Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наша сегодняшняя тема – «Исцеление как ветер радости»: мы продолжаем цикл передач «Ветер радости» с отцом Григорием Григорьевым. Почему именно исцеление?
– Дорогие братья и сестры, вы знаете, что «Ветер радости» – это наше богословское определение Бога: Господь как ветер радости; ветер – по-гречески «дух», и Господь – Дух радости, охватывающий всю землю, всю вселенную. В последний четверг месяца, в цикле «Беседы с батюшкой» в нашей передаче «Ветер радости» мы говорим о том, как встретиться с Богом, какими дорогами можно и нужно идти, чтобы ветер радости Господь наполнил паруса нашей души. Сегодня мы решили осветить тему «Исцеление как ветер радости» – иначе говоря, можно ли через исцеление приблизиться к Богу?
Во времена Спасителя Евангельская проповедь действительно происходила через исцеление болящих, очищение прокаженных, изгнание бесов из бесноватых и даже воскрешение мертвых. Господь творил немало таких чудес и через них проводил Евангельскую проповедь. И когда земная слава Спасителя стала невыносимой даже для Богочеловека Христа, Он передал эту власть Своим ученикам – поначалу 12-ти апостолам. Когда апостолы разошлись по городам и весям того времени и стали именем Божиим творить чудеса, то слава о Христе и Евангельская весть широко распространились по территории Палестины, Израиля, Египта, то есть Средиземного мира того времени.
Когда через некоторое время ученики пришли к Спасителю и, желая Его обрадовать, сказали: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем», Он, конечно, мог бы обрадоваться, но Он совершенно не обрадовался и неожиданно им сказал: «Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Они были простыми галилейскими рыбаками, и им было трудно это все понять и осознать: что это за списки, которые важнее всего остального? То есть, получается, приближающийся к Богу человек, попадающий в списки Царства Небесного, приобретает свойства исцеления: исцеление – это не духовная самоцель, это следствие приближения к Богу. Но это не значит, что невозможно выйти из этих списков: если мы вспомним, среди 12-ти апостолов был апостол Иуда, и он тоже ведь исцелял людей, но потом вышел из этих списков и потерял этот дар.
Можно ли через преодоление неких внутренних болезней приблизиться к Богу? И, в первую очередь, я хотел бы затронуть такую тему: постоянно говорят, что исцеление может быть и от темной силы. Да, действительно, и бесы могут исцелить человека, помочь ему, но какой ценой? Человек выздоровеет от болезни, а потом загубит свою душу. Я бы хотел на этот счет высказать свое мнение. Как вы думаете, Михаил, возможно исцеление от темной силы? Каково ваше мнение как диакона, как человека, служащего Божественную литургию, находящегося в Церкви? Ваше личное мнение: можно ли исцелиться через соприкосновение с темной силой?
Я считаю, что нет, ведь исцеление – это спасение.
– Вы меня очень радуете – действительно, я очень рад, что вы так ответили. Я в этом глубоко убежден, ведь тело – храм духа, и исцелить может только Создатель – Господь. Или сам человек, созданный по образу и подобию Божию.
Сатана – повелитель державы смерти. Можно так сказать: может ли смерть исцелить человека? В принципе, смерть исцелит от всех болезней сразу – там горбы выпрямятся, все болезни пройдут, только жизнью это уже назвать будет невозможно.
И в русских сказках всегда проходил сюжет о живой и мертвой воде. Конечно, исцеляет только живая вода – благодать Божия, а мертвая вода только повреждает человека. Можно сказать, что иногда люди, какие-то целители, исцеляют – они вроде бы и не от Бога, а занимаются исцелением. Я бы сказал так, что темная сила, не имея возможности исцелять, имеет возможность манипулировать человеком. Человек, созданный по образу и подобию Божию, может сам себя исцелять за счет веры в свое исцеление. А некие представители темной силы могут присвоить себе эту возможность: они как бы скажут человеку, что он исцелится, человек в это поверит и своей верой себя исцелит, а они припишут это себе и, таким образом, заслонят Бога от человека, а это может очень сильно ему повредить.
Я бы привел такой пример, сказочный сюжет: Аладдин и его лампа – колдун знает, что Аладдин может принести волшебную лампу, и он манипулирует им, чтобы получить эту лампу, не объясняя вообще, что это такое. Так и здесь – манипулирование: темная сила не может исцелять человека, но она иногда приписывает себе такие свойства и таким образом уводит человека от Бога.
Я бы сказал, что все пути исцеления человека можно разделить на две части: приближающие к Богу и удаляющие от Бога. Все, что к Богу приближает, является великим благом: приближаясь к Богу, человек почувствует ветер радости – Ветер радости Господь наполнит паруса его души. А удаление от Бога наполнит душу человека ветром хаоса, ветром адской бездны: хаос (др.-греч. χάος от χαίνω – «раскрываюсь, разверзаюсь» ) это «ад» по-гречески. И такой человек будет повреждаться, удаляясь от Бога.
Почему же тогда говорится, что болезнь – это посещение Господне? И почему многие преподобные до самой своей кончины страдали теми или иными болезнями, хотя могли исцелять приходящих к ним?
– Понятно, что каждый из нас отвечает в значительной степени в меру своего понимания. И я имею некоторый опыт как врач, как священник – по крайней мере, более 40 лет взаимоотношений с болящими людьми с разными заболеваниями, зависимостями, заболеваниями нервной системы, психосоматическими болезнями. И у меня есть своя точка зрения на этот счет. Я бы ответил следующим образом.
В Древнем патерике авву великой жизни Исхириона спросили: «Вот вы, святые отцы, пустынники, аскеты, подвижники, что внесли в мир духовного?». И он ответил: «Мы внесли Божьи заповеди – мы своей жизнью их воплотили, и благодаря нам заповеди стали образом жизни для многих-многих людей. Мы подали духовный пример». – «Но вы уйдете. И что внесет поколение, которое будет после вас?». – «Они сделают вдвое меньше нашего, – сказал авва Исхирион, – ибо зло в мире будет увеличиваться». – «А те поколения подвижников Божьих, которые придут после?». – «А они вообще ничего не сделают, ибо зло будет так велико, что духовное делание будет весьма затруднено. Но если эти люди сохранят в себе лучшие человеческие качества, останутся в рамках Божьих заповедей, то в Царствии Небесном они получат вдвое больше нашего».
Я лично считаю, что все аскетические подвиги, происходившие в благодатные времена, всегда заканчивались тем, что великие аскеты понимали: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей ». Любой дух борьбы уводит человека от Бога, и, осознав это, по примеру апостола Павла, который был величайшим духовным аскетом, они говорили: «Мы поняли: сила Божия в немощи нашей совершается». Их аскетическая борьба заключалась в признании своей немощи пред Богом, и они получали исцеление от духа любви. Если угодно, болезни можно сравнить с аскетическим подвигом.
Человек, уходя с дороги Божьих заповедей, с дороги Божественной любви, начинает повреждаться. И в тот момент, когда он, как блудный сын, вспоминает Спасителя, Бог его посещает: не сами болезни посылаются Богом, а они становятся следствием ухода человека от Бога. Не аскетизм является как бы посещением Бога, а признание своей немощи в конечном счете. В этом противостоянии, как сказал преподобный Серафим Саровский, и самый малый бес одним когтем землю проткнуть может. Как же любой человек может духовно противостоять этому злу? Да, иногда бесы вовлекают человека, поддаются ему, и он добивается каких-то аскетических побед, но в результате вырастает гордыня человеческая. Однако в конечном счете через эту борьбу он устает, и через болезни он понимает: «Я – ноль без палочки в духовном мире». Вот тогда его посещает Господь. Поэтому, если угодно, болезни – это тот благодатный крест, к которому прикован человек: именно то состояние, когда человек осознает свою немощь.
Наверное, каждый из нас переживал такие моменты, когда мы, будучи в затруднительном положении, в том числе по линии болезней, просили Бога о помощи – и помощи не было. И мы приходили в состояние отчаяния: нам казалось, что Господь нас оставил и забыл, не слышит наши молитвы и что нам уже никто не поможет. И вот именно в этот момент, осознав свою немощь, мы получали Божию помощь. И иногда мы испытывали ощущение глубокого раскаяния: «Как же я совершил такое малодушие? Уже поднялся на гору, осталось сделать один шаг, уже и двери открыты – и я малодушие совершил. И в этот момент пришло исцеление».
Я бы сказал, что, несомненно, Господь вообще посещает человека во всех затруднительных состояниях, – но в тот момент, когда блудный сын, осознав свою немощь, принимает решение вернуться к любящему Отцу; чем дальше человек уходит от Бога, тем Бог больше любит человека. Это распространяется и на болезни. И в этом смысле, конечно, многие святые подвижники через болезни приходили к Богу, ибо болезни очень сильно помогают человеку смириться – это великолепное средство от гордыни, ведь если бы нам, современным людям, дать крепкое сибирское здоровье при нашем духовно-нравственном состоянии, то это было бы весьма свирепое общество, где, наверное, некоторые люди попытались бы живьем съесть друг друга. Поэтому Господи, спаси мя, Боже мой: яко ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси.
Знаете, у нас так же: бодливой корове Господь рогов не дает. И именно через свои немощи, через свои болезни мы встречаемся с Богом, именно устав от борьбы, иногда – от лечения. Да, действительно, многие святые подвижники имели немощи. Как и апостол Павел, который говорил: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». Чем был болен апостол Павел? Мы не знаем, мы можем только предполагать. Может быть, это была эпилепсия, когда у него были неожиданные припадки.
Представляете? Великий духовный вождь христиан – и вдруг падает и бьется в падучей. Что говорили иудеи, видя это? Наверное, они смеялись над ним, говорили: «Исцели себя сам, что ж ты себе не можешь помочь?». Павла это весьма задевало. И он говорит: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».
Весь аскетический опыт всех духовных подвижников в конечном счете заканчивался признанием своей немощи и уходом под Божий щит – и вот тогда реально проявлялась сила Божия. Поэтому я бы сказал, что весь аскетизм происходит до момента, пока человек не поймет: за что боролись, на то и напоролись. И перестает бороться, полагаясь во всем на Бога. Доверие к Богу является началом настоящей духовной веры человека. Поэтому я думаю, что все болезни, которые переживали в том числе и святые подвижники, были связаны с особенностями условий их жизни, с их личным здоровьем от рождения, с ситуацией в обществе.
Я не считаю, что Господь попускал им эти болезни... Господь вообще попускает все изначально, со времен Адама. Воля свободна: Господь может все, но Он никогда не будет принудительно приводить человека к Царствию Небесному: человек должен сделать выбор. Свобода воли изначально попускает все – и добро, и зло. Именно когда мы идем по дороге зла, мы получаем болезни. И иногда в этот момент мы вспоминаем о Боге и встречаемся с Ним. Поэтому действительно Бог зло превращает в добро – сила Божия в немощи нашей совершается. И многие болезни становятся местом встречи человека с Богом.
Вопрос по Евангельской ситуации, когда кровоточивая женщина прикасается к одеждам Спасителя и Христос чувствует, что из Него изошла сила; перед этим уточняется, что она истратила все свое состояние на врачей. Как быть? Тратить ли свои средства на врачей? Или же ждать Божественного посещения?
– Это продолжение того, что мы обсуждали сейчас. Я еще раз подчеркиваю, что наши передачи – это духовное исследование проблемы: не потому, что мы знаем все ответы и пытаемся людей научить, вещаем что-то, – мы вместе исследуем это все, в том числе с нашими телезрителями. Мы пытаемся милостью Божией исследовать духовное пространство, опираясь на свой человеческий опыт.
Собственно говоря, женщина, которая истратила все свое имение на лечение, не могла по-другому поступить: она, видимо, верила в силу денег, и у нее было большое имение. Она верила во врачей, и она должна была убедиться в том, что это ей не поможет.
Кровотечение – тяжелейшая болезнь, это ведь такие симптомы: постоянное головокружение, нехватка сил, невозможность выйти из дома, ибо кровоточивых евреи побивали камнями. Она должна была находиться в заточении, в темнице, поэтому она и лечилась, как повелевали законы того времени. И все-таки исцеление – это встреча со Христом. Когда в покаянном состоянии она дотронулась до Бога, то всем нам показала, что в конечном счете весь аскетический опыт исцеления людей, больных духом, душой и телом, происходит при прикосновении к Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу.
И Господь показал, что она хоть и кровоточивая, а дотронулась до Него. И, вы представляете, Он испытал ее веру таким, я бы сказал, страшным образом: И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Для кровоточивой женщины признаться, что это она, означало умереть – ее должны были побить камнями: как это она, кровоточивая, вышла, осквернила людей, прикасалась ко Христу! И она сказала: «Это я» – и назвала причину, а Господь сказал: «Вера твоя спасла тебя». И никто не побил ее камнями.
Это удивительный момент, поразительный пример! Она засвидетельствовала свою веру в Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа именно готовностью даже умереть: крайне опасно было так ответить. Вот если бы она скрылась и не сказала бы этого, она бы не исцелилась, вернулось бы заболевание: у нас иногда бывает так, что люди, когда чем-то заболевают, ко Христу приближаются, а потом, когда поправятся, забывают об этом – и болезнь возвращается; мы знаем много таких примеров. Поэтому, конечно, это может быть дорога к Богу, но воля человека свободна, всегда можно от Бога уйти. И тогда болезнь вернется.
Я вспоминаю преподобного Паисия, когда один человек приехал к нему с мальчиком, который был болен онкологическим заболеванием, и упрашивал старца, чтобы тот помолился. Он говорит: «Я помолюсь, а ты чем-то готов пожертвовать, какой-то страстью? Брось курить». И отец сказал: «Я с радостью брошу курить». Он бросил курить, старец помолился, и сын поправился. Но прошло несколько лет, и, видя, что у ребенка все хорошо, отец закурил – и болезнь вернулась. То есть это очень интересный вопрос – и именно показатель того, что не Бог наказывает.
Любящий Отец вообще никого не может наказывать: все-таки мы должны иметь образ Бога такой, как образ любящего отца в Евангельской притче о блудном сыне – это единственная притча, где в образе отца прямо показан Бог. И смотрите: ни одного слова, ни упрека – ничего, он просто любящий отец. Как мы можем представить, что любящий отец в притче о блудном сыне будет наказывать сына? Нет, он ждет. Именно потому, что Бог любит человека, и чем дальше человек уходит от Бога, тем больше Бог его любит – как любящие родители больше любят больных детей: чем тяжелее болеют дети, тем больше их любят. Это естественное состояние любого нормального человека. И вот это надо понимать: болезни – это, по сути, показатель нашего ухода от Бога.
Все наши духовные подвиги, которые не приводят к преумножению духа любви, – это тоже показатель ухода от Бога. И что значит «прикоснулась»? Для нас – это таинство Святого Причастия, принятия Тела и Крови Христа. Для нас это прикосновение – встреча со Христом. У них не было такой возможности, им надо было ехать из других городов, чтобы дотронуться до Спасителя, ветхозаветные пророки и дотронуться не могли, только могли ожидать Его, – а у нас есть такая возможность.
Беда нашего времени не в дураках и не в плохих дорогах, а в том, что к святым мощам у нас идут миллионы, а по заповедям Божиим живут единицы. Неплохо то, что люди идут к святым мощам, это замечательно, но плохо то, что они не живут по заповедям: эти люди дотронулись до Христа и ушли, и когда Он сказал: «Кто до Меня дотронулся?», они промолчали, утаили это.
В этом есть большая проблема. У нас едут к старцам для исцеления, к Матроне Московской – это все замечательно, прекрасно, а к причастной Чаше значительно меньше людей идет. Если изобразить три очереди (к Матроне Московской, к святому старцу и причастной Чаше), то очень печальный вывод мы сделаем. Мало будет людей стоять к Господу нашему Иисусу Христу. Это великая духовная проблема нашего времени… Люди хотят чудес, хотят какой-то конкретики. Повторяю, и старцы – хорошо, и Матрона – хорошо, но как это можно сопоставить со Христом? У нас только один Старец – Христос. Вот это должно быть для нас главным.
Благословите нас на прощание, пожалуйста.
– Дорогие братья и сестры! Я еще хочу ко всем вам обратиться. Помните, что исцеление духа, души и тела человека – это встреча с Богом. Постарайтесь не расставаться с Ним. Не забирайте штурвал своей судьбы из Божиих рук, попробуйте жить по Промыслу Божиему. И тогда Ветер радости Господь наполнит паруса вашей души. Божье благословение да пребудет со всеми вами!
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.