Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (970) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Вносить в повседневное бытие дорогу ко Христу

Иеромонах Макарий (Маркиш): Вносить в повседневное бытие дорогу ко Христу

№25 (970) / 3 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №23 (968)– №24 (969)

Вопрос касается воспитания детей: «Можно ли применять ремень, если дети не понимают на словах ни с первого, ни с десятого раза? И как повлиять на детей, если они абсолютно не слушаются?».

– Мы говорим «детей» – и здесь промахиваемся, ведь дети очень разные. Дети от года и до 18-ти – все дети.

У кого-то и до 25-ти – дети.

– По крайней мере, в 18 лет мы уже говорим, что все – совершеннолетний. Но в целом ответ на вопрос о телесных физических наказаниях отрицательный – в целом мы говорим «нет». Но если маленькие дети, которые, как пишет корреспондент, не просто проявляют негативные формы поведения, а это реально угрожает их жизни, здоровью или жизни и здоровью окружающих, когда дети не понимают, что они делают, то, увы, это требует телесного наказания (маленькие дети, – подчеркиваю: в особых случаях).

Типичная ситуация: лезет в штепсельную розетку. Есть очень хорошие заглушки, но в данный конкретный момент он разбаловался, я отвернулся, а он опять туда лезет. Я ему говорю: «Нельзя». А отвернусь – он опять туда лезет. Что делать? Вот тут физическое воздействие становится печальной необходимостью. Таких ситуаций не так много, но они есть. Значит, совет (или, точнее, требование педагогов) – делать это без надрыва, без гнева, а со знанием того, что это именно печальный факт, печальный случай.

То есть наказание ремнем имеет место в воспитании?

– Ремнем или чем – это уже вопрос второй, главное – причинить физическую боль. Увы, это печальная необходимость в тех случаях, когда нет другой возможности предотвратить опасный поступок.

А с какого до какого возраста можно так наказывать, как Вы считаете?

– С какого? Когда ребенок еще младенец, он такие действия не совершает. Как только он становится на это способен. Где-то в возрасте полутора-двух лет он начинает нас, что называется, испытывать. Некоторые дети понимают, когда родитель нахмурится или голос, соответственно, меняется. Некоторые чувствуют, а некоторые не чувствуют, продолжают свою активность. Вот тут, увы, необходимо физическое воздействие, и до того момента, когда они начнут понимать, что им говорят. Или возникают другие способы их дисциплинировать.

Конечно же, мы против насилия над детьми.

– Но физические наказания становятся редкой необходимостью.

Нужно быть внимательными все-таки – всякое бывает: и калечат детей.

– Ну конечно. И преступники, и безумцы существуют, которых следует лишать родительских прав, без всяких сомнений.

Не нужно считать это благословением батюшки наказывать детей!

– Любой педагог вам скажет приблизительно то же самое: нельзя применять к детям меры физического воздействия, кроме тех случаев, когда это необходимо для охраны жизни и здоровья.

Следующий вопрос: «Грех ли оказывать юридические услуги по разводу? Получается, становишься соучастником в разрушении семьи?».

– А этот вопрос требует несколько более внимательного ответа, чем просто «да» или «нет».

Люди не понимают, что такое развод. Им представляется (ошибочное представление), что развод – это разрушение семьи, но развод – это не разрушение семьи, а похороны разрушенной семьи. Примерно такой же абсурд: вот вы хороните людей, значит, вы способствуете их смерти. Они уже умерли, их надо похоронить – куда же деваться-то? То, что они умерли, – печально: болезнь, старость. Может, врачи за них боролись, но борьба заканчивается иногда поражением – люди умирают, а умерших хоронят.

То же относится к браку и к разводу – это не все понимают и начинают разыгрывать карту развода: сегодня она, извиняюсь за выражение, с ним спит, а завтра она с ним разводится, а послезавтра она с ним мирится – и опять все возвращается на круги своя. Это безобразие высшей меры. Развод мы понимаем как фиксацию факта умершего брака: брак умер, его больше нет как брака, как живого существа – значит, надо оформлять развод. До тех пор, пока брак есть, пока он жив, пока остаются супружеские отношения в той или иной форме или возможность их возобновления, мы, священники, и мы, общество, стремимся этот брак исцелить, излечить. Отсюда следует ответ на вопрос: да, если этот развод понимается именно как погребение умершего брака, разумеется, надо оказывать людям помощь в этом печальном деле.

Чем отличается доброта от любви? Человек с добрым сердцем и любящим сердцем – какова грань этих понятий?

– Это близкие качества человеческой личности, но под любовью мы понимаем самоотдачу, самопожертвование. А доброта – в известном смысле, тоже движение навстречу ближнему, но доброта может и не доходить до меры любви. Если муж и жена любят друг друга, это прекрасно: они и должны любить друг друга. Добрыми и муж, и жена могут быть к различным лицам противоположного пола (и друг друга, в общем-то, не особо и ревновать по этому поводу). Но намерение любить и эмоции, которые с этим связаны, должны быть ограничены супружеством.

Следующий вопрос: «Если ребенок родился тяжело и еле выжил, а потом оказалось, что у него порок сердца, не совместимый с жизнью, угоден ли он Богу?».

– Ну, знаете, вопрос, что Богу угодно, а что нет, уже какая-то схоластика.

Но эти вопросы возникают, их нам присылают.

– Что значит «угоден – не угоден»? Если он жив, мы о нем заботимся как о живом. Если он инвалид, тяжелый инвалид, – мы все равно о нем заботимся. Семьи, в которых живут дети-инвалиды, – это семьи подвижников, настоящих героев! Мне такие семьи известны. У кого страдания физические, у кого – ментальные: дети бывают инвалиды по своему интеллектуальному развитию. Все это очень печально, но в то же время требует человеческого самопожертвования, человеческой любви.

Ставить при этом вопрос об угодности Богу, честно говоря, даже неловко.

Богу не угоден грех, Богу не угодно зло – вот это Богу не угодно, мы это прекрасно понимаем и стараемся воспитать себя самих, и детей, и друг друга, чтобы этого зла не было, чтобы быть угодными Богу, чтобы наше поведение было христианским. Уж если кто-то болен, что теперь делать? Мы знаем множество святых людей, которые всю жизнь тяжело болели. Самый известный из недавних примеров – блаженная Матрона Московская, которая пользуется огромной любовью русских православных людей. Она была слепа от рождения и парализована – тяжелейшие физические недуги. И что же? Или преподобный Амвросий Оптинский, который тоже страдал тяжелейшими формами заболеваний и колебался между жизнью и смертью, особенно в последнюю часть своей жизни.

Следующий вопрос: «Почему у пятидесятников и адвентистов толкование Евангелия стоит на первом месте? Они на всех собраниях это все время обсуждают и знают все тонкости, а в Православии только обрывки смысла Писания».

– Я опровергну, пожалуй, и то, и другое наблюдение. Кто там знает все тонкости? Кто-то, может, и знает, если есть образованные люди среди них. Если они учились, хорошо освоили Священное Писание Нового Завета, прекрасно, что они его знают, можно их с этим поздравить. Хотя я, честно говоря, не уверен в этом. У меня есть несколько знакомых, очень приятных людей из евангелических конфессий, но я не заметил, чтобы такое особенное знание Священного Писания из них, что называется, перло. А если православный человек знает Священное Писание Нового Завета в обрывках, то беда с ним, его надо наставить на ум, чтобы он изучал Священное Писание Нового Завета. Про Ветхий Завет я здесь не буду говорить.

Это сложно – все-таки он огромный...

– Это не просто сложно, сплошь и рядом бывает и непродуктивно, когда люди начинают читать Священное Писание Ветхого Завета и у них возникают всякого рода сдвиги в сознании, совершенно неразумные и неуместные. Почему-то было время, когда требовали изучать Священное Писание Ветхого Завета прежде Нового. Это явная методологическая ошибка. Когда наши далекие предки, будь то славяне, а, может, и германцы или другие народы (даже греки – адресаты апостола Павла из числа язычников), принимали христианство, они, конечно, знакомились с Евангелием, Благой вестью, чуть позже и со Священным Писанием Нового Завета. Прежде Ветхого.

Единственной группой лиц, строивших свое восприятие о христианстве на знании Ветхого Завета, были иудеи, которые знали ветхозаветные Писания от корки до корки, – но для них это было базой, основой, им важно было воспринять пророчества ветхозаветные, правильно их истолковать (что они действительно пророчествуют о Христе). Для всех остальных народов сам факт Воплощения, крестной смерти и Воскресения Спасителя и есть Благая весть, из которой вырастает христианская вера, а Священное Писание Ветхого Завета служит здесь лишь вспомогательной мерой. Так вот, что же это за православные, которые только обрывками знают Священное Писание? Это никуда не годится.

Таких полно.

– Очень плохо. Мало ли какие у нас бывают недостатки, грехи и слабости, но надо их исправлять.

Вот такая ситуация: «Возможно ли Венчание сначала в католическом храме, а потом в православном?» – муж католик, она православная, русский язык муж не знает, а она, естественно, не хочет венчаться в католическом храме; ей хочется и ему угодить, и своей вере.

– Тонкий вопрос. Если мы посмотрим наши документы о смешанных браках, увидим, что Церковь допускает в качестве меры икономии (то есть снисхождения) церковное Венчание с представителями других христианских конфессий. Но там ничего не говорится об обрядах в других конфессиях. Мы не принимаем в расчет то, что происходит в Римско-Католической Церкви, мы говорим о том, что происходит в Православной Церкви, и говорим, что вас могут повенчать, но с санкции архиерея. Значит, надо, пожалуй, обращаться к архиерею. Допустит ли он двукратное выполнение обряда Венчания – в Римско-Католической, а потом и в Православной Церкви, или скажет вам: «Друзья, между двумя стульями не садитесь»? Не знаю – я не архиерей, и такие вещи рассматриваются индивидуально.

По-хорошему, если бы меня кто из прихожан спросил, я бы сказал: «Убедите вашего супруга, если он с вами вступает в брак, принять это таинство в Православной Церкви».

А как вообще ей быть? Представим себе, они повенчались, не важно где, живут вместе, она все-таки православная, он католик, у них рождаются дети...

– Трудно. Поэтому Церковь не рекомендует смешанные браки, как правило.

Семья может все-таки развалиться из-за этого?

– Понимаете, на самом деле какая часто бывает ситуация (опять по зарубежному опыту)? Русские молодые люди обоего пола вступали сплошь и рядом в брак с соответствующими женихами и невестами из других конфессий. И типичная картина была в том, что русские-то имели достаточно живую веру, а их избранники свою веру не слишком уж акцентировали, и завершалось дело достаточно быстрым переходом этих молодоженов из других конфессий в Православную Церковь. Ставить условием принятие Православия было как-то неловко, и неуместно «упираться рогом». Вместо этого молодые люди, любящие друг друга и готовые стать друг другу мужем и женой, понимали, что вторая сторона со временем примет Православие (что произошло, например, с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной – вот вам образцовый пример: она стала женой Великого князя Сергея Александровича по обычаю того времени, не меняя лютеранскую конфессию, но вскорости стала православной).

И почитаемой святой в конце концов.

– Да, совершенно верно. И этот образец я видел в реальности: как люди из иных культурных и этнических слоев приходили в Православную Церковь и ее любили, становились православными. А в иных случаях, когда они начинают тянуть друг друга в разные стороны, это дело, в общем-то, очень неблагоприятное, опасное и недоброе.

Как научиться любить людей? Как перестать завидовать?

– Через покаяние. Если человек завидует и понимает, что это плохо, значит, он обращается к Господу в таинстве Исповеди с просьбой о прощении этого греха, в осознании этого греха, в признании, что эта его зависть – болезнь: одно дело, я осознаю, что вот эта болячка – часть меня, а другое – когда я осознаю, что эта болячка – болезнь на моем теле, мне надо от нее избавляться, надо ее лечить, чтобы ее не было. Вот такое отношение к своим порокам, к своим дефектам, к своим грехам и есть покаянное движение человека к Богу, будь то речь о зависти или о других греховных качествах, и тогда все становится на свои места – вот это результат христианской жизни (в отличие от болячки, которую помазали мазью или применили к ней хирургическую операцию): тут приходится трудиться из года в год, быть может, – и добиваться успеха.

Такой интересный вопрос: «Я атеист, но мне интересно, что будет со мной после смерти по христианской традиции. Сам я крещен».

– По христианской традиции мы можем сказать атеисту, что мы такие вопросы не решаем. Господь Бог решает, что будет с человеком после смерти. От человека зависит принять свои меры, двигаться навстречу Господу Богу в течение своей земной жизни. Если он не движется Ему навстречу, что ж, нет – значит нет. Господь это решит Сам. Есть некоторые свидетельства Священного Писания Нового Завета о подобных случаях, которые лучше бы этому атеисту заранее освоить и узнать.

Вопрос: «Я женат, дети самостоятельные, хочу развестись и уйти в монастырь, тянет очень, до слез. Что делать?».

– До слез – это хорошо… Поплакать над судьбой вашего брака. Я ведь не знаю, что за человек, тут 2–3 строчки, а за этими строчками коренится какая-то глубокая трагедия: разрыв живого организма, живого семейного тела… Нам иногда приводят истории всяких житий святых, что вот они там расходятся в монастыри – я не знаю, с этими святыми я не общался, но наших верующих (или полуверующих, или на треть верующих), которые такие себе устраивают семейные трагедии, я видел. Сплошь и рядом эти семейные трагедии еще и стимулируются посторонним влиянием всяческих лжестарцев и лжеавторитетов, которые интересуются часто квартирами: «Ты, говорят, иди в монастырь, а квартиру нам отпиши» – «А как же? У меня там жена» – «Жену ты куда-нибудь высели, а квартиру давай я заберу». Вот такие случаи бывают, к сожалению, и это все довольно грустно, печально и прискорбно. Опять, – мы не знаем: все ситуации уникальны, но я вам описываю достаточно типичный порок нашей семейной жизни.

Есть пример у преподобного Сергия: он хотел уйти в монастырь, но родители сказали, что пока они живы, он не уйдет. Он их похоронил и только потом ушел.

– Совершенно верно, но одно дело родители... Я, например, ушел в монастырь, стал монахом, когда моя мама была жива, но у меня есть брат, который полностью был с ней, обеспечивал ее старость; собственно, так все это и было задумано. Мы же здесь говорим с вами о браке, о единении мужа и жены: брак – это особенная форма единения. Если уход за родителями есть почетная обязанность, то единение между мужем и женой – это лестница в Небо: брак создается, чтобы стать дорогой в Небо для обоих супругов, а не чтобы его потом уничтожить в силу посторонних причин.

Может, попробовать договориться с женой? Ведь есть и другие примеры святых, когда муж и жена соглашались оба уйти в монастырь.

– Есть, я не против, я понимаю, что это описано в книгах, а я с вами просто делюсь живым опытом, – а опыт этот, как правило, негативный и очень опасный.

Когда люди, начитавшись всяких историй про святых, начинают планировать разрушение своей семьи, совершенно ужасные бывают последствия.

А что спасительнее все-таки? Монастырь или брак?

– Я думаю, что это не очень точный вопрос. Конечно, Священное Писание Нового Завета, о котором мы только что говорили, указывает со всей определенностью, что безбрачие выше брака (безбрачие, а не развод!), но оба эти пути спасительны, оба благородны и благословенны, и оба пути ведут людей к Небу. А если они пренебрегают этим, называют себя монахами или вступают в брак, а ведут себя не по-монашески и не по-супружески, тогда соответствующий результат. Тут еще многое зависит от социальной обстановки.

Было время, когда женщина просто в силу социальных, экономических условий не могла существовать сама по себе, она была либо придатком к мужчине, своему супругу, либо кем-то... Почитайте, вспомните, в Деяниях апостолов и даже в апостольских посланиях фигурируют вдовы, забота о вдовах. Почему надо было заботиться о вдовах? Что за проблема, особый класс людей? А тогда это действительно был особый класс – это были живые трупы: для того времени, если умирает кормилец и остается женщина, да еще и с детьми, – помирай… Может, тебя похоронят за общественный счет, а может, и так оставят лежать. Вот какова была судьба вдов.

А на сегодня, с Божией помощью, женщина экономически и социально, будь она вообще одинокая и не вступившая в брак (или даже жертва развода или вдова), ни в чем не уступает мужчине, и слава Богу: она может жить, существовать, молиться, быть христианкой, быть одинокой матерью – и при этом не испытывать никаких особенных социальных или экономических трудностей. Вот с учетом этого и строится сопоставление брака и безбрачия.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс