Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (963) → Игумен Фома (Василенко): Святитель Николай и все святые

Игумен Фома (Василенко): Святитель Николай и все святые

№18 (963) / 2 мая ‘18

Беседы с батюшкой

Батюшка, поздравляю Вас с праздником и прошу рассказать немного о святителе Николае и его участии в Вашей жизни.

– Насколько известно из церковного предания, святитель Николай жил в IV веке, участвовал в Первом Вселенском Соборе. По происхождению, скорее всего, был грек, но точно об этом я затрудняюсь сказать. Жизнь святителя Николая полна невероятных происшествий и чудес начиная с самого раннего детства – с купели Крещения. Неспроста святителя Николая называют чудотворцем. В жизни большинства людей, которые обращаются к Богу с молитвами, он всегда откликается очень быстро, и во всех городах и нашей страны, и зарубежья обязательно есть храм, посвященный этому угоднику Божиему.

Есть и в моей жизни некоторые моменты, и истории людей, очень поучительные, связанные со святителем Николаем. Я часто их вспоминаю и рассказываю. Например, история одной монахини, которая живет сейчас в Москве. Когда она училась в институте, преподавался научный коммунизм. Преподаватель ее очень не любил и говорил: «Я тебя все равно завалю на экзамене, можешь не готовиться!». Она приходит к духовному отцу: «Батюшка, что делать, я так трепещу!». Он говорит: «Читай акафист святителю Николаю Чудотворцу 40 дней и выучи самый трудный билет, один, но без запинки». Она выучила, прочитала акафист, приходит на экзамен. Там сидит комиссия, а преподаватель этот ходит рядом с комиссией. Она берет тот самый билет и говорит: «Я готова без подготовки». Это, конечно, приветствуется – отметка на балл выше. Выпалила все, но преподаватель не сдается и обращается к комиссии: «У кого будут дополнительные вопросы?». Хочет ее «задавить». А ему из комиссии отвечают (сдают, напомню, научный коммунизм): «Побойтесь Бога!». Ей поставили пятерку, это был уникальный случай, чтобы у этого преподавателя получить «отлично». Этой же монахине подарили автомобиль «Ока». Представьте: во-первых, это Москва, во-вторых, она женщина, отличается от мужчины скоростью реакции. Опять она идет к духовнику, и он ее благословляет на чтение акафиста святителю Николаю и рекомендует учиться. Я ездил с ней по Москве, тогда я еще сам за рулем не сидел. Ездит она очень лихо, сигналит, показывает другим водителям что-то, перестраивается. Она очень шустро передвигается на своей маленькой машинке. Это благодатная помощь святителя Николая и в том, и в другом случае.

Потом я сам использовал этот прием, и мне очень помогало. Когда ко мне обращались люди с какими-то просьбами, я советовал почитать акафист святителю Николаю. Потом они приходили и рассказывали: «Да, батюшка, как говорится, сработало!».

Есть история, возможно, не совсем достоверная, фольклорная. Идут на службу святитель Николай Чудотворец и преподобный Кассиан Римлянин. Крестьянин сбился с дороги, телегу в грязь снесло, не может вытащить никак. «Помогите мне, угодники Божии!», – просит он. Преподобный Кассиан говорит: «Не переживай, старичок. Сейчас мы тебе кого-нибудь пришлем в помощь. Мы же на службу идем, временем не располагаем». А святитель Николай сразу полез в эту грязь, давай доставать эту телегу, помог крестьянину, который сказал: «Святитель Николай, тебя я буду вспоминать каждый четверг, а тебя, святитель Кассиан, раз в четыре года!». Служба церковная по Уставу вспоминает святителя Николая каждый четверг, а память преподобного Кассиана Римлянина 29 февраля.

Это говорит о том, что святитель Николай очень отзывчивый: мы только вздохнули, а он уже тут как тут. Это таинственное дело, необъяснимое, но в этом и есть могущество Божие: через своих святых угодников он делает вещи, выходящие за рамки нашей обычной жизни.

Но ведь святитель Николай вырос и родился совсем в другой культуре, можно сказать, в другой цивилизации по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. Неужели он слышит нас, понимает ситуацию, которая нас окружает?

– Конечно, понимает. Ведь у Бога все не так, как у нас. Он же разделил нас по разным признакам, например, языковым, чтобы мы не объединялись на строительство зла. Раньше, до строительства Вавилонской башни, был один язык, все друг друга понимали, но собрались, чтобы сделать зло. Бог сошел и смешал языки, но возможность восстановить это единство людей осталась – у Бога все возможно. Своим святым угодникам Он это и дает, и они могут понимать: Бог один и тот же, он не меняется, как был Всемогущим, так и остался. Все наши современные технологии, перемены только для нас что-то значат. Через своих святых угодников Он может снова явить Свою силу. Для Него ничего не стоит сотворить все, что нам нужно, лишь бы это было полезно и входило в планы Божии, не мешало человеческому спасению.

Батюшка, как Вы считаете, не очень ли страшен такой перекос, который иногда случается: люди по необходимости больше обращаются не к самому Богу Спасителю, а к святым? Этот святой угодник для того, этот – для другого.

– Почему Бог по молитвам некоторых святых делает то или иное? Например, к святому мученику Иоанну Воину обращаются, когда случаются пропажи, обиды, воры как-то вредят. Святой очень быстро вступается и исправляет ситуацию. Ксению Блаженную просят помочь в поиске работы, к блаженной Матроне Московской обращаются за помощью в приобретении жилья, устроении быта. Ответ есть на это: можно было бы и Бога попросить, но таким образом Бог прославляет Своих угодников. Он дает часть от Своей славы, Он щедрый, а святые угодники заслужили это. Господь их оделяет Своей славой. Перекос может быть, когда человек создает себе бога из этого святого, не понимая, что все это творится силой Иисуса Христа. По-другому можно сказать, что все святые угодники относительно нас святые, относительно Бога наименее грешные.

А как же быть с тем огромным сонмом святых, которые есть у нас в календаре, но которых мы практически не знаем?

– Это тоже нужно отдавать Богу. Он это Сам как-то устроит, прославит их. Мы живем в Санкт-Петербурге, а ведь есть много еще мест на земном шаре, может быть, эти святые там известны. Некоторые люди всю жизнь ходят в храм и знают пару святых по своей простоте. А есть люди, изучающие жития святых, читающие каждый день. Это очень хорошее дело: вместо новостей и сериалов читать жития святых, что-то взять из их жизни. Они же были подобны нам, но вырвались из греховного рабства, плена, круговерти, в которой постоянно топчется человек. Вроде бы, кажется, выбрал что-то, а начинает делать и понимает – опять зашел в тупик. Все потому, что без Христа. Христос – Свет миру, Выход в вечную радость.

Как Вы считаете, как происходит «знакомство» с тем или иным святым?

– Это опять же Промысл Божий: Он видит человека и знает, как это сделать. Я читал такую историю. Умирает человек, христианин – архангелы Михаил и Гавриил посланы Богом за этой душой. Михаил говорит Гавриилу: «Иди и возьми эту душу». Гавриил отвечает: «Не знаю, как бы не испугать его. Спроси у Господа, как быть?». Михаил обращается к Богу, а Господь отвечает: «Пошли за этой душой Давида с гуслями». У человека был такой характер, что ему было бы спокойнее, если бы пришел Давид с песнями, гуслями. В Ветхом Завете пляски были во время богослужения, и сейчас на Востоке есть такое: арабы, например, очень горячие, они не могут, как мы, стоять всю службу. Им нужно движение, они очень энергичны. И Господь посылает умирающему Давида. И в остальном так: Бог смотрит, как человека привести к Себе. Можно, как говорится, через коленку заставить, нагнуть его, а можно привести и какими-то удобными для человека путями. Например, человек пришел заниматься спортом, помолился перед этим и видит: что-то получилось у него. У него отложилось в сознании, что он помолился – и получилось. Значит, это очень важно – помолиться. Он уже со спорта перекидывает свое внимание на молитву, начинает в это вникать, узнавать духовный мир. Оказывается, мир необъятный, богатый, и он увлекается этим. Как-то Бог параллельно человека улавливает исходя из человеческих намерений, видя сердце человека.

Батюшка, можете Вы привести пример из собственного опыта «знакомства» с кем-то из святых?

– Не очень правильно о себе рассказывать что-то. Когда я начинал ходить в храм, были очень тяжелые времена, 90-е годы. Я пришел в храм и думал, что жизнь моя станет легче. Все так думают, даже апостолы думали, что вот-вот Христос объявит Себя Царем, покорит всех, и мы будем жить припеваючи. Примерно так думал и я: зайду, помолюсь – и будет все хорошо. А получалось все наоборот. Как будто я раскрыл мешок с камнями, которые на меня и посыпались. Конечно, Бог ломал все, что у меня было. Так же, как если мы приглашаем в дом ремонтную бригаду, то они сначала все ломают. Посмотришь, что же они делают-то? Так они все старое ломают, выкидывают, а потом новое делают. Так и Бог: сначала Он решил все сровнять, что я понастроил. А я уже был на грани отчаяния: вот и в Церкви ничего не получилось! Как жить дальше? И вот происходит встреча (я не знаю, сон это был или что-то другое, я уже собирался спать): вижу икону Христа, слышу некий голос, по которому понятно, что это может быть только Бог. Он несет такое утешение, такой мир и радость и спокойно говорит несколько слов, смысл которых такой: почему ты расстраиваешься, если теперь ты будешь со Мной. И всю жизнь, когда подкрадываются мысли ропотные: «Зачем я это выбрал? Надо было жить по-другому!», я это вспоминаю, и все тучи помыслов мрачных разбегаются. Утром я проснулся и почувствовал в душе свет, праздник, хотя внешне ничего не изменилось – такая же неразбериха, непонятно, что впереди, но я увидел то, что Бог дал мне, внутри себя. Он мне открыл Себя, произошла встреча, Богоявление в моей личной жизни. Я понял, что это стоит того, чтобы всю жизнь потрудиться и потом всегда быть с Ним. Я стал читать книги и параллельно увидел людей, которые Богу угодили, и у них что-то подобное происходило. Например, митрополит Антоний Сурожский. У него есть книга «Встреча». Он читал Евангелие от Марка, причем читал не с целью познать Бога, а наоборот, прочитать и закрыть: все понятно, я так и думал, что Там ничего нет. И вот он читает Евангелие от Марка и чувствует, что Иисус стоит рядом. Бог устраивает в жизни каждого человека так, как нужно, как врач находит подходящее лечение для больного: кому-то массаж, кому-то палку, кому-то горькую таблетку, кому-то сладкую пилюлю. Так и Господь: находит то, что нужно, очень нежно, аккуратно, заботливо.

Каким образом один святой угодник помогает стольким людям одновременно?

– Он же не своими человеческими силами помогает, это уже сам Бог действует, ангелы трудятся. Человеку, угодившему Богу, дается власть. Он как окно, через которое мы обращаемся к Небесам и оттуда уже получаем ответ в виде помощи. Приходят ангельские силы, которые мы видим по действиям: природа им повинуется, животный мир. Есть разумные могущественные Силы бесплотные, которые все устраивают, но для нас они пока скрыты. 19 сентября вспоминается чудо архистратига Михаила в Хонех: злочестивые люди решили затопить храм, стали строить канал, чтобы река смыла церковь. Архип, угодник Божий, который смотрел за этим храмом, молился. Является архистратиг Михаил, вонзает посох – и вся вода уходит под землю. Это невероятно. Сейчас столько техники, а мы не можем как следует построить. Удивляемся, как раньше без такой техники возводили что-то. Была Божия помощь, потому что качество жизни людей было другое, в духовном смысле. Не было техники, не было знаний таких, зато люди были прилежнее в молитвах и в духовной жизни, и Бог им давал. А мы такие умные, а сделать не можем того, что они делали.

Как Вы считаете, на каких святых стоит обращать больше внимания – древних или близких к нам по времени, по местности?

– Нужно смотреть в календарь и каждый день обращаться к тому святому, чья память, можно короткими молитвами. Например, есть календарь с тропарями, можно их прочитать. Если путешествуешь, въезжаешь в какую-то область, например, Рязанскую, перекрестись и говори: «Все святые, в Земле Рязанской просиявшие, молите Бога о нас». Поехал дальше – делай везде так. Нужно чтить и местных святых. Необходимо чтить святых наиболее полно – и по календарю, и по географическому местонахождению, потому что без их помощи мы сами бессильны. Бог сказал нам: «Яко без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. 15,5). Если мы обращаемся к Богу и чувствуем какую-то стену, тогда уже обращаемся к Его «друзьям» – святым. В Кане Галилейской, когда у молодоженов закончилось вино, Матерь Божия, увидев это, сказала Своему Сыну, и Он сотворил первое чудо. Казалось бы, незначительное дело, но Матерь Божия заботится, чтобы не испортить праздник подобной мелочью.

Мы празднуем перенесение мощей святителя Николая в Бари. Сейчас это итальянский католический город. Возникает вопрос о паломничестве, о том, как ехать в неправославную страну к этим святыням.

– Католики дают нам совершать Литургию так, как мы привыкли, дают нам время совершать богослужения, приложиться к мощам, правда, немного по-иному. Есть там и православный храм рядом. С другой стороны, путешествие по святым местам, по словам святых угодников и духоносных старцев, не должно быть самоцелью. К этому нужно прибегать при унынии, а не ездить без конца по святым местам. А кто трудиться будет? Есть, конечно, те, кто в силу причин не может трудиться. Если человек крепкий будет так время проводить, это будет перекос в плохую сторону.

На территории нашей Родины очень много святых, часто люди куда-то едут, а о святых своего города или области не знают. Как «познакомиться» с этими святыми?

– Вернемся к вопросу о том, для чего нужно ездить. Что такое поездка по святым местам? Можно было бы пойти и помолиться святому в своем городе, ведь это займет очень мало времени. Поездка по святым местам в другие города – это смена обстановки, смена занятия. Это нужно человеку, чтобы отдохнуть, ведь отдых – это смена деятельности. Рубил дрова – займись чем-нибудь другим, будут участвовать другие группы мышц и другой участок мозга. Так и здесь. Конечно, нужно знать своих святых, но до этого нужно дорасти внутренне. Пустынники говорили монахам, которые жили в монастырях: «Неужели вы думаете, что вас в монастыре Бог услышит быстрее, чем нас в пустыне?». Это зависит не от того, где ты находишься. Бог смотрит на то, что у тебя внутри. Помните, Моисей стоял и молчал, а Господь говорит ему: «Что ты вопиешь ко Мне?». Такая у него была молитва, как крик по своей силе, а внешне ничего не было заметно.

Хорошо, если обращаешься к своему святому, который рядом находится, но нужно дорасти до этого, работать внутри себя, тогда и ездить никуда не надо будет. Люди же уходили в затвор, это такие же люди, как мы, но они начинали работать над собой и понимали, что все тут, никуда не надо ездить. Самый близкий пример – святые Серафим Саровский, Серафим Вырицкий.

Святитель Николай почитается не только православными христианами, но и прочими конфессиями, даже мусульманами и язычниками. Как это сочетается? Действительна ли их молитва?

– Во всяком народе боящийся Бога угоден Ему. Корнилий-сотник был язычником. А было множество верующих в то время, которых Бог осудил, а Корнилия возвысил. Бог смотрит не на то, кем себя считает человек. Человек, например, почитает себя за верующего православного, он сам так решил. А другой говорит, что некрещеный, неверующий, но по своим поступкам выше первого человека. Но есть такой момент: у человека некрещеного бывают добрые дела потому, что дьявол ему не мешает. С одной стороны, добрые дела нужны и крещеному, и некрещеному. Если ты крещен, то это не значит, что надо ходить, сложив руки в карманы. Нужно хотя бы стакан воды подать кому-то, если большего не можешь. Бог тебя не осудит, если ты не дашь того, чего у тебя нет. Мог подать стакан воды, мог посмотреть ласково, сказать слово доброе, но не сделал этого, потому что, кроме себя самого, человеку никто не нужен. Вот за это будем осуждены.

Хорошо было бы, если бы некрещеный человек дорос до Крещения, как все евангельские язычники, которые стали потом православными людьми. Хорошо, если все эти добрые дела приведут человека ко Христу. Не к богу (под словом бог можно кого угодно понимать – Мардука, Озириса еще неведомо кого), а именно ко Христу. Именно Христос истинный Бог, Им открываются все тайны, разрушаются недоумения, рассеиваются помрачения. Он – Свет миру. Одно дело, когда человек делает добро по природе своей: человек создан Богом для добра. Душа – христианка, потому что сотворена Богом, признает она это или нет. Добро для нее естественно, но при этом хорошо, если ум человека открылся, и он узнал, кому он обязан своим бытием.

О чем нельзя молиться святителю Николаю и другим святым? Что считается не достойным молитвы?

– На всякое зло нельзя призывать святых. Есть такая показательная история. Один воришка ходил на дело, предварительно поставив свечу в церкви святителю Николаю, чтобы все получилось и его не поймали. И вот он поставил свечку, пошел на дело, залез в какую-то усадьбу ночью, начинает там сгребать все в сумку. Что-то сделал неосторожно – все посыпалось и произвело шум. Поднялась тревога, он – в окно. Вокруг усадьбы открытая местность. Слуги за ним поскакали на лошадях. А как от коней бежать? Только пророк Илия так мог, когда в Духе был. Бежит этот воришка и видит: стоит благообразный старец, показывает на труп кобылы и говорит ему: «Залезай ей в брюхо». Воришка юркнул туда, преследователи его и потеряли. Разве человек нормальный подойдет к разлагающемуся трупу? И вернулись к себе. Старичок этот говорит: «Вылезай». Потом спрашивает: «Ну, как тебе в этом брюхе было?». Воришка отвечает: «Смрад ужасный, я еле-еле выжил». Старичок произнес: «Вот так и мне твои свечки были!». Святитель Николай, конечно, исполнил просьбу этого человека, но он его и научил при этом.

Когда мы молимся, как отличить каприз от реальной нужды?

– Святые отцы говорили: «О чем-то важном нужно молиться три года». Воля Божия узнается из внешних событий. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «На волю Божию указывают внешние обстоятельства». Например, человек хотел бы поехать в Санкт-Петербург, а не может. А мне однажды Владыка предложил поехать, хоть я не просил об этом, а искал волю Божию.

Хочется всем пожелать, чтобы мы просили у Бога самое необходимое и важное, полезное для нас. Происходит что-то неприятное, но это нужно принять как лекарство от Бога, как некую данность. Раз Бог дал, значит, это нужно. Бога за все благодарить надо – и за скорби, и за болезни. Мы сами не делаем того, что нужно, но просим Бога, и он посылает скорби, которые сокрушают нас, перемалывают, делают из нас тесто. Пекарь много раз бьет его, чтобы выпечь хороший хлеб. Так и Бог месит и месит человека – и получается золотая душа. Дай Бог нам все это перетерпеть молитвами всех святых и чудотворца Николая.

Расшифровка:
Ярослава Трунцева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс