Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема нашей передачи – «Антипасха»: что значит это название и каков духовной смысл этого дня?
– Антипасха обозначает, что это не «против Пасхи», а «напротив Пасхи», то есть в этот день первый раз обновляется память праздника Светлого Христова Воскресения – всю неделю Церковь как один день праздновала событие Воскресения Христова, если вы откроете наш православный календарь, то увидите, что вся неделя напечатана красным цветом, и это правильно: все праздничные дни, 7 дней идут как один – мы все эти дни ликовали, славили, восхваляли Воскресшего Христа во псалмех и пениях и песнях духовных, причащаясь Святых Христовых Животворящих Таин и стараясь посещать храм как можно чаще. И это все было правильным, ведь само событие достойно такого отношения, ибо праздник Пасхи – это праздников Праздник и Торжество торжеств: ничего более высокого нет! Праздник Пасхи – самое главное основание нашей веры.
Но начиная с 8-го дня после Пасхи он как бы расширяется. И мы начинаем говорить не только о Воскресшем Христе и его славе, мы продолжаем это делать, и это будет до отдания праздника Пасхи, а затем каждый воскресный день будет всякий раз обновляться празднование Светлого Христова Воскресения. Но теперь мы уже начинаем вместе со Святой Церковью касаться того, кто еще в этот момент был, что происходило еще в дни, следующие за праздником Светлого Христова Воскресения, – кто как себя вел. И первое воскресенье после Пасхи называется Неделя антипасхи. По церковному Уставу богослужение этого дня имеет очень многие элементы двунадесятого Господского праздника.
У нас даже на Епархиальном совете был один такой «вопрос на засыпку», говорилось так: «Посмотрите, праздник Пасхи – самый главный праздник в году, а что творится с богослужением? Там ведь богослужение как шестеричная служба: ночью на Пасхальном богослужении нет величания, нет полиелея, не читается Евангелие, нет даже великого славословия. За что мы так Пасху-то обидели? Почему так?». И ставился вопрос: «Скажите, а есть ли где-то восполнение этой праздничной Пасхальной службы?». И редко кто умел ответить на этот вопрос, обычно все «сыпались».
А ответ-то очень простой: восполнение Пасхального богослужения происходит в Неделю антипасхи, когда поется и специальный прокимен: «Похвали Иерусалиме Господа», и Евангелие читается, идет полиелей, и славословие есть. И даже сегодня, воскресным вечером, идет великая вечерня с великим прокимном и со входом с кадилом. Так что идет как бы попразднство даже Недели антипасхи – здесь и происходит первый раз обновление праздника Светлого Христова Воскресения, отсюда название Антипасхи; его надо просто правильно понимать, что это «напротив Пасхи» – первое воскресение, которое следует за Пасхой.
В церковном календаре, в церковном месяцеслове, в Евангельском чтении и в тропарях, кондаках, в каноне нам сегодня очень подробно и тщательно говорится о святом апостоле Фоме, и Святая Церковь ублажает Фомино неверие. И для нас, верующих людей, как-то странно, почему Святая Церковь «ублажает» чье-то неверие, причем делает это испокон веков, с самой глубокой древности. В чем дело?
Вроде бы апостол Павел сказал: что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Почему же тогда Церковь прославляет неверие? Мы слышим из Евангелия, что Господь, промыслительно являясь святым женам-мироносицам, потом всем остальным апостолам при дверем затворенным, сделал так, что апостол Фома почему-то не присутствовал. И когда тому об этом рассказали, то его постигли очень тяжелые думы, он стал думать: «Кто это является святым женам-мироносицам, апостолам?»… Много вопросов возникало в его сознании, в его душе и сердце. Является кто-то. Может быть, это призрак – является при затворенных дверях, то есть проходит сквозь стены? Далее, этот «призрак» (или кто это есть) не боится стражи – ни римской, ни еврейской. Затем он имеет свойство исчезать. Кто это такой? Может быть, это вообще бес является в образе Христа? Ведь Христос же рассказывал ученикам о Своем сорокадневном пребывании на горе, когда бес являлся и искушал Его, – об этом апостолы написали в Евангелии. Так же и тут – посмотрите, вроде бы даже Он совершает какие-то деяния выше, чем совершал Христос раньше, но все равно в Этого апостол Фома не хочет поверить, он ставит очень четкие, принципиальные и жесткие условия. Он говорит: я должен Его увидеть сам, не просто увидеть, а осязать Его раны на руках, на ногах и прободенное ребро.
Почему он об этом говорит? Чтобы ответить на этот вопрос, надо привести современный термин «опознание покойников». Совершается, скажем, теракт или какое-то чрезвычайное событие, и приглашают очень близких и родных, чтобы они посмотрели усопшего, что осталось после пожара или взрыва, и смогли опознать своего родственника – может быть, по какой-то родинке, о которой только они знают, по какому-то признаку, о котором знают самые близкие (понятно, теперь еще есть анализ ДНК). Вот и Фома говорит: «Мне надо тоже посмотреть у явившегося признаки моего Христа». Какого Христа? С Которым он был 3,5 года, Который его избрал в число своих ближайших 12 учеников. И он 3,5 года слушал все Его слова, Его проповеди – причем не только публичные, которые Он говорил для всего народа, но даже те комментарии на притчи, которые Он потом наедине изъяснял только Своим ученикам и апостолам. Он видел все чудеса: посмотрите, как апостол Фома себя проявляет, когда Господь говорит, например, о Лазаре, что друг Его заболел, а потом говорит, что он умер, и Христос идет воскресить его и говорит о грядущих страданиях. Апостол Фома, даже не до конца осознавая, куда они сейчас пойдут и зачем, говорит прочим апостолам: «Пойдем и мы умрем вместе с ним».
Решительный характер.
– И характер решительный, и видим его любовь и ревность ко Христу. Так вот, именно чувства любви ко Христу и ревности не дают ему поверить просто разговорам, рассказам других апостолов или святых жен-мироносиц, он говорит: «Я должен увидеть сам, я должен сам осязать». Это для нас очень важный подход, принцип.
Посмотрите, сегодня тоже много неверующих, очень много тех, кто издевается над Евангелием – например, над этим же чтением о Воскресшем Христе. Они с издевкой могут об этом говорить и насмехаться. Но они отличаются от апостола Фомы, который говорит: «Я хочу найти моего Христа. Может быть, Он таких чудес не совершал, как совершает этот являющийся сейчас „призрак”».
Смотрите, сейчас есть всякие гала-концерты, где используются лазерные шоу, когда в воздухе можно целые спектакли поставить. И нам безбожники могут сказать: «Смотрите, а Христос такого не делал, в Евангелии подобных чудес нет, которые сегодня уже делают техника, наука. Посмотрите, что сегодня вытворяют, скажем, циркачи в цирке, какие чудеса показывают – Христос такого не совершал!». И они скажут: «Ну, как же Он у вас Бог, если какой-нибудь сегодняшний фокусник может такое, что Христос не делал?». Что мы должны сказать? То же, что сказал Фома: что каждый из нас знает Христа, и мы хотим своего Христа увидеть.
Поэтому он хочет Его увидеть даже после распятия, после смерти и погребения, увидеть мертвым или живым, Воскресшим, – но своего Христа. И Христос принимает это неверие, это сомнение в вере, и так устраивает, что на 8-й день, когда апостолы были опять вместе, дверем затворенным Он им является (в том числе там был и Фома) и говорит Фоме: «Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».
Почему Господь отвечает на его помыслы, на его сомнения, на его вопросы? Да потому, что у двух других разбойников ребра-то были целые, им же ноги перебили, только у Христа пробили ребро, то есть это было отличительной отметкой. И Христос говорит: «Смотри, вот Мои руки, Мои ноги, вот Мое прободенное ребро». И обратите внимание, что в Евангелии не сказано, что Фома прикоснулся рукой, он только посмотрел и тут же воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Почему он не стал запускать туда свою руку? Он уже своим сердцем понял, что перед ним Христос (как это важно – веровать сердцем! И потому Господь говорит: «Сыне, даждь Ми сердце» – пускай твои ноги ходят на работу или на учебу, твои руки там пишут диктант или работают за компьютером, а сердце твое пускай будет всегда со Мной. К этому мы должны стремиться). Он уже почувствовал сердцем, что перед ним Христос. И тут уже идет перекличка с другим Евангелием, которое нам обязательно читается в самый день Пасхи вечером, – на Великой вечерне нам читается отрывок о том, что же было в самый день Пасхи там, в Иерусалиме.
А там двое из учеников, апостолы Лука и Клеопа, шли в деревню Еммаус неподалеку и рассуждали, что совершилось, к ним явился Воскресший Христос, Которого они не узнали. И дальше – очень интересно. Господь проявляет величайшее смирение и говорит: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?». И они ему говорят: «…неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?». И вот Сам Христос, Который все претерпел за эти последние дни, был оплеван, бит, страдал, был распят, погребен, Воскрес, говорит: «О каких событиях вы говорите?» – Он не говорит: «Да это все Я сделал», он очень смиренно говорит: «О чем вы говорите? О каких событиях? Расскажите мне, пожалуйста». И ему стали говорить, что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Но они Его еще не называют Богом.
Мы сейчас тоже должны об этом сказать. То есть говорят «какой-то муж», как Его первосвященники и книжники распяли, а они надеялись, что Он спасет Израиля – они тоже надеялись, что Он им вернет былую славу, величие, хотя бы такую, какая была при царе Давиде. Ничего не состоялось… И тогда Господь как бы берет на Себя роль богослова. Он начинает с ними говорить некоторыми аргументами, цитируя псалмы, пророчества, что так и подобало Христу пострадать и войти в славу Свою, Воскреснуть из мертвых…. Но все равно они Его не узнают…. И затем Он делает вид, что хочет идти дальше, а они уже пришли в Еммаус, в это селение, в тот дом, где хотели, видимо, заночевать, и они Его пригласили к трапезе, к ужину. Он согласился, и когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. То есть и апостолы, и мы познаем Христа Воскресшего в Причастии. И они говорят: «Не горело ли в нас сердце?» – когда Господь вел себя с ними как богослов, цитировал им псалмы и пророчества, их сердце лишь только горело, но Христа они смогли узнать только в Причастии.
И нам тоже – и сегодня, и все Пасхальные дни – Христос пода-ет Свое Тело, когда выносится Чаша из алтаря, в которой Тело и Кровь Христовы, и все верные призываются причаститься Святых Христовых Таин, чтобы нам тоже узнать Христа Воскресшего. И сегодня тоже надо было всем причащаться, чтобы, причастившись, сказать каждому самому себе: «Господь мой и Бог мой!» – то, что сказал апостол Фома.
Вопрос телезрителя из Ульяновска: «Мой вопрос касается чуда, которое произошло в Италии в VIII веке в городе Ланчано, где в христианском храме во время Литургии хлеба превратились в сырое мясо, а вино в кровь. Христиане того времени сохранили это все. Какое общественно-духовное значение имеет это чудо?».
– Скажу то, что знаю. Я тоже слышал об этом событии. Даже более поздние ученые, более современные нам, дерзнули взять этот кусок мяса и его исследовать. И говорят, что оно примерно соответствует какой-то части сердца человеческого. Такие события происходили не только в VIII веке в Италии – например, мне тоже рассказывали случай, что два священника, ужиная накануне Литургии, усомнились в действительности Причастия, что это есть истинное Тело и Кровь Христовы. Говорят: «Ну, это какой-то, может быть, прообраз или некоторый вид». И когда они стали причащаться, то у них во рту Хлеб тоже превратился в кусок мяса, который прирос прямо к небу. И священник тут же заплакал, стал каяться в том, что он усомнился в действительности того, что под видом хлеба и вина он Причащается Самого Тела и Крови Господних. Он исповедовал этот грех, и тогда этот кусочек опять претворился в хлеб и вино, и священник смог причаститься.
Надо сказать, что Господь именно на Тайной Вечере (это событие мы вспоминали в Великий Четверг) Сам установил Евхаристию, когда взял хлеб, благословил его, преломил и подал ученикам, сказав: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». А потом, взяв Чашу с вином, также благословил и сказал: «Пейте от нее все; ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Смотрите, Господь предлагает нам Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина, предлагает под видом пищи. Обратите внимание, это, может быть, самое естественное, самое понятное для человека, то, что мы все делаем: все люди кушают, пьют. Чтобы человек покушал, что нужно? Чтобы он проголодался. Чтобы он попил, что нужно? Чтобы он возжаждал. Поэтому мы тоже должны идти к Причастию именно тогда, когда мы жаждем соединиться со Христом и желаем это сделать самым теснейшим образом, каким только возможно, – именно через Святое Причастие, Святую Евхаристию, где мы соединяемся с Господом самым теснейшим, возможным для нас образом. И то же самое – соединяемся все между собой во Христе самым тесным образом, которым только люди могут соединиться, находясь на земле.
Почему не все люди могут уверовать? Почему существует духовная невосприимчивость у некоторых людей?
– Во-первых, вера от слышания, надо, чтобы веру кто-то кому-то передал, как огонек зажигается от огонька, сам по себе ведь огонь не возникает; причем апостол говорит, как блаженны многие, которые идут с благовествованием о Воскресшем Христе. Во-вторых, некоторые, даже слыша о вере, не сразу ее принимают. Почему? А им придется изменить всю свою жизнь: придется бороться с пороками, со страстями, оставить вредные привычки – мы же знаем, как трудно оставить, например, навык пьянства или табакокурения, или наркоманию, или другие страсти и пороки. Нельзя прелюбодействовать, нельзя воровать, нельзя говорить ложь – это же не так-то просто, и человек говорит: «Ой, а можно я лучше останусь неверующим, чем становиться верующим, последователем Христа. Я, может быть, как-то вот так поживу, да?». То есть он, даже слыша проповедь о Христе, свою волю не направляет, не соединяет с волей Божией свою жизнь, не соединяет с жизнью Христа.
Ведь именно когда мы причащаемся, мы свою жизнь соединяем с жизнью Христа: в нас живет Христос, и мы живем во Христе – в этом смысл Причастия. Когда мы причащаемся, нам уже не требуются, как Фоме, подпорки, уверения нашей веры, поэтому очень важно причащаться. Очень важная задача стоит для священников, чтобы все, кто крестились, хотя бы раз причастились, чтобы хотя бы раз вкусили Тело и Кровь Христовы. И даже если приходит к батюшке на Исповедь человек, который, может быть, не постился три дня или сегодня не прочитал три канона, два акафиста, последование ко Причастию, священник его должен допустить до Причастия, чтобы он причастился хотя бы раз.
Здесь надо вспомнить Марию Египетскую – как же она грешила! Но вот она пришла на Иордан, умылась, зашла в церковь Иоанна Крестителя, ее там священник сразу причастил, хотя она 3 дня не постилась, каноны не читала, хотя она ему исповедовала такие грехи, что у нас до сих пор волосы дыбом встают! Священник не испугался, спокойно разрешил ее от всех грехов и допустил до Святой Чаши. Так же и мы, все батюшки, должны делать. И не только это обязанность нас, священников, но и вообще все мы, православные христиане, если знаем, что есть какой-то христианин, который крестился, но ни разу не причастился, мы должны приложить все усилия, чтобы он все-таки пришел в церковь и сподобился Причащения Святого Тела и Крови Христовых: нельзя пообедать заочно. Это надо испытать, это надо пережить один раз, как сказано: «Вкусите и видите, как благ Господь» – вот эту благость надо пережить лично. И каждый имеет личный опыт своей веры во Христа и своей встречи со Христом, своего узнавания Христа. Этого я всем и желаю.
Как укрепить свою веру?
– Вера – это дар Божий, как и любой дар, например, покаяние. И мы должны верить, как мы можем, и просить, чтобы Господь Сам укрепил нашу веру. Наше чувство веры в Бога, любви к Богу – оно как прожектор, как фара: прежде всего мы должны этот луч направить на Христа – какой он есть, как мы можем поверить, так мы и должны сделать. А Христос ответит нам встречной любовью, Своим прожектором, Своей фарой, Своим лучом, который нашу веру и нашу любовь осветит, очистит, сделает ее сильнее.
Благословите наших телезрителей.
– Божие всем благословение от Воскресшего Господа. И не забудьте оказать помощь телеканалу «Союз» – это тоже добрые дела, давайте их делать! Он существует на ваши пожертвования и, если вы хотите слышать тех, кто бежит к микрофону, просим совершить пожертвование.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.