Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрительницы из города Владимира: «Возможно ли быть хорошим человеком вне Церкви? Допустим, один человек более верующий, а другой менее; первый ходит в храм, читает молитвы, Псалтирь, но у него много страстей (например, злость, раздражение), и он со всем этим пытается бороться, а другой человек в храм не ходит, но сам по себе от природы спокойный, кроткий, смиренный».
– Есть очень много хороших людей, но они вообще ни во что не веруют. А есть такие верующие, что надо полы подобрать и бежать с огромной скоростью. Что тут такого нового-то? Вы как будто только вчера родились.
Знаете, был такой Человек на земле 2017 лет тому назад, звали Его Иисус, что значит «Спаситель». Он был особенный Человек – Он сошел с Небес и был Сын Божий. Он прожил короткую жизнь, по нашим понятиям,– 33 года, и Его распяли на Кресте, как разбойника, вместе с двумя разбойниками. Был суд, главный судья хотел Его отпустить, но народ заволновался; он испугался, как бы на него не написали кляузу, и умыл руки: что будет, то будет. И вот все люди (и те, которые участвовали в распятии, и толпа, которая стояла на площади, и те, кто вершил суд, – все-все) были верующие. Понимаете? Так что вы, сударыня, не там ищете.
А вне Церкви человек может приобрести смирение?
– В какой-то степени. Даже домашний кот (я знаком с одним котом) иногда проявляет смирение.
Но это будет все-таки не в полной мере?
– В полной мере смирение – только у святых. Собственно, смирение и приводит к святости: Бог дает Свою благодать только смиренным. Сначала человек достигает смирения, а потом это венчается от Бога святостью.
А хороший человек – это как хорошее кресло. Вот я сейчас сижу в кресле: оно неплохое, на четверочку (по мне, немножко спинка низковата, но на четверочку пойдет; поэтому я смиряюсь, не ропщу, не говорю: дайте мне другое кресло, чтобы подлокотник был повыше – не по мне шито, «кольчужка коротковата»). Все очень просто. Хороший человек никогда Царствия Небесного не наследует – без веры невозможно угодить Богу.
Добрые дела человека Богу приятны?
– Конечно. Когда серийный убийца, сидя в какой-нибудь пожизненной тюрьме на каком-то острове, совершает какой-то хороший поступок, это тоже Богу приятно. И охране приятно. И если его сожители по этой тюрьме об этом узнают, они тоже это оценивают – каждый человек знает, что хорошо, а что плохо; то, что плохо, он оправдывает, а то, что хорошо, хвалит. А тщеславные люди стараются этот поступок сделать достоянием многих: это называется «хвалиться». Но никакая хорошесть не влияет... Есть хорошие проявления в человеке, которые приятны Господу, и, если Господь захочет поощрить этого человека, Он может оказать ему милость. А эта милость будет для человека как шаг навстречу Богу и может потом, лет через 30, привести его и к смирению, и к Богу, и к Церкви.
Обычно такие вопросы задает человек, который не понимает, зачем существует Церковь, поэтому ему вообще не хочется с ней иметь дело, и он ищет себе оправдания, но считает себя хорошим: «Я вот хороший, могу как-то так, на одной хорошести...».
Вот «Мерседес» – хороший автомобиль, но он не попадает в Царствие Небесное. Почему? Потому что он мертвый. Хотя на вид он и урчит, и ездит, и потребляет топливо, прямо как зверь. И имя женское, и называется «тачка», – но не входит «Мерседес» в Царствие Небесное.
То есть человек должен сделать некий шаг именно навстречу Богу?
– Да, этот шаг называется (не буду скрывать от дорогих наших зрителей) покаяние. А покаяние заключается в том, чтобы увидеть свое недостоинство, увидеть себя, что ты совсем не хороший человек, это у тебя такая горделивая иллюзия. И вот если человек это увидит, тогда это уже шаг к покаянию.
Человек увидел – и стал себя ругать за все...
– Это неконструктивно. Конструктивно – это когда человек изменил поведение, изменил свои слова, изменил мысли и чувства.
То есть это целый комплекс изменений?
– Да, просто мы разделяем это, чтобы человек лучше понял, что требуется. Очень часто люди твердят: «Я хороший человек, я трудолюбивый, я молитвы читаю, я в церковь хожу...». Думаешь, когда же этот поток кончится? А потом это заканчивается словами: «Но вот Пелагею Захаровну простить не могу». Тогда то, что он делает, – это кому и зачем?
Ему нравится.
– Он сам себе нравится и считает себя хорошим, но совесть все-таки говорит, что нельзя так Пелагею Захаровну ненавидеть. Потому что Господь сказал: любите враги ваша. Но, к сожалению, люди, которые задают такого рода вопросы, Евангелие не читают – максимум, может, когда-то начинали одну – две главы, как Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, и на этом чтение заканчивалось.
Вопрос телезрительницы из города Санкт-Петербурга: «Раз речь в этой передаче идет о добрых людях, о верующих и неверующих, о том, что такое истинная доброта и как она оценивается Господом нашим, хочу спросить о притче о самарянине, который оказал помощь человеку, попавшему в руки разбойников. Поистине ли добрый этот человек? Ведь он же самарянин, значит, он был вне какого-то Божиего Закона, вне веры в Бога?»
– Почему? Он был другого рода-племени, и в некоторых религиозных вопросах его племя, в котором он жил, заблуждалось. А у нас таких заблуждающихся среди православных 99,9% – начнешь спрашивать о христианской Православной вере, человек начинает такое плести, что хоть святых выноси (есть такой термин русский).
Господь просто хотел объяснить, что такое христианский поступок. Ведь большинство людей говорят: а где грань? Пока ему не скажешь, где грань, он хороший поступок не будет делать. Господь показывает такую ситуацию, в которой этой грани нет. Просто человек идет, видит: раненый, он его сажает на свою скотинку, возливает ему дезинфицирующий раствор (вино содержит спирт) на рану, очищает ее и, чтобы она не болела, еще возливает елей (чистое оливковое масло является таким умягчающим лекарством). Привозит его в гостиницу и говорит: «Я спешу, пусть он у тебя полежит, поболеет, ты за ним ухаживай, корми. Вот тебе деньги, а я на обратном пути заеду, спрошу, сколько ты на него истратил, и тебе все отдам». Вот это христианский поступок без всяких граней.
Но он не мог быть тогда христианином: христианином тогда на земном шаре был только один – Тот, Который эту притчу сказал. А других Он пока только учил христианству.
Так вот, исходя из этого, если человек, который не ходит в храм и не исповедует веру открыто, совершает такие поступки в жизни, как они расцениваются?
– Они расцениваются на пять с плюсом.
И не более того. Но это не спасение души, да?
– Пока еще нет.
Это просто хороший человек.
– Да. Это такой человек, какого в каждом из нас хочет видеть Господь.
Так, может быть, лучше, чтобы было больше таких людей: искренних, любящих?
– А какой толк, когда они не наследуют Царствия Небесного?
Вот я и не понимаю этого.
– А что тут понимать? Чтобы достигнуть Царствия Небесного, надо веровать и исповедовать Господа Иисуса Христа, нашего Спасителя, распятого на Кресте на окраине Иерусалима на Голгофе. А про этого самарянина ничего не известно, просто он совершил прекрасный поступок. И слава Тебе, Господи!
Все хочется найти еще одну дверь, ведущую в жизнь вечную.
– В самом этом желании нет ничего плохого, но для нашей же пользы Господь наши блуждания по всяким гностическим изыскам прекратил: есть одна дверь, один путь, одна тропа – путь этот в гору.
Вопрос: «В молитве ко Святому Причащению святого Симеона Нового Богослова есть такие слова: „Несоделанное мое видесте очи Твои, в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть”. Поясните, пожалуйста, как их понимать, если у Бога написано все, что я еще и не сделал?»
– Это образ. Симеон Новый Богослов был великий поэт, и это такой поэтический образ, который рассказывает, что Богу все ведомо, от Него ничего не скроется. В частности, Господь знает существо самого человека лучше, чем знает он сам и мать родная. Поэтому Он прекрасно знает, что от данного человека можно ожидать вот это, вот это, а вот этого нельзя ожидать. Мы можем ошибаться, предполагать, что от этого человека в дальнейшем будут большие проблемы, а как-то так пройдет, что вроде и обойдется. Мы точно считали – уже такое бывало, и все время головная боль, а Господь может устроить иначе; мы можем ошибиться в каких-то своих прогнозах, а Господь нет.
То есть здесь речь идет не о предопределении.
– Нет, спаси и сохрани. Вот, например, есть Книга Апокалипсис. Почему то, что там написано, до сих пор не сбывается? А потому, что Господь знает те последствия, к которым привело грехопадение Адама и Евы в раю, и конец этих последствий обязательно приведет к апокалипсису. А когда – это зависит от нашего с тобой поведения.
Что человек выберет, какой путь своей жизни...
– Да. Можно увидеть тенденцию, а можно ее не увидеть. Но Господь знает. Поэтому 2 000 лет прошло, а последняя фаза апокалипсиса пока еще не настала. Но то, что она будет, совершенно очевидно.
Как только Адам согрешил, уже было известно, что это состоится.
– Да. Вот опытный врач: он знает болезнь, в которой является специалистом. Возьмем диабет: известно, что бывает с диабетиками, если не лечиться. А если лечиться, можно замедлить этот процесс.
Вопрос: «Как бороться с ревностью? Потеряла покой, все мысли только об этом. И молюсь, и стараюсь отгонять их, и все равно они меня побеждают».
– Что ж, хорошо бы к психиатру сходить, к психологу. Начать с психолога.
То есть ревность самим человеком не может быть побеждена?
– Человек ясно пишет, что он не может.
Но, может быть, есть какой-то путь, который человек не ведает?
– Очень важно с этим человеком поговорить и показать ему несостоятельность ревности; потом нужно узнать, что он хочет. Человек ревнивый жизнь другого человека, которого ревнует, превращает в ад.
Рано или поздно все рухнет.
– Обязательно рухнет, самым жутким образом. Поэтому, если хочешь разрушить, – действуй. Если хочешь это остановить, – психолог, психиатр. А вообще, перекрестился: «Господи, помилуй», – и все. От глубины этого вздоха зависит исцеление прямо тут же, и не надо никаких психиатров. Но если человек так ослеплен, весь дрожит, уже козни затевает, психолог ему объяснит, что в его ощущениях жизни никакой любви нет.
Спасибо, батюшка.
– Вопрос: «Муж всегда был гневливым, а последнее время стал и рукоприкладствовать. Должна ли я терпеть? И как быть? В браке уже более 10-ти лет».
– А зачем терпеть? Должна быть какая-то цель. Вот, например, наступила война, в стране случился голод, мы терпим нужду: запасли каких-то сухарей и из круп, которые на какое-то время у нас есть, варим кашу. Тут понятно: мы переживаем общенародное горе. А тут: он лупит, а другой должен терпеть. С какой стати?
Я понимаю, боксеру на ринге рассекают бровь, кровь заливает лицо, рефери смотрит: еще на раунд хватит. Боксер терпит (все-таки они же деньги зарабатывают), есть специальные охлаждающие компрессы. Тут ясно – за что. Или: спецназовец на какой-то войне лежит, дождь пошел, мокро – он терпит, тут тоже все понятно.
А здесь зачем терпеть? Это противопоказано, это развращает этого человека, он делается еще хуже.
Тогда, получается, развод с этим человеком? По крайней мере, разъезд, чтобы не жить под одной крышей?
– Зависит от ситуации. Может, он опомнится. Допустим, человек, когда не хочет работать, говорит: «Я ищу работу», а сам на компьютере в игрушки играет. Я сегодня про одного такого слышал. А жене говорит: «Ты должна больше работать, нам денег не хватает!» Это же очень просто: перестаешь покупать продукты, все, что в холодильнике, съедается, порошки тоже не покупаешь. Пишешь в ЖЭУ: «Мы сейчас не будем платить за электричество, вы нам его отключите». И пусть он сидит в темноте, телевизор не работает. Может, и скажет: «Женушка, прости, я пошел на работу».
Вопрос: «Можно ли планировать рождение ребенка в семье, или это грех и нужно полностью положиться на Бога?»
– Можно планировать – только это планирование должно быть без медикаментов и всяких ухищрений. Каким образом? Перестать делить ложе. Эти люди знают, как дети появляются на свет, как их зачинают, поэтому это надо исключить – и все.
То есть уклонение друг от друга не является здесь грехом?
– Если по взаимному согласию, то нет, – это написано в Писании. В одностороннем порядке, конечно, грех, потому что опять же в Писании написано, что жена своим телом не распоряжается, но муж, и муж не распоряжается своим телом, но жена.
И тут возникают...
– Да пусть возникают. У нас, слава Богу, есть истина в последней инстанции. Просто наш народ чрезвычайно темный, он даже чтет и не разумеет: просто читает, как некоторые чтецы по-славянски, «бу-бу-бу», и ни одного слова не понимает.
Вот сегодня на Литургии была притча о сеятеле, которую ученики тоже не поняли. Пришли спросить, а Господь говорит: вам поясню, а другим нет, – и люди остались в неведении.
– Правильно. Разве можно все пояснить? Сам мир не вместил бы этих книг. Но Господь оставил на земле Церковь: она есть учитель, она есть и врач. И в Церкви всегда есть умные мужи: например, Ерм или Василий Великий, из последних – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), он очень много писал, изъяснял; пожалуйста, почитай, если тебе Василий Великий сложноват. Столько книг – можно вообще профессором стать!
Вы говорите, порой читают и не разумеют.
– Конечно. Если человек придет в МГУ в аудиторию 02 на какую-нибудь обзорную лекцию, что он там поймет? Сначала надо в математическую школу поступать, готовиться к этому, тогда что-нибудь и уловишь. А потом профессор обязательно укажет литературу, которую можно почитать по тем темам, что затронули. Через интернет через две секунды он достанет и начнет читать, не надо даже в библиотеку ходить.
Вопрос: «Господь сказал: невозможно не прийти соблазнам. Но зачем Господь их попускает, ведь через соблазны люди впадают в тяжкие грехи?»
– Как зачем? Ибо сказано в том же Писании, о котором мы сегодня и всегда очень много говорим: радуйтесь, братья, – когда впадаете в различные искушения. Что такое искушение? Это испытание, или по латыни – «экзамен». Нужно же проверить: ты вообще чему-то научился или нет? Искушения и показывают. Идет некий гражданин, и ты ему показался неприятным. Он тебя хрясь в правую щеку, а ты ему – другую. Иди, дорогой, пять с плюсом. И еще радуется человек: я выдержал экзамен, недалек я уже от Царствия Небесного. Вот и все. Нужно прийти соблазнам. А как узнать вообще, кого ты больше любишь: грех или Бога? Потому что все это разговоры: «Ой, я Бога люблю...». Люблю говорить о том, какой я замечательный.
Человек впал в грех через соблазн. Это потому, что человек не мог его понести? Или избрал просто неверный путь?
– Нет, это значит, что он насчет себя очень сильно заблуждался. Господь его хранил какое-то время от этого соблазна, а потом видит, что человек в этом направлении ничего не делает, руку Свою убирает – и человек впадает в грех. Тогда человек задумается. А так – сколько можно?..
Или злится, осуждает. Или унывает.
– А разве такое состояние души, как злоба, уныние, не грех? Как человек в злобе и в унынии может войти в Царствие Небесное? Поэтому надо его носом... Потом человек нос оторвет от лужи, в зеркало посмотрит: «Ой, кошмар!.. Прости, Господи, помилуй». И прольет горячую слезу.
Дай Бог, чтобы слеза действительно была покаянная. А то ведь от жалости к себе плачем...
– Вот такая задача стоит.
Спасибо, батюшка, за передачу.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.