Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (966) → Протоиерей Игорь Петров: Апостол Павел

Протоиерей Игорь Петров: Апостол Павел

№21 (966) / 5 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Почему послания апостола Павла так актуальны сегодня?

– Особенно сейчас, проходя пост, посвященный памяти апостолов Петра и Павла, мы не можем их не вспоминать как первоверховных. Каждый церковный человек каждый день читает Евангельский текст и апостольские послания, звучащие за Литургией, и огромное место в них занимают 14 посланий апостола Павла (как он сам говорит, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною).

Говоря о важности Священного Писания, надо сказать, что тексты апостола Павла, составляющие значительную часть Нового Завета, имеют самое прямое отношение к жизни каждого из нас – нет такой стороны духовной жизни, которая бы не была раскрыта в замечательных текстах великого столпа Церкви апостола Павла: молитва, пост, покаяние, чтение Священного Писания, основные положения духовной жизни, любовь к ближнему, любовь к Богу, хождение в присутствии Божием. Буквально все сферы духовной жизни раскрыты в его дивных посланиях. Если взять святоотеческий сборник «Добротолюбие», то цитат из апостольских посланий там очень много. Поэтому значение их, конечно, беспрецедентно.

В чем уникальность личности апостола Павла?

– Дерзновенно говорить о нем, перед нами великий столп Церкви. Мы помним слова Спасителя, как бы Он хотел низвести огонь на землю, чтобы этот огонь возгорелся в наших сердцах. И таким храмом Духа Святого, ярким, необыкновенным человеком как раз был первоверховный апостол Павел.

С одной стороны, дивный опыт его обращения по дороге в Дамаск, дивный опыт слышания глаголов неизреченных, когда он был восхищен до третьего неба, дивное делание, которое он совершал. С другой стороны, перед нами не только великий первоверховный апостол, но еще и блестяще образованный человек. Из его слов мы знаем, что он обучался у Гамалиила – одного из выдающихся учителей ветхозаветной Церкви. Перед нами необыкновенный сосуд Божией благодати, он сочетает в себе много дарований и сумел все свои дивные таланты и дары обратить на служение Богу и Церкви.

Апостол Павел из яростного гонителя Христа становится Его преданным последователем. Это парадокс, или все-таки в его обращении есть логика?

– Конечно, это удивительный момент. Апостол Петр похож на Павла: это тоже яркий, неравнодушный, искренний и целостный человек, который всегда с Господом, всегда отвечает за многих апостолов на те или иные возникающие вопросы.

И апостол Павел, который сначала был гонителем, причем последовательным и принципиальным, видел в христианах врагов ветхозаветной Церкви. Но затем мы видим его дивное обращение по дороге в Дамаск, когда ему является Господь. О чем здесь можно дерзать думать? Апостол Павел принял видение, понял, что перед ним Бог, и вместил в себя то дивное Откровение, что ему было дано.

Мы с вами помним отрывок из Апокалипсиса, когда Господь, обращаясь к ангелу одной из Церквей, говорит: «Ты не холоден и не горяч, а тепл, поэтому Мне хочется исторгнуть тебя из уст Моих». Апостол Павел явно не был теплохладным человеком, он был очень горячим; и поначалу был горячим гонителем Церкви Христовой. Но Господь, зная его сердце, видя, что он ревнитель, человек целостный, искренний, любящий Бога, радеющий о Церкви, помог ему обрести Христа, увидеть, куда ему нужно направить свое дерзновение. «Трудно тебе идти против рожна», – говорит ему Господь. Апостол Павел ослеп, через три дня он прозревает, и его крестят. В своих посланиях апостол Павел неоднократно говорит, что его Евангелие – не человеческое, а данное ему Господом Иисусом Христом.

Сейчас, во время Апостольского поста, наверное, будет актуально вспомнить, что говорил апостол Павел именно о посте.

– Порой приходится слышать вопросы, зачем нужно ограничение в пище, для чего существует пост и как к этому вообще относиться. У апостола Павла мы находим удивительные тексты, где каждый православный христианин найдет ответы на вопросы, касающиеся буквально всех сторон нашей духовной жизни. Например, такой замечательный отрывок из Послания к Галатам: Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24) – пост учит нас управлять своей плотью. Как мы читаем в толковании святителя Феофана Затворника на труды апостола Павла, до падения человеческий дух управлял душой, душа управляла телом, а после падения все стало наоборот, то есть тело стало довлеть над душой, душа над духом человеческим. Поэтому пост, согласно словам апостола Павла, призван, чтобы мы научились управлять своим телом, своей душой, чтобы тело не управляло нашими настроениями, состояниями. По крайней мере, чтобы мы видели подобные проблемы и старались их решить.

Та же самая тема звучит в Первом послании к Коринфянам: …усмиряю и порабощаю тело мое (1 Кор. 9, 27). То есть пост, естественно, призван не разрушать человеческое тело, но направить энергию в нужное русло. В другом послании апостола Павла мы читаем слова: умертвите земные члены ваши – и следует перечисление определенных страстей, свойственных каждому из нас. Поэтому, конечно, пост, воздержание в пище преследуют именно эту цель. Это основа, на которой строится все остальное.

Как говорят нам святые отцы, все ешьте – людей не ешьте. Человек, старающийся управлять собой, конечно, старается и любить ближнего. Как говорит нам апостол Павел: друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов; плачьте с плачущими, радуйтесь с радующимися. Этот огненный, порывистый человек неоднократно пишет удивительные слова о кротости, у него много замечательных текстов о любви к ближнему. Если говорить о посте, здесь должны быть востребованы все стороны жизни – мы понимаем, что пост не диета; тем не менее, в Церкви существуют определенные ограничения, они необходимы.

Существует мнение, что главное – это внутренний пост, а воздержание в пище не так уж и важно. Можно сказать, что апостол Павел опровергает эту точку зрения?

– Нет, не опровергает. Мы знаем, что человек двусоставен, состоит из тела и души, и трихотомическая модель человека говорит о том, что у человека есть дух, душа и тело. Поэтому человек должен учиться поститься и телом своим, и прежде всего – сердцем. Господь прямо говорит, что не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из сердца. И апостол Павел постоянно говорит об этом. Призывая умертвить члены, он как раз говорит о злой похоти, о различных страстях. Говорит: не лгите друг другу, учит любить ближнего, то есть призывает учиться управлять собой.

Поэтому, говоря сегодня о Священном Писании, хочется подчеркнуть необходимость его правильно понимать – как указывает апостол Павел в Послании к Евреям: Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Очень интересное определение слова Божия: перед нами не академический текст, а опыт чтения Священного Писания.

Поэтому, говоря об этом опыте, хочется пожелать всем нам, чтобы мы ощутили, насколько живо и действенно слово Божие – насколько живы и действенны послания апостола Павла, каким ярким и образным языком они написаны и как предельно конкретны. Перед нами порой, я бы сказал, своего рода методические разработки духовной жизни, необходимые каждому из нас. Церковь всегда предлагает нам очень практичные тексты – очень важно относиться к посланиям апостола Павла как к очень нужным для нас текстам, освещающим нам буквально все стороны нашей жизни, они комментируют Господни заповеди.

Апостол Павел не касается самой главной заповеди: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всей душой своей, всей крепостью своей, всем разумением своим», но, как человек, прекрасно знающий на память большие куски Священного Писания, вообще весь Ветхий Завет, фактически трактует нам его. Он говорит: всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Григорий Палама трактует известные слова о непрестанной молитве из Первого послания к Солунянам как несомненно относящиеся ко всем христианам. Поэтому наш пост должен быть направлен на это.

Что еще апостол Павел говорит о молитве?

– Поражает, что, комментируя первую и самую главную заповедь, апостол Павел акцентирует наше внимание на том, что важнейшее в духовной жизни христианина – память Божия. Особенно это актуально для современного человека, который находится среди быстро меняющихся событий, в общественном транспорте, на работе, в магазине, каких-то общественных учреждениях и тем не менее обязан непрестанно молиться. Молитва должна быть постоянной. Господь непрестанно ближе к нам, чем мы сами к себе, поэтому самая главная заповедь призывает нас именно к этому.

У Макария Египетского, который в своих замечательных духовных беседах тоже дает много ссылок на апостола Павла, в его комментарии на первую заповедь мы читаем о том, что должны учиться любить Бога не только когда находимся в храме, но и когда находимся в других местах. Таким образом апостол Павел перефразировал то, о чем мы читаем во Второзаконии (Книге, ему хорошо известной): помни и размышляй о Господних заповедях, сидя в доме твоем, идя дорогой, ложась и вставая – эта практика богомыслия, практика непрестанной молитвы очень нужна современному человеку.

Как современному человеку приблизиться к этому? Ведь он не может сразу полноценно выполнить эту заповедь.

– Конечно. Как очень хорошо сказал один современный богослов, мы, наверное, всегда останемся отчасти первоклассниками. В начале беседы мы сказали, что в «Добротолюбии», прекрасном сборнике святоотеческих трудов (начиная с Антония Великого и заканчивая Каллистом и Игнатием Ксанфопулами и другими отцами Церкви фактически XV века), много ссылок на апостола Павла. По сути, вся аскетическая традиция Церкви – это стремление выполнить Евангелие, поэтому неудивительно, что очень много написано о непрестанной молитве, о том, что память о близости Божией – это базовый фундамент, основа духовной жизни каждого христианина. Об этом нам очень важно помнить.

Хочу здесь вспомнить замечательные слова апостола Павла из Второго послания к Тимофею: Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2,5). Хочу вспомнить и прекрасную статью Игнатия (Брянчанинова) о чтении святых отцов, где святитель цитирует преподобного Нила Сорского: «Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства». Естественно, все в Церкви должно делаться церковно. Понятно, мы не должны наивно думать, что, прочитав две книги, уже все знаем. Конечно, нужен совет с Церковью, совет с братиями, с ближними, со старшими в нашей Церкви, но база и основа – это Священное Писание и чтение святых отцов.

И, конечно, огромная роль в Священном Писании Нового Завета принадлежит именно посланиям апостола Павла. Хочется от всего сердца пожелать нашим телезрителям, всем нам, чтобы мы полюбили апостола Павла, чтобы у нас сложились, дерзну сказать, личные отношения с апостолом. Увы, зачастую мы не видим этого, часто люди слабо знают даже Евангельские тексты.

Хочу порекомендовать и труды святителя Феофана Затворника, оставившего нам прекраснейшие толкования на послания апостола Павла (можно сказать, что это наш старший современник, – он жил в XIX веке, его тексты содержат очень много ссылок на древних отцов).

Закончу свою мысль о Ниле Сорском, который, будучи великим прозорливцем, по его собственным словам, никогда не говорил ничего от самого себя, пока не находил соответствующих вопросу мыслей в Священном Писании и в трудах святых отцов. Для нас очень важен этот пример: каждый христианин, прежде чем что-то решить и предпринять, должен иметь свидетельство Священного Писания, чтобы понять, соответствует его поступок воле Божией или нет. И здесь, конечно, важно знание буквы и духа Священного Писания и посланий апостола Павла, в частности.

Что говорит апостол Павел о любви к ближнему?

– У апостола Павла удивительные слова о любви к ближнему. Всегда поражает призыв плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Как церковные люди мы всегда ссылаемся на очень важную для нас заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», но часто привыкаем говорить о таких высоких вещах и относимся к ним как к чему-то обыденному.

А апостол Павел показывает нам, что мы должны научиться жить проще. Что, возможно, Господь, и не спросит с нас (дерзаю сказать так), почему мы не любили ближнего, как самого себя, но, несомненно, Он спросит, почему мы не были вежливы с ближним: мы могли быть вежливы и не были, то есть могли бы начать с малого, ведь не все способны сразу начать любить ближнего, как самого себя. Начинать надо с того, чтобы быть искренними, с того, чтобы, как учит нас апостол Павел, жить по духу: быть доброжелательными по отношению к другому человеку. И когда мы ловим себя на том, что недоброжелательны, что от избытка гнева глаголют наши сердца... Наиболее интересно эта тема отражена в посланиях к Римлянам и Галатам, где апостол Павел призывает нас жить по духу: поступайте по духу, и вы не будете исполнять пожелания плоти. Ведь плоть желает против духа и дух против плоти, дабы вы не то делали, что хотите, то есть различать свои внутренние состояния. Когда мы чувствуем, что мы в гневе, то должны понять, что это не дух от Бога, и в этом состоянии должны уйти от решения важных ситуаций, успокоиться, привести себя в нормальное духовное состояние и только потом принимать решения.

Мне очень нравится фраза апостола Павла: Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 24–27). Или такой отрывок из этого же послания: Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы большее приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных я был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его (1 Кор. 9, 19–23). Такая удивительная способность – вникать в жизнь человека, чтобы для всех сделаться всем. Удивительные слова, удивительная гибкость для человека, который вырос в фарисейской, то есть жестко законнической среде.

У апостола Павла есть такие слова: Где Дух Господень, там свобода – как можно раскрыть смысл этого выражения?

– Мы знаем, что Священное Писание познается самим Священным Писанием и контекстом: сначала мы должны брать ближайший контекст самого Послания, затем более широкий контекст других апостольских посланий, далее – контекст Нового Завета, потом контекст всей Библии и, несомненно, контекст святоотеческого Предания. И из всего этого должны познавать всю полноту истины.

Где Дух Господень, там свобода. Что еще говорит нам апостол Павел? Что мы должны умертвить земные члены свои, то есть бороться со своими страстями, учиться воздерживаться. И прежде всего должны учиться ходить по Духу – вот свобода. Понятно, что все мы больны грехом, проданы греху, как мы читаем в Послании святого апостола Павла (Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху). Если вспомнить «Добротолюбие», можно уподобить нас птичке, которая летает, порхает, но привязана за ножку ниточкой. И когда ниточка натягивается, птичка ощущает, что она отнюдь не свободна.

Понятно, что путь к свободе лежит в борьбе со страстями и в научении ходить по духу – как апостол Павел пишет в Послании к Тимофею, вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно. В посланиях к Галатам и Римлянам он учит нас не исполнять пожеланий плоти, то есть не действовать по страсти, не действовать по гневу, ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию болша себе творяще, стараться с кротостью, доброжелательством, смирением, утешением Христовым общаться с людьми. В других местах он говорит: иных и страхом спасай. Но «хождение по духу» – это умение диагностировать себя, умение видеть, когда я действую по страсти, когда в моем сердце кипит неприязнь к кому-то, обида, мое самолюбие, кем-то ущемленное, или я говорю какие-то слова по тщеславию и любопрению. Это понимание себя – путь к свободе, к тому, чтобы учиться не верить себе, знать, что в нас есть зло, что часто не от Духа Божия глаголют наши уста. И избыток нашего сердца – это часто не наша любовь к Богу и ближнему, а именно неприязнь, тщеславие, скрытые комплексы. Как говорят святые отцы, много раз жалел, когда говорил, и ни разу – когда промолчал – когда мы видим себя в таком духе, то должны, по крайней мере, сдерживать себя, иначе нам потом придется пожалеть: было такое опьянение неведением Бога, как мы читаем у святых отцов. К такой свободе нас призывает апостол Павел.

Мы не можем сразу достигнуть бесстрастия, по-гречески – «апатии» (греч. α– «без» и греч. πάθος «страсть»). Разумеется, не можем победить в себе все страсти, поэтому очень важно помнить, что мы очень немощные существа – птички, которые привязаны за ножку. Помнить, что в нас живет первородный грех, что мы проданы греху, что в нас живет, как говорит апостол Павел, плотской человек, истлевающий в обольстительных похотях. Он учит нас жить по внутреннему человеку. Мы должны стремиться, по крайней мере, помнить об этой ниточке, о своих страстях, о своей порочности, греховности и учиться видеть себя и воздерживаться от непродуманных поступков. Стараться не быть «людьми настроения», как говорят в просторечии, а быть людьми, которые учатся управлять своим настроением, своим сознанием. Таким образом, развивая слова апостола Павла, слова Евангелия, святоотеческое Предание учит нас, как обретать свободу – управлять собой, своим сознанием.

Как Вы считаете, что для нас сегодня главное в наследии апостола Павла?

– Главное – буквально все. Помните, как говорит Давид Псалмопевец в 10-м псалме: Когда разрушены основания, что сделает праведник? (Пс. 10,3). Буквально все базовые вопросы духовной жизни – молитва, покаяние, пост, отношение к тем или иным процессам, любовь к ближнему, любовь к Богу, – все присутствует в замечательных посланиях апостола Павла.

Главное основание для нас – это любовь к Богу, любовь к ближнему, как учат нас заповеди. Главная цель христианской жизни – стяжание Духа Святого, как нам говорит Святая Церковь устами преподобного отца наша Ефрема Сириянина, преподобного отца Серафима Саровского. Остальное – средства. Меня буквально поразили слова апостола Павла: «Не я живу, но живет во мне Христос» – он не призывает нас потерять нашу личность, но найтись во Христе: стяжать ум Христов, способность быть тем орудием Господа, которое мы и должны собой являть, следуя словам Христа о том, как мы обретаем душу свою, – отдавая ее Христу, служению Богу, царю и Отечеству, как говорил граф С. С. Уваров.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс