Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (962) → Священник Константин Морозов: Живая встреча с Воскресшим Христом

Священник Константин Морозов: Живая встреча с Воскресшим Христом

№17 (962) / 1 мая ‘18

Беседы с батюшкой

Наша тема сегодня – «Живая встреча с Воскресшим Христом». Мы встретили вновь Светлое Христово Воскресение, а Христос Воскрес уже 2 000 лет назад, и Его живое присутствие в Церкви все это время продолжается. Скажите, как это можно ощутить?

– Об этом говорили многие – и Владыка Антоний Сурожский, вспоминая о своем призвании, и отец Александр Мень, отмечая, что любой человек становится верующим, когда встречает Воскресшего Христа. Сын священника не будет задаваться вопросом, надо поститься или нет, почему занавески во время поста с белых сменяются на черные...

В первую очередь, у человека должна получиться эта встреча и живая вера. Об этом говорит Владыка Антоний. Ему было 12, когда состоялась у него беседа со священником, который пришел к ним в волейбольную команду. Разговор этот его и раздражил, и взволновал, и он взял у матери Евангелие – и стал читать Евангелие от Марка. Владыка Антоний, описывая свой опыт, говорит, что между 2-й и 3-й главой он почувствовал присутствие живого Христа в комнате, где читал Евангелие. Он подумал, что если это так (конечно, он Его не видел, но внутренне реально ощущал), то все, что написано в Евангелии, – правда. И вот с этого началось обращение будущего Владыки Антония.

Верующий человек – это тот, кто увидел Воскресшего Христа и воспринял Его сердцем. Не случайно Священное Писание нам говорит, что никто не может назвать Иисуса Христа Господом как только Духом Святым. Действительно, каждый из нас получает дар веры благодаря Духу Святому, благодаря тому, что Господь ему встречается Воскресшим.

Ощущение встречи реально?

– Очень реальное ощущение должно быть, чтобы человек действительно стал верующим. Ведь он накладывает на себя столько ограничений, в том числе постных, что если бы это не было реальностью его жизни, то было бы непонятно, зачем вообще этот человек, допустим, в 7 утра встает и идет в храм или лишает себя вкусной скоромной пищи: зачем человек себя так ограничивает, если для него это не реальность? Но если мы говорим, что это реальность его жизни, его бытия, его ощущений, тогда мы понимаем, что все это он делает потому, что это для него реально точно так же, как мы видим друг друга.

Зачем же мы всей Церковью снова встречаем Светлое Христово Воскресение, если наша встреча уже однажды произошла? Мы же не можем ее повторить?

– Каждый год от Пасхи к Пасхе мы проживаем Евангельские события. И для нас Воскресение Христово – это возвращение к первому дню, когда человек стал верующим, когда почувствовал и увидел Христа. Не случайно Христос после Своего Воскресения говорит ученикам, чтобы они шли в Галилею, где они Его встретят: Галилея – это место, где они впервые встретили Господа, своего Учителя. Возвращение в Галилею означало для апостолов возвращение в первые дни общения со Христом, которое было у них при жизни Спасителя, – и там они встретили Воскресшего Христа. Точно так же и мы каждый год в Пасху возвращаемся к первой встрече со Христом, которая у каждого произошла по-разному, но которая у каждого была реальной.

В Евангелии мы встречаем множество слов Спасителя, когда Он говорит, что помогая нашим ближним мы помогаем непосредственно Ему Самому. Можем ли мы сказать, что встреча с нуждающимися – это действительная встреча со Христом? Или это все-таки преувеличение?

– Конечно, это реальная встреча со Христом. Я бы сказал, что в первую очередь человек ищет для себя понятие истины. Это определяет, наверное, жизнь каждого – искание истины, ее обретение, иначе жизнь становится бессмысленной. А Христос о Себе сказал, что Он есть путь, истина и жизнь. Следовательно, это обязанность христианина – постигать истину во Христе. А далее Христос скажет: истина сделала вас свободными. И действительно, во Христе мы видим подлинную свободу, в том числе и когда помогаем нашим близким и родным (это могут быть необязательно какие-то далекие люди), но мы всегда ощущаем близость Христа, когда чувствуем близких и помогаем им в их трудных ситуациях.

И Страшный Суд... Хотя в Евангелии вообще нет упоминания о том, что Суд Христов может быть страшным – такого нет, это средневековый термин, – но когда Господь говорит о Суде, Он говорит, что судиться будет человек по тому, оказал он милость в своей жизни или не оказал. И вот чувство милости как раз и является моментом встречи человека и Бога. Где есть милость и любовь, всегда возможно чудо. Ветхий Завет говорит: «…суд без милости не оказавшему милости, ибо милость превозносится над судом», а в Новом Завете мы видим реализацию того, как в действительности милость Божия, адресованная каждому человеку, превозносится над судом.

И на Страстной седмице мы видели, что Бог сделал для нас. Ведь, по сути, все религии говорят, что человек должен делать для Бога, – и только Евангелие и христианство говорят, что Бог сделал для человека. Я думаю, это самое важное отличие христианства от всех других религий: оно концентрирует внимание верующего не на том, что он должен сделать для Бога, а на том, что Бог сделал для него. Следовательно, раз Бог это сделал для тебя, неужели ты будешь неблагодарным? Неужели ты не постараешься для Бога, Который так возлюбил тебя, что умер на Кресте ради тебя, даровал тебе жизнь вечную благодаря Своему Воскресению?

Есть история, когда одного молодого человека кто-то поздравил с Пасхой и сказал: «Христос Воскресе!». А он, будучи не очень осведомленным, но деликатным человеком, сказал: «И вам того же». Я думаю, эта фраза имеет смысл: в действительности благодаря Воскресению Христову и нам даровано наше личное воскресение. Поэтому, поздравляя друг друга с Пасхой, мы поздравляем друг друга с тем, что и мы воскреснем, и мы во Христе Иисусе, и мы чаем воскресения мертвых, а следовательно, ожидаем его больше всего. И здесь стоит задуматься именно над тем, действительно ли я ожидаю воскресения мертвых? Ведь, по сути, я так много ожидаю в своей жизни, и я не могу сказать, что на первом месте у меня ожидание воскресения мертвых… Пасха Христова – это момент того, чтобы нас еще раз сподвигнуть на ощущение, что Воскресение Христово говорит нам о воскресении мертвых и что мы должны ожидать воскресения, как ожидали Пасху 40 дней.

Мы часто ездим в паломнические поездки, посещаем святыни. Допустим, прикладываясь к раке благоверного князя Александра Невского, мы чувствуем его близость. И близость святых для нас является чем-то очень очевидным. А вот близость Воскресшего Христа как будто и не кажется очевидной...

– Я думаю, она кажется очевидной, когда человек живет подлинной духовной жизнью, ведь очевидность Воскресшего Христа свидетельствуется Церковью через Евхаристию. И чем чаще человек прибегает к таинству святого Причастия, тем для него реальнее и реальнее становится ощущение Христа в Теле и Крови Его. Действительно, иногда бывает некий перекос в том, что люди делают больший акцент на посещении монастырей, на прикладывании к святым мощам, почитании тех или иных святых, но не на том, как часто они причащаются и как часто присутствуют в храме на Литургии. Это неправильно. Человек должен причащаться не реже раза в неделю – это точно, если он действительно верующий, практикующий христианин, или хотя бы не реже раза в месяц – духовная жизнь невозможна без дисциплины и некоей последовательности.

Если человек приходит причаститься только на Пасху, то можно сказать, что он не живет духовной жизнью. Или если человек причащается 2 – 3 раза в год: он вдруг боится, что ему это будет в суд или осуждение, – и он тоже не живет духовной жизнью, ведь он не воспринимает Евхаристию как дар. Мы видим в Пасхе Христовой, что это дар, а дар никогда нельзя заслужить, он дается просто так.

Неслучайно мы Христа называем Спасителем, ведь спасают человека не потому, что он хорош или плох, а потому, что он находится в той или иной сложной ситуации – тонет или находится в здании, объятом пожаром, и никакие его заслуги не говорят, надо его спасти или нет: спасатель не разбирает его заслуг, он просто его спасает. Точно так же и Христос не разбирает наших грехов или наших добродетелей: Он пришел в мир спасти нас, и мы должны воспринимать это как дар – как человек, которого вытащили из огня или воды, воспринимает свое спасение как определенный дар, абсолютно ничем не заслуженный.

А мы почему-то порой воспринимаем Евхаристию как некую заслуженную для себя форму духовной жизни, когда мы прочли те или иные каноны, исповедовались и, безусловно, теперь достойны причаститься. И то, что мы часто теряем ощущение Христа как дара, конечно, влечет к тому, что люди редко подходят к самому основному таинству Причастия.

Вы вспомнили блаженного Августина, его «Исповедь». А каждый из верных православных христиан, когда приходит на Исповедь, слышит такие слова: «Се, чадо, Христос невидимо предстоит». Можем ли мы считать, что каждая наша Исповедь – это реальная встреча со Христом?

– Да, конечно. Что, по сути, Исповедь? Очень хорошо сказал блаженный Августин, что Исповедь – это момент, когда я ставлю полностью всего себя под вопрос: свою личность, свою жизнь, свои убеждения, свое существование… И обретаю смысл этого существования вместе со Христом. Этому посвящен весь его труд «Исповедь», где он описывает свою жизнь, когда говорит, что у нас есть всего два измерения: настоящее-будущее и настоящее-настоящее – по сути, для христианина нет прошлого: прошлое закрыто для него моментом его Крещения (кстати, и Крещение точно так же прообразует собой Воскресение Христово: как Христос умер и Воскрес, так и Крещение – мыслится, что ветхий, греховный, тленный человек умирает, а новый, Небесный, рожденный для вечности во Христе рождается). Там повторяется чтение крещального Апостола: мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни, и купель отсюда мыслится непосредственно как гроб, куда сходит человек, умирая в водах Крещения и воскресая как новый.

Вы уже вспомнили Владыку Антония и его встречу со Христом, когда он открыл страницы святого Евангелия, но каждый из нас открывает эти – и можем ли мы, задавая мысленно какой-то вопрос ко Христу, искать ответ, читая Священное Писание?

– Я думаю, да. Об этом еще святые отцы говорили: когда мы молимся, – мы беседуем с Богом, когда читаем Священное Писание – Бог беседует с нами. Если мы хотим постоянно пребывать в общении с Богом, то нам стоит читать Священное Писание.

Очень хорошая практика – у тех, кто читает Священное Писание каждый день, регулярно погружаясь как в Ветхий, так и в Новый Завет – есть сейчас в крупных городах такие книжечки, которые расписывают чтение всей Библии на целый год, и за год человек может прочитать все Священное Писание, следуя этим графикам, которые можно купить в церковных магазинах. Либо можно пользоваться тем, что предлагает нам богослужебный календарь, – чтения, которые он предлагает на день. Таким образом, мы прочтем с вами за целый год весь Новый Завет, кроме Книги Откровения – это Книга особая и не совсем простая для чтения. Но по своему опыту я всегда замечаю: когда мне либо плохо, либо я на что-то раздражен, я открываю Священное Писание, и как-то все спокойнее становится, и настроение лучше. Это такое, можно сказать, волшебное свойство Священного Писания: оно тебя приводит в спокойное состояние.

Некоторые строки Священного Писания иногда так трогают, особенно когда это связано с той или иной ситуацией и кажется: вот я получил ответ, – а потом жизненная история показывает, что это был не ответ, а самовнушение. Как быть в таких случаях? Считать ли это своим заблуждением, прелестью? Или все-таки Христос пытался что-то нам сказать?

– Здесь всегда очень по-разному надо воспринимать – у каждого свой религиозный опыт и свое общение со Христом. Владыка Антоний вспоминает, что как-то читал пророка Исаию и там было написано: «Накорми голодного». Он говорит, что читал его между приемом пациентов и прочел эти строки абсолютно не так – для него «накорми голодного» прозвучало каким-то совсем иным образом: он понял, что свою жизнь должен посвятить тем, кто к нему приходит. И говорит, что, когда прочел заново, понял, что у Исаии вообще таких слов нет. Это послужило толчком к принятию им монашества. И мы видим, какую жизнь он прожил, основываясь на строках, которых у пророка Исаии вообще нет. Но вот – это открытие через Священное Писание.

У нас кроме Пасхи ежегодной есть еще и Пасха еженедельная: как Вы считаете, что объединяет обычный воскресный день и день Воскресения Христова?

– Мы видим, что не случайно Фомина неделя называется Антипасхой: «анти» – это значит не «против», а «вместо» Пасхи. Воскресенье всегда воспринимается нами как малая Пасха, ибо мы действительно празднуем в воскресный день Воскресение Христово, в храмах на центральном аналое находится икона Воскресения Христова. И для нас это определенное начало: христианин воспринимает каждый день как новый и каждую неделю как новую – у него нет прошлого, только настоящее и будущее. Момент ощущения Пасхи каждый воскресный день дает нам возможность не растерять радость, которую мы получаем в праздновании Пасхи каждый год.

Расскажите немного о словах, которые произносятся за Литургией (и, к сожалению, в нашей традиции миряне их не слышат): «Христос посреди нас».

– Да, они заменяются в Пасхальное время на «Христос Воскресе!». И в этом моменте происходит такое единство во время Символа веры. Сейчас, в наше время, в немногих храмах священники все-таки поворачиваются к верующим и говорят: «Христос посреди нас», а народ приученный отвечает: «Есть и будет». А если этого нет, то священники внутри, между собой (если служат несколько священников) на Символе веры подходят и говорят друг другу (один по старшинству): «Христос посреди нас». И помладше отвечает: «Есть и будет» – это Христос сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них, и этим свидетельствует, что между людьми есть любовь.

Христос говорил, что если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Коль есть единство во Христе, то возможно и совершение таинства Евхаристии, поэтому самый основной и единственный критерий недостойного Причастия – если мы с кем-то находимся в ссоре и не примирились, или не попытались примириться (не всегда бывает возможность примириться), или не попросили прощения у кого-то, даже если тот не готов нас простить; вот это и может стать единственной причиной недостойного Причастия. Христос посреди нас – есть и будет, а Христос есть Любовь. Значит, между людьми должна присутствовать любовь, чтобы совершилась Тайная Вечеря.

В таинстве Причащения мы встречаемся с Самим Христом, принимаем Его в себя, но так редко мы чувствуем какое-то действительно реальное изменение в нашей жизни… Значит ли это, что Христос как бы прошел сквозь нас? Или просто изменения не так разительны, не так стремительны?

– Христос не волшебник, а Причастие не волшебная пилюля: мы причастились – и тут же все по-другому произошло. Слово «причастие» коренится в том, что я верю во Христа и готов следовать за Ним. Следовательно, я и причащаюсь Тела и Крови Христовых. И отсюда, если это так, то, конечно, в моей жизни произойдут изменения, ибо я готов в свою жизнь впустить Христа, Который поможет мне изменить те или иные мои дурные наклонности. Но такое механическое восприятие («я просто причастился – и у меня с сегодняшнего дня все будет хорошо»), конечно, неправильно. Причастие есть момент встречи со Христом и готовности человека следовать Христу.

Как Вы считаете, для мирянина встреча со священником – в некоем роде встречей со Христом?

– Смотря какой священник. Иногда – да. Все зависит от духовного опыта священника, с которым встречается мирянин.

Но если говорить о благословении священника, кто его дает?

– Благословение священника важно, оно преподается священником, то есть дается Христом через благодать священства. Я имею в виду, что, наверное, личностная встреча со Христом все-таки происходит через людей, но должна пройти не одна встреча, чтобы человек вдруг понял: вот это мой священник, я понимаю, что он такой молитвенный, у него есть духовный опыт, чтобы я за ним следовал. Но это не с первой встречи. Бывают, конечно, такие моменты. Можно привести в пример Владыку Антония, который, придя в храм Трехсвятительского подворья, увидев в глазах священника сияние вечной жизни, попросил его быть духовным отцом для него. Но так бывает очень редко.

Благословите нас на прощание. Может быть, еще скажете несколько слов в честь праздника?

– Воскресший Христос да пребудет со всеми вами, помощи вам Божией, любви! И пусть Пасхальная радость будет как можно дольше в ваших сердцах!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс