Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (966) → Протоиерей Максим Миняйло: Царские дни

Протоиерей Максим Миняйло: Царские дни

№21 (966) / 5 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Тема, которая пройдет красной линией в нашей программе, – «Царские дни». Праздничные мероприятия начались 17 мая, в праздник Вознесения Господня, в канун 150-летней годовщины со дня рождения Императора Николая II. Хотелось открыть нашу программу с такого несколько личного вопроса: каково Ваше отношение к Царской Семье? Какие мысли ложатся на Ваше сердце, когда Вы вспоминаете их Семью и подвиг Царственных Страстотерпцев?

– Мне на память приходит разговор нашего всегдашнего гостя Екатеринбургской епархии, одного из родственников убитого здесь с Царем повара Ивана Михайловича Харитонова. Этот человек – Петр Валентинович – также приезжал в одну из студий нашего города, и ведущий спросил его: «Скажите, какие плюсы и минусы у Царя Николая?». На что наш гость, может быть, довольно резко, оборвал такой вопрос восклицанием: «Вы понимаете, Царь – это не батарейка, это Царь! В этом слове все сказано. Какое отношение может быть у сына к отцу? Заданность этих понятий уже определяет и отношение».

Наша проблема, в том числе и сегодняшней России: мы часто рассматриваем Государя вне сакрального, религиозного, священного контекста. Мы начинаем копаться в мелочах, искать возможные ошибки, на которых, если их находим, строим свое отношение. Но какое? Не сыновнее. А я бы хотел иметь именно такое отношение. И мы стараемся прививать нашим прихожанам, что это священная личность нашей истории и Церкви со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А в качестве эпиграфа к нашей беседе я хотел бы привести слова митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, который неоднократно отмечал, насколько важно сегодня открыть для себя истинный образ членов Семьи последнего российского самодержца: «Невозможно, увидев их, узнав их житие, не захотеть в чем-то измениться, стать лучше, чище. Знакомство со Святыми Царственными Страстотерпцами наполнит нашу жизнь новым смыслом, придаст сил и поможет в деле, которое назначил каждому из нас Господь».

17 мая, в праздник Вознесения Господня, прошла акция ежегодного фестиваля «Дни белого цветка». Несколько слов об этом событии.

– Семнадцатого числа мы совершали вместе с нашим Владыкой, Правящим архиереем нашей епархии митрополитом Кириллом, Божественную литургию в том самом храме, который видела Царская Семья, когда находилась в заточении в Ипатьевском доме. Это Вознесенский храм города Екатеринбурга, один из древнейших храмов. В отличие от Тобольска, Государя уже не отпускали за границы этой тюрьмы, этого дома, потому что мы помним, что в Тобольске они даже посещали в Благовещенском храме Божественную литургию. Здесь же было все по-другому.

С этого храма, свидетеля пленения и мученичества Царской Семьи, мы начали торжества 150-летия со дня рождения Государя. Совершили Божественную литургию, после этого открыли небольшую экспозицию, которая называется «Царским маршрутом». Это выставленные вдоль храмовой территории все основные святыни, находящиеся в Екатеринбурге, связанные с Царской Семьей, с кратким описанием для удобства наших паломников и горожан. А позже в духовно-просветительском центре «Царский» совершилось открытие этого так называемого «Белого цветка», когда все желающие делали пожертвования для нужд нашего социального отдела, для тех, кто нуждается в помощи, подражая или вспоминая, как это делали Царские дети, Царская Семья. Традиция эта очень давняя, она была принята еще в дореволюционной России. Можно сказать, что с такого доброго дела начались торжества и празднование юбилея.

Исконные традиции милосердия всегда поддерживались Царской Семьей, и спустя годы эти традиции живы. Я бы хотел сказать еще об одном событии. 18 мая, в рамках празднования 150-летия со дня рождения последнего российского Императора, в Екатеринбурге, в киноконцертном театре «Космос» прошел общественный форум «Царский». Вы уже сказали о Петре Валентиновиче Мультатули, это ученый, писатель, историк, который тоже был на форуме. С кем Вам удалось пообщаться на форуме? Каково Ваше впечатление от этого события?

– Форум – очень полезное и очень значимое событие, он транслировался на многие страны телеканалом «Союз». Гостями этого форума были и ученые, и богословы, в том числе, гости из Болгарии и Сербии. Мы услышали замечательные и очень интересные доклады. И главной целью этого форума явилась попытка осмысления, возвращения еще и еще раз к истории нашего Отечества и сохранения того наследия, которое нам оставил Государь. Этот анализ требует большего времени, еще больших усилий, в том числе и всех общественных сил, подключения туда всех возможных ресурсов. Но сама тема была задана этим форумом. И, как мне кажется, он прошел прекрасно и очень полезно, очень поучительно. Заканчивался форум выступлением Сретенского хора, который вечером дал концерт, а на следующий день участвовал в богослужении.

Форум собрал более двух тысяч зрителей. Весь киноконцертный зал (это крупнейшая площадка в Екатеринбурге) был заполнен до отказа. В рядах зрителей присутствовали и военные, и ученые, и историки, и представители власти, духовенства. Как мне кажется, такая масштабность празднования юбилея Императора будет только расширяться. И, может быть, в дальнейшем мы придем к тому, что будем праздновать день рождения Государя даже более торжественно, чем это было при его жизни. Потому что последние Романовы взяли тенденцию на наиболее скромное празднование своих личных дат. Но сегодня, осмысляя масштаб личности Царя Николая, его вклад в русскую историю и все то, что он сделал для нашего народа и нашей страны, мы понимаем, что память о нем сохранится навеки, и мы еще услышим благодарность поколений в адрес этого великого человека.

Как Вы думаете, почему все-таки нет в обществе единой точки зрения и на мученический подвиг Царской Семьи, и на дела государственные? Ведь буквально повсеместно сообщается о том, что он заложил основы и авиации, и освоения космоса. Основы многих других достижений были заложены именно в царской России. Ваше мнение, почему так происходит?

– Ввиду того, что Государь был в том числе и политическим деятелем, его деятельность не могла устраивать всех. Его упрекали в том, что он пытался сохранить самодержавие, просто люди не понимали, что он делает, в том числе, и представители элиты. Потому как он говорил о том, что сберегал не свою самодержавную власть, а сберегал Россию. Так что в какой-то мере Царь Николай остался непонятым своими современниками. К сожалению, этому «помогла» (в кавычках) развернутая охота террористов на государственных деятелей, тысячи из которых были уничтожены, то есть это элита, проводившая в жизнь реформы Царя Николая, которые называются еще столыпинскими. Столыпин был действительно очень сильным и последовательным исполнителем тех реформ, которые задумывал, планировал Царь Николай. И Столыпин тоже был убит.

Поэтому в обществе вообще возникло сильное напряжение ввиду того, что перестали оценивать действия через призму моральных, нравственных ценностей. И сегодня мы слышим от тех, кто не привык брать на себя ответственность, те же возгласы, что виноват один человек. Хотя очевидно, что виноваты все вместе наши предки, не поддержав тот курс, который выбрал Царь Николай. А курс этот был очень простой – народосбережение. Это курс на развитие России, но не через многие страдания, а через труды, через честный заработок для народа, через отсутствие войны, и он все делал для того, чтобы страна не воевала, насколько это было возможно. Но все же когда ему приходилось принимать тяжелые, но правильные решения, он всегда твердо это делал. И никогда не принимал такие решения, которые противоречили бы его личной совести, его христианскому пониманию своего служения, своего креста и роли нашей страны, в том числе и для всего мира.

Как раз об этом сказал наш гость Никола Танасич из Сербского университета, который рассказал об отношении сербов к Царю Николаю. Это отношение очень благоговейное, потому что эта страна была спасена тогда усилиями Царя Николая. И он не мог не вступить в том числе и в Первую мировую войну. И благодаря тому, что он вступил так, как и обещал, и сделал это быстро, те две австрийские дивизии, что стояли непосредственно у границы Сербии, готовые захватить ее, были оттянуты на русский фронт. Да, невыгодная для нас война, да, ненужная, но единственно правильное решение было принято Царем: «Сам погибай, но товарища выручай». И те основы христианской нравственности, морали, которые вообще существуют, им были заложены в том числе и в мировую политику.

Мы часто слышим, что мораль и политика несовместимы, но это неправда. И на примере Царя Николая мы видим, что такие решения не всем приятны, поэтому разболтанная, расслабленная русская элита не захотела принять этот путь: путь правильный, но тяжелый, путь честный, но в какой-то мере крестный. И поэтому успехи хотели приписывать себе, а неудачи списывать на одного человека, на правителя нашей державы. Поэтому вопрос отношения к Царю Николаю – это вопрос нравственного прочтения истории.

Также мы взираем и на события двухтысячелетней давности, как поступали ученики Христа: мы же все стараемся мерить через Евангелие. По крайней мере, так нас учат святые отцы. Каждый жизненный пример укладывается в контекст Евангелия, и оттуда может быть получено решение, как поступить правильно. Царь Николай руководствовался Евангелием, а Священное Писание говорит, что «все благочестно хотящие жить о Христе Иисусе гонимы будут». Поэтому, к сожалению, консенсус зачастую невозможен.

Даже более того, истина никогда не была и не будет за большинством. Поэтому Царь Николай совершил свой подвиг на этой земле, и можно сказать, что он принес себя в жертву (и он об этом говорил), и принес не только себя, но и всю свою семью и тех, кто пошел за ним. Для чего? Для того, чтобы нам показать единственно правильный путь, даже если этот путь приведет к смерти. Но Царь Николай с этого пути не свернул. И он сегодня обращается к нам и, можно сказать, прямо говорит нам, что во всем, что касается церковной, семейной, государственной жизни, нужно принимать не те решения, легкие, но хитрые, где-то подлые, где-то лукавые, выискивая сиюминутную выгоду, а нужно принимать правильные решения – единственное, что может не лишить нас помощи Божией и Божиего благословения.

Это то, что сделал Царь Николай. В какой-то мере он проиграл свою земную битву как царь, хотя и это тоже спорно, потому что все-таки крушение России произошло именно тогда, когда он этой власти лишился. Сокрушалась Россия, уже ведомая заговорщиками и предателями, организовавшими Февральский переворот. Царь передавал им страну в военное время, но в прекрасном стратегическом положении, в том числе и военном, на станции Дно, когда у него забирали власть. Россия готовилась к летнему наступлению. У нас даже карточек не было. И зачастую Февральскую революцию называют революцией сытых, потому что только сахар был по талонам, но и то ввиду того, чтобы исключить самогоноварение, а хлеб был доступен на рынке, и об этом говорят газеты.

Очень объемный вопрос вы задали, но еще раз повторю, что без нравственного прочтения истории мы никогда не ответим правильно на вопрос, как поступил Царь Николай. А он руководствовался исключительно своей христианской совестью и долгом. Дай Бог нам понять это.

Телезритель из Екатеринбурга: «Милостью Божией я присутствовала на форуме, огромная благодарность и низкий поклон за труды историков, ученых и богословов. Я хочу обратиться ко всем родителям: изучите, пожалуйста, материалы форума (такая возможность есть) и расскажите детям о Царской Семье. Пусть дети узнают это от вас в первую очередь и потом свои знания подкрепят уже сами. И, может быть, у кого-то жизнь совершенно изменится. Спаси Господи!».

– Благодарим нашу слушательницу. Видите, какой отклик производят в душе слушающего слова правды о Царе. А по поводу вашей реплики насчет силовых ведомств: здесь очень простая логика. Царь не хотел превратить Россию в полицейское государство, и он все время обращался к внутреннему стержню нашего народа, к его совести, к его традиционному укладу. Простой пример: на сегодняшний день Министерство внутренних дел в России составляет сотни тысяч человек, что-то в пределах миллиона, а в царской России, которая была численностью больше, чем сегодня, – несколько десятков тысяч человек. Для государства эта цифра имеет значение? Конечно, имеет, это же затраты. Эти средства могли быть направлены на что-то другое. Тот опыт борьбы с террором был уникальным в какой-то мере. Сегодняшняя реакция на терроризм в государстве адекватная, но в то время еще вырабатывались механизмы. И вообще существовал вопрос, можно ли другими средствами остановить террор, чтобы не направлять все силы государственной казны на увеличение внутренней армии. Сегодняшним днем, конечно, мы умные, но Царь Николай исследовал каждую возможность.

Вечером 18 мая в резиденции губернатора, доме Севастьянова, при поддержке Фонда святой Екатерины состоялся императорский бал лучших выпускников региона. И еще одно событие было. Впервые Царские чтения состоялись у Храма-на-Крови, мне посчастливилось принять участие в них. Читались письма Царской четы друг к другу. Императорский бал, Царская Семья и внутрисемейные отношения – какие уроки здесь мы можем и самим себе преподнести, и своим чадам?

– Это традиционное уже событие нас возвращает в ту Россию, во времена переписки Царя Николая с его супругой. Это очень эмоциональные, очень теплые письма, в которых раскрываются личности Императора и его супруги. И как сказал владыка на открытии форума, невозможно не захотеть стать хоть чуточку чище, если ты прикоснешься к этому наследию, к этому творчеству, к этим письмам. Прикоснуться, слава Богу, смогли многие, для этого около нашего храма была развернута площадка. И открыл чтение писем наш митрополит, Владыка Кирилл, а также известные общественные деятели. А потом могли подключиться к чтению писем, к этому марафону, и все желающие, в том числе и прихожане, которые остались после богослужения. Замечательная традиция. Я думаю, что она очень воспитывает, дает возможность погрузиться именно в ту атмосферу. Атмосфера любви и сердечного друг к другу участия, заботы, которую мы видим через эти письма, пусть входит в каждый дом.

А императорский бал, о котором вы упомянули, это уже многолетняя традиция, приуроченная ко дню рождения Императора. Лучшие ученики нашей области участвуют в нем и проходят серьезную подготовку, они занимаются с преподавателями, слушают лекции, встречаются с интересными людьми. Они приходят в Храм-на-Крови, им проводят экскурсию по храму, в том числе и по музею, и в результате они поднимают для себя огромный пласт новых знаний о Царе, его Семье и подвиге.

И в завершение всего этого двухнедельного процесса обучения в губернаторском зале происходит очень красивый торжественный бал, который, я думаю, останется в памяти ребят на всю жизнь. А то, что они услышали, к чему прикоснулись, поможет им в их дальнейшей жизни, в построении и укреплении своей семьи и в том общественном служении, которое они понесут в ближайшие три-четыре года после окончания высших учебных заведений. Императорский бал – это такое направленное на молодежь мероприятие, имеющее большой положительный результат. Никто из тех, кто принимает в нем участие, не сказал, что он разочарован.

Если говорить еще об одной традиции, которая появилась в вашем храме, – это вереница неусыпных Божественных литургий каждую ночь. Коротко расскажите, что там происходит, во сколько нужно прийти и когда исповедоваться, во сколько это заканчивается?

– С 30 апреля каждый день у нас совершается в 00.00 часов Божественная литургия. 30 апреля был крестный ход в память приезда Царской Семьи в Екатеринбург из Тобольска. И на богослужении Владыка митрополит объявил о решении, что мы будем сугубо молиться эти 78 оставшихся дней (а именно столько Царская Семья провела в доме Ипатьева), до 17 июля, до той самой главной ночной службы, которую, как мы надеемся, возглавит Его Святейшество Патриарх Кирилл. Поэтому всех желающих приглашаем на ночную службу. Службу совершают не только клирики нашего храма, но и приходские священники, настоятели храмов приезжают со своими прихожанами.

Служба начинается в 23.30.

Расскажите о том, что ждет паломников, которые прибудут в Екатеринбург к 17 июля либо накануне. Кто планирует приехать? Понятно, что на все воля Божия. Какие гости изъявили пока желание прибыть 17 июля в Екатеринбург на Царский крестный ход?

– У нас открыт специальный телефон «горячей линии» в Епархиальном управлении, и практически с раннего утра до позднего вечера любой может позвонить и узнать более подробную информацию о Царских днях, о событиях, мероприятиях, которые будут проходить. Но в целом можем сказать: как и всегда, всех наших паломников, дорогих гостей ждет наше гостеприимство, наша любовь. И мы всех приглашаем, безусловно, как и ранее это делали, для того чтобы нам всем вместе пройти этим крестным ходом, совершить Божественную литургию у Храма-на-Крови. Она состоится ночью, традиционно 17 июля. Как я уже сказал, мы очень надеемся, что ее возглавит Святейший Патриарх Кирилл, и готовимся к этому, ожидаем приезда большого количества гостей. Мы слышим о том, что в том числе и из-за границы к нам приедут паломники, представители Русской Зарубежной Церкви, большие паломнические группы, в том числе студенческие. Поэтому рады будем принять всех и предоставить возможность участвовать в главной службе этого богослужебного года.

Какое наставление, исходя из опыта Царской Семьи, Царственных Страстотерпцев, Вы дали бы простому жителю России?

– Я думаю, тот урок, что стержнем жизни человека, семьи и отдельной личности должна быть святая Православная вера, которая укрепляет человека в самых тяжелых испытаниях. И мы видим это в жизни наших императоров, в том числе в жизни Царя Николая. Глубокая, искренняя вера, которую он хранил в своем сердце, помогла ему выстоять. Мы можем сказать, что нам нелегко. Да, часто бывает, что многие трудности посещают нас в этой жизни. Но только задумаемся на одну минутку, насколько было тяжело этому великому человеку претерпевать то, что выпало на его долю, видеть, как разрушается держава, которую созидали его предки и он сам десятилетиями, терпеть унижения, арест и в конце концов смерть. И тем не менее оставаться в силе духа, кротким, смиренным и любящим, прощающим даже тех, кто направил на него оружие. Нет таких трудностей, которые человек не смог бы преодолеть, если он укрепляется благодатью Божией. Поэтому дай Бог, чтобы мы стяжали Божественную благодать в своем сердце и жили с радостью в Духе Святом о воскресшем Христе Спасителе.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс