Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (957) → Архимандрит Александр (Глоба): Великий пост с медицинской точки зрения

Архимандрит Александр (Глоба): Великий пост с медицинской точки зрения

№12 (957) / 20 марта ‘18

Беседы с батюшкой

Тему сегодня мы обозначаем такую: «Великий пост». Вы не только священник, а еще врач-специалист, психолог, и мы поговорим о некоторых аспектах поста, связанных с диетой, пищей, и о том, как можно подойти к этому вопросу с медицинской точки зрения. Что главное в пост, с точки зрения православного врача?

– Мы должны рассматривать пост с нескольких позиций – духовной, душевной и физической. Мы все, люди, состоим из плоти и крови, поэтому пост также влияет на человека со всех этих 3-х позиций. Начнем с духовной позиции. Пост – это, прежде всего, перенастройка внутреннего себя. Каким образом? Очень часто мы живем в миру и соприкасаемся с грехом. Очень часто мы показываем себя с такой стороны, что и говорить стыдно: не молимся, творим беззакония, делаем различные поступки, которые в глазах Божиих нас опускают… Поэтому мы должны за время поста научиться жить заново, измениться, сделать свое внутреннее сердце таким, чтобы мы были богоугодными, духовными людьми, а не душевными. Поэтому молитва во время поста, особенно Великого поста, – это основное делание каждого православного человека: не запреты в пище, а именно молитва, преображение себя, научение себя, как правильно жить по-христиански, по-православному.

Конечно же, пост душевный – это когда человек себя ограничивает в некоторых областях. Если вне поста мы можем пойти в театр, посмотреть оперу, послушать какое-то произведение, сходить в кинотеатр – посмотреть блокбастер, боевик или какой-то фильм, который вызывает душевные чувства, восторги, то во время поста в царской России такие заведения закрывались или не работали в обычном режиме – актеры занимались изучением новых опер, пьес, но не показывались людям, не возмущали их своим творчеством.

Мы должны помнить, что есть телесный пост, когда человек ограничивает себя во многих функциях, присущих организму. Больший упор делаем на молитву, больше ограничиваем себя в том, что хотелось бы сделать, но что в пост не нужно, неуместно делать. Пост – это время, когда человек себя очень органично настраивает на встречу с нашим Воскресшим Господом Иисусом Христом.

Вы говорите, что в пост не так важно воздержание в еде. Вы понимаете, порой эту фразу используют везде и всюду, когда это удобно. Не считаете ли Вы, что иногда мы этой фразой слишком много оправдываем свои действия? Как правильно ее понять и подстроить к нашему посту истину, о которой говорят апостолы: что пост не только в еде?

– Дело в том, что все апостольское творчество, вся их проповедь направлены на изменение человека – на то, чтобы человек изменился и сделался пригодным для Царствия Небесного. Поэтому время поста – это как бы напоминание об утраченной связи с Богом. Ведь первый пост нарушил первый человек: Адам и Ева согрешили в раю, нарушили Божию заповедь…

Пост – это средство, которое помогает нам повернуться лицом к Богу и соединиться, встретиться с Ним, чтобы было состояние духовной радости, духовного комфорта при встрече Воскресшего Господа Иисуса Христа: человек должен встречать Господа с чистым сердцем, с чистой душой, с чистыми мыслями, с чистым телом. И время поста называется очистительным временем, когда очищаются помыслы, деяния человеческие, – тогда это время будет пройдено не напрасно.

А если человек как бы задается одной целью – не есть мясо, рыбу, молоко, – это называется диетотерапия. И святые отцы говорят об этом: если человек не затрагивает во время поста свое сердце, свою душу, а только воздерживается от стола, то он занимается просто диетотерапией. Может быть, это тоже хорошо для человека неверующего, но мы – люди верующие, поэтому должны использовать и это средство ограничения себя в продуктах животного происхождения, чтобы обуздать свои страсти, свои мысли, свои действия и научиться жить по воле Божией.

Вопрос телезрителя: «Насколько я знаю, пост – это как бы личное дело человека и Бога: ты постишься, об этом знает Бог и ты лично. Зачем ходить к священнику просить послабления? А многие ходят. Бог-то отлично знает, можешь ты поститься или нет, и ты отлично это понимаешь. А тут как за справкой: взял справку – и вроде дело сделано. Более честно будет тогда вообще не поститься».

– Это очень хорошо, когда человек ходит к священнику за такой «справкой», чтобы получить послабление или разрешение, потому что человек находится в живом общении с Церковью. Ведь Церковь – это Богом установленный институт, где грешники надеются и получают спасение от Господа Иисуса Христа. Поэтому если человек связан с Церковью и живет церковными правилами, соблюдает их, хочет жить по-церковному, то такой человек делает доброе дело. Такие люди спасаются в Церкви.

Действительно, пост – это твое личное дело с Богом. Но у нас обращение к Богу всегда через призму Церкви, церковного учения. Мы не можем себя мыслить как индивидуумы без Церкви – это тот богоспасительный корабль, в котором все плывут по волнам житейского моря и не утопают.

Есть слова святых отцов: «кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», «вне Церкви нет спасения».

– Действительно, вне Церкви нет спасения, и я себе не представляю, как жить без Церкви: можно все забрать, – но чтобы Церковь осталась. И тогда человек и проживет хорошо, и будет со Христом всегда общаться только по молитвам Церкви, только через Церковь. Поэтому, когда люди ходят к священнику, получают благословение, они большое дело делают, и правильно делают. А жить как бы особнячком… так жили пустынники, но это были люди высокого духа. Особнячком грешно жить. Приходить, показывать себя с одной стороны, а жить совсем по-другому, как все мы, в принципе, и живем, чего греха таить. Церковь – это место, где человек очищает свою душу, свое сердце.

Вопрос такой: может ли пост негативно повлиять на здоровье?

– Сам пост – нет, он обладает только целебными свойствами, но неправильное отношение человека к посту может привести к тем или иным отрицательным последствиям (даже есть такая поговорка, ее все знают, но мы не будем ее говорить). Все зависит от человека.

Мы должны знать, что пост – это целебное воздействие на душу, на сердце, на тело человека. Мы должны помнить, что Церковь пост рекомендует, а не настаивает на нем, это как особое врачевание, духовное врачебное действие, как лечебный пластырь.

Почему? Я объясню даже с точки зрения физиологии человека: жиры животного происхождения воздействуют на него особенным образом (физиологическим, биохимическим) и вызывают в нем определенные реакции, когда преобразуются в биологически активные вещества – гормоны. А поведенческая жизнь человека по плоти, или душевного человека, напрямую зависит от гормонов мужских, женских. Агрессия, мягкость, способность общаться – на все это оказывают большое влияние гормоны человека.

Святыми отцами очень давно замечено, что употребление продуктов животного происхождения (мяса, особенно сырого, вяленого, крови, хотя христианам по апостольскому постановлению нельзя употреблять кровь) возжигает человека неразумного (ведь в человеке есть разумная часть души и неразумная, инстинктивная). Распаляются инстинктивные особенности человека и страсти, и человек становится необузданным. И за все это отвечают именно продукты животного происхождения, которые человек получает с пищей, поэтому святые отцы рекомендуют их ограничить.

Другое дело, когда человек находится в пожилом, старческом возрасте и определенные продукты ему необходимы по состоянию его здоровья: допустим, у человека малокровие, и врач рекомендует есть правильно приготовленную говяжью печень. Никакой священник не имеет права это запретить – есть назначение врача, который отвечает за здоровье человека, а священник может только одобрить такое назначение.

Допустим, могут сказать: а можно поесть рыбу или яйца, молоко? Но физиологически, медицински замечено, что именно правильно приготовленная печень способствует выработке эритроцитов у человека или изменяет формулу крови в правильном направлении. Другие продукты – нет, а вот именно этот продукт является лекарством. И если человеку, который страдает тем или иным заболеванием, врач назначает определенный стол, – значит, человек употребляет это назначение как лекарственное средство, а не в качестве удовольствия, для удовлетворения своего внутреннего эго или чтобы удовлетворить свой желудок.

Человек идет к священнику, беседует с ним и как бы находит живой отклик и получает на это благословение. Неправильно будет со стороны духовника подобное ограничивать, не имея в этом познаний. Продукты животного происхождения бывают разные, там различные аминокислоты, – они оказывают на человека различное действие. Если доктор назначает, то нам необходимо поддержать такого человека и указать, что в пост он должен больше молиться.

В Типиконе – книге, которая, по сути, регламентирует всю нашу жизнь, – говорится, что можно в воскресенье пить вино или есть пищу с маслом. Как Вы думаете, прожить пост по Типикону возможно? Какую меру лучше избирать?

– Если он уже существует около тысячи лет, то, значит, возможно, люди живут, спасаются? А сколько уже спаслось, живя по Типикону? Давайте зададимся этим вопросом. Ведь люди получают Царство Небесное, а он – как руководство к действию, как правильная помощь, подсказка, вспомоществование, как правильно жить в Церкви. Это рекомендации, говоря сегодняшним языком.

Допустим, каждое министерство вырабатывает определенные рекомендации. А это наши рекомендации, как правильно жить, чтобы угодить Богу, какие мы должны предпринимать действия в тех или иных ситуациях – богослужебных, бытовых, монастырских, во взаимоотношениях. Ведь в Типиконе в соответствующих главах это все расписано, все это тоже носит рекомендательный характер. Поэтому эта книга очень важна для нас – по ней можно действительно и жить, и спастись, и много полезного получить, изучая ее.

В пост нельзя посещать концерты, ходить в кино и так далее – надо полностью лишить себя этого?

– Ограничить. У поста функция ограничивающе-сдерживающая: задача поста – научить человека правильно жить в реалиях современного мира. Если человек наденет на себя черный мешок, сделает дырочки для глаз, то Богу такой человек не угодит; не угодит Ему и человек, который будет жить распущенно.

Мы должны жить в мире, в любви, в согласии, но не соглашаться со грехом, избавиться от своих вредных привычек. Если человек курит, – избавиться от этого противного действия: смердит и для себя самого, и для окружающих. Человек пьющий должен избавиться от этого пристрастия: он портит жизнь самому себе и окружающим.

Когда страсть владеет человеком, человек должен побороться. Хотя бы попробовать побороться, попробовать избавиться от пристрастия, чтобы угодить Богу в конце концов. Апостол говорит, что многие, обладающие определенными страстями, не спасутся, так что мы должны работать над собой, подсказывать людям, как правильно жить, чтобы угодить Богу.

Вернемся к Типикону и к тому, что разрешается вино: совсем недавно встретился с человеком, который очень истово соблюдал пост, и он удивился, что сегодня, оказывается, по Уставу вино на трапезе.

– Там говорится о монастырском вине, когда братия сама собирает урожай, ухаживает за виноградником, получает этот продукт от дел рук своих. Там не говорится о вине, которое продается в супермаркетах, которое могут привезти откуда-то, тоже купив в супермаркете. Там не говорится о вине, разбавленном спиртом, которое крепленое, приготовлено по определенным технологиям, тем более – изготовлено из порошка. Поэтому мы должны к этому относиться тоже с определенным знанием, в какое время был написан Типикон и когда даны рекомендации. Это не то вино, что может быть в современном понимании.

Но мы не можем пойти в погреб и взять вина – мы все равно ставим на стол то, что куплено в магазине.

– На стол ставим вино, но мы должны его разбавить в три раза, чтобы у нас после употребления этого вина глаза не сходились в одной точке.

А для чего нужно вино? Как к врачу к Вам этот вопрос.

– Оно обладает очень многими свойствами. Оно раскрепощает человека душевно. Когда собирался стол, почему тогда поставлялось вино? Братия расходилась по молитвенным местам и собиралась только в конце определенного времени вместе, чтобы сохранился дух любви, радости, – но не пьяной радости, а именно такого легкого раскрепощения, радости сердечной, духовной радости. Поэтому поставлялся такой продукт как способствующий этому, но он не оказывал опьяняющего действия. В том продукте, который указан в Типиконе, содержится очень много микроэлементов – и глюкоза, которая помогает человеку быть в приподнятом настроении.

Постная пища изобилует углеводами – задам такой вопрос: как в пост, употребляя в пищу только картошку, фасоль, бобы, сохранить себя в более или менее нормальной физической форме, не потолстеть?

– Надо подходить с умом к постному столу и знать, как действуют те или иные продукты на человека. Естественно, углеводная пища вызывает у человека набор массы тела, и бывает так, что люди, которые активно постятся, но употребляют макароны, картошку, хлеб, замечают набор веса.

Здесь это все легко объяснить. И есть такая рекомендация, чтобы люди смотрели, сколько калорий употребили. Можно посоветовать таким людям сделать сбалансированное постное питание: есть морепродукты (креветки, кальмары), которые богаты большим количеством белка и могут употребляться в пищу. И здесь человек может полностью компенсировать белковый дисбаланс и питаться так, чтобы соотношение белков и углеводов было либо 1:3, либо 1:1.

И в пост рекомендуется пить побольше жидкости (святую воду можно пить, обычную воду), больше двигаться – тогда не будет набора массы тела. Все легко объясняется, и вместе с тем в пост обычно люди жалуются, что очень хочется есть. Здесь надо проверить себя: ограничить те постные продукты, которые очень хочется съесть в большем количестве, чем ты бы их съел, допустим, во внепостное время. Нужно помнить, что лукавый не дремлет в это время и будет тебя с другой стороны искушать: «Ах, ты не ешь яйца, масло? Значит, больше съешь». И это будет называться чревоугодием, которое будет в постное время с постными продуктами.

Вопрос телезрительницы: «В лекции Ксении Кравченко о здоровье, о посте есть мысль, что во время поста, тем более Великого (он самый продолжительный), можно посадить желудок, поскольку желудочный сок требует кислотной еды, а мы ее не употребляем. Я бы хотела, чтобы отец Александр это прокомментировал».

– Я не знаю, Ксения Кравченко случайно не против Церкви выступает? Я знаю, что какая-то женщина есть, которая своими советами сталкивает людей в неправильное русло. Человек начинает о Церкви думать не то, что надо.

Но мы не знаем, кто она такая, не будем говорить.

– Да. Дело в том, что есть врач и есть священник. И вот на этом промежутке нужно решать все свои вопросы. Ксении, другие советчики – это все не церковное.

Церковь имеет уже больше чем двухтысячелетнюю историю. Если человек правильно подходит к посту, то, в принципе, проблем никаких нет. Если человек имеет какие-то проблемы желудочно-кишечного тракта, проблемы с сердцем, с ферментной системой, то он наблюдается у врача, принимает медикаментозное лечение, принимает пищу как средство избавления от того или иного недуга и приобщается Святых Христовых Таин, ходит в церковь, молится, соблюдает домашнее молитвенное правило и живет радостной жизнью в посте. С больным желудком или здоровым – это не главное, чтобы обращать на это внимание.

Время поста – это время твоего внутреннего преображения, изменения сердца, хода мыслей, избавления от вредных привычек. Вот что такое пост. Но если человеку нужно употреблять определенную пищу, пусть ест и благодарит Бога.

Последний на сегодня вопрос. Мы постимся, молимся, причащаемся... И действительно, легкость какая-то ощущается, хорошо. И вроде ни с кем не ругаемся. Как здесь не впасть в прелесть?

– Прелесть – это состояние, когда ты начинаешь себя ощущать чрезмерно правильным, чрезмерным праведником и хочется учить других и еще ставить оценки. От этого состояния надо избавляться.

Ты знаешь, что такое прелесть, знаешь качества человека в прелести – так вот, беги от этих качеств, от этого состояния. Просто-напросто хочется поучить? Себя поучи. Хочется поставить оценку? Себе поставь. Хочется быть надменным? Успокой себя, отойди от этого, позанимайся своим внутренним миром, своей душой, своим сердцем. Возведи свой духовный статус на такой уровень, чтобы Господь тебя заметил и отметил тебя как наиболее яркую звезду. Это будет полезнее для человека.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Записала:
Елена Кузоро

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс