Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (962) → Епископ Орский и Гайский Ириней: Послушание

Епископ Орский и Гайский Ириней: Послушание

№17 (962) / 1 мая ‘18

Архипастырь

Тема передачи – послушание и связь послушания с молитвой. Владыка, что говорится о послушании в Священном Писании?

– О послушании мы знаем из заповеди почитай своих родителей. И, конечно, мы помним о первой жертве, о которой говорится в Священном Писании: братья Каин и Авель принесли жертву – я бы хотел зачитать, чтобы нам стало понятно, какую жертву принесли эти братья: Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел... (Быт. 4, 3–5).

Здесь важно заметить, что Каин просто приносит жертву, а Авель выбирает, какую жертву принести – от первородных стада, то есть самое лучшее. И другой важный момент – Бог смотрит сначала на Авеля и потом только на дар. Важно еще, чтобы каждый человек, принося жертву, приходя в храм, готовил себя к тому, к чему он приступает. В Новом Завете Христос скажет: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Апостол Павел скажет потом, что всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба – все зависит от того, что ты приносишь и как приносишь: готов ли ты принести лучшее, и в первую очередь твое сердце, Богу?

Жертва сама по себе не важна, а важнее в очах Божиих, как я готовлюсь к тому, что мне предстоит принести жертву и предстоять перед Богом. Нужно помнить, что Бог смотрит на человека, как здесь на Авеля, и только потом – на дар его.

Если что-то не получилось, как здесь, когда Бог не смотрел на Каина и его жертву, не стоит огорчаться, как об этом говорит дальше слово Божие: ...Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? (Быт. 4, 5–6). Он призывал Каина к покаянию, но не был услышан.

Вопрос телезрителя: «Как вести себя православному христианину, когда в его присутствии кто-то начинает упоминать имя Бога всуе, кощунствовать или, того хуже, заниматься богохульством?».

– Конечно, я должен защищать имя Божие, должен призывать любого человека воздержаться от тех или иных суждений, но при этом я должен понимать, как поступали многие святые отцы и учители Церкви. В свое время Тертуллиану сказали, что появилось новое изображение Бога, описали, как выглядит Христос, и сказали: мы посмеялись и оставили. Важно сохранить спокойствие после всего. Если я могу что-то сделать, чтобы как-то повлиять на тех людей, которые сегодня говорят ненужные слова в адрес Бога, это хорошо, однако не стоит начинать мстить им.

Помню и другое высказывание: «Если твои боги что-то представляют собой, они будут защищать себя». Священное Писание говорит, что Бог Сам отомстит. Встать вместо Бога и расправляться с теми, кто сказал что-то оскорбительное в адрес Бога, не всегда полезно. Напомним, как в прошлом году в Екатеринбурге, когда появилась информация, что будет показан фильм «Матильда», начались какие-то беспорядки – человек, который говорил, что он верующий, пошел разбираться... Так поступать не надо. Нужно уметь дать Богу Самому решать, а выставлять себя вместо Него мы не имеем права.

Уместно ли промолчать, когда человек богохульствует, или все-таки нужно обязательно обозначить свою позицию?

– Конечно, по возможности нужно сказать, но бывают моменты, когда человек, который это говорит, ничего не понимает и не слышит. Тут ни этому человеку, ни себе не принесешь ничего хорошего. Если же при этом человек готов слушать, поспорить в рамках приличия, то следует защищать свою веру и объяснять тому или иному человеку то, что ему непонятно. И надо узнать боль того, кто выступает против моей веры.

Именно боль человека?

– Боль. Ведь не просто так случается, наверняка что-то было в жизни человека, если он говорит подобное. Услышать, попробовать ответить ему, дать возможность подумать, и только после этого, может быть, будут плоды. Сразу это бывает не всегда. Может быть, через какое-то время этот человек и окружающие поймут, что они не правы. Это может занять месяц, год, а может быть, несколько лет. И мое спокойное состояние может повлиять и на этого человека. Конечно, важно совершить молитву за этих людей, ведь молитва успокаивает.

Если говорить о жертве, то здесь это означает принести жертву за себя и того человека. Помните, что сказки всегда учили, что добро побеждает зло, – только так. Но если ответить грубостью («сам такой» или «сам дурак»), ничего хорошего этого не даст.

Спасибо, Владыка. Давайте вернемся к нашей теме.

– Если продолжить нашу тему о послушании, то уместно вспомнить, как евреи проходили в Землю Обетованную, как они страдали, как на них нападали разные народы и как после того, когда они уже освоились на своей земле, Саул получил благословение от Самуила пойти и истребить Амалика. И вспомнить, как за то, что не послушался, он был серьезно наказан. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла (1 Цар. 15, 2–3).

Все должен был истребить Саул. Он пошел, победил врага, а перед этим, как нам передает Священное Писание, он ослушался Бога – сохранил жизнь царя Агага и забрал себе скот. Священник Самуил спросил его, почему он так поступил. И Саул сказал: «Я совершал молитву, и Господь открыл мне, что я поступил некрасиво». Дальше мы читаем: И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу... (1 Цар. 15, 14–15).

И думаешь: Саул так любил Бога, что хотел принести Ему жертву, или у него были какие-то свои интересы? И как поступить сегодня, если есть желающие построить храм или просто раздать милостыню окружающим людям, но они добыли все это нечестным путем? Стоит ли это приветствовать и говорить, что это хорошо?

Как раз следующие слова Самуила отвечают на эти вопросы: Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа? И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь... (1 Цар. 15, 19–20). Амалика он истребил, а из овец взял все лучшее для жертвоприношения. И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15, 22). Саулу было важно слушать Господа через Самуила, и ему не нужно было оставлять кого-то в живых, но все истреблять, и это было бы угодно Богу – так передает слово Божие.

Владыка, Вы сказали, что Священное Писание дает нам пример, который четко показывает, что послушание выше жертвы.

– Послушание выше жертвы. Если ты убил всех и у тебя руки в крови, можешь ли ты просто так принести жертву? Отвечая на этот вопрос, вспомним пророка Давида, который хотел построить храм, был готов к этому, но Господь остановил его, ибо тот был недостоин – его руки были в крови: он много воевал, хотя и на благо Израиля. И построить этот храм смог только Соломон, более чистый человек.

Когда сегодня люди приходят в епархию и говорят: «Я хочу построить храм» или «Я хочу пожертвовать», то я всегда спрашиваю, что это за деньги. Если там слезы или кровь, то мы отказываем – нельзя: надо очистить себя, готовить – и только после можно приступать. И для Саула был педагогический момент. Несмотря на то, что Ветхий Завет – это Завет, где проливается много крови, гибнут многие люди, все равно, приступая к Богу, ты должен принести лучшее, как Авель. А если ты принесешь награбленное, это будет не то. Из-за того, что Самуил хотел принести все это (или хотя бы часть) Богу, Саул говорит ему страшные слова, что Господь найдет другого человека, которого благословит дальше править Израилем. За непослушание Богу, за то, что, будучи нечистым, он хотел принести жертву не от своих трудов, а добытую, Господь открывает уже Самуилу, что в будущем он должен найти и помазать на царство другого царя (мы помним, что избран был Давид), и после Самуил показывает, как должен был поступить Саул, и тот убивает царя Агага. Саулу надо было исполнить все – здесь важно послушание.

Послушание в Ветхом Завете и послушание в Новом Завете... Библия – это все вместе: и Ветхий, и Новый Заветы. Но надо обратить внимание на то, как они учат отношению к родителям и наставникам. Нужно помнить, что Бог открывал Свою волю в Ветхом Завете. Стоит вспомнить слова отца Серафима (Роуза), который сказал, что монашеское послушание никаким образом не рабство, иначе в Церкви были бы рабы и тираны. Это недопустимо. И, требуя сегодня послушания от своих чад, ты должен быть уверен, угодно ли Богу то, чего ты требуешь, открыл ли тебе это Бог. Ведь Самуилу все открывал Бог.

Священник должен быть внимательным, когда дает послушание своим близким, обращать внимание и на состояние человека, давать то, что тот может исполнить: важно помнить, что случается, если кто-то, в частности Саул, не исполняет слово Божие, не слышит Бога. С другой стороны, быть внимательным, не давать слишком много того, что непосильно для человека, ведь иногда люди даже могут потерять веру от непосильного послушания, просто уйти из Церкви. Помнить об этом надо.

Как послушание реализуется в семье?

– Что касается семьи, ребенок должен помнить слова Священного Писания: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». С одной стороны, это заповедь, но с обетованием. Как важно уметь почитать своих родителей при жизни – и как часто можно услышать, что дети не обращали на это внимания, не приходили... Если ты далеко, важно хотя бы иногда позвонить, чтобы они услышали, что ты здоров и молишься о них.

Как воспитать в детях послушание?

– Показать им, как ты сам относился к своим родителям. Если ты их любил, твои дети будут любить тебя. Иногда спрашиваешь старых людей: «А как вы относились к своим родителям?». Они говорят: «Хорошо, почитали». И по этой причине они долго живут.

Давайте ответим на несколько вопросов, которые нам прислали телезрители через соцсети: «Уважаемый Владыка, духовник Троице-Сергиевой лавры отец Наум благословил мне жить и трудиться в монастыре, поступить в семинарию. Но монастыри с неохотой принимают трудников. Как выполнить благословение старца?».

– Согласиться с тем, что в монастырях не принимают трудников, я не могу: если приходит человек, его во многих обителях берут. Может быть, он попробовал в лавре, где много монахов? Тогда можно попробовать в другом месте.

Или приходит человек со стороны и говорит: «Я хочу остаться». Но перед тем как сказать наместнику: «Благословите меня остаться», стоит просто ходить в тот или иной монастырь, иметь в нем духовника или ходить к общему духовнику обители: ты будешь более или менее знаком с этим монастырем, с его братией, распорядком. Это будет лучше и тебе, и тем, кто должен принимать решение.

Важно, в каком виде ты подходишь к наместнику. Правда, бывали случаи, когда приходили и разбойники, и почти голые люди. Но все равно то, как человек выглядит внешне, важно для принимающего решение.

Вы говорили сегодня – Бог смотрел сначала на Авеля, а потом уже на его жертву: состояние человека важно.

– Надо готовить себя. Надо было согласовать с отцом Наумом, в какой монастырь идти. Поступать в него трудиться и получать зарплату или как трудник, чтобы следующие шаги были уже стать послушником, монахом. Ведь в этом вопросе звучит: трудиться в монастыре и поступать в семинарию. Пока батюшка сказал: «Ты трудись». Благодаря тому, что ты будешь трудиться, может быть, поступишь в семинарию. Может быть, надо устроиться на послушание при семинарии, где ты будешь более или менее знаком с распорядком, студентами, узнаешь, на что обращать внимание во время экзаменов, то есть будешь готовиться. Так что здесь возникает несколько вопросов к спрашивающему.

В любом случае нужно было спросить у духовника: где трудиться, как долго? И таким образом готовиться к поступлению в семинарию, ведь это своего рода трамплин к этому.

Спасибо, Владыка. Давайте вернемся к нашей теме.

– Исходя из уже сказанного, важно правильно относиться к людям, которые пострадали даже от тебя. Если у тебя деньги, добытые нечистым путем, ты должен найти тех, кого обидел, может быть, ограбил. Может быть, из-за тебя пострадал муж и дети его остались одни? Возьми их на воспитание, окажи им помощь. И только когда утихнет боль этих людей и им станет легче жить, ты можешь возвращаться к вопросу, чтобы что-то построить или пожертвовать. Пока они не успокоились, пока ты им не помог, пока не стал лучше, чище, пока ты не стал другим, не имеешь права что-то жертвовать – тем более на Божий храм.

Что касается родителей, если кто-то не успел при жизни, важно уже после их смерти совершать за них молитву. Важно пойти на кладбище и смотреть за могилой и там тоже по возможности возносить молитву. Принести свечи, ладан – так человек готовит себя и показывает своим детям: «Не успел, неправильно поступил, но вы, ребята, пожалуйста, относитесь по-другому». Человек многого тогда не знал – надо учитывать, в какое время человек жил, какое было общество: советское время все-таки оставляет свой отпечаток, а сейчас другое время. Такими поступками я смогу повлиять на своих детей, и тогда отношение ко мне будет иное. Ведь, почитая родителей, я верю, что и от своих детей получу вовремя кружку воды, мне принесут и подадут хлеб и все необходимое. Важно показать свое отношение к родителям даже после их смерти.

Телезрительница спрашивает: «Как перейти от внешнего к внутреннему? В храм хожу, к таинствам приступаю, но кажется, что это делает моя телесная оболочка, а душа еще спит».

– Важно, приходя в храм, спрашивать себя: куда я пришел, зачем? Если Бог дал находиться в храме 5 или 10 минут или час, то это время я должен использовать только на благо. Мысли всегда уходят куда-то, с ними постоянно приходится бороться, говоря себе: зачем? куда? Только так человек может готовить себя. Конечно, следует перед этим совершать молитву дома и готовить себя. Ведь не просто так приходят люди в храм, а чтобы соединиться с Богом в таинстве Причастия. К Причастию необходимо готовиться – совершать молитву, прощать окружающих людей, подать милостыню.

Если я не причащаюсь, но причащаются мои дети – тем более, если они маленькие, то их крестили и причащают по моей вере. И за моих чад я должен обязательно совершать хоть какую-то молитву, держать пост, чтобы так готовить себя и моих детей к тому, что они приступят к Причастию: у них нет веры, это происходит по моей вере. Эту жертву в своем сердце я должен приготовить и отдать Богу за своих чад. Если они видят, что родители молятся, то, конечно, и они относятся по-другому – так проявляется связь родителей и детей.

Так что, приходя в храм, спрашивайте себя: зачем, куда я иду? Надо стараться уделять какое-то время Богу, заставляя себя быть лучше. А когда вы возвращаетесь домой, вести себя так, чтобы окружающие заметили: с этим человеком что-то случилось, в нем произошел какой-то переворот. Если я возвращаюсь домой из храма и не стал лучше, то это плохо: окружающие должны видеть в моем лице Христа. Я должен жить так, чтобы можно было заново написать Евангелие, если бы слово Божие было потеряно.

Не всегда это легко. Очень трудно. Но надо стремиться жить так и, приходя в храм, думать: а вдруг это в последний раз? Последняя встреча? Последнее Причастие? А после Причастия хорошо бы сразу приступать к подготовке к следующему Причастию, а не считать, что впереди еще месяц, неделя... Что это – время, которое можно провести как угодно, или время, чтобы готовиться к следующему Причастию? Иногда, увы, можно услышать: «Причастился сегодня, у меня впереди месяц». Месяц для чего? Забыть о Боге? Впустить в свое сердце все что угодно? Тогда очень трудно готовиться к следующему Причастию. Если же человек сразу приступает к Причастию, ему, конечно, намного легче. При этом надо взять ручку, листочек и написать, какие были неправильные поступки, что я сделал не то.

Надо попробовать делать что-то хорошее. Надо преуспеть в творении чего-то хорошего и делать это ради Бога. Ведь если я готовлю для себя, это труд, но ты один. Если я делаю что-то и делюсь с моими родными или начальниками, – я ищу какую-то выгоду. А вот если я готовлю что-то и раздаю незнакомым людям, которые нуждаются, то я даю Христу, – и это намного лучше, чем давать, чтобы иметь выгоду или чтобы кто-то думал, какой я хороший. Отдал тому, кого не знаю, – но отдаю Христу, и Христос принимает у меня эту жертву. Он поблагодарит, Он вернет мне намного больше, но мое состояние улучшается, я становлюсь лучше, – даже, хочу сказать, похожим на Авеля.

Большое спасибо, Владыка. Время нашей передачи подходит к концу – может быть, Вы скажете несколько итоговых слов о послушании и молитве для наших телезрителей?

– Дорогие во Христе братья и сестры, помните, у каждого есть родители, с которыми мы должны быть в мире. Если кто не успел до сегодняшнего дня сказать им «спасибо», «простите», то следует сегодня позвонить им и сказать: «Мы вас любим и молимся о вас». Бог вам в помощь.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Причащайтесь Тела и Крови Господней!

– Христос Воскресе!Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи. Рад, что в этом году на третий день Пасхи я имел возможность вступить на эту замечательную, прославленную подвигами преподобных отцов землю Троице-Сергиевой лавры и вместе с братией, с паломниками разделить Пасхальное торжество.

 
Беседы с батюшкой

Священник Константин Морозов: Живая встреча с Воскресшим Христом

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс