Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (966) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Старайтесь беречь свою душу!

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Старайтесь беречь свою душу!

№21 (966) / 5 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Сегодня мы постараемся ответить на вопросы теле-зрителей. Такой вопрос: «Как научиться любить людей, как перестать завидовать?».

– В свое время был документальный фильм про Псково-Печерский монастырь, и там есть кадры, когда отец Иоанн (Крестьянкин) проповедует в Михайловском соборе. Смысл такой, что Церковь учит нас любить всех – не только тех, кто нас любит, но вообще всех. Может ли человек это делать? Он отвечает на этот вопрос: «Нет, не может». Но тут же поправляется: «Но мы должны, потому что мы христиане».

Как научиться любить? Научиться сострадать – для начала, научиться видеть свои грехи и не обращать внимания на грехи других людей, ведь каждый из нас ответит за свои грехи. Тогда, наверное, любовь появится. Надо научиться любить Бога. А мы же, как эгоисты, чаще всего любим себя. Любовь к окружающим происходит через призму нас самих, любимых: мы любим тех, кто любит нас, – не можем любить тех, кто к нам относится или равнодушно, или негативно: мы отдаем той же монетой. А мы, христиане, должны вести себя противоположно...

Просите у Бога, чтобы Господь дал. Ведь все, что Господь дает нам, – это дары: любви, смирения, терпения. Этому всему надо учиться. С неба просто так ничего не падает. Это тяжелый труд, который стяжается годами молитвенного делания, как это было у преподобных отцов, вообще у святых угодников, как показал нам тысячелетний пример Церкви. Поэтому просите у Бога научиться любить, старайтесь смотреть внутрь себя, – тогда научитесь любить и окружающий Божий мир, который дал вам Бог, когда будете видеть свои грехи, начнете понимать, что вы самые грешные на земле, а все остальные лучше; а если они лучше, значит, вы должны их любить.

Следующий вопрос: «Почему покойника поминают через год после смерти?».

– Покойников поминают не только через год после смерти, есть особые дни поминовения после кончины: 9-й, 40-й и годовщина. Почему мы поздравляем друг друга с днем рождения? Это определенное событие в нашей жизни. Почему мы вспоминаем наших усопших сродников в день их кончины? Это день, когда они от жизни временной отошли в жизнь вечную. Это не значит, что только в этот день мы должны о них вспоминать: на каждой утренней молитве мы должны их поминать, и когда мы идем в храм, пишем записочки или просто стоим молимся, когда поминание о упокоении, в этот момент мы тоже должны за них молиться – память мы должны иметь не раз в году, но всегда. Это как день рождения – как рождение от жизни временной к жизни вечной. Годовщина вспоминается не только первая, но и последующие.

Вопрос телезрителя: «Если кушать два раза в день досыта, с благодарением Господа, это будет чревообъядением или нет?».

– Главное, благодарите Бога перед тем, как кушаете, и после того.

Телезритель: «Я имел в виду, когда досыта кушаешь...».

– Опять же благодарите Бога, что Господь сегодня вам дает возможность досыта кушать и вы не ощущаете чувства голода. А когда нужно будет, вы созреете сами духовно и поймете, что если это не вредит вашему духовному росту и духовному деланию, то абсолютно ничего в этом страшного нет. Вот если это становится вашей страстью, которая перерастает от сытости к перееданию, чревоугодию и к страсти потребления пищи, – это уже будет грех. Поэтому умейте благодарить Бога за то, что Господь посылает. Дает сегодня сытость – слава Богу!

Следующий вопрос: «Признает ли Церковь невенчанный брак? Родственники говорят, что к Венчанию нужно прийти. И вообще, как понять, что пора венчаться?».

– Чтобы понять, надо венчаться или нет, надо дать себе ответ на вопрос: верующий ли я человек? Из этого будет вытекать все последующее.

Если я человек неверующий, но думаю, что надо повенчаться, тогда венчаться лучше не надо (с таким понятием, что это модно или это традиция такая) – это таинство, и все-таки это должно быть совершено осознанно. А если я человек верующий, то, соответственно, надо стараться и спутника жизни себе искать по духу такого же. Тогда это взаимная ответственность: оба понимают, что на жизненном пути не только цветочки будут встречаться, но иногда и шипы попадаться, и колючий репей будет прилепляться. Через это надо пройти вместе, но с верой в Бога человеку можно все преодолеть.

Когда люди осознанно подходят, тогда они должны приступать к таинству Венчания. И вообще, надо вступать в брак осознанно, понимая, что это один раз – второго раза не должно быть. Не надо так, как сейчас «поживу в гражданском браке (даже не в гражданском законном, а просто сожителями будем) – поживем, привыкнем, посмотрим, подойдем мы друг другу или не подойдем (непонятно, по каким параметрам), потом разбежимся». Потом страсть, любовь проходят, а деваться некуда: ребенок появляется. И потом в этой семье начинает один от другого гулять: страсть появилась в другом месте. Не расстаемся, пока ребенок еще не вырос. Страдает тот же ребенок. Так что, прежде чем думать о таинстве Венчания, задумайтесь над вопросом, верующий ли вы человек. Если верующий, значит, это для вас.

А ведь в этой ситуации люди продолжают жить вдвоем. Получается, живут в блуде, грехе? Или Церковь признает, что брак есть, но невенчанный?

– Есть сожительство двух людей – полноты Брака все равно в этом нет: это брак, не освященный Церковью, не освященный Богом. Как верующие люди, мы не можем сказать, что это полноценный брак. Если он полноценный, что их тогда сдерживает, чтобы принять Венчание? Значит, они просто пока еще не готовы, не созрели, к этому еще не пришли. К каждой конкретной ситуации, считаю, приходской священник должен подходить ответственно. А то у нас как бывает иногда? Один из супругов верующий, другой нет, один готов венчаться, второй не хочет. Тому, кто ходит в храм, батюшка запрещает причащаться – тот живет в невенчанном браке. А может, батюшке надо бы вникнуть в ситуацию и вместе с этим человеком помолиться, чтобы Господь вразумил вторую половину. Ведь через напор добиться ничего невозможно, а молитвой и верой первого, может быть, Господь и приведет второго человека к Браку.

Первые века христианства нам показали, что были семьи, где были верующий и неверующий, где один член семьи был крещеный, а второй был вообще чуть ли не гонителем веры. Но они жили, они любили, потом через любовь, через жертву и второй член семьи приходил ко Христу. Другое дело, когда оба ходят в храм, но не хотят венчаться, тогда возникает вопрос: а верующие ли это люди? Почему вы тогда не вступаете в брак? В чем проблема? Зачем вы тогда идете к Причастию? Зачем тогда вы вообще участвуете в церковных таинствах, если вы оба члены одной Церкви, но не хотите «ячейку общества» преобразовать в малую Церковь?

Вопрос телезрительницы: «Я недавно пришла к вере. И всегда рада встретить христианина. Интересно поговорить, приятно. Недавно встретила случайно женщину, прекрасная бабушка с двумя прекрасными внуками. Она ни с того ни с сего расположилась ко мне, стала давать советы по здоровью и помимо моей воли стала говорить мне про свои способности ясновидения, пророчества, рассказывая истории из своей жизни. И начала потихонечку какие-то истории рассказывать обо мне. Не опасно ли общаться с такими людьми? Я когда отошла от нее, подумала: зачем же я все это делала? Может быть, это совершенно не от Бога, а совсем с другой стороны? Как распознать? В свое время святые принимали людей, помогали им, и только потом Церковь их канонизировала и мы узнавали, что этот человек святой, что можно к нему обращаться. А наших современников как распознать?».

– Да очень просто. Святые никогда не рассказывали, что они кого-то видели, что они видели чудеса, которые совершались на их глазах. Они если даже кому-то и приоткрывали тайну своей жизни, то приоткрывали это не напрямую, дабы не показать свою святость, а иносказательно: это человек или сразу понимал, или потом. Иногда они говорили об определенном человеке, обращаясь совершенно к другим людям, и человек понимал, что это для него было сказано.

А когда человек начинает рассказывать о своих достоинствах и талантах, о том, какой он достойный христианин, какой он хороший верующий, – бегите от таких. «Где просто, там ангелов со сто», а где начинается такое мудрование, там уже ничего, кроме гордыни, не присутствует. И она начинала заниматься вашим здоровьем. Она что – доктор, чтобы заниматься вашим здоровьем? Здоровьем должен заниматься врач, духовным здоровьем должен заниматься священник в храме, а добрая и хорошая прихожанка вместе с вами помолится, вместе в паломничество съездит. Общение должно быть, но не для того, чтобы перейти к отношениям ведущего и ведомого, это разные вещи. Бегите от таких людей подальше.

Вопрос телезрителя: «В чем разница или где грань между смирением и человекоугодием? Не превращается ли смирение, когда мы начинаем смиряться перед начальниками, властями предержащими, в смирение не перед Богом? Где эта граница? В пятой главе Евангелия от Иоанна Христос говорил: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?».

– Смирение и человекоугодие – это немножко разные вещи. Смиряется человек прежде всего перед волей Божией, перед Богом. Все в жизни должно быть искренне. Уважение начальника должно быть искренним. Если тебе начальник что-то поручает, то ты должен делать это не чтобы выслужиться, а потому, что это твоя работа – то дело, которое ты должен сделать честно. Если ты что-то делаешь, но делаешь это совершенно бескорыстно, тогда это не будет человекоугодием, а если ты пытаешься кому-то угодить, чтобы из этого получить выгоду, это и будет человекоугодие: как если мы будем Богу угождать, чтобы от Бога что-то получить, это не будет угождением Богу, это будет лицемерное отношение к Нему. Надеюсь, я выкрутился, отвечая на этот скользкий вопрос.

Вопрос на самом деле очень интересный. Всегда об этом задумываешься в той или иной жизненной ситуации: смирение – одна из важных христианских добродетелей, но это очень даже сложная вещь...

– Понимаете, когда Господь посылает скорбь, которую мы не можем исправить (тяжелую болезнь или еще что-то), здесь мы можем проявить или отчаяние, уныние, или смирение: со смирением принять волю Божию, не поддаваясь унынию, а благодаря Бога за все, что Он нам посылает.

Научиться предавать себя в руки Божии – это очень важно, но мы, к сожалению, этого не умеем. Легко подчиняться воле Божией, когда она совпадает с нашей. Тяжело принимать, когда она идет немного вразрез, а уж когда она смотрит совсем в противоположную сторону от того, куда бы нам хотелось пойти, мы сразу этого не понимаем. Да, со временем, если оно еще есть у человека, он понимает, что все это было не просто так, что, дав тогда претерпеть, Господь нашел тот путь (если мы это правильно приняли), который гораздо полезнее для нашего внутреннего, порой даже и для внешнего состояния. Главное всегда – не напирать на свою волю, а пытаться увидеть волю Божию и ей следовать, что бывает очень сложно.

Я много раз говорил, что мы едем к старцам за благословением, за советом, получаем те, которые нас не устраивают, и едем к другому старцу, пытаясь найти такого, который скажет нам то, что мы хотим. В результате находим таких, но жизнь наша тогда идет кувырком, ибо мы не выполнили того, к чему стремились. Если поехали, старайтесь выполнить, получили совет – старайтесь его выполнять. Зачем тогда спрашивать, если вы заведомо не хотите выполнять то, что вам советует священник? Вот оно – искреннее смирение, а не лицемерное.

Следующий вопрос: «Нормально ли испытывать привязанность к своему духовнику и ждать беседы с ним, как будто ждешь чего-то прекрасного, необъяснимого? Я получаю при этом некое спокойствие, и при этом хочется все ему рассказывать. Это нормальное состояние?».

– Замечательное состояние, если оно не становится экзальтированным. Мы же любим своих родителей, какими бы они ни были, мы знаем, что иногда даже что-то неправильное они нам советуют, но они советуют, пытаясь нас уберечь от каких-то вещей, исходя из своего духовного и жизненного опыта. Наше право – принять эту волю или не принять.

Так же и здесь. Не надо создавать себе кумира, надо помнить, что даже священник – тоже человек грешный. Если священник ощущает себя не грешным, то тоже находится в прелести, ведь все святые чем большей достигали святости, тем больше ощущали свою греховность. А у нас чем больше греховности, тем больше ощущаем свою святость. От этого бежать надо, от таких духовников надо бежать. А радость общения... Ну, мы же радуемся, общаясь с родителями, с любимыми братьями и сестрами, мы получаем от этого удовольствие. Другое дело, когда начинается нездоровая экзальтация, когда «только этот человек, а все остальные никто и ничто и вообще Церковь мне не Мать и Бог не Отец, ибо батюшка мне этого не сказал» – такое тоже очень часто бывает. Вот это уже становится страшно.

Следующий вопрос: «У меня есть грех, о котором я не могу сказать на Исповеди. Сейчас я бы так не поступила, а в тот момент выбрала меньшее из двух зол, поэтому не могу полностью раскаяться, а значит, и не могу на Исповеди говорить. Что делать?».

– Если мы не можем раскаяться, не можем об этом сказать, может быть, зло-то было как раз и не меньшим? Может, это как раз было и большее зло, что вы выбрали? Наверное, не пришло еще время для вашего осознания и принесения покаяния именно в этом грехе. Но если вы его уже видите, знаете и понимаете, то надо просить Бога, чтобы Господь дал силы принести покаяние: в день Страшного Суда каждый из нас ответит за каждое наше дело.

Одно дело, если по неведению что-то забыли и не принесли в этом покаяние, другое дело, что мы всю жизнь это помнили, несли. Ведь это тяготит вашу душу… Принесите покаяние – и забудьте об этом грехе.

А сегодня вы боитесь в нем покаяться, не знаю, по какой причине. Опять ищете себе оправдания: «выбрала из двух зол и не могу сегодня раскаяться». Не бывает хорошего, плохого зла, лучшего или худшего – зло и есть зло, оно ведет к погибели. Этот грех тянет вас к погибели. Господь дает вам возможность принести покаяние, избавиться от греха, убелиться, может быть, вновь обрести чистоту, что вы утратили, когда приняли «наименее вредное решение», как вам казалось на тот момент. Конечно, есть стеснение, для этого должен быть духовник, к которому хотелось бы прийти, перед которым хотелось бы открыть свою душу, которому хотелось бы рассказать, чтобы он засвидетельствовал перед Богом наше покаяние и дал возможность нам исправить свою жизнь и вести ее в правильном русле.

Такой вопрос: «Как отказаться от предложения быть крестной матерью?». Видимо, человек понимает, что отказываться от этого нельзя.

– Я тоже не считаю это правильным. Что значит можно или нельзя? Во-первых, самим родителям к выбору крестных надо подходить более ответственно. У нас же как? Если человек успешный, то надо его выбрать крестным родителем – это будет хороший крестный, потом в чем-то поможет нашему ребенку. Если человек известный, занимающий какое-либо положение, – это был бы хороший крестный. Но это не те критерии, по которым надо выбирать крестного.

Крестный – человек, который будет отвечать за духовное воспитание ребенка, который своей жизнью, своим жизненным примером научит ребенка быть настоящим христианином. А если крестный не имеет понятия о вере, то более честно было бы сказать об этом и отказаться, если он, допустим, считает, что он не готов еще сегодня. Мы же не становимся родителями, когда мы не готовы быть родителями. Почему же духовными родителями должны становиться тогда, когда мы и не хотим этого, и не готовы к этому? Это уже человеческое, что нельзя отказываться. Можно отказываться.

Следующий вопрос: «Можно ли отмолить смертный грех? И как правильно делать, чтобы Господь услышал и простил?».

– Не грешить, жить в покаянии.

Как Господь говорит, читайте Евангелие, там сказано: простится любой грех, кроме хулы на Духа Святого. Просите у Бога, исправляйте свою жизнь, покайтесь и ведите свою жизнь по-другому. Вот мы сидим здесь, в студии у нас икона «Нечаянная Радость». Вот пример: разбойник, который просил благословения на свои преступные дела, вдруг увидел слезы Богородицы и кровь, истекающую из ран Младенца, и исправил свою жизнь, стал совсем другим. Исправьте свою жизнь, принесите Богу покаяние и своей жизнью это докажите.

Есть хорошая русская песня «Двенадцать разбойников», в ней очень хороший смысл сокрыт. Там рассказывается не какую разгульную жизнь разбойник вел, а что потом он осознал свою греховную жизнь, принял монашеский постриг:
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Плохо, когда совесть не пробуждается, когда она спит и не может пробудиться. Вот это страшно. «Душе моя, восстани, что спиши?». Каждый Великий пост мы пытаемся это напоминать, и хорошо, если она хотя бы приоткрывает глаза в какой-то момент, а уж если проснулась…Это огромное счастье – исправить свою греховную жизнь. Все в жизни можно изменить – человеку невозможно изменить смерть. Но пока человек жив, он может все – с Богом.

Прошу Вас подытожить нашу сегодняшнюю встречу.

– Сегодня у нас получилась первая часть более житейская, во второй части мы все-таки больше говорили о духовном. Еще раз говорю: все в жизни проходит, жизнь очень быстро пролетает. Самое ценное, что нам Господь дал, – это наша душа. Старайтесь беречь свою душу, старайтесь сохранить в себе радость о Воскресшем Господе, помните о подвиге, который Он совершил ради нас с вами: что через Свое Воскресение Он и нас с вами совоскресает, дорогие мои. Благословение Божие пусть пребудет с вами во все дни жизни вашей. Христос Воскресе!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс