Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В церковной среде нет однозначного мнения о праздновании Женского дня, но, мне кажется, нет и однозначного мнения о роли женщины в Церкви и в деле спасения всего рода человеческого. Может быть, начнем с такого глобального вопроса?
– Может быть, и неплохо, что в церковной среде не сложилось определенного отношения к этому празднику, отмечаемому в светском обществе: и оно само не вполне понимает, за что именно прославляется женщина – наивно праздновать праздник просто по гендерному типу. Когда сегодня женщин поздравляют с днем весны, дарят подарки и говорят хорошие, приятные слова, все это можно только приветствовать. Другое дело, что этим всем не ограничивается служение, которое несет женщина и в этом мире в целом, и в христианской Церкви в частности.
Для нас совершенно очевидно, что без женщины не может быть спасения. Любой христианин прекрасно знает о великой роли Пресвятой Богородицы в деле нашего спасения. Мы знаем, что у Христа были ученицы – равноапостольные. Сразу надо заметить, что, с точки зрения иудейского общества времени Господа нашего Иисуса Христа, это было очень смелым шагом: женщины в иудейской среде получали образование дома и практически никогда не становились открытыми ученицами известных религиозных учителей. И вдруг Господь наш Иисус Христос совершенно спокойно допускает, что целый ряд женщин служили Ему имением своим, как мы узнаем из Евангелия, слушают Его – помните известный эпизод из Евангелия про Марфу и Марию: «Мария же благую часть избра»? Господь не только допускает, но и поощряет, что женщина Его слушает, тем самым признавая ее абсолютное равноправие в познании Бога, познании духовных истин, необходимых для спасения.
Позже апостол Павел с совершенной категоричностью утверждает эту же мысль Господа, говоря, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского. Это не значит, что нивелируются различия, но отныне человеку не стоит кого-то считать более способным к спасению, а кого-то менее. При этом мы видим очень тонкий нюанс: если посмотрим на положение женщин в античном обществе, то увидим гораздо большую свободу, нежели в Древнем Израиле – в Египте женщина могла открыто править государством, в Древней Греции женщина могла выполнять роль жрицы, служить, так или иначе, в храме. Ничего этого в Израиле нет.
Когда Христос утверждает равноправие женщины в вопросах спасения, Он при этом не ставит ее на те же общественные роли, что языческое общество, чем подчеркивает, что вопрос служения в Церкви более сложный, нежели просто жречество, прорицание или какие-то иные функции, свойственные Древнему миру. Как отметил апостол Петр, это участие в новом народе избранном, который весь представляет собой царственное священство. В этом смысле и женщины, и мужчины действительно являются священнослужителями: не кто-то конкретный оказывается жрецом, а все мы сослужители и одновременно приносим Божественную Жертву во время святой Евхаристии – об этом нам совершенно недвусмысленно говорят молитвы, которые священник читает во время богослужения. Поэтому говорить о роли женщины в деле спасения необходимо в положительном ключе, и делать какие-то поправки или как-то ущемлять положение женщины в христианском обществе будет неправильно.
Другое дело, что христианское общество, будучи постоянно под воздействием окружающих культур, со временем стало забывать об апостольском равноправии и, под воздействием иных культур и мнений, роль женщины стала немножко затираться: если раньше женщины могли быть, например, ученицами Христовыми, то в определенный момент они уже не могли становиться студентками средневековых учебных заведений, богословских факультетов и так далее. Такое положение длилось довольно долго – можно сказать, что оно сохранялось до конца XIX – начала XX века. Но это не значит, что Церковь видит женщину как в чем-то неполноценное существо – ни в коем случае, более того, мы видим, что в истории Церкви многие женщины прославлены как святые (хотя и в меньшей степени, чем мужчины, но это можно списать на условности древнего общества, они представлены и в богослужении), к их мнению прислушивались. Мы все знаем вдохновенные стихиры инокини Кассии, которые поются перед Рождеством, одна из стихир поется в Великую Среду, и так далее. Мы знаем и другие примеры женского служения, в том числе и наставнического, в какой-то мере учительного. Прославляемая сегодня блаженная Матрона была учительницей благочестия для очень многих людей, и мужчины, и архиереи не стыдились прислушиваться к ее словам. Все это очевидные вещи, но их иногда полезно проговорить вслух, чтобы избавиться от предрассудков или каких-то заблуждений.
Вопрос телезрительницы: «Может ли православная женщина делиться с близкими по вере своим духовным опытом? Не будет ли это противоречить словам: „Женщина в храме да молчит”»?
– Благодарю вас за этот очень интересный вопрос. Когда апостол Павел говорит: «Жены ваши да молчат в храме», то тем подчеркивает не столько невозможность женщины в принципе к духовному учению, сколько элементарные нормы приличия и поведения: «Жены ваши да молчат в храмах» – здесь речь именно о каком-то шуме и нестроениях во время богослужения.
Если у вас есть чем поделиться с подругами и это будет воспринято с благодарностью, конечно же, можно поделиться и что-то рассказать. Но здесь есть два нюанса. Первый: отцы Церкви предупреждают, что лучше по минимуму делиться собственным личным духовным опытом – плоды наших духовных побед над самими собой или радость от каких-то чудесных явлений в нашей жизни могут быть отняты у нас из-за нашего превозношения, надмения. Здесь надо строго следить за собой, чтобы каждый рассказ о нашем личном духовном опыте был сопряжен с сугубым смирением.
Второй момент: всякий раз, когда мы говорим о чем-то духовном с другими людьми, мы должны быть абсолютно убеждены в том, что нас хотят слушать, – ни в коем случае мы не должны навязывать свой духовный опыт, настаивать на нем. Лучшие духовники нашего времени советовали в таких случаях просто высказать свое мнение и со смирением отойти в сторону – именно со смирением, чтобы не ранить человека своим превозношением или бóльшим духовным опытом и тем сделать невозможным, чтобы человек вас услышал.
На таких условиях, конечно, можно делиться опытом и даже нужно рассказывать о духовных вещах окружающим людям.
Вопрос, относящийся как к Евангельской, так и к нашей Новейшей истории. В Евангелии мы видим, что за Христом следуют апостолы, которым Он дает различную власть – изгонять духов, проповедовать. И за Ним следуют женщины. В самый трудный момент испытаний апостолы покидают Его, а женщины следуют до конца и стоят при Кресте. И в советское время в наших церквах было очень мало мужчин, храмы наполнялись женщинами. Поясните, пожалуйста, почему так происходит: с одной стороны, женщины не наделяются от Господа какими-то особыми полномочиями, а на деле мы видим, может быть, даже их бóльшую верность, нежели у мужчин?
– О том, что Господь не дает женщинам особых полномочий, я бы поспорил: мы знаем, что и святая Мария Магдалина, и святая мученица Маргарита, и другие женщины обладали очень сильной духовной властью – и властью над бесами, и властью исцеления, и учения, и чудотворения. Я думаю, что мы не видим меньшего объема благодати для женщин. Дух дышит где хочет, и Он совершенно не градуирует Свое дыхание: «Ой, вот женщина, тогда поменьше чудотворений, поменьше...».
Второй момент – очень простой: у женщины больше эмпатии, у нее больше сострадания, больше души, которую она вкладывает в то, во что верит. Когда для Русской Православной Церкви наступили суровые испытания, мужчины были в массе своей арестованы или как-то иначе поражены в правах, поэтому раньше количество мужчин на приходе равнялось количеству священнослужителей. В таких условиях женщины отстаивали храмы, отстаивали свою веру, делали возможным нынешний расцвет Православия в России, и за это им, конечно, огромная благодарность.
Вы говорите об отстаивании веры, но сегодня во многих странах (Испании, Индии и других) проходят митинги женщин в защиту своих гражданских прав, за равноправие в обществе. Как Вы считаете, православные женщины могут отстаивать не только свою веру, но и свои права в обществе, а, может быть, и какие-то права в церковном обществе?
– Отвечая на ваш вопрос, хотел бы зайти немного издалека. В чем глубинная разница Недели святых жен-мироносиц и праздника 8 марта? В Неделю жен-мироносиц прославляется служение Христу, верность Ему, а праздник 8 марта – это прославление женственности как таковой, праздник весны, праздник возрождающейся природы и так далее, это праздник нейтральный.
Праздник жен-мироносиц – это праздник конкретно христианский и говорит о конкретном служении Христу всей жизнью человека. Отсюда возникает некая разница в восприятии. Иногда у нас говорят: вот этот праздник не надо праздновать, этот надо праздновать. Правда, когда дело доходит до Недели жен-мироносиц, все уже забывают, что надо кого-то поздравить, вручить подарок – существует такое маленькое мужское лукавство.
Для нас важно помнить, что Церковь прославляет женщину не потому, что она женщина, а потому, что она способна на многое, способна к преображению души. И тем Церковь заявляет окружающему миру о равноправии женщины и мужчины в вопросе спасения: если в Древнем мире считалось, что мужчина имеет больше прав перед Богом, то Христос говорит, что мы равны перед Богом. О равноправии служения и говорит Христова Церковь.
Современные митинги в основном пронизаны совершенно иным духом. Речь идет об ином равноправии – на право прожигать жизнь. Здесь не право служения, не право вместе потрудиться какому-то высокому идеалу, а бесконечное право не быть преображенным, измененным светом благодати. И это право не быть спасенным последовательно отстаивается в сегодняшнем секулярном обществе. Дело доходит уже до совершеннейших глупостей: это слово можно произнести, а это – нельзя. Если вы помогли женщине поднять сумку или войти в транспорт, вас могут обвинить в домогательствах или оскорблении...
Права на самосовершенствование разные, но это не значит, что одинаковые возможности, способности, в конце концов – одинаковое восприятие мира. Нет. Поэтому христианской женщине есть смысл бороться за свои права. Но при этом надо всегда помнить, что конечное наше право, право и мужчины, и женщины, – это право быть Христовым, преобразить, изменить себя, право не быть съеденным секулярным миром, не подлаживаться под него, а владеть им, брать из него то, что способствует нашему спасению, и отметать то, что нас губит. К сожалению, во многих ситуациях я вижу обратное – когда люди борются за право сохранить в себе то, что их губит.
Светское общество живет по своим законам, а церковное совсем по другим. Но в семье тоже есть свои законы. Часто женщина в православной семье воспринимается все-таки как нечто второстепенное: есть отец семейства – мужчина, глава, а женщина где-то в тени, и право ее голоса далеко от равнозначного. Считаете ли Вы такое положение нормальным? Или все-таки в семье должно быть максимальное равенство?
– Очень интересный вопрос, и ответить на него одним предложением крайне сложно. Бывают самые разные семьи: есть семьи, в которых такой матриархат, что мало не покажется.
Мне кажется, то, о чем вы говорите, – следствие средневекового перекоса восприятия женщины только как наследницы Евы, которая и сама согрешила, и мужа до греха довела, поэтому единственное, что можно, это только плакать и каяться, а лучше уйти в монастырь. И мы видим: как наиболее яркие в женском служении Церкви, в Средние века предлагаются примеры именно монахинь, отшельниц. Тем не менее мы, хотя и редко, встречаем и княгинь, и благочестивых мирянок. Значит ли это, что только так можно послужить Богу и Церкви? Конечно же, нет.
Когда Христа спрашивали, как надо спасаться, Он подчеркивал, что для этого не надо никуда уходить: оставайся на своем месте, занимайся своим делом, и если ты будешь соблюдать заповеди, добросовестно нести свой крест, то ты на пути спасения. Именно это – образец для спасения и женщины, и мужчины, и в семье тоже – на своем месте в семье. А какое место у супруги в семье? Быть помощницей мужа, рожать детей – мужчина не может без женщины родить детей и не может их толком воспитать, а женщины часто воспитывают детей без мужей, но это всегда воспринимается как проблема.
Думаю, надо не столько выяснять, кто на первом месте, кто на втором, а кто на третьем (во многих семьях на первом месте вообще дети), а надо стараться быть помощниками друг другу. Скорее всего, надо стараться просто не потерять первое, весеннее ощущение любви, которое, наверное, находится в основе большинства браков. Если это ощущение не теряется, то все остальное становится второстепенным и решается в рабочем порядке. Собственно, Церковь это поддерживает: когда мы говорим, что семья – это малая Церковь, это значит не что надо все делить по иерархии, а что это единое служение Богу, по заповеди Божией, на том месте, где человек работает, живет и так далее.
Тогда хотелось бы задать ситуативный вопрос – наступает весна, дачный сезон. А дачный сезон очень сильно занимает женскую часть населения, особенно женщин на пенсионном положении. Иногда возникает такое ощущение, что огороды становятся главнее храма. Как быть? Как разрешить эту коллизию?
– Как настоятель храма, я должен гневно заклеймить все это, но есть у меня очень сильное подозрение, что женщина, которая выбирает огород в ущерб храму, просто следует своей иерархии ценностей. Значит, не смог храм занять то место, которое должен.
Не думаю, что сейчас речь идет о выживании, пропитании, о том, что, если женщина пропустит этот дачный период, ей будет просто нечего есть (хотя, в принципе, многие до сих пор компенсируют скудость своей зарплаты какими-то домашними заготовками, но экономическая целесообразность этого сложна: как-то мы высчитывали это и выяснили, что проще все купить в магазине – трудозатрата такая, что это просто ни к чему, лучше просто высвободить время для чего-то другого).
Человек находит отдушину в том, чтобы приехать в свой огород, покопаться в земле, в молчании, спокойно, в одиночестве (или не в одиночестве, а с супругом – супруг ворчит, но помогает). Находит человек в этом отдушину, и перед тем как отнять ее, это любимое времяпрепровождение, надо хорошо подумать: а что мы предлагаем взамен?
Поэтому не стал бы я никого клеймить, никого ругать, лишь еще и еще раз скажу: старайтесь во всем соблюдать золотую середину. Человек, считающий себя православным и пропускающий более трех воскресений подряд без уважительной причины (а огороды – неуважительная причина, особенно в наше время, когда все наши «огороды» – это «Пятерочки», Spar и «Перекрестки»), отлучается от церковного общения. Это очень серьезное предупреждение. Мы не должны вырождаться в милый клуб людей, которые одобряют все подряд.
Поэтому скажем так: осуждать никого не будем, но напоминаем, что при каждой возможности надо стремиться идти в храм, а если душа не тянет в храм, значит, это свидетельство какого-то серьезного внутреннего повреждения: если, например, в это время у внука будет день рождения, то все огороды, естественно, будут забыты; если в это время будут какие-то мероприятия по перерасчету пенсии и надо будет прийти и что-то подписать, – естественно, огороды будут забыты. То есть иерархия ценностей такова: если произойдет что-то более важное, огороды будут забыты.
Наверное, на всех нас лежит ответственность за то, чтобы богослужение стало более важным. Почему этого не происходит, думаю, надо смотреть в каждом конкретном случае.
Хотелось бы напомнить всем нам о наших мамах… Как Вы считаете, какую роль в спасении каждого из нас играют наши мамы?
– Несомненно, огромную. Конечно, пользуясь возможностью, я хотел бы сегодня поздравить и поблагодарить всех матерей, которые стараются воспитывать своих детей в духе христианского благочестия. Заложенное матерью с детских лет идет по жизни с каждым человеком до конца его дней. Так что особая ответственность – на матерях. Конечно, невозможно привить ребенку то, что не привито самой, и я очень надеюсь, что наши православные мамы, и молодые, и старые, будут всегда находить возможность молиться в храме Божием, а самое главное – делать свою жизнь Божиим храмом: нам надо стараться самим настолько пропитываться любовью к Богу, соблюдением заповедей Божиих, чтобы от нас исходила благодать Божия, чтобы, глядя на нас, люди тоже хотели становиться христианами.
Дай Бог всем мамам многих и благих лет жизни, всякой помощи Божией в их нелегком труде воспитания детей!
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.