Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (964) → Протоиерей Димитрий Беженарь: О самом необходимом

Протоиерей Димитрий Беженарь: О самом необходимом

№19 (964) / 22 мая ‘18

Беседы с батюшкой

Что самое необходимое в духовной жизни?

– Самое необходимое в духовной жизни для верующего человека во все времена (и наше время не исключение) – избегать крайностей: единогласно все святые отцы Церкви говорят, что все крайности – от врага нашего спасения. В молитве, посте, творении милостыни, накладывании на себя каких-то телесных подвигов – во всем необходима рассудительность и избегание крайностей. И если учитывать, что сами мы – люди грешные, несовершенные и живем в несовершенном мире, среди множества соблазнов (у нас без конца меняется настроение, мы подвержены самым разным влияниям), то очень легко современному человеку (в данном случае мы говорим о христианах) впасть в любые крайности.

Бывает ревность не по ра-зуму, понуждающая осуждать ближних, когда мы не знаем до конца всех обстоятельств, в которых ближний находится. Бывает другая крайность, когда мы готовы ради симпатии к какому-то конкретному человеку оправдывать любые его поступки, даже если они противоречат Евангельским заповедям, и готовы, допустим, похвалить грешника в лицо – и тем дать ему повод еще более утвердиться в его греховном пути. А какого-то человека, ведущего добродетельную жизнь, но, допустим, нам лично антипатичного, мы готовы осудить и его вменять ни во что, и так далее.

Избегать крайностей – это, пожалуй, самое необходимое в духовной жизни; вот почему сегодня у нас такая тема – конечно, она необъятна, ее невозможно рассмотреть в рамках одной передачи, но мы хотя бы в общих чертах начнем беседу на эту тему.

И, наверное, чтобы человек не впадал в крайности, ему необходимо духовное руководство?

– Совершенно верно. Без духовного руководства впасть в крайности очень легко, если человек полагается только на свой разум, на свои знания, на свой опыт. Сейчас, слава Богу, обилие духовных книг, различных видеоматериалов, но даже среди такого моря полезной и назидательной информации все равно без духовного руководства очень легко впасть в крайности и прочитать что-то, что, может быть, не совсем тебе полезно: что-то почитаешь, начнешь фантазировать… Читая о высоких духовных состояниях святых отцов, человек может в силу своей неопытности по-думать, что нечто подобное и он переживал, и начать накладывать на себя такие же подвиги. Отчего такое обилие «видений», «откровений» (в данном случае эти слова употребим в кавычках) среди многих современных начинающих христиан? И почему такое легкое доверие этому? Из-за духовной неопытности, отсутствия духовного руководства.

Вот поэтому в начале нашей передачи хотелось бы зачитать вам из произведения преподобного Паисия Святогорца, из 3-го тома, который называется «Духовная борьба», то, что он говорит: «Сегодня самое необходимое для людей – это найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и советоваться с ним. Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место молитве и чтению духовных книг, если они ходят в храм, причащаются, тогда в этой жизни им нечего бояться. Для того, чтобы душа не сбилась с пути, за ней должен наблюдать духовник. В духовной жизни очень помогает, к примеру, чтение духовных книг» – преподобный Паисий в русле всех святых отцов, бывших до него, не отрицает необходимость чтения духовных книг, но подчеркивает: «...однако, не имея духовного руководителя, человек может истолковать прочитанное на свой лад и, таким образом, впасть в прелесть».

И преподобный Паисий приводит пример: двигаясь по автодороге в незнакомой местности, человек спрашивает, куда ехать, или смотрит по карте, или использует навигатор – обязательно надо чем-то руководствоваться, двигаться в незнакомом городе, в незнакомой местности, не зная пути, очень опасно – не туда приедешь. И далее он говорит: «То же самое происходит и в духовной жизни. Верующему необходимо иметь духовника, который помогал бы ему посредством таинства Исповеди, давал советы». Обратите внимание: духовник не живет вместо вас вашей жизнью, а он дает совет! «Только так человек может жить духовной жизнью и быть уверенным в том, что находится на верном пути».

Может ли человек, столкнувшись с какими-то трудностями, самостоятельно понять, в чем заключается воля Божия?

– Таков духовный закон, установленный Богом, и весь двухтысячелетний христианский святоотеческий опыт это подтверждает, что Богу угодно, чтобы люди исправлялись с помощью других людей – человек спасается через другого человека: «Спасение во мнозе совете», – говорит святой псалмопевец Давид. И поэтому просто руководствоваться книгами, своим жизненным опытом, своими знаниями, талантами в духовной жизни очень опасно, всегда надо спросить более духовно опытного – даже преподобные Оптинские старцы, преподобный Серафим так поступали. И преподобный Паисий Святогорец (наш современник) пишет, что, когда вопрос касался лично его, даже если он знал, как правильно поступить, обязательно шел спросить своего духовного отца. То есть я уже на основании предыдущего опыта знаю, как поступить правильно в той или иной ситуации, но все-таки, чтобы поступить по смирению, иду спросить у своего духовного отца.

И даже, как мы читаем у преподобного аввы Дорофея (этот святой отец жил на рубеже VI–VII вв.), нередко бывает, что враг искушает подвижника веры тем, что внушает ему помыслы: «Что ты пойдешь беспокоить своего духовного отца? Он тебе даст такой-то ответ». Приходишь, спрашиваешь духовника, он тебе дает такой же ответ – и враг потом внушает помыслы: «И что ты ходил спрашивать? Ты же знал, что духовник тебе это ответит». Но теперь ты поступил по воле Божией, как бы в рамках духовной традиции, ты спросил благословения духовника. Даже если ты знаешь, как поступить, но будешь действовать по своей воле, легко уклонишься в прелесть.

Как найти духовного отца и стоит ли руководствоваться в этих поисках первым впечатлением?

– Первое впечатление всегда бывает обманчиво, в том числе и в духовной жизни. Поэтому, разумеется, вверять свою душу в руководство первому встречному священнику, даже если он вам очень понравился, не совсем благоразумно, не совсем рассудительно. Но есть такой духовный закон, правило, что, если мы ищем духовного отца, мы просим об этом Бога: христианин должен долго молиться и просить: «Господи, вразуми, помоги, управь путь мой по воле Твоей, помоги мне найти духовного руководителя, который поможет мне исполнять Твою святую волю», и Господь Сердцеведец, слышащий мольбу, воздыхание, сердечное желание каждого человека, так сведет обстоятельства жизни, что вы увидите священника, исповедуетесь раз, второй, третий, спросите какой-то совет, начнете совет применять к жизни и почувствуете, что складывается некая духовная невидимая связь, появляется доверие – оно очень важно, как и когда идем к врачу: не пойдем на обследование к тому, которому совершенно не доверяем – даже если он корифей в медицине, настоящее светило, но, если у вас нет к нему доверия, вы едва ли пойдете к нему, а пойдете, может быть, к простому фельдшеру, которому больше доверяете. То же самое и в духовной жизни: когда возникает доверие, складывается духовная связь.

Если человек исповедуется многим священникам, но доверия так и не возникает, что ему делать?

– Если человек действительно ищет духовного руководства, а не просто таинства Исповеди, то надо понимать, что таинство Исповеди – это одно из семи таинств Церкви, в котором по молитве священника, после прочтения им разрешительной молитвы, мы получаем прощение тех грехов, в которых мы покаялись. А духовное руководство – это нечто большее. Поэтому исповедоваться вы можете любому канонически рукоположенному священнику, в ближайшем храме, а духовное руководство, если мы его ищем, Господь обязательно подскажет.

Если человек находит духовника, должен ли он на Исповеди (может быть, на первой) своему духовному отцу исповедовать все свои грехи, уже исповеданные, – как бы совершать генеральную Исповедь заново?

– То есть если он только нашел духовного отца, которого искал много лет? Тут можно провести понятную всем нам аналогию. Когда мы обращаемся к врачу с какой-то серьезной проблемой, мы показываем ему результаты наших обследований, анализов, чтобы у врача создалась правильная картина нашего состояния и чтобы он мог правильно поставить диагноз и нам реально помочь. То же и в духовной жизни: если вы обрели по милости Божией духовного отца, то необходима генеральная Исповедь, чтобы перед духовным отцом открылась полная картина вашего духовного состояния.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Я преподаю в воскресной школе, и очень часто мне присылают на почту ссылки с видео, где показаны неблаговидные поступки нашего Священноначалия, а порой на грани ереси всякие высказывания, и спрашивают, почему все молчат и открыто не высказывают свою позицию. Как Вы к этому относитесь и как это прокомментируете?».

– Очень актуальный вопрос. Я даже лично знаю (и с большой болью могу констатировать) очень хороших священников, достойнейших пастырей, богословски образованных, у которых безупречная жизнь и репутация, но которые, к сожалению, впали в крайность, чрезмерно уделяя внимание информации в интернете. А сейчас есть даже такая очень опасная тенденция, когда люди (в том числе даже называющие себя верующими)рассылают друг другу рассылки с информацией, порочащей Священноначалие, Церковь в целом, всех священников.

И эта информация так воздействует на душу, что даже богословски образованные и с безупречной репутацией священники иногда соблазнялись и впадали в крайность, уходили в раскол, отрыв, другие крайности. Поэтому это очень опасно.

Я вам отвечу даже не своими словами, а тем, что говорит примерно на такую же тему преподобный Паисий Святогорец: мне кажется, что лучше об этом не скажешь. В 1-м томе «С болью и любовью о современном человеке» преподобный Паисий говорит примерно следующее (такого рода вопрос ему однажды задали, это глава «О духовенстве и Церкви», и вы можете это открыть и прямо проследить, как я сейчас читаю) – сестры монастыря Святого Апостола Иоанна Богослова задали примерно такой же вопрос: «Геронда, а почему никто не высказывает открыто свою позицию в отношении стольких происходящих в Церкви соблазнов?». Старец отвечает: «В отношении того, что происходит в Церкви, не по всем вопросам можно открыто выразить какую-то позицию. Можно просто переносить происходящее, терпеть, покуда Бог не покажет, что нужно делать. Терпеть происходящее – это одно, а одобрять его, в то время как одобрять это нельзя, – совсем другое дело».

Обратите внимание, преподобный Паисий четко разделяет: терпеть, пока Бог покажет, что нужно делать, – это одно (какие-то беззакония, канонические отступления, нравственные падения священников, епископата), а одобрять то, что одобрять нельзя, – это совсем другое дело. В случаях, когда предстоит что-то сказать, надо сделать это с уважением и мужеством – не брызгая в гневе слюной и не выставляя проблему на всеобщее обозрение. Надо сказать то, что требуется, наедине тому лицу, которого касается дело, сказать с болью, от любви, чтобы он был более внимателен к каким-то вещам. Искренен и прям не тот, кто «режет правду в глаза», и не тот, кто трубит о ней всему свету, но тот, кто, имея любовь и живя по правде, с рассуждением говорит то, что нужно и когда нужно, в необходимый для этого час. Видите, как мудро говорит преподобный Паисий! А то у нас бывает удивительная ситуация, когда вдруг в средствах массовой информации появляются сведения, что якобы много лет прослуживший священник создал секту. Какой-то более-менее грамотный мирянин появился, который пишет книги, выступает с лекциями, – сразу раскольник. Хотя бы кто-нибудь наедине подошел и сказал: «Честной отец или дорогой брат, мне кажется, тут-то вы не правы...» – смиренно, с любовью и болью сначала сказать. А тут сразу на всеобщее обозрение: этот еретик, этот сектант, этот такой-сякой.

И вот, смотрите, далее преподобный Паисий говорит: «Те, кто обличает других без рассуждения, находятся в духовном помрачении и, к несчастью, смотрят на людей, как на пни или бревна. Эти нерассудительные люди без жалости обтесывают остальных, которые мучаются и страдают. Только для человека, одержимого… бесом, есть оправдание в том, что он выставляет людей на позорище и раскрывает их прошлое, чтобы колебать слабые души». «Когда раскрывает прошлое» – вы знаете, есть такие рассылки по интернету: вот, такой-то епископ или священник раньше был таким-то, сказал то-то, а там сделал то-то.

Преподобный Паисий говорит: «Понятно, что нечистый дух выставляет на всеобщее обозрение не добродетели людей, но их немощи. И наоборот: люди, освободившиеся от своих страстей, не имеют злобы и поэтому исправляют зло добром. Увидев где-то нечистоты, которые нельзя убрать, такие люди присыпают их чем-нибудь сверху, чтобы они не вызвали отвращения у кого-то еще. А вот люди, расковыривающие мусор и грязь чужих грехов, похожи на кур, которые копаются известно в чем... Сейчас диавол много пачкает, чернит и порочит. Он устраивает страшную путаницу, но в конце концов он обломает себе зубы. Пройдут годы, и праведники воссияют. Они будут заметны, даже если их добродетель невелика, потому что тогда в мире станет господствовать великая тьма и люди повернутся к ним. А тем, кто сейчас соблазняет других, если они доживут до тех времен, будет очень стыдно».

Вот как говорит преподобный Паисий Святогорец. Я абсолютно согласен с этими словами, и лучше, пожалуй, никто не скажет. 1-й том: «С болью и любовью о современном человеке», глава «О духовенстве и Церкви».

Получается, что целый пласт общения в интернете, который завязан на обличении, на выискивании недостатков, противоречит христианскому духу?

– Совершенно верно.

То есть это не общение с глазу на глаз...

– Понимаете, когда есть желание помочь, искреннее желание и душевная боль, когда вы видите, что кто-то поступил неправильно, – одно дело, если вы лично к нему подойдете и с болью, со скорбью скажете: «Дорогой друг (или брат, или сестра), ты знаешь, так лучше не поступать – это соблазняет людей, это смущает, это нехорошо и погибельно для твоей души». Ясное дело, что, может быть, ты станешь врагом номер один конкретно для этого человека. Может быть, будут какие-то негативные последствия лично для тебя, но это честно и по-христиански. А просто в средствах массовой информации выставлять на посмешище, на соблазн чужие недостатки – преподобный Паисий говорит, что это действо дьявола: только он выставляет на всеобщее обозрение чужие немощи.

Я знаю, что Вы хотели зачитать небольшой отрывок в конце передачи – как раз самое время.

– Дорогие друзья, в конце нашей передачи хочу вам зачитать еще из 1-го тома преподобного Паисия Святогорца «С болью и любовью о современном человеке» его советы в контексте вопросов, которые вы задавали. Как правильно относиться к церковным проблемам? Я думаю, не ошибусь, если скажу, что это сейчас очень актуальный вопрос.

«Надо избегать крайностей. С помощью крайностей проблемы не решаются. В старое время бакалейщик брал совком сахарный песок, крупу или что-то подобное и добавлял их на весы по чуть-чуть. Так он добивался точности, и весы приходили в равновесие. То есть он не швырял на весы и не забирал с них сразу помногу и резко. Обе крайности всегда мучают Мать-Церковь. И те, кто придерживается этих крайностей, тоже страдают, потому что каждая крайность обычно больно колется своим острым краем. Это похоже на то, как если бы с одного края держался бы за свою крайность бесноватый – человек духовно бесстыдный, все презирающий, а с другого края уперся бы в свою крайность сумасшедший, у которого глупая ревность соединена с узколобием. То есть духовно бесстыдный человек никогда не придет к согласию с ревнующим глупой ревностью зилотом. Эти люди будут пожирать и бить друг друга, потому что оба они лишены Божественной благодати. И тогда – Боже упаси! – обе крайности могут бить и колоть друг друга постоянно, и конца-края этому не сыщешь. А вот те, кто сможет согнуть друг пред другом края обеих крайностей – так, чтобы они соединились, пришли к единомыслию, примирились, – увенчаются от Христа двумя неувядающими венцами.

Нам надо быть внимательными, чтобы не создавать в Церкви проблем и не раздувать случающиеся малые человеческие слабости, чтобы не сделать большее зло и не дать лукавому повода к радости. Тот, кто, видя какой-то маленький непорядок, приходит в сильное волнение и в гневе бросается его исправлять, похож на неразумного пономаря, который, увидев, что течет свеча, со всех ног бросается ее поправлять, сбивая при этом молящихся, переворачивая подсвечники и создавая во время богослужения величайший беспорядок. К несчастью, в наше время Мать-Церковь смущают многие: одни – образованные – ухватились за догмат умом, но не духом святых отцов. Другие – неграмотные – тоже ухватились за догмат, но зубами. Поэтому они ими и скрежещут, обсуждая церковные проблемы, и таким образом Церкви наносится вред больший, чем от врагов нашего православия. Хорошо, чтобы река не была ни чересчур стремительной, потому что тогда вода уносит за собой деревья, камни, людей, ни слишком мелководной, потому что тогда она превращается в стоячее комариное болото.

Церкви нужны разные люди. Все – и те, кто отличается мягким характером, и те, кто суров нравом, – приносят Церкви свое служение. Телу человека необходима разная пища – и сладкая, и кислая, необходимы даже горькие листья одуванчиков. Ведь в каждой пище есть свойственные ей вещества и витамины. Так и для Тела Церкви необходимы люди любого склада. Один человек восполняет нрав другого. Каждый из нас обязан терпеть не только особенности духовного склада нашего ближнего, но даже и те слабости, что имеются в нем как в человеке. Но, к сожалению, некоторые имеют неразумные претензии к другим. Они хотят, чтобы все были такого же духовного склада, как они сами, и когда другой человек от них отличается, например, более снисходительным или резким характером, то они тут же приходят к заключению, что он – человек недуховный».

Давайте, дорогие мои друзья, будем внимательнее, милосерднее друг к другу, чтобы не наносить раны Матери-Церкви.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс