Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (964) → Священник Константин Корепанов: Скорбный путь Святых Царственных Страстотерпцев

Священник Константин Корепанов: Скорбный путь Святых Царственных Страстотерпцев

№19 (964) / 22 мая ‘18

Беседы с батюшкой

30 апреля, в день 100-летия прибытия в Екатеринбург Государя Николая II начались «Царские дни – 2018». В этот день состоялись малый крестный ход по местам следования Царской Семьи в Екатеринбурге и Архиерейская Божественная литургия в Храме-на-Крови. Вы участвовали?

– Да, участвовал и в крестном ходе, и в Божественной литургии первый раз. Я думаю, многие участвовали в этом событии впервые – оно проводилось раньше как небольшое мероприятие: это был некий почин людей, пылающих желанием почтить каждый шаг Царственных Страстотерпцев на уральской земле. Но в таком организованном виде крестный ход, возглавляемый не одним только Правящим архиереем митрополитом Кириллом, а с присутствием всех архиереев нашей митрополии, множества духовенства и мирян (по подсчетам Управления внутренних дел, около 7 – 10 000 было участников крестного хода), – это необыкновенное, очень важное и очень значимое мероприятие. Очень важно, что именно с этого начинаются Царские дни.

Именно 30 апреля (по н. ст.) на улицы Екатеринбурга ступила нога будущего Страстотерпца Государя Императора Николая II. Поезд привез из Тобольска его самого, его супругу и одну из дочерей – Цесаревну Марию. Сначала они втроем были заключены в Ипатьевском доме, а через 23 дня к ним присоединились остальные члены семьи вместе с Цесаревичем Алексием. И тогда они, соединенные, вместе были заключены до 17 июля в Ипатьевском доме.

И, по замыслу, озвученному в этот день на Божественной литургии, о котором сказал в своем слове Владыка митрополит Кирилл, начиная с этого дня (с крестного хода, с ночи с 30 апреля на 1 мая) каждую ночь на престоле в Храме-на-Крови, который установлен на месте заключения и расстрела Царской Семьи, будет совершаться ночная Литургия – 78 ночных Литургий, последняя совершится Предстоятелем нашей Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Кириллом. После последней ночной Литургии на этом месте будет совершен традиционный Царский крестный ход оттуда, с места их убиения, до места уничтожения их останков, то есть до Ганиной Ямы.

Такой длительный промежуток времени не поворачивается язык назвать марафоном; никто никуда не спешит. Это, скорее всего, как сказал наш Владыка, путь скорби, дни скорби – по сути дела, мы погружаемся в эти дни, сопереживаем с Императором, Императрицей и их Семьей, с людьми, что последовали за ними: и для них это тоже был скорбный путь. Каждый день что-то происходило, каждый день нам есть что вспомнить: как они переживали, что делали, как к ним относились люди, заключившие их здесь. Очень интересно, Император сразу осознал (и это нашло отражение в его записках), что Екатеринбург не случайно выбран местом заключения. Атмосфера здесь очень резко отличалась от той, что была в Тобольске, именно из-за настроений населения тогда очень революционного города (здесь оставили свой след известные революционеры, лучше бы сказать – террористы). Отношение сразу резко изменилось.

С чем Вы связываете такое число людей (почти 10 000 человек), которые рано утром собрались почтить память Святых Царственных Страстотерпцев?

– Люди, живущие в Екатеринбурге, действительно осознают (и с каждым годом все полнее), и все больше этих людей, неразрывную, уже до конца мира или, может, до конца нашей государственности, связь этого города, этого места с судьбой последнего русского Императора – с судьбой святого человека и его святой Семьи. С другой стороны, это, несомненно, трагедия: убийство Императора, своего Царя, помазанника Божия, убийство невинных людей, убийство целой Царской Семьи, жестокое уничтожение сразу всех вместе. Это трагедия, но это и особое благословение на город: кровь мучеников есть семя Церкви. И отчасти это мы и видим – в городе большинство людей 20 лет назад и слышать, и знать не хотели ни что такое Ипатьевский дом, ни о том, чтобы построить на этом месте храм, чтобы там шли какие-то мероприятия… Постепенно атмосфера меняется

И кресты срубали, и поджигали...

– Да-да, я был всему этому свидетелем. Помню, в середине 1990-х, когда стоял в очереди в Вознесенский храм, привезли икону Николая Чудотворца – первую святыню, которая посетила нашу уральскую землю, в очередной раз была сожжена икона часовни Елисаветы. Я там стоял (с вершины все это было видно) и тоже переживал: почему вот так все происходит? Так было, а потом все изменилось. С каждым годом все меняется.

И очень хочется верить (а так всегда было в истории), что кровь этих святых людей, которой полита наша земля, станет не проклятием этой земли, а ее благословением. И вот все больше людей приходит сюда... А посмотрите, что происходит с июльским Царским крестным ходом: он начинался буквально с горстки людей, которые чуть ли не нелегально шли по этим улицам в самые первые годы, и прошлогодний крестный ход – около 50–60 000 человек. Меня самого поразила бесконечная протяженность крестного хода: я никогда не представлял до конца все его масштабы. И вот это приращение людей, почитающих Государя Императора и всю Семью Царственных Страстотерпцев: они строят семьи с их именем на устах, с их образом на сердце, с их опытом, пытаются в своей жизни создавать христианские семьи, знакомятся в этих крестных ходах, уходят на крестные ходы сразу после Венчания, венчаются сразу после этих крестных ходов (у меня самого было Венчание сразу после крестного хода, который мы прошли с будущей супругой).

Приращение всего действа означает, что на наших глазах исполняется древнее свидетельство Церкви: кровь мучеников есть семя Церкви. Неизбежный процесс – все больше и больше людей будет приходить, приезжать, участвовать либо в крестном ходе, либо в каких-то мероприятиях с докладами, лекциями, выступлениями, с музыкой и стихами, с поэмами, может, наконец, с нормальными фильмами, хорошими, достойными – может, гений русского человека наконец снимет про Царскую Семью действительно хороший, нормальный, достойный фильм, который мог бы стать не только признанным шедевром кинематографии, но и быть тем художественным произведением, на котором воспитается, может быть, целое поколение молодых людей.

Вы упомянули о скорбном пути. У меня в руках дневники Николая II и Императрицы Александры Феодоровны 1917–1918 гг. Давайте мы вместе с Вами и зрителями вернемся на 100 лет назад – предлагаю начать как раз с 30 апреля (н. ст.): «Понедельник. День простоял отличный, безоблачный. Утром гуляли час. Обед бессовестно опоздал – вместо часа его принесли на три с половиной часа позже, поэтому вторично вышли гулять около четырех часов только. Какая-то старуха, а затем мальчик лезли к забору – смотреть на нас через щель. Их всячески отгоняли, но при этом все очень смеялись... Поганец Авдеев приходил в сад, но держался вдали. Ужинали полдевятого вечером. Днем много читали хороших рассказов…».

– Интересно замечание по поводу чтения хороших рассказов. Я как-то готовил материал для выступления на Царских днях – сохранилась опись литературы, принадлежавших им книг, которые обнаружили после уничтожения Царской Семьи в Ипатьевском доме. Это была полная опись книг, среди них большей частью книги духовного содержания, но меня больше всего поразили 2 книги. Во-первых, это Библия в хорошем кожаном переплете, вся исчерканная и исписанная, с пометками, с выделенными местами, с восклицательными знаками – это была не просто лежащая на полке книга, а ее постоянно читали. И у меня возникла мысль: «А вот если бы нас (меня, любого другого священника или мирянина) отправили в ссылку, захотели бы мы взять с собой Священное Писание? Помнили бы, что его нужно взять? Так ли быстро потянулась бы у нас рука взять эту книгу с собой в ссылку, в изгнание, на смерть, чтобы она была той последней книгой, которую мы прочитаем перед нашей смертью?». А они взяли и читали ее в это время.

А вторая книга, которая меня тоже поразила, причем больше, чем Библия (все-таки Александра Феодоровна действительно была человеком веры и Библию знала очень хорошо, – это была ее книга), – это «Лествица» Иоанна Лествичника, тоже в кожаном переплете, тоже хорошее издание, и по экслибрису было видно, что она из домашней библиотеки Царского Села – из Александровского дворца она была взята и прошла весь путь изгнания с ними до Ипатьевского дома. Но «Лествица»… Казалось бы, зачем? Это очень специфическая литература, а люди берут ее с собой в изгнание – там не монастырь, чтобы почитать ее на досуге. В изгнание, в ссылку, под арестом они берут эту книгу – и видно, что они ее читали. Часто акцентируют внимание, чем на досуге занимались члены Царской Семьи, а за всем этим была работа духовная, невидимая глазу: люди читали, думали, молились.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Меня мучает вопрос: откуда все это взялось? Большинство людей крестились, причащались, исповедовались, столько храмов было – и в одночасье куда это все испарилось? Все большинством поддержали безбожную власть, побежали за нее, ломали храмы, расстреливали людей. Куда делись Православие и христианство? Или его вообще у них не было? Это было лицемерие, получается?».

Ответы прозвучали в Вашем вопросе. Часть людей, которые организовывали революцию, были ее главными действующими элементами (особенно уничтожения, террора русского населения), действительно не были ни православными, ни русскими – не все, но именно охрану Ипатьевского дома несли латышские стрелки, которые, по определению, православными не были – и это было тоже не случайно: именно так гарантировалось нежалостливое и достаточно суровое отношение – они относились к Царской Семье без всякого уважения.

– И второй момент. Действительно, в одночасье очень многие перестали быть христианами, ибо они никогда ими и не были – по форме были таковыми, а по существу никогда не были. И процесс этот начался очень давно, не в одночасье это произошло – в одночасье люди перестали лицемерить, а процесс начинался очень давно. И мыслители той эпохи, ее свидетели, очень хорошо об этом говорят, и Федор Михайлович Достоевский в своих романах об этом просто кричит и пророчествует: что на самом деле все тенденции приведут к революции с неизбежностью. И в «Дневнике писателя» он об этом говорит. И Василий Васильевич Розанов об этом тоже говорит.

И даже, в какой-то мере, Лев Николаевич Толстой со своими откровенно безбожными книгами и популярностью, которую они вызвали в русском обществе, – я имею в виду не роман «Войну и мир», а его, как он их сам называл, теологические трактаты: их читало тогда очень много людей – не случайно Ленин сказал, что Лев Толстой есть «зеркало русской революции». Это все показывает действительно отход от веры, начавшийся еще в XIX веке, а в начале XX века он приобрел просто огромные масштабы. На это есть свои причины – духовные, политические, культурные, которые кроются в том перевороте, что произвел Петр I. Совершенно не случайно Александр Сергеевич Пушкин называет Петра I «Робеспьером на троне», а Максимилиан Волошин, доживший до большевиков, называет Петра I первым большевиком.

Мне кажется, все-таки интересно почитать и услышать слова, которые писали 100 лет назад Святые Царственные Страстотерпцы. От 5 мая совсем короткая запись о погоде, сырой и дождливой, о невероятной скуке и о тусклом свете (освещение поправили только в столовой).

– Надо понимать, что в Тобольске у них была возможность приходить в храм хоть изредка на Литургию, к ним приходили причащать. В Екатеринбурге, несмотря на то, что Вознесенский храм был рядышком, возможностей служить Литургию, причащаться было очень мало; они были стеснены, едва-едва добились, чтобы им хотя бы один раз была оказана такая милость – настолько власти были категорично настроены против этого и настолько тяжелы были условия, ведь всякому верующему человеку именно Причащение Святых Христовых Таин дает силу. А у них именно в Екатеринбурге возможности для этого были минимизированы до крайности.

6 мая, воскресенье: «Дожил до 50 лет, даже самому странно! Погода стояла чудная, как на заказ. В 11.30 батюшка с диаконом отслужил молебен, что было очень хорошо. Прогулялся до обеда. Днем посидели час с четвертью в саду, грелись на теплом солнце. Не получаем никаких известий от детей и начинаем сомневаться, выехали ли они из Тобольска».

– Тяжелая ситуация, когда ждешь и ничего не знаешь, особенно в условиях той войны, той среды, и нет никакой гарантии, соединятся ли они вообще с другой частью своей семьи, с сыном. Меня всегда поражает выбор Александры Феодоровны – всегда рассказываю про это (никогда, конечно, не нахожу отклика в сердцах слушателей, но тем не менее всегда рассказываю, – настолько это значимо): ведь ей был предложен выбор в Тобольске, ехать с мужем или остаться с сыном. Категорически невозможно было отправить больного Царевича Алексия, поэтому ей предложили выбирать: муж или сын. И она (по примеру жен-декабристок) выбрала мужа – в силу заповеди, в первую очередь, хотя понимала, что сыну она нужна больше (он болеет, она мать), – но долг христианский она так сознавала... Она понимала, что может остаться здесь и больше никогда мужа не увидеть, а ей было важно разделить его путь до конца – как подлинной жене-мироносице, пройти весь скорбный путь своего мужа до конца, до самой последней черты. Это было ее осознанное желание, как мы видим в тобольском выборе: она понимала, что его могут убить. Тогда – умереть рядом с ним, вместе с ним, но пройти путь с мужем, с которым венчана, и с ним перед Богом мученический венец донести до конца. Это очень глубоко женское и глубоко христианское понимание. Хотя, когда я рассказываю об этом, аудитория обычно это не воспринимает: такое христианское понимание Брака очень давно ушло из сознания даже очень многих верующих людей.

В ближайшие 3 месяца нам предстоят очень значимые события, в том числе посвященные 150-летию со дня рождения Государя, 100-летию подвига Царской Семьи (и в мае в Екатеринбурге реализуется информационно-просветительская кампания), в череде их – открытие музейной выставки «Скорбный царский путь» на Ганиной Яме, создание портала «Царская-семья.рф», где тоже публикуются дневниковые записи, фотографии, исторические и архивные документы. Ну и, конечно же, очень и очень серьезная работа в социальных сетях, к которой могут присоединиться и все те, для кого Царская Семья – это не просто два каких-то слова.

– Надо сказать, уже вышли 2 коротеньких фильма и опубликованы в социальных сетях – они есть «ВКонтакте», разумеется, на сайте Екатеринбургской епархии, на сайте «Царская-семья.рф» и освещают достижения, которые были сделаны во время правления Николая II. Вышли коротенькие фильмы об электрификации и о здравоохранении, и они тиражируются – используются площадки социальных сетей, чтобы показать людям, которые просто этого не знают в силу нашего плохого исторического образования, в связи с тем, что существуют разные концепции такого образования. В этих фильмах просто приведены факты, короткие, емкие: что произошло со страной в годы правления Императора Николая II.

И, конечно, я, пользуясь случаем, очень рекомендую всем посмотреть и показать своим детям, если они школьного возраста. Просто для информации, чтобы создать базисную фактологическую площадку, поменять постепенно отношение к дореволюционной России – или, говоря языком метафоры, постепенно вытравить из сознания людей то, что преподавали по советским учебникам.

Мне бы хотелось еще сказать несколько слов и о другом важном событии, которое мы будем переживать в эти дни, – 9 Мая, День Победы. Несомненно, каждый православный человек должен разумно и по-христиански участвовать в праздновании Дня Победы. Конечно, каждый делает то, что считает для себя нужным, возможным, но каждый должен найти силы и возможность рассказать своему сыну, внуку, подрастающему человеку, зачем он идет праздновать 9 Мая, зачем он смотрит фильм про войну, что произошло.

Не надо отдавать ребенка на откуп современному военному кинематографу (он видит там совсем не то, что вижу я, человек, выросший в советскую эпоху и на советских военных фильмах): эти фильмы сняты так, что элементы экшн, которых совершенно никогда не было на войне, там присутствуют в излишней степени, и ребенок их воспринимает, и если мы с ним не беседуем, мы не достигаем никакой цели, даже если ребенок смотрит фильм про Великую Отечественную войну. Мне бы хотелось напомнить, что такова задача родителей с точки зрения Священного Писания.

Нужно говорить о событиях, в которых Бог явил милость к Своему народу, в которых пролита кровь народа – кровь за то, чтобы мы жили, то есть некая жертвенная кровь, чтобы наш народ, я лично, мой сын и моя дочь были свободны и имели возможность говорить на своем языке и верить в своего Бога, вносить элементы своей культуры, развиваться так, как развивался мой народ испокон веку. Вот за это заплачена кровь. И вот об этих моментах жертвоприношения народа, моментах большого пролития крови, побед и славы, мужества и чести мы должны рассказывать нашим детям: пока мы рассказываем и, рассказывая, благодарим Бога, цена пролитой крови и цена благодеяния Божьего остаются значимыми. Это приносит результат, это воздействует на людей.

Если мы не забудем благодарить Бога, будем помнить о пролитой крови людей не как-то «виртуально», а именно по-настоящему, переживая об этом, мы надеемся, что будем жить. И наш народ тем самым как бы имеет право на дальнейшее существование в истории, ибо мы, как говорил известный поэт, должны быть памяти павших достойны – это достоинство того, что мы не просто так живем, а живем потому, что кто-то конкретный из людей тогдашней эпохи встал в бой, поднялся в атаку – и умер, зная, что он сейчас умрет. И вот это должен чувствовать каждый ребенок в этой стране, что жизнью своей он обязан Богу и тому солдату, тому человеку, который отдал свою жизнь за него. И это не просто мероприятие, не просто некое участие, не просто одежда или какой-то еще военный антураж, а нужно именно сказать слово. Глава семьи каждый год 9 мая должен рассказывать своим детям об этом событии, чтобы и им было что рассказать своим детям.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс