они их приводят в особые собачьи или кошачьи парикмахерские или вызывают мастера на дом, делают им модные стрижки, маникюр – это ведь тоже грех?

– Конечно, всякая крайность – это грех. Господь дал нам животных – в услужение в том числе, чтобы они служили человеку, и делая из них кумира, мы нарушаем заповедь не сотвори себе кумира.

Всячески мы должны помнить, что Главный в этом мире – Господь; Он говорит, что все десять заповедей сводятся к двум заповедям о любви: возлюби Господа Бога всем сердцем, всей душой и всей жизнью и ближнего своего, как самого себя. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Кто говорит, что любит Бога, но не любит ближних, тот лжец» – и нигде Священное Писание не говорит о любви к животным, нигде не говорит, что мы животных должны возводить до уровня фактически кумира. Святые отцы призывают нас жить по Евангелию – так давайте, братья и сестры, будем внимать словам Господа нашего Иисуса Христа.

Когда животные дома, они в холе, в неге – а бездомные животные? Иногда идешь по улице и видишь: там собака, кошка или птица, затравленный взгляд, тощие бока, животное голодное. Должны ли люди как-то и о бездомных заботиться?

– Мы обязаны о них заботиться, но всегда мы должны прежде всего ставить во главу интересы людей. Например, как я знаю, в некоторых районах есть женщины, которые ухаживают за кошками, собирают их полную квартиру, – а людям потом просто жить невозможно: у кого-то аллергия, у кого-то дети, которым потом не дают эти животные спокойно из подъезда выйти или по двору пройти.

Мы должны прежде всего исходить из интересов людей – и с учетом интересов людей всячески помогать нашим братьям меньшим… Видели, что голодный, – накормить, болен – отвезти к ветеринару. Есть возможность приютить дома – приютите, но не забывайте, что человек – это тот, кого мы прежде всего должны любить, и с учетом интересов человека мы должны помогать братьям нашим меньшим, которых Бог нам дал в управление.

Мы видим иногда ситуацию, когда голодные животные, собаки собираются в стаю и составляют угрозу для людей; их начинают отстреливать. Как Вы к этому относитесь?

– Отстреливать, может быть, не совсем правильно: есть питомники для бездомных собак, более гуманные средства. Но в любом случае мы должны обезопасить людей. Я живу в частном секторе и знаю, что у меня дети несколько раз пострадали от таких свор собак. И, естественно, когда речь касается конкретно тебя, и ты понимаешь, что либо ты сам, либо твои дети могут пострадать, то надо принимать меры – с учетом того, что эти меры должны быть добрые в отношении собак. У нас в Астрахани существуют проблемы с питомником для диких животных, давно уже идет речь о его строительстве, но можно было бы общественности объединиться, найти возможность, ресурсы изыскать и организовать такой питомник для бродячих животных.

Скажите, пожалуйста, как Православная Церковь относится к убийству животных на охоте, на рыбалке не ради пропитания, а ради спортивного интереса, ради удовольствия, к такого рода хобби?

– Есть заповедь не убий – она относится прежде всего к людям, но в том числе она относится и к братьям нашим меньшим. Вот в какой части: если мы убиваем животное для пропитания человека, то в этом нет никакого греха. Даже в Апостольском правиле сказано: «Аще кто гнушается мяса как творения Божия, тот да отлучен будет от Церкви» – Бог дал нам животных в том числе и в пропитание.

Но кто убивает животных не для пропитания, а просто из удовольствия, которое он получает от убийства, от смерти, какой-то азарт у него появляется в душе, – это грех. Охота ради удовольствия – это по своей сути грех: Бог нам дал животных прежде всего в служение, в том числе как пропитание для человека, и мы должны относиться к животным так, как заповедал Господь – и никак иначе.

А почему животные тянулись всегда к святым?

– Господь дает нам познать Свою любовь через Своих святых. И в святых мы видим эту Божественную любовь в той мере, на которую способен только человек.

Мы знаем преподобного Герасима Иорданского, исцелившего льва, который потом служил монастырю и носил воду в монастырь вместе с осликом, преподобного Серафима Саровского, который ухаживал за животными, кормил диких животных, и так далее. Мы видим в житии преподобной Марии Египетской, как лев ископал ей могилу, когда преподобный Зосима не знал, как ее похоронить. И много свидетельств об этом, и все это говорит, что когда человек близок к Богу, то весь мир, сотворенный Богом, начинает ему служить, его слушать, и через этого человека Божественная любовь изливается в том числе и на этих животных.

Большое спасибо. Я хочу подытожить. Любителям животных отрадно слышать, что есть и такие теории, причем святых отцов, что душа кошки или собаки, или любого другого животного не рассыпается, а может быть (мы не знаем точно) и в вечности. По-моему, Феофан Затворник говорил, что есть такая «мировая душа», а еще один святой говорил, что, возможно, есть какая-то «мировая душа» собаки или кошки, куда сливаются души животных. И, наверное, нас тоже должно радовать, что и братья наши меньшие будут жить в вечности и, быть может, тоже воскреснут.

– Божия любовь безгранична, и чем больше мы познаем Бога, в том числе через его творение, через животных, тем больше для нас надежды, что в этой любви окажемся не только мы, но и все, за кого мы молимся и за кем мы ухаживаем, кого Господь нам вручил. Нужно вручить свою жизнь и жизнь всех наших ближних, в том числе и жизнь братьев наших меньших, животных, в руки Божественной любви.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс