Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (963) → Протоиерей Максим Плетнев: Церковная помощь одержимым страстью пьянства и их близким

Протоиерей Максим Плетнев: Церковная помощь одержимым страстью пьянства и их близким

№18 (963) / 2 мая ‘18

Беседы с батюшкой

Сегодняшняя наша тема звучит так: «Церковная помощь одержимым страстью пьянства и их близким». В храмах часто совершается таинство Соборования – как Вы считаете, одержимые страстью пьянства в нем нуждаются?

– Таинство Соборования установлено в Церкви для исцеления болящих. Что такое алкоголизм? Страсть к алкоголю – или даже к наркотикам. Правильнее сказать, что это не только одержимость страстью, но и четырехуровневое явление – биологическое, психологическое, социальное и духовное.

На духовном уровне это страсть, доходящая до одержимости. Когда мы говорим о страсти, то говорим и о влиянии темных духов. Это очень печальное социальное явление – разрушение личности самого человека, подверженного недугу винопития, и разрушение жизни его близких. Часто в социальном плане можно говорить, что вокруг зависимого человека будто выжженное поле: потеряна работа, разрушена жизнь, потеряны взаимоотношения с близкими.

На биологическом и психологическом уровнях это болезнь. Всемирная организация здравоохранения определяет ее как хроническое и прогрессирующее заболевание, которое иногда может оканчиваться летальным исходом. Хроническая болезнь не лечится. Но мы говорим, что человек при алкоголизме может чем-то компенсировать свою болезнь и жить нормальной, полноценной, здоровой жизнью. Что такое прогрессирующее заболевание? Это значит, что если заболевание не лечат, оно развивается. О болезни, может, мы позже поговорим. А вот говоря о духовном, еще раз подчеркнем, что это страсть.

Здесь такое соединение: это и болезнь, и страсть, и одержимость бесами. Воздействие темных сил на пьющего человека, конечно же, есть. Помогает ли Соборование? Мы верим, что благодать Божия может являть большие чудеса. Действительно, в болезнях для нас есть церковное указание прибегать к таинству Соборования. Может быть, и в этой болезни таинство тоже окажет благодатное воздействие, но необходимы и другие способы воздействия на ситуацию: к сожалению, только Соборованием эту проблему не решить.

Не решить ее только церковными методами, как не решить только медицинскими способами или только психологическим воздействием, или только социальным – это проблема, которая будет проявляться и на духовном уровне: где-то что-то вы купируете, но до природы этого явления не доберетесь. Когда мы пытаемся помочь этим людям, то я за то, чтобы стараться увидеть суть происходящего: что происходит, что мы видим перед собой? Когда мы будем знать точно, что это, тогда у нас будет возможность правильно ответить на ситуацию.

Но в чем в первую очередь должна выражаться церковная помощь?

– У нас есть Отдел по церковной благотворительности и социальному служению – это Синодальный отдел, который является общецерковным (территория, окормляемая Русской Православной Церковью, – это не только Россия, это и Украина, и Молдова, и другие страны СНГ: синодальные структуры должны действовать на всей территории, которую окормляет Русская Православная Церковь). При Синодальном отделе у нас есть два координационных центра – по противодействию алкоголизму и по противодействию наркомании. Они координируют действия, участвуют в работе, пытаются ее наладить там, где ее нет, а где она уже есть, помогают чем могут. Есть даже документы, которые были подготовлены усилиями этих центров и приняты Священным Синодом Русской Православной Церкви, где сформулирована концепция работы в обоих направлениях – в этих документах четко говорится о необходимости комплексной работы, и церковной работы прежде всего.

Мы обычно говорим о нашей природе, что человек трехсоставный: дух, душа и тело. Наша природа – единение всех этих начал. Так и в нашей работе – невозможно работать только в одной области, не обращая внимания на то, что происходит в другой. Естественно, если работа ведется только в сфере воцерковления болящих и страждущих, то, к сожалению, мы видим, что пить-то можно и в церковной среде, и в монастырях. Лет 20 назад Церковь активно взялась за работу, была возрождена работа с алкоголезависимыми и начата работа с наркозависимыми. На первых порах была такая практика – попробовать зависимого человека поместить в церковную среду, например, в монастырь. И что мы увидели? Что и в монастыре можно спокойно употреблять. К сожалению, и алкоголь возможен, и не только: если рядом город, то можно и наркотические средства найти. То есть с одной только церковной стороны помочь человеку мало – необходима профессиональная помощь.

Наша задача – чтобы церковная помощь как раз стала в том числе и профессиональной. Чтобы не теряла свою духовную сущность, духовное наполнение и в то же время приобретала все более профессиональный подход. Как раз в соединенности двух подходов – очень большой плюс именно церковной помощи.

Светские организации (будь то официальное здравоохранение или некоммерческие организации, частные службы) обычно упускают духовный подход и духовную сторону – соответственно, помощь оказывается однобоко: у них нет глубины вникания в проблему; духовное же видение ситуации дает ей глубину. Наша задача – не потерять духовное видение и в то же время выстроить настоящую профессиональную помощь, при которой использовались бы и последние разработки современной науки в преодолении этих пагубных явлений.

Например, живет приход, на приходе появляется пьющий человек – или кто-то из прихожан начинает регулярно пить; приходская община решается этому человеку помочь. Может ли община насильно навязывать ему помощь?

– К сожалению, у нас не очень активная общинная жизнь. Такая ситуация, как вы нарисовали, не так часто происходит. Чаще получается, что прихожане, которые могли бы в таком ключе действовать, – это, скорее, работники Церкви.

А так мы что видим? Одна из проблем нашей современной церковной жизни в том, что в храме нет настоящей христианской общины, которая и была бы стержнем всей церковной жизни, в которой страждущий человек получал бы помощь. Мы уже говорили в других передачах, что люди зависимые – это, по сути, люди, недополучившие любви. Как раз любовь могла бы им являть себя именно в христианской общине. Но часто именно живой христианской общины нет.

Насильно реабилитацию или какую-то помощь человеку оказывать нельзя. Это не наш подход. Задача – перестроить мировоззрение зависимого человека, помочь ему возрасти, обрести другой взгляд на жизнь. Это невозможно без сознательного, добровольного участия. Хотя есть мнение, что в самом начале можно какое-то насилие применить, но это пагубный путь – мы видим, что порой в каких-то непонятных реабилитационных центрах с людьми очень грубо и, на мой взгляд, безобразно обращаются. Если говорить о церковной помощи, то, конечно, очень хорошо, когда или на этом приходе, или в соседних есть Общества трезвости: если мы говорим о «классической» церковной помощи – Обществах трезвости, то это очаги противодействия алкоголизации. Они – как свет во тьме.

Какие у нас есть сегодня церковные формы помощи? По сути, это только Общества трезвости и какие-то проекты по реабилитации зависимых. Например, группы взаимопомощи. В основном я знаю о таких группах в Москве. Есть и реабилитационные центры или реабилитационные программы для нарко– и алкоголезависимых людей – именно церковные. На мой взгляд, это уже более профессиональный подход, он очень интересен… Не совсем церковное явление, но можно его нам в актив внести: порой эти организации, а именно – сообщества анонимных зависимых (алкоголиков, наркоманов) ведут свои собрания при храмах. Мне кажется, это такая форма, сами по себе сообщества и программа «12 шагов» – это спорные явления, в Церкви есть ряд священнослужителей и мирян, которые резко отрицательно относятся к этому явлению; есть и те, кто достаточно положительно относится… Можно отметить, что большого вреда они не наносят, порой могут очень помочь, но это тоже амбулаторная, по сути, программа, она не для всех подходит.

Почему я сейчас об этом вспомнил? Порой хочется оказать человеку хоть какую-то помощь. Как раз этих групп много по России, но сейчас много и православных проектов, именно сугубо церковных, во многих епархиях. Ведь у нас реабилитационные центры для наркозависимых, но туда часто берут и алкоголезависимых. По стране уже около 80-ти вполне работающих, действующих проектов – это хорошо (а поначалу их было 1 – 2, сейчас уже несколько десятков настоящих центров), это прекрасно. Я думаю, они и дальше будут развиваться и будет еще больше церковных проектов в этом направлении.

Не могу не упомянуть о нашем проекте, о нашей епархии… Мы отличаемся тем, что у нас как раз церковная помощь и зародилась, и трезвенническое движение тоже. Его возрождение после советской власти прежде всего было в Петербурге. Профессиональная церковная помощь тоже была создана в Петербурге. Это и реабилитация в Выборгской епархии, отец Сергий Бельков и его реабилитационные центры – этот священник долгие годы возглавлял отдел митрополии. У нас была митрополия тогда единая (сейчас 4 епархии), тогда был отдел по митрополии, а не по епархиям, – вот он возглавлял этот отдел.

Далее – фонд «Диакония» и его реабилитационные центры; там несколько другая система, но тоже очень интересная, дает хорошие результаты. Есть такая организация, как «Дом надежды на Горе» – она не совсем церковная, но там каждую неделю бывает священник, есть храм; там тоже проходит реабилитация. Они как раз более ориентированы на алкоголиков, есть своя оригинальная программа. Туда можно обратиться (можно найти в интернете), со всей страны приезжают люди, получают помощь. И есть программа нашего епархиального координационного центра – реабилитационный центр «Лавра» находится прямо в Александро-Невской лавре. Программа носит амбулаторный характер, то есть люди ночуют дома, но 7 дней в неделю приходят к нам на занятия. Программа длится 3 месяца – за 3 месяца действительно хороший результат. На сегодня у нас большее число приходящих к нам зависимых людей – именно алкоголики. На мой взгляд, очень интересная программа получилась. Сейчас мы ее переформатировали.

Вопрос телезрительницы: «У меня сын лечился от наркомании по программе „12 шагов“. Уже 3 года он не употребляет наркотики и алкоголь. Теперь хотелось бы, чтобы он причащался: он верит в Бога, ходит в храм, но к Причастию не идет – считает, что там алкоголь. Как перебороть этот его страх, чтобы он причащался?».

– Ну, я первый раз встречаю, что анонимные алкоголики или наркоманы так к этому относятся; обычно я слышал, что люди совсем удалялись в трезвенническое движение, нецерковное. Ведь есть трезвенники нецерковные, для которых это тоже было камнем преткновения.

Конечно же, прежде всего, мы причащаемся Телом и Кровью Христа. Богословие развивается, несмотря на кажущуюся нам, верующим, стабильность. Оно стабильно, конечно, ограничено четко догматами Церкви, но все же какие-то новые вещи в богословии определяются. Скажем, если посмотреть учебник богословия митрополита Макария ХIХ века, то мы увидим там, по сути, католическую историю – католический, западный взгляд на таинство Причастия: что происходит пресуществление – меняется сущность хлеба и вина и они становятся Телом и Кровью Христа. А уже в ХХ веке современные наши православные богословы (но это не догмат Церкви, тут как раз есть свободная богословская дискуссия) говорят о том, что пресуществление – это неправильно, правильнее говорить, что происходит претворение, преложение: эти термины подчеркивают, что, когда происходит освящение Святых Даров, хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, но при этом не перестают быть и хлебом, и вином. Здесь, конечно же, и частичка вина в том числе, но это несопоставимо с величием чуда явления Бога в этом мире в Святых Таинах. Тело и Кровь Христа преподаются людям, и это величайшее чудо, величайшая милость Божия к нам. Перед этим чудом такие сомнения, что это вино и оно может как-то воздействовать на человека, конечно же, надо удалять – совершенно не беспокоясь, не испытывая ненужных переживаний, идти к Телу Господню. Думаю, верующие, воцерковленные люди таких сомнений не испытывают.

Я знаю, что даже есть такие методы, как химическая защита, когда в человека вводят препараты и он становится невосприимчив к алкоголю. Даже после таких процедур люди приходят к Причастию с верой, причащаются, и все происходит без осложнений, каких-либо препятствий, ведь Господь любит нас. Нельзя останавливать себя такими рассуждениями. Надо причащаться.

Но, мне кажется, это в основном проблема невоцерковленности. Или неправильного понимания церковной жизни. Это величайшее чудо, такая радость, такая милость, что нам Господь дает возможность причащаться! Мы-то с вами уже привыкли, что причащаемся часто, но ведь уже в ХХ веке мы видели, что может настать время, когда причащаться будет нельзя, не будет возможности, – надо каждое Причастие ценить как величайший дар Христов. Перед этим меркнут все рассуждения о вине, какие-то смущения: слава Богу, что Господь нас любит и терпит, и Его любовь изливается на нас, грешных!

Профессиональная церковная помощь очень ценна. Неспециалисты не осознают этого. Но мы сейчас присутствуем при создании и развитии именно профессиональной церковной помощи: она духовная, помогающая человеку. Ведь одна из задач церковной помощи – помочь зависимому человеку обрести веру во Христа. Часто зависимые люди – это люди вне Церкви (хотя бывают и православные алкоголики, наркоманы, к сожалению, – тем не менее, в основном это люди, далекие от Церкви). Замечательно, что церковная помощь доросла до профессионального уровня. В этом мы, на мой взгляд, превосходим светские организации, ведь, как я уже говорил, у нас комплексный подход.

Не могли бы Вы назвать номер телефона вашего центра и адрес?

– Да, сейчас назову. Это наш епархиальный Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму, туда можно позвонить в рабочее время, это «горячая линия» (ночью звонить не надо), телефон: +7(911)-170-5404 – это телефон православной реабилитационной помощи зависимым людям. Можно звонить, особенно если вы живете в Петербурге или области.

Обязательно надо говорить и что когда в семье человек одержим таким пристрастием, это значит – нездорова вся семья, помощь необходима не только алкоголику, но и семье: у нас есть зависимые, и созависимые – их близкие, у них тоже проявляется ненормальное, выходящее за норму поведение, которое заключается в чрезмерном акцентировании на жизни зависимого человека. Иногда это доходит до крайних проявлений, вплоть до психических заболеваний, поэтому близким тоже необходима помощь. У нас дважды в неделю проходит собрание для родственников зависимых людей – приглашаем, приходите.

Можно позвонить по телефону. Собрание для созависимых проходит по средам и пятницам в 18.00 в Епархиальном управлении Санкт-Петербургской епархии, в 73-м кабинете. Приходите, это очень важно – близким людям получить помощь. Особенно когда такая самая распространенная ситуация: муж или сын пьет, а мать или жена не знают, что делать. В этой ситуации как раз надо прийти к нам и начать работать. Часто близкие люди провоцируют своих родных на зависимость.

Почему мы говорим, что это заболевание и необходим глубокий взгляд? Мало просто сказать, что «это бесы, давайте прочитаем над ним молитву, отчитку сделаем – и он исцелится», нет. Это глубочайшая проблема, человек зависим не просто так: в его жизни есть масса проблем – социальных, глубоко личностных, психологических, которые его приводят к зависимости; они носят и духовный характер. Как я уже подчеркнул, совершенно невозможно жить полноценной духовной жизнью и быть алкоголиком и наркоманом. Если человек духовно здоров, то он не подвержен этим грехам. И наоборот: если вы вдруг видите, что вы человек церковный, но подвержены пьянству, значит, вы духовно нездоровы. Невозможно такие вещи совместить.

Духовная жизнь – это самое прекрасное, что есть в нашей жизни, самое высокое. Чтобы нормально жить духовной жизнью, нужно сначала разрешить эти проблемы. В нашей работе, если говорить именно о церковной, духовной работе, мы назвали разные компоненты – психологический и духовный. Мы сталкиваемся с людьми и нецерковными, и церковными, у которых произошла трагедия – они упали в пропасть алкоголизации или наркотизации. Здесь наша задача – помочь таким людям увидеть их духовные ошибки и исправить духовную жизнь, чтобы они исправили и какие-то свои психологические изъяны. Ведь, еще раз подчеркну, человек зависимый не только одержим страстью – он еще и испытывает глубочайшие психологические проблемы, без разрешения которых успех будет не совсем полноценный. Их надо разрешить, надо понять, что же там, выстроить… Там часто бывают психологические травмы в детстве, сложные взаимоотношения с близкими. Проблемы в общении есть практически у всех зависимых людей. Однозначно – есть тема одиночества: у всех зависимых людей тема одиночества, даже если этот человек живет в семье, все равно есть – она, может, близка всем людям, но у зависимых особенно обострена, и надо научить человека выходить из состояния одиночества, порой вынужденного, искать возможность общения с людьми, для той самой любви, чтобы любовь была в жизни человека.

Записала:
Маргарита Попова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс