Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (962) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Надо делиться своей Пасхальной радостью

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Надо делиться своей Пасхальной радостью

№17 (962) / 1 мая ‘18

Беседы с батюшкой

Благодарим Вас, что Вы пришли в эти светлые дни Святой Пасхи к нам в студию. Как Вы отметили праздник?

– Трудами и молитвой. Слава Богу, подготовительные дни прошли в духовном подъеме, несмотря на физическую усталость. Ночная служба была совершенно замечательная, было огромное количество людей. Радует, что достаточно много бывает молодежи в храмах в этот день. И самое главное, это уже не та молодежь, которая подвыпивши приходит поинтересоваться из любопытства.

Такое бывало?

– Раньше бывало, конечно. А сейчас это все-таки люди, которые уже идут осознанно на службу. Раньше как было? Когда начиналась ночная служба, крестный ход – толпа народа, не пройти, ни в храме не протолкнуться, ни на улице, а уже где-то к часу ночи храм стоял полупустой. Сейчас все-таки тенденция другая: те, кто находится в храме, остаются, и потом практически весь храм причащается Святых Христовых Таин. Это, конечно, радует. Первый день Пасхи мы имели возможность и радость поздравлять Святейшего Патриарха в Храме Христа Спасителя. Второй день Пасхи опять со Святейшим сослужили в древнейшем соборе Московского Кремля – Успенском. Ну а сегодня в моем благочинии праздник в Николо-Перервинском монастыре, престольный праздник Иверского собора, поэтому сегодня Владыка сам совершал Литургию, мы все вместе там молились. А вечером я здесь, с вами.

Есть ли какие-то особые традиции в вашем благочинии, на вашем приходе, какие-то особые моменты, которые Вы отметили бы?

– Я даже не знаю, какие особые традиции. Мы стараемся жить в общепринятых церковных традициях города Москвы, поэтому в дни самой Пасхи чего-то такого сверхъестественного нет. Но, допустим, у нас есть хорошая традиция: перед Неделей Жен Мироносиц или сразу после нее для православных женщин мы пытаемся каждый год устраивать благотворительные концерты в гарнизонном Доме офицеров комендантского полка. И люди приходят. Уже у нас есть такая традиция. Николо-Перервинский монастырь проводит пасхальный фестиваль, семинария и семинаристы принимают в этом участие. Это тоже уже не один год существует. А каких-то особых традиций нет. Молимся, как все православные, служим, крестными ходами ходим, радуемся празднику Воскресения Христова, что очень важно.

По поводу Причащения многие говорят, что если достойно постился и духовник благословит, то на Светлой Седмице можно причащаться без Исповеди. Как правильно к этому вопросу подойти, расставить акценты? Потому что иногда бывает откровенный перебор.

– Здесь очень сложно сказать, это все-таки каждый должен решать со своим духовником. Если кого-то духовник считает нужным благословлять причащаться, то это хорошо. Может быть, для кого-то есть смысл воздержаться. Но слишком частое Причастие, наверное, тоже ни к чему. Люди причащались в Чистый четверг, потом причащались в Великую Субботу и за ночной службой. Можно порадоваться церковному богослужению другими какими-то способами. Но если есть духовная потребность, духовная радость...

Почему хотят причащаться? Потому что канонов вычитывать не надо в эти дни, достаточно пасхальные часы попеть, поститься не надо, то есть как бы все упрощается, трудиться для этого не надо. И вот здесь часто не из внутреннего духовного рвения человек к этому приходит, для того чтобы разделить радость Воскресшего Господа, принимая Святые Христовы Таины, а лукавя перед собой, пытаясь найти несколько легкий путь, чтобы причаститься. Такое тоже бывает. Я не говорю, что это у всех, дай Бог, чтобы были исключения. Но такое, к сожалению, встречается.

Такая радость все-таки...

– Поэтому пусть это решает духовник каждого человека или тот священник, у кого он исповедуется. Без Исповеди, я считаю, все равно не надо причащаться, даже в эти дни.

Сейчас мы все освящали куличи, пасхи, яйца, но даже я столкнулся с тем, что яйца испортились. И так как их освящали в храме, как с ними правильно поступить?

– Есть такая уже достаточно давняя традиция: освященные яйца закапывают где-то на приусадебном участке, как-то сжигают.

А в центре Москвы как быть? В клумбу же не закопаешь.

– Сложно сказать. Отнести в храм, в конце концов, объяснить, что это освященные. Всегда в каждом храме есть печка для сжигания таких вещей...

Или непопираемое место.

– Да. Но это, конечно, тоже для Москвы будет трагедия, не так много храмов в Москве, если все понесут пропавшие яйца... С другой стороны, все-таки надо понимать, что яйцо – это не икона, не образ, это символ, и надо искать какие-то разумные подходы к этому. Не надо из этого делать культ.

Или лучше не дожидаться, пока испортятся, а раздать.

– Нужно делать этих яиц столько, сколько вы можете съесть, а не так, чтобы всех удивить количеством крашеных яичек, которые вы смогли сделать.

Общий вопрос от телезрителя: «Как правильно понимать службу?». Бывает, человек просто не способен понимать, вернее – даже не получается. Он стоит на службе, хочет понять, но не может. Какие есть способы научиться?

– Очень просто. Для начала купить «Закон Божий» Слободского и почитать, где объясняется и смысл службы, и смысл всего. И тогда, может быть, человек начнет понимать все происходящее. Не может, потому что не хочет. Меня это иногда очень сильно смущает, когда мы уже тридцать лет все прикрываемся тем, что вот нас этому не учили, мы этого не знали, все было по-другому. Но уже тридцать лет есть доступность, уже не одно поколение выросло. И литература есть. И уж тем более сейчас есть интернет, можно найти ответ на любой вопрос, только надо проявить желание. А мы скрываем свое нерадение или нежелание, не хотим немножко потрудиться. Во всем надо трудиться, невозможно знать математику, не изучая ее, невозможно знать язык, не изучая его.

Конечно, Господь может явить чудо, как это было в день Пятидесятницы, когда Дух Святой снизошел на апостолов и они заговорили на разных языках, но Господь не для ленивых это дал, а для того, чтобы они шли и проповедовали. А когда что-то от нашей лености, то нам Господь ничего и не дает, для всего надо потрудиться. Дом построить – тоже надо трудиться… Это лень наша человеческая.

Также вот разговоры о переводе богослужения на русский язык. Мол, люди не понимают, мол, будут больше ходить, когда немного по-другому будет. Да ничего не будет, все будет то же самое. Потому что в основном возмущается наша интеллигенция, так называемые «продвинутые» люди, которые знают по нескольку иностранных языков, и вникнуть в свой родной церковнославянский, в истоки своего родного русского языка, наверное, было бы не так сложно для них. А хотят простоты и свое нехождение в храм скрывать за непониманием, за сложностями, которые Церковь устраивает. Бабушки понимают, им все хорошо, все радостно. Всегда надо потрудиться. Но для начинающих «Закон Божий» Слободского – одна из самых лучших книг. Там можно найти ответы практически на все вопросы, касающиеся и истории, и Ветхого и Нового Заветов, и устройства храма, и смысла богослужения. Там все самое необходимое, что нам нужно знать.

Вопрос телезрителя: «На вечерней молитве читаются все покаянные молитвы. Почему нужно еще приходить на Исповедь и опять эти же грехи поминать перед батюшкой?».

– В вечернем правиле повседневное исповедание наших грехов перед Богом – это напоминание нам о нашем прожитом дне, чтобы мы в конце дня постарались дать анализ тому, что в нашей жизни происходило, чем мы согрешали, чтобы не забывать, когда придем на Исповедь, покаяться. Мы каемся не перед священником, он есть только свидетель нашего покаяния. Бывает очень просто встать перед иконой, плакать, рыдать о своих грехах, а когда приходим на Исповедь, двух слов связать не можем, потому что там есть я и Бог, а здесь есть еще свидетель моего покаяния.

Как тяжело каяться в своих грехах! Проще, конечно, покаяться, поплакать, потом опять грешить – никто об этом не знает. А тут, когда ты раз покаялся в своих грехах, а второй раз идешь к священнику опять каяться в том же самом, то уже чувство стыда. И появляется желание бороться с этим грехом, исправляться. Вот это очень важно понять. Так что наше повседневное исповедание грехов – это не Исповедь, это напоминание нам о том, что мы совершили за прожитый день, чтобы не забывать об этом. А на Исповеди в храме, когда священник свидетельствует наше покаяние, то властью, данной от Бога, он прощает и разрешает вам ваши грехи, то есть как бы берет ответственность за ваши грехи на себя, своим прощением он возлагает на себя ответственность.

Есть вопрос телезрителя о том, что, когда приходишь на Исповедь и говоришь все свои грехи, которые бывают даже очень страшные, стыдно бывает перед священником. Человек хочет понять, кому он доверяет в этот момент: Богу или священнику. Потому что священник все-таки человек.

– Еще раз говорю: священник есть свидетель покаяния перед Богом. Поэтому, конечно, доверяем мы прежде всего Богу. Но постольку поскольку мы люди, мы все равно стараемся идти к тому священнику, которого знаем и к которому расположено наше сердце. Вы учились в семинарии и знаете: есть официальные духовники, хочешь не хочешь, а надо идти...

Как будто обязаловка.

– Да, как норма. А есть духовник, которого ты знаешь, который ведет тебя на протяжении, может быть, многих лет, ты ему доверяешь, слушаешь его, он знает и понимает тебя. С ним легче в плане того, что он может дать тебе больше возможностей для исправления от того или иного греха. Поэтому мы идем к тому священнику, которому доверяем. Но если у кого-то нет такого священника, помните всегда, что священник, прежде всего, свидетель перед Богом, вы предстоите перед Богом. «Аще что скрыеши от Мене, сугуб грех имаши» – вот об этом надо памятовать.

Еще очень важно, когда перед Исповедью читаются определенные молитвы, там все, в принципе, написано. То есть многие ответы на вопросы, которые мы сейчас озвучили, указаны в этих молитвах: «Се, Христос невидимо предстоит».

– Мы просто не слушаем никогда. А иногда такое стечение народа, что и не слышно. Мы не любим приходить в будний день, когда людей мало, потому что это объективно невозможно, – если человек работает, у него нет такой возможности. Хорошо иметь духовника, потому что с ним можно всегда договориться и найти удобное время, чтобы прийти и пообщаться, поговорить, искренне покаяться. А когда большие праздники, где там в толпе?.. Да и Исповедь какая? Чисто формальная получается. Накрыть и прочитать разрешительную молитву, если там стоит десять человек, – уже много времени уходит. А если их больше?

Вопрос телезрительницы: «Мне подарили три книги Александра Аксенова: “Я – не колдун, я – знахарь” и тому подобные. Можно такие книги держать в доме вообще? Я ничего плохого, связанного с колдовством, в них не встретила, но кто его знает...».

– К сожалению, я не знаком с этим автором, мне очень сложно сказать, что он подразумевает под понятием «знахарь». Есть травники, которые в какой-то мере являются знахарями. Это одно дело. А если человек пытается еще к этому присоединить молитвенное делание, еще и деньги за это получает, тут уже надо задуматься, насколько это правильно. Если вы молитесь, исповедуетесь, причащаетесь, но еще используете народные рецепты для поддержания своего физического состояния, именно травяные, то мы знаем, что разные травы имеют разное свойство. Есть даже гомеопатия, и очень многие верующие обращаются к врачам-гомеопатам, которые лечат травами. Я думаю, ничего в этом нет, они никакие сверхъестественные силы в своем лечении не используют, но главное здесь – не переступить некую духовную грань. Поэтому посоветуйтесь со своим приходским священником, покажите ему эту книжку, и он, может быть, даст вам ответ, стоит ее читать или нет.

Вопрос телезрителя: «В эти Пасхальные дни хочется делиться со всеми радостью о Воскресшем Христе. Идет человек – мне хочется поделиться. Или в магазин заходишь после службы и говоришь: «Христос Воскресе!» – такое молчание дикое, на меня так смотрят! Сегодня прихожанка со мной тоже поделилась: заходит в автобус, сказала: “Здравствуйте, Христос Воскресе!” Изо всех ответил только один человек. Похоже, верующий. Или еще бывают такие вещи, что слышишь дурацкие ответы какие-то, не хочется их и озвучивать. А душа поет, и хочется со всеми делиться. А когда такие моменты происходят, что как-то и не хочешь святыню псам кидать. Как вести себя? Посоветуйте, пожалуйста».

– Делитесь своей радостью – ничтоже сумняшеся. Кто принимает, тот радуется, кто не принимает и злится – что ж, пусть злится. Господь в Евангелии говорит: «Когда приходите в дом, оставайтесь в этом доме, пока вас принимают. А не принимают в доме или в городе, выйдите, отрясите прах, и мир ваш вместе с вами уйдет». Поэтому делитесь своей радостью. Пусть даже один возрадуется, и вы услышите в ответ подтверждение Воскресения Христова – уже радость, остальные, может быть, задумаются. Не все радуются Воскресению Христову, некоторые не умеют, а некоторые еще и злорадствуют по этому поводу. Однако это было во всю христианскую историю, никуда от этого не денешься. Но делиться своей радостью надо. Ничтоже сумняшеся.

Еще такой вопрос от телезрителя: «Почему Господь говорит, что иго Его легко, если крест, который Он дает, совсем не легок?».

– Вы знаете, Господь никогда не дает креста тяжелее, чем человек может понести. Ведь каждому человеку надо пронести тот крест, который Господь ему дал, со смирением, потому что ему для чего-то это нужно. А для чего? Для его духовного спасения. Если он это осознает, принимает и несет его, то он приходит к тому моменту, когда Господь и облегчит, и поможет, и укрепит, и даст осознание, для чего и почему это было. А если он будет только искать, почему и за что ему это дано, и роптать, что все тяжело и плохо, то ни к чему хорошему это не приведет.

Но все равно же ропщем, ищем ответы на какие-то вопросы.

– Мы несовершенны, поэтому и ропщем. Надо учиться принимать волю Божию.

То есть даже отношение к тебе, которое ты осознаешь, возможно, как незаслуженное (и все вокруг будут понимать, что это незаслуженно тобой получено), это тоже воля Божия?

– А заслуженно Господь переносил биения, оплевания? То, что мы читаем в Евангелии на Страстной седмице? За что? В Нем-то греха не было. Он роптал? «Прости им, Господи, не ведают, что творят». Хуже, когда начинают говорить о том, что ты реально делаешь. Вот тогда и стыдно, и неудобно, тогда начинаешь оправдываться. А когда невинно – «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради». Только если это ради Бога делается, а не ради наших амбиций.

Мне один батюшка говорит: «Когда у меня спрашивают, верблюд ли я, отвечаю: да, я двугорбый». Потому что если человек уже убежден, что ты верблюд, что ему доказывать, что это не так? Пусть он будет уверен. Или сам что-то осознает когда-нибудь. А если не осознает, словами все равно не докажешь, сам из равновесия выйдешь. Зачем это нужно?

Да, в этом тоже что-то есть. А, с другой стороны, как говорят многие духовники, если что-то у тебя не получается, не вышло, прежде всего найди ответ, что же ты раньше сделал не так. Всему есть причина.

– Всему есть причина. И необязательно ты сделал что-то не так. Может быть, тебе это просто и не нужно, может, нужно что-то другое. Поэтому и не нужно было этому произойти. В жизни часто бывает, мы к чему-то стремимся каким-то путем, а Господь не дает, не пускает. Мы где-то даже ропщем. А потом оказывается, что ты получаешь все то же самое, но там, где не ожидал, Господь тебе показал другой путь. Или мы хотим чего-то одного, а Господь дает совсем другое. И ты понимаешь: вот это гораздо лучше того, что ты просил у Бога, к чему ты стремился и чего добивался. Поэтому я в своей практике всегда прошу: Господи, не моя, но Твоя воля будет. Тяжело, конечно, иногда бывает свою волю, свою гордыню смирить, но все-таки так. Если что-то прошу, скажу: «Господи, если есть Твоя воля, пусть это исполнится. Если нет Твоей воли, Ты найдешь пути это все разрушить, а мне дай силы принять это».

Я хотел бы, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям.

– Дорогие телезрители, сердечно поздравляю вас с праздником Пасхи Христовой. Христос Воскресе! Пусть радость Воскресения продлится. Не знаю, продлится ли она всю нашу жизнь и каждый ли день, как преподобный Серафим, мы будем сопереживать и сорадоваться Воскресению Господа и Спасителя нашего. Но пусть хотя бы в эти светлые дни Господь даст нам радость внутреннего осознания того великого спасительного Воскресения, через которое и нам Господь открывает путь от жизни временной к жизни вечной. Чтобы Господь дал силы, крепости душевных и телесных сил.

Хочу в эти радостные дни обратиться с просьбой. Время тяжелое, время сложное, все мы переживаем достаточно тяжелые времена. Но есть такие телеканалы, как «Союз», что дают нам духовную отдушину. И для того чтобы выходить в эфир, иметь возможность вещания, чтобы приходить к вам в дом, требуется материальное вспоможение. Поэтому, если у кого-то из вас есть возможность оказать помощь и внести свою посильную лепту в дело духовного просвещения через телеканал «Союз», не стесняйтесь это делать. Это будет давать вам возможность встречаться со многими людьми у телеэкранов.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс