Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Завершилась Светлая Седмица, но продолжается празднование Пасхи – ее отдание в этом году 16 мая, накануне праздника Вознесения Господня. Пасха, как говорят многие священнослужители и святые отцы, дает настрой на весь год. Как этот радостный Пасхальный настрой сохранить?
– Пасха есть «праздников Праздник, Торжество из торжеств» – мы говорим об этом в богослужебных песнопениях. Есть 12 великих двунадесятых праздников, но Пасха вне этого ряда, она – особенный праздник, это центр, вершина богослужебного года – смысл христианской жизни в Пасхе: апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то вся вера наша тщетна».
Если говорить о судьбах человечества, то мы помним, что совершилось грехопадение, человек был изгнан из рая, ушел из рая из-за своего греха и был обречен на страдания и смерть, поскольку удалился от древа жизни, от Источника жизни – Бога. Живая связь между человеком и Богом была разрушена, и участь человечества была скорбна. И Христос восстанавливает эту разрушенную связь – крестная Жертва и Воскресение Христово делают возможной для человека вечную жизнь, которой он лишился грехопадением, и человечество, находившееся в безысходности, обретает во Христе надежду и возможность жить: «Жизнь жительствует», как мы слышим в Пасхальных песнопениях. И поэтому это главное событие.
И, естественно, как Воскресение Христово задает смысл всему бытию человеческого рода, так и Пасха дает смысл богослужебному году: Воскресение Христово есть главное событие жизни человечества, и христианская Церковь празднует Воскресение Христово (и Пасху, и малую Пасху – воскресный день) всегда – мы всегда возвращаемся к событию Воскресения Христова, всегда это событие звучит в нашем богослужении каждую неделю в воскресный день и в богослужебных песнопениях, и в чтении Евангелия на утрене накануне каждого воскресного дня. Это событие Воскресения находится в центре, поэтому так и празднуется.
Летоисчисление, по которому мы сейчас живем, – от Рождества Христова. А определен ли год, когда мы будем отмечать 2000-летие со дня Светлого Христова Воскресения?
– Сама дата Рождества Христова была рассчитана с ошибкой. Она была рассчитана в VI веке Дионисием Малым (был такой аббат в Риме), и полагают, что он ошибся лет на 8, может быть, на 7 или 6.
Должно быть больше на 6–8 лет или меньше?
– Должно быть немножко раньше: Ирод Великий умер в IV веке до Рождества Христова, то есть события, что описаны в Евангелиях, были раньше. Надо сказать, что если мы будем говорить о календаре от сотворения мира, которого придерживается Русская Православная Церковь, то событие Рождества Христова приходится немного на другую дату. Разница между эрой «от сотворения мира» («византийской эрой»), которая была официальным летоисчислением до Петра Великого, и эрой от Рождества Христова составляет 5508 лет: чтобы перевести дату на то летоисчисление, мы должны к современному году прибавить 5508 лет. Но внутри летоисчисления от сотворения мира событие Рождества Христова было не в 5508 году, а в 5500 году, то есть оно относится ко времени за 8 лет до начала эры от Рождества Христова, рассчитанной Дионисием Малым; здесь разница есть, и традиция немного другая.
Но летоисчисление есть вещь до определенной степени условная: мы привыкли, мы живем так, это дает нам возможность ориентироваться во времени, его считать, соотносить те или иные системы летоисчисления, и в этом отношении, наверное, менять ничего не стоит. А расчет даты – это сложная хронологическая задача, которая может быть решаема по-разному; где-то в 2027 или в 2029 году может быть двухтысячная Пасха. Не знаю, по-разному может быть, это большой и содержательный вопрос для специалистов по библейской хронологии.
Как Вы думаете, у Православных Церквей получится прийти к общему знаменателю и точно определить этот год?
– Во-первых, если даже это будет в каком-то смысле не совсем точным, символическая дата будет. Я бы хотел сказать, что 1999-я Пасха так же значима, как значимы 2000-я и 2001-я: каждая Пасха за все время, которое было и которое будет, напоминает нам о событии Воскресения Христова, которое мы переживаем. Это одинаково великое событие вне зависимости от любой хронологической даты.
Я с Вами согласен. Хотелось бы поговорить о неделях, которые мы скоро будем отмечать, и хотелось бы вспомнить Неделю антипасхи, в частности – чудо уверения апостола Фомы. Апостол Фома – это все-таки человек, который находился рядом со Христом и смог усомниться в Его Воскресении. А как нам, современным верующим, которые живут через столько лет, поучиться у апостола Фомы и все-таки увериться?
– Неделя антипасхи и воспоминание уверения Фомы приходится на следующее воскресенье за Светлым Христовым Воскресением. Важное и значимое событие. Наверное, не зря так поставлено, и в связи с этим нужно сказать, что Господь сотворил человека разумным, со способностью сомневаться и со способностью думать – голова человеку дается не только чтобы шапку носить, а чтобы он размышлял и рассуждал. И если человек желает испытывать веру, в том числе и как-то об этом узнавать, в этом нет ничего осудительного.
Сначала Фома приходит в собрание учеников, которые ему говорят, что видели Господа. А Фома им отвечает: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в бок Его, не поверю, то есть пока не испытает, не увидит сам, не уверится. И Господь приходит и говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим» (то есть уверяйся). На это Фома отвечает: «Господь мой и Бог мой!». «Блаженны невидевшие, но уверовавшие» – это хорошее, великое состояние, но и уверение Фомы тоже важно и значимо. И всякий испытующий от Господа получает уверение.
Но здесь мы должны остановиться еще на одном важном моменте. Если мы действительно желаем верения, если наш вопрос к Богу, чтобы действительно увериться, – мы обязательно получим на него ответ. Часто по лукавству нашему мы задаем вопросы не чтобы иметь ответы, а чтобы задавать сами вопросы, для своих каких-то целей. На такие вопросы Господь не дает ответов. Мы и в Евангелии видели фарисеев, задававших лукавые вопросы – на такие вопросы Господь не дает ответов: они задаются не чтобы знать Бога и увериться, убедиться в истине, а чтобы остаться при своем, лукаво и хитро вывернуться и настоять на своей точке зрения. Но подлинно желающему знать Господь всегда открывается, дает эту возможность, как Фоме. Это важный момент.
И второй важный момент. Его мы должны понимать уже в связи с современностью, когда размышляем над этим Евангелием и над этим воскресным чтением, которое дается нам в храме, что сегодня эти ребра и эти язвы – это мы. И неверующий мир вкладывает свою руку для своего уверения в ребра и язвы, которые ему предоставляет теперь существующая Церковь как Тело Христово. И мы – эти свидетели о Воскресении Христовом. И, конечно, уверение Фомы – это и наши размышления: какие мы свидетели, какое мы можем дать свидетельство? И, видя нас, скажет ли действительно мучимый подлинным вопросом, желающий найти Христа и приходящий к Его Церкви человек: «Господь мой и Бог мой»? Как мы свидетельствуем? Вот это – тоже важный момент, обращенный ко всем нам, в каждую Антипасху он вновь и вновь задается.
Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Почему нигде не сохранилось точной даты, ведь Христа распяли в определенный день? Нигде этого нет. Или это специально было так задумано? Или же в то время люди вообще считать ничего не умели и никакое летоисчисление не вели? Или распятие Христа было таким незначительным событием в то время, что никто об этом даже не задумался – иудеи, или кто там жил?».
– Да, для людей, которые наблюдали жизнь и писали историю в тот момент, распятие Христа не было событием столь значимым и заметным, чтобы оно попало в какие-то хроники. Значит, то, что происходило в Иудее, могло и не быть зафиксировано в хрониках. Прошло довольно много времени, какие-то привязки есть, в особенности в Евангелии от Луки, но их не совсем хватает, чтобы выстроить полноценную хронологию событий – для многих событий Древней истории это не такое редкое явление, а то, что неизвестна точная дата, не отменяет значимости события (как мы уже сегодня говорили).
Светлана в социальной сети ВКонтакте спрашивает, как лучше читать Евангелие: по календарю или по главе в день?
– Это как удобно человеку. Здесь не может быть одного конкретного совета. Для кого-то глава – это слишком много, для кого-то это вполне вместимо, для кого-то дневное чтение – это вполне нормальный объем. Когда мы читаем Священное Писание или духовную литературу, мы читаем для пользы нашей души. И, читая это для пользы нашей души, мы должны сообразовываться с тем, какой объем мы можем реально вместить, с каким объемом можем разобраться. Здесь нас никто не гонит, никто не заставляет прочитывать на скорость большие тексты – важно, чтобы чтение, которое мы совершаем, было назидательным и полезным для нас.
И если для нас в течение дня достаточен и вполне вместим смысловой отрывок в пределах части какой-то главы, нескольких стихов (над этим мы можем подумать, это будет для нас предметом размышлений на целый день и принесет пользу) – это хорошо, так можно сделать. Если мы способны вместить главу и не забываем, читая конец, о чем написано в начале, можем поразмыслить над всем объемом главы, тогда можно читать главу. Здесь главное – сообразовываться с целью: зачем мы читаем Священное Писание и как и сколько можем вместить индивидуально. От этого объема текста мне есть польза, а такой объем будет уже для меня излишним, я не могу его вместить, – вот с этим нужно сообразовываться. Цель – польза нашей душе. Исходя из этого и определять объем, а это индивидуальные вещи.
Одно из воскресений после Пасхи – день святых жен-мироносиц, он еще именуется православным женским днем. Кто эти жены-мироносицы, и почему этот праздник так значеним?
– Это не только день жен-мироносиц – еще в этот день вспоминаются святой праведный Никодим и святой праведный Иосиф Аримафейский, послужившие Спасителю: они участвовали в снятии Спасителя со Креста и Его погребении, проявили такую простую, но необходимую заботу о Спасителе, о Его достойном погребении. Если мы вспомним Евангельские события, что там произошло? Вот распятие, Господь Иисус Христос умер на Кресте. И каково состояние учеников? Апостол Петр переживает свое предательство, ученики рассеялись, разбежались, находятся в смятенном состоянии. А эти женщины, стоявшие при Кресте до конца, имеют простую, ясную задачу: Учитель был с ними, Он умер на Кресте, Его нужно снять с Креста, дать Ему то погребение, которое положено достойно совершить. И Никодим (таившийся и приходивший ко Спасителю ночью, тайный ученик Спасителя), и Иосиф Аримафейский (сановник), может быть, при жизни Спасителя боялись в силу своего высокого положения слишком афишировать свою связь, ибо это не одобрялось в синедрионе, к которому они принадлежали, – но это все отступает. Для них важно, что Учитель умер и нужно дать Ему погребение. Они бесстрашно просят у Пилата тело Спасителя, делают все, чтобы совершить необходимое. Их память совершается в это воскресенье – в частности, за то, что они имели мужество служить до конца и быть верными до конца в простых житейских делах.
Если брать шире, то мы отмечаем этот день как женский праздник исходя из того, что иногда служение жены, матери кажется, может быть, незаметным, не относится, как кажется, к великим и значимым делам жизни, но является необходимым для каждого из нас. И если это служение не совершается, то и ничего другого не бывает. Иногда простое и необходимое служение должно иметь свое место и значение, и вот это значение здесь подчеркивается.
Вопрос телезрительницы: «Правда или нет, что если люди умирают на Пасхальной неделе, то душа уходит в хорошее место и мытарства не проходит?».
– Да, есть такое поверье, что умереть на Пасху – это очень хорошо, ибо это время победы жизни над смертью, и что если кого-то Господь призывает в это время, то это особый знак благоволения Божия к этому человеку. С одной стороны, мы должны понимать, что это такое особое время, если человек умирает в мире с Церковью.
Важно смотреть все-таки не на время кончины, а на то, в мире ли с Церковью человек отходит к Богу. Отходит ли он к Богу как добрый христианин или как-то иначе? Прежде всего об этом мы должны иметь заботу. Преданий много, в том числе и хороших, но ясно, что мы должны заботиться именно о христианской кончине своей жизни и это ставить на первое место.
Под анонсом сегодняшней программы в социальной сети ВКонтакте развернулась целая дискуссия, касающаяся падших ангелов, сатаны и того, как вообще могло появиться зло в нашем мире. Владимир спрашивает: как сатана мог по своей воле отпасть от Бога и как из-за этого в мире появилось зло, которого Бог не создавал?
– Да, это большой и сложный вопрос: если Бог не создавал зла, откуда оно взялось? Зло есть следствие свободной воли – оно не создано Богом, Бог не творец зла. Зло есть умаление добра в свободных существах. В частности, в ангелах и сатане умалилось добро. Он несуществующее, по мере умаления добра, начал осуществлять в своей жизни. И в человеке тем же самым образом возникает зло – оно возникает внутри нас, мы его (несуществующее) делаем существующим, осуществляем в себе, даем ему бытие тогда, когда в нас умаляется добро; оно не имеет самостоятельной природы, но обретает ее благодаря нам и в нас. Почему, например, нельзя победить зло злом? Зло на зло дает только умножение зла, его увеличение – если мы начинаем отвечать злом на зло, то мы не можем преодолеть зла, оно только увеличивается.
По аналогии здесь можно сказать, что свет имеет некую самостоятельную природу (есть светильники, чтобы давать свет), а тьма не имеет таковой. Выключим светильник – специального «темнильника» не надо, просто отсутствие света даст нам тьму: тьма не есть что-то самостоятельное, это есть отсутствие света. Свет имеет свое самостоятельное бытие, а тьма его обретает тогда, когда свет исчезает, так и зло – оно обретает свое бытие тогда, когда исчезает добро, умаляется в нас добро и умножается зло: мы даем ему место, осуществляем его в себе.
Вопрос телезрительницы из Новочеркасска: «Нужно ли брать благословение на чтение Псалтири и Евангелия?».
– Если вы подойдете и возьмете благословение у священника, я полагаю, это будет хорошо. Вообще, зачем мы берем благословение, почему полезно и хорошо его брать? Мы часто можем определять себе порядок чтения, не совсем сообразный с нашими силами. То есть нам кажется, что мы можем читать Псалтирь по 5 кафизм в день, хотя для нас это может оказаться неподъемным и здесь совет со священником может оказаться совсем не лишним. Или наоборот: где-то полениться можем в отношении исполнения того или иного чтения. Поэтому всегда лучше обсудить со священником, с духовником свое молитвенное правило (кроме обычного утреннего и вечернего еще какие-то дополнительные правила и послушания). И принять благословение, чтобы это было не во вред, а на пользу.
30-го апреля мы будем вспоминать 100-летие дня, когда в Екатеринбург были привезены члены Святой Царской Семьи, принявшей здесь мученическую смерть. И в этот день, помимо памятных богослужений, состоится малый крестный ход от станции Шарташ, где были высажены члены царской фамилии, по местам, где их везли. Студенты семинарии будут участвовать в этом крестном ходе?
– Полагаю, да. Этот год – год 100-летнего юбилея и, хотя мы с вами говорили, что круглая дата не делает событие меньше или больше, она обращает наше внимание на то или иное событие, в большей степени приковывает внимание к нему и дает повод, может быть, для большего разговора о нем. Если говорить о Екатеринбурге, о событиях, связанных с Царской Семьей, которые происходили здесь 100 лет назад, то как раз 30-го апреля началось пребывание Царской Семьи в Екатеринбурге. Этим крестным ходом и этим событием открывается самый главный юбилейный период, который будет завершаться богослужениями и большим крестным ходом в июле.
Я полагаю, что студенты семинарии примут участие в этом крестном ходе: всем нам полезно размышлять об этих событиях, о том, как это было, прикоснуться к их смыслу. А чтобы это понять, мы должны молиться, молитвенно пережить, тогда к нам придет понимание и духовного смысла этого: без молитвенного переживания, без молитвенного труда не придет и понимание духовных смыслов произошедших событий – без молитвы это невозможно уяснить себе. А молитвенные труды, включающие в себя и крестный ход, и участие в богослужениях, которые посвящены Царской Семье, чрезвычайно важны.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.