Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (941) → Протоиерей Евгений Попиченко. Осенняя хандра: как ее избежать?

Протоиерей Евгений Попиченко. Осенняя хандра: как ее избежать?

№44 (941) / 22 ноября ‘17

Беседы с батюшкой

На календаре уже ноябрь, и несмотря на то, что в официальном календаре это все еще осень, на то, что в Екатеринбурге пока растаял весь снег, так или иначе ноябрь – тот месяц, который мы, уральцы, ощущаем как наступление зимы. Но мы живем в окружающей природе: все кругом начинает засыпать – и мы тоже постепенно начинаем засыпать, чуть ли не впадать в зимнюю спячку и, как говорят, в хандру. Как побороться с этим состоянием?

– Евангелие читать. На самом деле, это не уход от ответа, это реальный совет: надо читать слово Божие, потому что в нем, в Евангелии, сконцентрирована энергия жизни. Христос – Путь, Истина и Жизнь. И Он никогда не хандрил: хандра – это состояние расслабленности души (отчасти от расслабленности тела, конечно). Но Господь однажды сказал: бодрствуйте и молитесь; дух бодр, плоть немощна. Весь человеческий организм очень гармонично устроен. Тело должно оживотворяться душой, то есть душа дает жизнь телу, душа оживотворяется духом, то есть высшей частью души, которая дана только человеку – у животных этой части нет, их душа озабочена только сохранением жизни тела и обеспечением жизнедеятельности. А у человека душа, кроме заботы о теле, должна заботиться о своих отношениях с Богом. А дух человеческий оживотворяется Святым Духом.

Получается такая перспектива: человек в связи с Богом наполняется энергией, эта энергия входит в душу, дает силы душе, психике человека и дальше оживотворяет тело. Если у человека не нарушена эта связь, не заблокирована, то вопросов хандры и расслабленности у него не возникает. То есть у него бодрый дух все время организует правильную жизнь и души, и тела. Об этом человек в первую очередь и должен заботиться, когда по каким-то причинам ощущает сбой в своем психофизическом организме.

Понятно, осень, отсутствие витаминов, меньше витамина D, солнышка и так далее. Конечно, какие-то элементарные вещи, которые поддерживают нашу жизнь, нужно в своем быту исполнять. Одно из замечательных средств против уныния – это режим питания, сна. От недосыпа у человека возникают раздражительность, печаль, уныние. Поэтому важно спать вовремя, не пересиживать за телевизором, интернетом до двух-трех часов ночи, потом четырехчасовой сон и на работу. Взрослый человек должен спать не менее 7-ми часов. Это необходимость для нашей правильной жизни.

Конечно, должен быть правильно выстроен духовный режим: душа выправляется на молитвенном правиле – утренним правилом мы настраиваемся на грядущий день, на вечернем снимаем с души напряженность от ошибок и грехов прожитого дня и настраиваемся на сон грядущий. Обязательно духовное чтение – молитва не питается как бы сама по себе, изнутри. Молитве нужна пища от Духа Святого. Эта пища дается в чтении святоотеческой литературы. Конечно, обязательно слово Божие – его нужно читать, вникать, размышлять, запоминать: это особый источник Божественной благодати. Если в двух словах.

Церковь в любом случае дает радость и духовную поддержку и даже помогает бороться с унынием. Но, наверное, каждый вспоминает ощущение, когда он только пришел в храм, как будто бы его туда вносят на крыльях, состояние одухотворенности, состояние неофита, как называют человека, который только что пришел в храм и начал воцерковляться. Постепенно это чувство притупляется, переходит в иное состояние. Уже нет такой остроты чувств (мы все – люди чувственные, привыкли к состоянию какого-то непосредственного ощущения), нет радости и ощущения, что посещение храма, богослужения – это какой-то душевный праздник. Как радость сохранить и удержать в своем сердце?

– Вновь возвращаемся к тому, что душа – это сосуд, который должен быть наполнен Божественной благодатью. Если сосуд опустел, благодать ушла, значит, нужно смотреть, где пробоина, врачевать покаянием и вновь наполнять через церковную жизнь Божественной благодатью. В этом смысле невозможно жить бодренно, крепко, настроенно, устойчиво без Церкви.

Я вновь хочу обратить на это внимание наших телезрителей: есть огромное число людей, с которыми постоянно сталкиваешься, пребывающих в страшнейшем заблуждении, что у них с Богом свои отношения, у них «Бог внутри», люди говорят: «внутри» – в душе. Церковь им не нужна. Можно, конечно, внутри себя много что делать – можно, наверное, хлеб поесть как бы внутри, в душе. Можно в душе сходить за зарплатой, например, – замечательное дело: можно себе в душе получить зарплату в два раза больше. Пришел, получил двойную зарплату – и тебе хорошо, и предприятию хорошо: ты же в душе получил...

Что за глупость – «в душе»? Отношения с Богом требуют конкретности, выражения и душевно, и телесно, и духовно. Вера без дел мертва – мертвая вера и дает состояние уныния, печали, безрадостности, безысходности, а живая вера все время стремится соединить человека с Источником благодати: это сообщение никогда не дает человеку унывать, жалеть себя, руки опускать, духом падать. Но живая вера требует выражения, конкретных действий – как любовь требует конкретных действий: невозможно юноше девушку любить в душе; может, конечно, он так себе и может об этом мечтать, но думаю, что девушке это не понравится: девушке важны и добрые слова, и цветы, и конфеты, и руку подать, когда из транспорта выходит. Это все – конкретные, практические действия. И Богу так же важно, быть с нами в общении, чтобы наша вера выражалась. Поэтому, конечно, когда душа потеряет наполнение, нужно найти место, пробоину, уврачевать и восполнить благодатью, энергией, силу души.

Еще момент. Душа проходит определенные этапы развития, благодать действует на человека по-разному. Есть благодать призывающая, которая зовет человека, и Господь как бы авансом открывает некоторые состояния, которые человек приобретает в общении с Богом. Состояние неофитства – это призывающая благодать. Период этот длится лет 5–7, до 7-ми, может быть, но обычно где-то 3 года. Затем большая часть жизни – это просвещающая благодать, которая открывает человеку его состояние, его немощи, болезни. И тут начинается ежедневный, постоянный труд. И самая важная добродетель – это постоянство: в молитве, в целеустремленности, в исполнении заповедей Божиих. Это труд, который Бог от нас ждет, чтобы человек приобрел опыт личной жизни в борьбе со страстями. Не только чтобы Господь все время за него что-то делал, а чтобы человек приобрел нужду в Боге.

А чтобы мы вознуждались в Боге, необходимо свою немощь осознать: человек должен упасть, почувствовать свою слабость, беспомощность без Бога. Для этого человека нужно предоставить самому себе, дать возможность ему узнать себя, свои мощности, немощи, слабости, достоинства. «Познав себя, познаешь Бога», – говорят отцы. И это основная задача духовной жизни. Чтобы познать себя, нужно нагрузку какую-то взять: что ты можешь? Нужно в гору идти, чтобы испытать свои возможности. И когда человек встречает самого себя, он понимает, что он ноль без палочки: сам ничего не может – он видит свои немощи и начинает звать Бога: «Господи, спаси мя, погибаю! Если хочешь, можешь меня очистить!»

Тема познания самого себя очень глубокая, в рамках ее нужно понимать, что не только это комплексный подход церковный: может быть, психологическая помощь требуется человеку в какой-то конкретной ситуации? Иногда человек может просто не понимать, что с ним происходит и почему, не может выстроить причинно-следственную связь происходящих событий и своего поведения.

– Наверное, о теме познания себя можно поговорить в таком ключе. Я задам вам, дорогие мои зрители, вопрос. Сформулируйте для себя 5 жизненных ценностей. Что для вас больше всего в жизни важно? Недолго думая, навскидку – насколько то, что ценно для вас, важно, значимо? Без чего ваша жизнь теряет смысл, силу, радость, настрой? (Про настрой тоже чуть попозже поговорим.) Сформулировали? Хорошо. Есть ли среди всех этих ценностей – трех, пяти – такая ценность, как «я сам»? «Я» – для себя ценность в этой шкале? Бог, семья, друзья, работа, увлечения, люди, родственники, дети… Я сам, как ценность, присутствую?

Задавая этот вопрос разным людям, я прихожу к выводу, что мы очень часто себя вообще не оцениваем и не воспринимаем как ценность. То есть все наши устремления как бы вне нас, за пределами. Но ведь есть заповедь Божия возлюби ближнего, как самого себя – предполагается, что мы самого себя тоже умеем любить: мы понимаем, что мы хотим, нашу цель, наше желание, наши радости, успехи. Очень часто бывает, что мы как бы живем не своей жизнью – живем жизнью других, заботимся о людях, все туда устремлены. Но кто я, что я? Зачем я? Эти вопросы очень важны: можно прожить виртуальной жизнью, в иллюзии, что я что-то такое делаю, но с самим собой так и не встретиться – прожить жизнь и не встретить внутри себя самого себя.

Эти вопросы наиважнейшие – «кто я, что я хочу?» Мы часто живем, как в беличьем колесе, просто куда-то бежим, – жизнь нас так вкручивает, и возможности остановиться, подумать, передохнуть, просто посмотреть со стороны на свою жизнь у человека часто не бывает. Это очень опасно: можно всю жизнь пробежать впустую, не понять… Именно для этого очень важно выходить из этой беготни – причем не просто в отпуск, не просто в другое колесико, более красивое, яркое, где-то на берегу моря стоит, ты там тоже прокрутился две недели и вновь вернулся в свое большое, родное колесо. Выйти в тишину, в атмосферу, где можно просто побыть в тишине один на один с самим собой и с Богом. Для этого очень важно хотя бы раз в год, хотя бы на недельку (не просто с экскурсией, бегом, а на недельку) приехать в особое место, где люди живут в познании самих себя, где вся атмосфера настроена на то, чтобы человеку встретиться с самим собой (я, конечно, говорю про монастыри, про великие святыни, про места, где сконцентрирована атмосфера присутствия Божией благодати), и ты в эту атмосферу попадаешь, благодать начинает тебя пронизывать – знаете, иногда, бывает, после службы приходишь, а на службе, когда кадишь, аромат ладана проникает в одежду? Дома дети начинают принюхиваться и говорить: «Как от тебя церковью пахнет!» Душа человека тоже начинает пропитываться собранной, сконцентрированной в этом месте энергией.

Но, кроме того, любое святое место становится еще и рентгеном, который высвечивает, просвечивает тебя, обличает твои немощи. Конечно, тоже нужно быть готовым, что поездка на святое место – это не просто радость, постоянный восторг. Нет, это труд, это работа: тебе Господь открывает твое состояние, и нужно быть к этому готовым, иметь мужество увидеть себя в отражении – что там не лик праведного человека, а образ грешника. Это столкновение с собой настоящим бывает непростым, тяжелым. Потом необходимо с этим дальше что-то делать: не просто затереть, перевернуть страницу и вернуться в свое колесо, а начать серьезную работу – сделав выводы, проанализировав, поставив задачи, вернуться в свою повседневную жизнь и, уже не забывая об этом опыте, оглядываясь на него, по-другому проживать ее.

Чтобы себя самого оценить, нужно, чтобы был критерий оценки: с чем ты себя можешь сравнить, что оказывается для тебя ориентиром. В современном обществе светский ориентир, который пропагандируется и с экранов телевизоров, и в журналах, газетах, – успешный молодой человек (об успехе тоже очень интересная тема), высококвалифицированный, с хорошей высокооплачиваемой работой, который ездит на хорошем автомобиле, живет в крупном мегаполисе в большой квартире, два раза в год куда-то выезжает, и так далее. Это окружает нас повсюду: газеты, журналы, социальные сети, где люди не привыкли делиться какими-то неудачами, падениями – это же все обложка, и создается некое ощущение, что эти ценности где-то там. Происходит сдвиг. Как не потеряться в этом сдвиге, к чему надо в итоге стремиться и где находить правильные критерии, по которым себя нужно оценить?

– Да вы все уже сказали: обложка, фантик, мираж, иллюзия – фальшивые ценности, фальшивая жизнь… Успех не в том, как ты поднимаешься по карьерной лестнице, а в том, в каком состоянии находится твоя душа, насколько согласно замыслу Божиему она развивается, насколько выстроена взаимосвязь, о которой мы говорили в самом начале. Можно же пробежать всю жизнь, куда-то стремясь, но душа останется недоразвитой, неуспешной, неспелой, невызревшей… Мы живем в очень интенсивном мире, который все время наш мозг пытается промыть, указать разные миражи: беги туда, беги сюда. А у человека все равно время и силы ограничены... Поэтому читайте Священное Писание, читайте Евангелие: точно не пробежите мимо истинных ценностей.

Вопрос, который я себе написал следующим, касался того, что важно в этом состоянии не поддаться суете и научиться вычленять главное, но Вы уже ответили на него.

– Один батюшка, пожилой и опытный, на экзамене у семинаристов, будущих пастырей, задал им такой вопрос: «Скажите мне, что для священника самое главное?» Будущие священники стали отвечать: совершение богослужения, дела милосердия, проповедь. Он говорит: «Да, это все важно, но самое главное для священника (а я думаю, что и для каждого человека) – это хорошее настроение». Так ответил батюшка – опытный, убеленный сединами старец. Настроение не в смысле какого-то легкомысленного настроя, беззаботности, а как внутренний настрой, необходимый радиоприемнику, чтобы принимать сигналы радиостанции. Наша душа должна быть настроена, сонастроена с Богом, чтобы слышать Его призывы, понимать Его волю. Вот этот настрой – основная задача.

Думаю, что успешность выражается именно в том, насколько у человека душа сонастроена с волей Отца Небесного, насколько для человека это важно, насколько эти отношения стали ценностью №1, насколько мы заточены на то, чтобы, прежде всего искать Царствия Божьего и правды его. Если у человека это в приоритете, то все остальное – и карьера, и здоровье, и семья, и отдых – все приложится, все станет на свое место. Но об этом нигде не говорится. Говорится, что успешность – это деньги, слава, высокое положение. Но все, что высоко у людей, мерзость есть пред Богом. Сколько угодно историй, когда люди, достигшие высокого положения в обществе, с нравственной точки зрения являются совершенно отвратительными чудовищами, они абсолютно несчастные в своих семьях, несчастны сами с собою – ни власть, ни деньги, ни слава не дают человеку хорошего настроения.

Если спросить, как дела, у человека, не посещающего церковь, с которым у вас нет близких отношений, например, вы просто коллеги по работе или когда-то учились вместе и не имеете дружеской связи, то обычный ответ – «нормально». А если спросить, как дела, у церковного человека, то он ответит: «Слава Богу». Эта фраза – некий способом не то чтобы сказать «отвяжись», но показывает, что у человека нет желания делиться тем, как дела, как жизнь?

– Есть товарищи, которые на вопрос «как дела?» будут два часа рассказывать всю свою жизнь. Ты думаешь, что по правилам этикета поздороваешься, спросишь, как дела, и пойдешь дальше, а он тебе – бах! – расскажет всю свою жизнь за последние 20 лет.

Это тоже неправильно. Лишь бы слова «слава Богу» не были таким автоматическим действием, не благодарением Бога, а как бы умолчанием...

– Человек, конечно, должен отвечать за свои слова и быть всегда предельно внимательным к тому, что говорит. Особенно употребление слова Божия не должно быть в нарушение третьей заповеди. Чтобы этот грех не довлел над нами, надо всегда произносить имя Бога как молитву – «слава Богу!»: это должны быть не просто формальные слова, но они всегда должны произноситься с сердечным участием.

По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), это лучшее лекарство от уныния, депрессии. Когда на душе тоскливо, тяжело, надо повторять, пусть сначала, как говорит святитель, даже механически, эту молитву – «слава Богу за все!», и постепенно ум начинает согреваться этими словами благодарения Богу, сердце начинает реагировать, и приходит успокоение. Поэтому лучше всяких антидепрессантов – молитва «Слава Богу за все!» И в какой-то момент у человека наверняка возникнет такая благодарность Богу, что на вопрос «Как у тебя дела», он ответит: «Слава Богу, плохо». Спросивший, конечно, будет в шоке от такого ответа. Это ведь тоже определенное настроение, когда у человека нет отчаяния, несмотря на то что действительно плохо: слава Богу за скорбь и за радость.

Спасибо, отец Евгений, за беседу. Мы обсудили много разных тем, рассказали, как идут приходские дела… Напомню всем, что подробную информацию, как помочь и в том числе посмотреть выпуски передачи «Благая часть» и приходские новости можно на сайте sobor-uspenie.ru или в группе собора в социальной сети «ВКонтакте».

– Дорогие мои, хорошего вам настроения – настроя, сонастроя с Богом, самим собой, своими родными и близкими. Никогда не унывайте: главная новость самая жизнеутверждающая – «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»! Новость, которая всегда – если к ней возвращаться – дает силы. Нужно просто научиться правильно думать. Надо освободиться от злых, недобрых, тяжелых помыслов. Конечно, это искусство, определенный навык и труд, но, если долго мучиться, обязательно получится. Нужно создать внутри себя фабрику добрых помыслов. Для этого полезно почитать книжечку «Полианна», она научит, как во всем в своей жизни видеть волю Божию, радоваться и всегда помнить: слава Богу за все!

Записали:
Маргарита Попова
и Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс