Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Загородил полнеба гений,
Не по тебе его ступени,
Но даже под его стопой
Ты должен стать
самим собой.
(Арсений Тарковский)
Друзья, здравствуйте! Мы хотим рассказать о нашей изостудии «Духова Роща», но сначала зададимся вопросом: кто сегодня любит рисовать? Дети – все. Дай им только материалы и помоги расчистить стол.
Подростки – на полях в тетради. А взрослые? Оказывается, тоже любят.
Сегодня в больших городах много изостудий для непрофессионалов, куда приходят люди разных возрастов, профессий, семей. Что они ищут там? Может, хотят приобрести новую профессию?
Скорее подсознательно ищется деятельность, в которой получается радость. Монашество четко рассматривает труд как борьбу с помыслами в праздности. И, вероятно, в миру человек уходит от проблем – помыслов – тем, что переключается на деятельность, в которой он получает радость.
Душа любого человека, даже нецерковного, чувствует правду в этом ходе. Человеку нужна радость, т.к. в радости, даже без духовного зрения, человек знает, что он хороший. Свяжем эту радость с ощущением детства и возвышенным благородством. А раз ты хороший, тебе хочется делать что-то доброе – это и дорого: Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша много на Небесах.
Итак, в творческой деятельности человек получает радость. Но почему же мы не рисуем в одиночестве? В основном, когда не умеем. Или не имеем волевой силы к этой деятельности. Успешность же для нас – в совместном творчестве от соборности. Тебе и помогут, тебя и поддержат дружеским одобрением. Момент дисциплины и авторитета руководителя тоже имеет место.
А теперь о нашем содружестве – студии подросткового рисунка «Духова Роща». Сама студия – дома у батюшки. Собираемся обычно раз в неделю. Случайно получилось, что подростки – дети священников 8-ми разных приходов – возраста 14 лет (есть старше и младше). Нас 7–12 человек. Темы прошлого учебного года были следующие: планеты Маленького принца, осенние натюрморты, улицы Алатыря и, наконец, песня на слова Вл. Крапивина (музыка В. Устинова) «Улетали летчики».
Рисовать песню – это ново и интересно. Звучит музыка – и на каждую смысловую строчку рисуется картинка. Каждый выбирает сначала то, что ему сразу «услышалось», и воплощает это. А потом получается целая философия. Разбираем песню и словам через рисунок возвращается смысл. Не в песне. В себе. «Улетали летчики» – это встреча с Маленьким принцем. Маленький принц, его встречи – это разбор себя, встреча с собой. А стихи Владислава Крапивина – прямо-таки путеводитель для духовных асов.
Улетали летчики
искать врага.
Затянуло к вечеру
туманом берега.
Кто-то не вернулся,
кого-то не нашли.
Не поставишь на море
ни крестов, ни плит.
Черная пустыня,
глухие пески.
Тихий ветер к вечеру
плачет от тоски.
Ночью в темном небе
звездный перезвон,
Тихо звезды катятся
на песчаный склон.
Если плакать хочется,
уснуть нелегко.
Мальчик в одиночестве
бродит средь песков.
Может, сказка сбудется,
может, сводка врет,
Может, снова спустится
взрослый самолет.
И пойдут, как прежде,
рука в руке
Летчик и мальчишка
к голубой реке.
И одно тревожит их –
к звездам путь далек –
Не сломал бы ветер там
тонкий стебелек.
А из синей чащи,
Где тени сплелись,
Смотрит одичавший
Рыжий старый Лис.
Летчики улетают искать врага, и кто-то гибнет. В пустыне оказываются Летчик и Мальчик…
«Черная пустыня, глухие пески» – это отношения с «глухими» людьми и обнаружение этой «глухоты», толстокожести в себе. Первая встреча в «глухих песках» бывает с королем. Король – тот, кто привык повелевать.
Сама по себе иерархия и соответствующее ей подчинение и послушание необходимы для порядка в светской и в духовной жизни (и в запредельной). Но в том-то и коллизия иерархических отношений, что они должны, с одной стороны, быть естественными, а с другой – четко выверенными вниманием. Каждый в этой системе должен пройти по узкой половице: если ты не держишь равновесия, то пойдешь по соседним половицам. Внешне и тебе, и окружающим может показаться, что все нормально. Но в запале можно забыться и попасть не в дверь, к которой ты шел, а в стенку. Незаметно для себя ты сошел еще на три половицы, а про дверь, то есть главную цель, и забыл.
Неплохо вспомнить, что иерархические отношения отличаются от «пирамидальных» тем, что в пирамидальных «знают только подчинения ближнему начальнику, а наживается „верх”». Иерархические же отношения просто выразим так – «каждый крестьянин любит царя и Небесного Царя». Повелевают в иерархии по-разному. Кому же дается власть повелевать? Самую большую власть повелевать имеют те, кого любят. И очень часто этот «успех» они (в том числе мы) приписываем себе, забывая, что это дар.
Власть любви имеют мать и отец, маленький ребенок, хорошая первая учительница, власть любви имеют влюбленные молодожены. Все это уходит, как песок сквозь пальцы, только потому, что мы забываем, что это дар и не имеем внимания. Власть начальствовать в армии, на предприятии, в Церкви, в какой-то компании имеет личность, за плечами которой – успешный опыт в устроении каких-либо дел. В служебной лестнице на каждой ступеньке зачтены какие-то сражения, плановые выполнения мероприятий, при которых нужны напряжения и слаженность коллектива.
Все это требует от руководителя определенных, часто врожденных, духовных качеств, которые он может и не осознавать. Т.е. начальник всегда чувствует власть, но не имея духовного фундамента он не осознает, что этот дар дан ему предками и Богом. Он – крыша и фундамент. Фундамент символизирует ответственность, а значит, и заботу – а это уже отеческое и даже «монаршее» качество. Строгость начальников присуща и ангелам.
Только не зарвись. Говорят о власти денег. Но как смешно она выглядит в художественном изображении на маленькой планете, где старик в короне сидит на сундуке с деньгами. В заключение с планетой Короля, конечно, вспомним о послушании духовнику. В духовной жизни без руководства духовного невозможно вообще. Книжки читай. Исповедуйся у любого. Но всегда молись о настоящей любви. Мечтать о встрече с тем, кому доверишься и будешь ждать его совета, нужно всегда. И необязательно это будет один священник. Просто твоя душа почувствует пользу Исповеди и духовного наставления или подсказки.
А дальше – не для разбора с детьми. Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что само их намерение самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании – ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание – это самообольщение и бесовская прелесть».
Возразят: вера послушника может заменить недостаточность старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и бесовскую прелесть губит, по учению апостола (см: Фес. 2, 12).
Где же истина? Где иерархия? Где послушание?
Там, где любовь. А любовь – где все настоящее. А настоящее, небутафорское – то, что волнует твое сердце. Зорко одно лишь сердце.
Следующая планета – Честолюбца. Дети, конечно, в целом далеки от нее и даже подсознательно не любят таковых в своей среде, но все же «предупрежден – значит, вооружен!». Честолюбец смешон. Но самое ужасное, что мы не видим его в себе почти всю жизнь. Мы желаем успешности ради успеха, а не как проявления воли Божией в делах.
Планета с Пьяницей – встреча с унывающим и безвольным.
В Фонарщике мы неожиданно увидели монашествующих. «Вот бы с кем подружиться, – подумал он. – Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих…». Он и не глух вроде, но для нас закрыт.
О чем же мечтает Мальчик? Конечно встретиться с Асом. Может быть, Ас научится от него больше. Но сама встреча…
Вот так мы обсуждаем, составляя песню. Рисуем мы, конечно, медленно. А рисунков все равно для песни надо много. Поэтому бывает, что и дорисовываем друг другу, и помогаем. И все с помощью Божией. И комплексы мы еще называем смирением, а «шашку наголо» смелостью. До царского пути аввы Дорофея нам еще далеко. Жизнь прожить – не поле перейти. И все выверяется нашими маленькими открытиями, нашим несовершенством (ведь мы не настоящие художники – мы «бременские музыканты») и дерзновением к творчеству.
Когда тебе придется туго.
Найдешь и сто рублей
и друга.
Себя найти куда трудней,
Чем друга или сто рублей.
Ты вывернешься наизнанку,
Себя обшаришь спозаранку,
В одно смешаешь явь и сны,
Увидишь мир со стороны.
И все и всех найдешь в порядке.
А ты – как ряженый
на святки –
Играешь в прятки
сам с собой,
С твоим искусством
и судьбой.
Из миллиона вероятий
Тебе одно придется кстати,
Но не дается как назло,
Твое заветное число.
Загородил полнеба гений,
Не по тебе его ступени,
Но даже под его стопой
Ты должен стать
самим собой.
Найдешь и у пророка слово.
Но слово лучше у немого,
И ярче краски у слепца,
Когда отыскан угол зренья
И ты при вспышке озаренья
Собой угадан до конца.
(Арсений Тарковский, 1957).
Наши работы – рисунки на слова и музыку; слайд-фильм мы тоже сделали. Тут нам пока помогает более взрослая профессиональная молодежь. Форматы наших рисунков разные. За счет достаточно крупного формата у нас получились уже 3 небольших выставки только этой песни. Но их посмотрело много народа. Приглашаем в наше творческое сообщество молодежь 14–18 лет. За 2017 г. мы успели еще сделать (прорисовать и составить фильм) песню Ю. Визбора «Какие слова у дождя» и «Цепи якорей» на муз. А. Зацепина, и «В Рождество» (сл. Иосифа Бродского, муз. А. Мирзаяна). По этим песням наши персональные выставки были оформлены в терапевтическом отделении 14-й больницы г. Екатеринбурга. Благодарим сестричество больничного храма Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии за помощь в оформлении выставки: для нас это большая честь, а для врачей и больных – хорошее настроение. Две выставки были оформлены в Духовой Роще (место, где расположен наш храм Св. Мч. Иоанна Воина – за м.р. Стрелка в городе Алатырь в сказочном лесном месте). Постоянная сменная выставка оформлена в нашей мастерской. Желающие присоединиться к нашей компании, присылайте рисунки ( bulina.moiseeva@mail.ru адрес: г. Алатырь, Транспортная, 83, Д.Б. Моисеевой)
И, наконец, самое главное: почему у нас отнимается слышание слова? Потому, вероятно, что мы в суете отвергаем благодать; мы все равно желаем успешности нашим детям, мы сами хотим быть собранными и в исполнении этого незаметно для себя дарим жесткие интонации. Что же делать, когда мы это вдруг снова замечаем в себе? Мы слушаем (или поем) песню. А если мы ее рисуем, то мы затихаем…
Представляете, 10–12 подростков в тишине... Мы ищем новый язык. Мы хотим рисовать, верить, надеяться и быть вместе.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.