Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (962) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Как сохранить Пасхальную радость

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Как сохранить Пасхальную радость

№17 (962) / 1 мая ‘18

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Как сохранить Пасхальную радость». Отец Мелхиседек, как наилучшим образом провести Светлую Седмицу?

– У кого есть возможность – быть на богослужении. Если такой возможности нет, то читать дома часы, канон Святой Пасхи, акафист Воскресению Христову. Конечно, очень важно правильно начать день, потому что кто-то из мудрых людей говорил: как день начнешь, так его и проведешь. Поэтому с утра, если есть такая возможность, помолиться именно Пасхальными песнопениями и текстами. А вечером сейчас во многих храмах повторяется служба Пасхальной утрени, поется полностью на распев канон Пасхи, как и пелся ночью. Можно принять участие в этой службе и еще раз насладиться Пасхальным богослужением. Многие говорят, что Светлая и Страстная недели – это неповторимые дни в жизни христианина. И не надо себя лишать духовной радости – богослужения.

Сейчас пришла мысль: что такое храмовое богослужение и участие в нем и что такое молитва дома? Когда я сюда ехал, одна женщина написала: «Нет возможности быть на службе, могу ли я дома сама прочитать пасхальное последование?». Ну конечно, можно, но есть большая разница между тем, когда человек сам молится дома и когда принимает участие в богослужении в храме.

В этом году 18 апреля исполнится 25 лет со дня убиения наших оптинских братий – отца Василия, инока Ферапонта и инока Трофима. Отец Василий водил экскурсии по монастырю, и у него спросили: «Зачем в Оптиной пустыни столько храмов – Казанский, Введенский, Владимирский?». Тогда еще Преображенского не было и Казанский только восстанавливался, но все равно сами постройки были. «Неужели нельзя просто дома помолиться? У нас Бог в душе». Он говорит: «Конечно, Бог везде. И, конечно, на любом месте можно призвать имя Божие, но молиться дома одному – это все равно что грести в лодке, а молиться в храме – это плыть на лайнере». То есть это огромная разница, но если человек хотя бы в лодке старается грести в направлении к спасению, – тоже хорошо.

Конечно, это особая неделя, которая посвящена воспоминанию Воскресшего Господа, крестные ходы каждый день – вот такая удивительная седмица. Поэтому надо быть в молитвенном настрое – и тогда Пасху Красную празднуем веселыми ногами. Вот интересно, в каноне Пасхи есть такие слова: «...веселыми ногами... и играюще поем виновнаго». Церковь нас призывает «играюще петь виновнаго». Как понять «играюще»? Такие слова в каноне есть. Мы знаем, как играют дети, а как нам, взрослым, играть и как веселиться? Речь идет о физическом проявлении радости. Мы пока об этом не знаем, что такое «играюще» прославлять Пасху.

Еще там есть потрясающие слова. Сегодня мы служили в Андреевском монастыре. Телеканал «Союз» базируется тоже в Андреевском монастыре, пришлось два раза здесь сегодня быть. И вот, перед тем как готовиться к службе, я читал Пасхальный канон, потому что есть такое правило: причащающиеся на Светлой неделе вместо всех трех канонов и вместо богослужения (если нет такой возможности) сами читают Пасхальный канон. Вот я читал Пасхальный канон и еще раз обратил внимание на такие слова: «веселимся божественне». Так призывает нас Церковь веселиться в эти дни. А что такое «веселиться божественне»? Веселиться человечески – мы знаем, веселиться духовно – какой-то опыт у нас есть: опыт покаяния, опыт Причастия, опыт паломничества, соприкосновения со святыней, опыт доброго дела. И в этом плане у нас опыт духовного веселья есть. А что такое «веселимся божественне»?

И вот я задал сегодня этот вопрос сам себе и потом отцам. Многие задумались, но ответ будет еще впереди, может быть, нам и откроется божественное веселие. А потом, в течение дня, какой-то намек на ответ был. В Евангелии есть такие слова: «Радость великая бывает на небе об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, которые не имеют нужды в покаянии». То есть Бог веселится, когда видит кающегося человека. И вот когда мы, если у нас будет такой опыт, особенно на Пасхальной седмице, простим друг друга воскресением, когда будет мысль о всепрощении… То есть, во всяком случае, ты простил, ты постарался примириться и простил кающегося грешника, если такое было по отношению к тебе, причем простил безусловно... Господь нас прощает безусловно, мы только обещаем исправиться, а Господь уже прощает. Не тогда, когда мы исправимся, дает благодать, а на самом деле благодать дается в тот момент, когда человек только задумался донести то, что творится в душе, только мысль пришла это исповедовать перед священником. Уже тогда человек получает предваряющую благодать. Если бы мы имели возможность прощать так, как нас прощает Бог, вот тогда мы могли бы ощутить веселье божественное.

Вопрос телезрителя: «У меня вопрос связан с этим праздником. Мы его празднуем как память о том, что произошло две тысячи лет назад, или же это как бы заново все повторяется? Житий добавляется, грехов тоже, то есть Христос каждый год умирает?».

– Христос каждый год не умирает, мы воспоминаем этот путь нашего Господа. И кто-то из мудрых людей сказал: «Когда ты помнишь смерть Христа, ты помнишь историю; когда ты веришь, что Он умер за тебя, тогда ты находишься на спасительном пути; а когда есть вера, что Он умер за грехи каждого из нас, тогда история становится спасением». Поэтому Церковь без конца нам об этом напоминает. И Евангелие об этом – о рождении Спасителя, о Его жизни, смерти и Воскресении. Ради чего? Чтобы мы тоже прошли этот путь.

Пасхальный канон и вообще всякое богослужение заключают в себе смысл праздника, и многие сокровенные вещи нам открывают. И вот там есть такие слова: Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем. Когда мы сораспинались Христу? На Страстной неделе. И сораспятие делает возможным и совоскресение. Не будет распятия, не будет и воскресения. Будем иметь память о нашем Господе, о том, что Он сделал для каждого из нас, что Он умер вместо нас и за нас… Это только благодарное сердце способно испытывать любовь к Господу. Это бесконечная благодарность, потому что это не только история, а реальность нашей жизни.

И у Патриарха в послании были такие слова: «Христос реально умер за нас и реально Воскрес». Вот это надо помнить, что Он умер реально за каждого из нас. Один из наших богословов сказал: «Любовь через добровольность стала бессмертной». Христос добровольно умер за каждого из нас, не вообще за все человечество, но за каждого из нас. И в Евангелии есть такие слова: «Я имею власть жизнь Мою принять и жизнь Мою отдать. Но за то, что Я ее отдаю, за это любит Меня Отец Мой Небесный. И эту добровольную любовь сделал бессмертной». Когда человек отдает жизнь за друзей своих, она становится бессмертной.

Помните, на памятниках советским воинам писали такие слова: «Подвиг твой бессмертен»? Бессмертен в человеческой памяти. Во всяком случае, должен быть бессмертным, а не так, как сейчас: демонтаж памятников советским воинам в Польше, в других бывших соцстранах, которые забыли, сколько сотен тысяч наших воинов полегло в Великую Отечественную войну, освобождая от фашистов эти страны. Было написано: «Подвиг твой бессмертен». Но, оказывается, человеческая память короткая, а память у Бога вечная. Вот когда наша жизнь с Богом будет по евангельским заповедям, тогда и наша жизнь тоже будет бессмертной.

Именно об этом праздник Светлого Христова Воскресения: что через жизнь, через страдания Христос нам подарил бессмертие. Но воспользоваться этим мы должны уже сами, этот путь мы должны пройти сами. Господь нам руку протянул, свою руку надо вложить в Его руку и пойти за Ним. А если просто просидим на одном месте, то в жизни ничего не произойдет. Если будем только сидеть, смотреть на путь ко спасению, но не двигаться по нему.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли во время Светлой Седмицы заниматься рукоделием? В процессе я обычно пою какие-то молитвы, а сейчас можно Пасхальные песнопения напевать? Потому что я с утра хожу в храм, дома что-то прочитаю, но все равно время остается. И хочется чем-то заняться, а я очень люблю заниматься рукоделием».

– Прекрасно, занимайтесь хоть круглые сутки. Святые отцы не были без рукоделия, поэтому вы вместе с ними будете проходить этот путь. Они плели корзины, четки, циновки. Если у вас есть дома вышивание или шитье – пожалуйста, занимайтесь. Потому что лучше заниматься рукоделием, чем заниматься ерундой и смотреть телевизор, убивая время. Конечно, это не относится к просмотру каналов «Союз», «Спас», «Радость моя», «Царьград». Поэтому с Богом, занимайтесь.

Кстати, еще есть такой вопрос. Видите, как она хорошо сказала, что работает и старается молиться или петь песнопения. Некоторые задают такой каверзный вопрос: можно ли во время работы молиться? Можно. А можно ли работать во время молитвы? Вот во время молитвы работать нельзя. В то время, которое отведено собственно для молитвы, ничего делать не надо. Например, человек проспал и начинает во время утренних молитв готовить завтрак. Можно ли во время утренних молитв готовить завтрак? Нет, завтрак во время утренних молитв параллельно готовить нельзя. Но если вы прочитали утренние молитвы, начали готовить завтрак и, готовя его, стали молиться любимыми молитвами, которые вы знаете наизусть или слушаете, – это будет очень хорошо, когда вы стараетесь даже в своем обыкновенном мирском труде памяти Божией не терять. Как говорили святые отцы: «Дело в руках, а молитва в устах». А многие просыпают, на ходу читают утренние молитвы, вечерние кое-как. Вот этого делать не надо. Итак, во время работы молиться можно, а во время, посвященное сугубой молитве, работать нельзя.

Известны ли Вам живые примеры людей, которые сумели сохранить Пасхальную радость на долгие годы?

– Сложный вопрос. Во всяком случае, пасхального батюшку я видел. Его и народ так называл, и я сам имел честь общения с отцом Иоанном (Крестьянкиным). Поездки, встречи в Печерском монастыре были в свое время, но никогда его не видел унывающим, даже тогда, когда не общался, а видел только на богослужении, видел, как он идет через толпу народа, который ждал его. Я удивлялся: ему уже было лет под восемьдесят, а мантия за ним развевалась из-за скорости прохождения по монастырю. То есть такое было впечатление, что он летал. И у него шутка интересная была. Когда отец Филарет, его келейник, за руку проводил его быстрее в келью, особенно когда шли из Михайловского собора, батюшка часто шутил: «Экспресс, экспресс, экспресс» (то есть автобус без остановок). В одном из своих писем он пишет: «Господь посещает меня радостью». И когда его спросили, откуда у него состояние радостного настроения, он сказал: «Я старался всю жизнь хранить совесть чистой». Это тоже, наверное, один из главных фундаментов нашей темы, и обретение радости по жизни – это чистая совесть. В этом плане отец Иоанн (Крестьянкин) – пасхальный батюшка, так его звали. И мы своими глазами его видели, своими ушами слышали, и настроение, конечно, передавалось всем тем, кто хоть раз в жизни с ним соприкасался.

Звонок телезрительницы из Тулы: «Позвольте мне в тему предложить свои рифмы
Откуда свет такой,
откуда радость эта?
Что это вдруг со мной?
Он не дает ответа.
И сердце не унять,
душа поет, ликует,
И хочется весь мир обнять,
всех за любовь такую.
А Христос в ответ с Небес
тихо, сладко, внятно:
«Я же для тебя Воскрес».
Господи, понятно!
Слезы катятся из глаз,
дух как захватило!
Губы шепчут в сотый раз:
«Боже мой, спасибо!».

Моя радость Пасхальная этого года и моя рифма. Пожалуйста, примите».

– Прекрасные стихи, и вас сердечно благодарим. Почаще их читайте своим родным и близким, соседям. Разошлите всем родным и близким. Это будет радостно, и тоже будет доброе дело.

Благодарю Вас, мне приятно это слышать.

– Радостью надо делиться, мы как раз об этом сейчас и говорим, о том, что у вас есть шанс испытать Божественную радость, когда вы эсэмэски не получаете, а отправляете. А самая главная эсэмэска – это сердце. Как, кстати, отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Очень важно иметь память сердца, сердечную память». Когда мы носим человека в своем сердце – и потом эта память уже выражается в какие-то дела. Поэтому подарите эту радость многим людям и в конце напишите: «Переслать родным и близким». Пусть они тоже пересылают.

Как должна быть организована жизнь (ритм жизни, круг общения), чтобы радость не терялась, а приумножалась?

– Мы сейчас не будем говорить за весь год и за всех, мы сейчас говорим про Пасхальную неделю. Сегодня только понедельник. Конечно, у нас было общение в храме. Во всяком случае, люди старались посещать богослужения в Страстную неделю, в которой суббота совпала с Благовещением, людей в храмах было очень много. Конечно, достаточно было богослужений, и сейчас они продолжаются. Посвятите время общению с родными и близкими, друзей навестите или пригласите. То есть это время и человеческого общения, и встреч, и празднования.

Кстати, сегодня отец Александр рассказал на встрече в Андреевском монастыре (где-то он прочитал дореволюционные обычаи православной Москвы): «Была такая поговорка: на Светлой и нищему куличик достанется». То есть люди щедро делились. Три дня Москва праздновала. Это были выходные дни, время сердечного общения. Не знаю, это шутка была или нет, но он говорит: «Компенсация поста: если собирались в гостях, то на столе было до пятидесяти блюд». То есть пятьдесят дней был пост, и вот чтобы компенсировать… (Смеется.) Может быть, так и было. Если всего понемножку...

И еще такое было: дарили специальные пасхальные открытки, которые назывались «поздравишки». Это тоже считалось этикетом, потому что издания были дорогие, там наверняка были какие-то назидательные слова, какие-то красивые картинки, и это оставалось. То есть это было редкостью, так не относились, как сейчас, но кто-то, может быть, накапливал.

Сейчас эсэмэски поздравительные.

– Вот о чем и речь, я к этому веду. Поэтому пусть эсэмэски станут «поздравишками», как это было в православной дореволюционной Москве.

Телезрительница: «Привет Вам, батюшка, из Дмитрова, Вы рассказывали, что служили здесь у нас...».

– В Орудьеве, под Дмитровом.

Да, так что с Пасхальной радостью! Думаю, Вам приятно, что мы помним о Вас. Приезжайте, посмотрите, какой Дмитров красивый стал, какие храмы красивые.

– Спасибо. Были где-то года три назад там в кремле, порадовались. На экскурсии были. Действительно, город разрастается. И даже новые храмы строят. Но меня, конечно, кремль порадовал. И то, что дали возможность служить в кремле, отдали его Церкви.

Приезжайте, нам очень приятно, что Вы были.

– Летом приеду.
Действительно, было такое приятное воспоминание, это был полк учебного собаководства. Это отдельная история. Но вспоминается храм Введения Пресвятой Богородицы рядом с селом Орудьево. И вспоминаются моменты, когда имелась возможность решиться на самоволку в воскресный день, первый раз за три месяца армии. Я жил в казарме, строем туда, строем сюда, в роте было сто двадцать человек. Иногда нам кажется, что у нас тесные квартиры, где от двух до шести человек, а представьте себе квартиру на сто двадцать человек. Двухъярусные кровати, общий туалет – и так несколько месяцев. А самое главное, я, конечно, чумел от мата-перемата, который был в армии. После храма оказаться в такой обстановке – это было почти невыносимо.

И когда я через три месяца решился на самоволку, потому что душа просто раздиралась, это было как глоток свежего воздуха, особенно когда удалось причаститься, когда батюшка вместе со мной на Исповеди плакал. Я ему говорил: «Батюшка, не пощусь, сам чуть ли не в поросенка превратился». Он надо мной плачет: «Бог простит, Бог простит». А я в форме, со звездами, с ремнем, в шинели… То есть он в шоке был. Спрашивает какие-то молитвы. Я говорю, что алтарником был. Он еще со мной плачет от радости. А когда причастился первый раз за три месяца, конечно, просто летал, мне еще на полгода хватило. Потом через полгода там еще были такие возможности. В общем, первый раз вот такие радостные воспоминания, что Господь и в таких условиях не оставляет. Теперь вот думаю: решился бы сейчас или нет вот так уйти из части? Это не пример, конечно (если меня слушают те, кто в армии служит). Из частей никуда в самоволки не ходите, потому что это случай особый.

Совсем немного времени остается до конца передачи. Может быть, для наших телезрителей еще несколько слов Пасхальной радости и о том, как провести Светлую Седмицу?

– Все просто, мы уже посвятили этому целую передачу. Кто-то из наших святых говорил (по-моему, даже отец Иоанн (Крестьянкин)): «Мне радостно радовать». И человек может это испытать, когда он для себя найдет повод кого-либо порадовать. А это может быть что угодно. Это все тоже должно быть творческим – творческий подход к тем людям, которые рядом с нами. И тогда все будет на своих местах, тогда все будет благодатно, божественно.

Как мы сегодня говорили о словах Пасхального канона: «веселимся божественне»; «Пасху празднующе веселыми ногами». В гости ходите весело, особенно весело приглашайте, чтобы к вам гости пришли, чтобы поделиться чем-то, пообщаться, «Союз» посмотреть под кулич и чай. Так что все будет нормально. Когда дарим, тогда и сами получаем. Дай Бог, чтобы щедрость сердца, щедрость души, щедрость общения были в нашей жизни, потому что молитвы было достаточно, теперь пусть будет человеческое общение. А если нет такой возможности, то дома продолжаем свою духовную жизнь, продолжаем быть с молитвой, читаем святых отцов, не забываем отправлять «поздравишки».

И, конечно, чтобы наше вещание в эфире продолжалось, не забывайте, что телеканал «Союз» существует на ваши пожертвования, поэтому потихонечку от щедрости души отправляйте. Это дело очень великое: более ста стран смотрят наш телеканал «Союз».

И еще, чтобы у вас духовной радости прибавилось, приглашаю всех вас в Покровский храм в Ясеневе. Это метро «Ясенево», потом одна остановка на троллейбусе в сторону центра, и вы увидите храм, в котором есть точная копия Кувуклии Гроба Господня. Как раз это место сейчас для нас – центральное в нашей Светлой неделе. Это событие, когда гроб оказался пустым, потому что Господь Воскрес. Точная копия Иерусалимской часовни Гроба Господня находится в нашем Покровском храме. Там же и Камень помазания, там же и Голгофа, и место Рождества Христова, и водонос из Каны Галилейской – точные копии. Приезжайте и своими собственными глазами все увидите. Могут провести экскурсию.

Храм открыт с раннего утра и до позднего вечера: с 7.30 до 20.00. Такая копия Гроба Господня есть в Новоиерусалимском монастыре в Истре, туда съездите в ближайшие дни, тем более, лето началось. Кстати, сегодня интересно: из зимы мы в лете оказались. Это тоже, думаю, благословение Божие, все подстраивается, даже сама природа, под Пасху. Во всяком случае, у нас в Москве. Страстная неделя у нас бывает суровая, но вот в пасхальные дни Господь нас радует. Милости вам Божией! Сами радуйте и от этой радости радуйтесь. Мир вам и Божие благословение! Христос Воскресе!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс