Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Думаю, можно начать передачу с того, что сегодняшний день посвящен великому святому земли Русской, преподобному Сергию Радонежскому – это действительно большой праздник. И часто встречается вопрос: почему мы так восхваляем, почитаем преподобного, такое важное место уделяем ему в нашей жизни?
– Это самый, можно сказать, важный святой угодник сложнейшего исторического периода нашего государства. В этом смысле он – спаситель Руси: если бы не было Сергия Радонежского, Русского государства, скорее всего, не было бы. А он сумел призвать народ к покаянию, и покаяние выросло в возвращение к христианству.
Нравственное состояние людей того времени было ужасно: князья боролись друг с другом, уничтожали огромное количество своего народа, постоянно было предательство. Люди, носящие крест, своих соотечественников отдавали в рабство. Чем-то напоминает нашу теперешнюю эпоху.
Я только что хотел об этом сказать – сегодня же это повторяется.
– Да, нам сейчас очень нужен такой муж. Но все-таки даже если он появится, вряд ли его голос сумеют услышать. Тогда против преподобного Сергия не было ни интернета, ни радио, ни телевидения. Сейчас тот, кто эту «музыку» держит в своих руках, собственно, управляет миром. И мы преподобного Сергия никогда не забудем, это человек безукоризненной нравственности, настоящий святой, преподобный – какие только есть дарования, Господь всеми его наградил. Поэтому мы не можем его не прославлять, это самый великий человек. Даже понимание нашего народа о святости такое: когда человек начинает говорить об этом, преподобный Сергий перед ним предстает. Поэтому в некотором смысле он являет образ русской святости.
Очень много вопросов по поводу Куликовской битвы – есть такое мнение, что ее как бы и не было...
– И Второй мировой войны не было, и «Боинга» не было ни того, ни другого, и Курской битвы... Просто американцы взяли Берлин, попросили Кантарию, чтобы он водрузил флаг… И ничего другого не было.
Вопрос от телезрителя: почему именно монахов, которые отказались от мирской жизни (даже если они были ранее служилыми людьми), отправили в помощь Димитрию Донскому?
– Именно потому, что они были воинами. Мастерство воинское, как говорят, не пропьешь. Поэтому в укрепление и нравственного духа воинов, и их искусства... Мы не знаем степени их воинского искусства, но тогда это было очень важно, тогда не было пулеметов. Стоять на 22-м этаже и «поливать» из пулемета – это одно. Другое дело: сесть на лошадку – и прямо на противника, чтобы победить его силой, ловкостью. Это совсем другая битва.
Вы говорите: с 22-го этажа поливать огнем. Это же событие, которое произошло совсем недавно в Лас-Вегасе.
– Таких событий каждую неделю в Америке...
Но и у нас в России тоже...
– А как же! Это совершенно неизбежно, ведь все люди смотрят телевизор или новости в интернете. И людям с неустойчивой психикой наши «драгоценные» журналисты подсказывают, как можно реализовать свою гордость, как можно отомстить и как о тебе будут говорить. Все, дело сделано.
Если бы об этом вообще не говорить, что там было в Лас-Вегасе, то никто бы ничего и не знал. Это очень опасно, ведь люди с лабильной психикой на это очень падки. Поэтому тут есть роль СМИ (и наших русских тоже). 60 новостей каждый день по 5 раз, да на следующий день повтор...
Но нас же никто не заставляет слушать? Мы можем не смотреть.
– СМИ совершенно профессиональны. А что такое «профессионально»? Профессионально – это заставить слушать. Чем больше рейтинг...
...тем больше денег на рекламу, антирекламу...
– Да. Это такой бизнес. А мы должны платить, вносить свою лепту. Не вносим деньгами – вносим кровью.
Какой-то замкнутый круг получается.
– Он не замкнут, он разомкнут.
Ну, то есть ничего не меняется.
– И не изменится. Слишком большие деньги.
То есть все в этом мире на деньгах?
– Все ли? Для меня, как и для каждого нормального человека, деньги играют определенную роль, но, как говорят полицейские, важны денежные средства, то есть когда что-то с помощью денег можно сделать (например, что-то построить, создать, запустить какой-то проект). Вот это мне очень интересно, для этого нужны деньги.
А тут какие-то другие задачи. Вот, например, у нас Первый канал все время целенаправленно сеет оккультизм – например, на Рождество запускают многосерийный фильм о Ванге. И сейчас есть передачи, которые просто учат магии. Нормально?
К сожалению, я редко смотрю телевизор, не имею информации.
– Поверьте на слово. Я тоже, конечно, не смотрю эту дребедень, но те, кто смотрит, мне докладываются. А ведь это Первый (государственный) канал – и втолковывают русскому человеку магию.
Надо посмотреть – вникнуть в тему, чтобы как-то противостоять этому.
– В эту тему вникать нечего. Магия – это древняя штука, которая была вместо религии когда-то. Если вы об этом передачу сделаете, может, это будет «контра», но все-таки Первый канал гораздо денежнее.
И аудитория больше.
– Да. Поэтому тут не выиграть.
Нет, можно выиграть. Есть мнение специалистов, что телевизор постепенно уходит в блогосферу, YouTube, интернет.
– Что-то уходит, но полностью никогда не уйдет, ведь это проще. Все-таки для людей моего возраста и старше это привычно: нажал на кнопочку – а там всякие таинственные вещи, как у нас в некоторых озерах ихтиозавры живут.
Это интересно – если, конечно, это как-то аргументируют.
– Аргументы какие-то есть, ведь люди говорят: мы видели... Этот гражданин, который расстреливал сверху, может, тоже что-то видел...
Вопрос телезрительницы из Беларуси: – Когда подается записка на проскомидию, частичка вынимается за одно имя или за все имена, перечисленные в записке?
– За все.
И второй вопрос: как готовиться к таинству Исповеди? Надо ли вычитывать все правило ко святому Причастию? Или можно идти к Исповеди просто без всякой подготовки, прочитав, допустим, утреннее или вечернее правило?
– Если вы хотите ограничиться только таинством Покаяния, то для этого вычитывать не надо. А когда соберетесь причащаться, тогда очень желательно.
Если продолжить тему сглаза, магии – часто говорят такие фразы: «Плохо себя чувствую, меня сглазили». Реально это явление в нашей жизни, когда про тебя плохо думают или желают тебе зла, а ты плохо себя чувствуешь после этого?
– Все люди плохо себя чувствуют, если кто-то про них плохо говорит.
Но человек же не знает, что про него сейчас наговорили...
– Есть такое выражение – «очеса призора». То есть посмотрел со злобой – и уже у человека на этот счет какие-то мысли.
Мнительность, получается?
– Когда люди не веруют в Пресвятую Троицу, на них все это действует. Собака завыла, лемех упал с «луковицы» (лемех – это одна из деталей, чем на Севере раньше крыли крыши храма)... Люди подвержены этому. Почему? Они не веруют в Пресвятую Троицу и в Господа нашего Иисуса Христа, они не понимают ни слова Господня, ни единой Его притчи и никогда про это не читали. А если читали, то говорят: я ничего не понимаю... А тут – все ясно: сглазили!
Как отговорка...
– Да, конечно. Страшно. Страх начинает в них действовать. Православный человек должен двух вещей бояться – Бога и греха. А не сглазов, порчи, паспортов каких-то. Это о чем говорит? Что они вообще не веруют, не являются христианами. Поэтому они и других стращают, и сами в ужас входят.
Если продолжить разговор о суевериях, паспортах, чипах и так далее, сейчас у нас активно действуют биометрические паспорта (вот на Украине появился безвиз по биометрическим паспортам). Есть такое мнение, опять же из разряда народной молвы, сарафанного радио: кто-то не хочет брать эти паспорта, считает, что число зверя пришло...
– Не хочет – останется с визой, а безвиз ему не светит. Вот и все. Можно вообще паспорт не получать. Человеку исполнилось 14 лет, а он говорит: не хочу... И никто его не заставит.
У меня есть знакомый, который в 19 лет паспорт получил: родители считали, что паспорт – это зло. А он не мог даже нигде учиться.
– И не надо. А зачем учиться-то? И пусть мама с папой его кормят до седых усов.
Но это же проблема общества, получается.
– Любая проблема одного человека есть проблема общества. Допустим, если человек «кушает» героин – это же проблема всего общества. Или пьет много пива – это тоже проблема общества. Все, что касается одного человека, в той или иной степени касается всего общества, всего народа. Поэтому всякие такие бредни, конечно, отражаются на всех.
Люди очень зависимы от того, кто их пугает. Чтобы завладеть человеком, нужно его обязательно напугать. Этим пользуются цыгане: сначала напугают, человек рот раскроет – и деньги потекли из одного кармана в другой. Такой у них бизнес.
Вопрос телезрительницы: – Скажите, пожалуйста, что такое благие намерения, которыми вымощена дорога в ад? Кому она вымощена – тому, кто дает эти благие намерения, или тому, кто их получает?
– Дело в том, что благие намерения не дают. Благие намерения – это то, что человек хочет совершить. Например, женщина хочет развести своего сына со снохой. Говорит, сноха плохая, в их дела вмешивается. Но она всем рассказывает, что делает это потому, что желает блага и сыну, и всем остальным подружкам, которые ей поддакивают. А в силу того, что Богу это не угодно, то, когда она добивается этого, семья разрушается, и в результате страдают и духовно гибнут дети. Понятно, что ответственны за это родители, и вот эта дорога к разводу ведет их в ад. А намерения декларировались самые благие (благие – значит, хорошие). Но не все то, что человек старается облечь в добрую форму, благо.
Все люди, особенно политики, всегда облекают свои намерения во что-то благое. Например, нужно уничтожить целую страну – допустим, Ирак. Поэтому на протяжении нескольких лет нужно говорить, что руководитель этой страны злодей, такой-сякой, и нужно объявить ему войну. И вот война начинается, его вешают, страна разоряется, гибнет миллион человек. А намерение очень благое – повесить руководителя. Благими намерениями, но дорога вымощена в ад, потому что убит миллион человек безнаказанно. И все, кто отдавал приказы, разрабатывал операции, политики, генералы, даже если они лауреаты Нобелевской премии, и сейчас в аду, и после смерти будут в аду. Вот, собственно, и все.
Отец Димитрий, а почему Вы говорите, что они уже в аду? Есть какие-то критерии, что Вы можете утверждать, что эти люди уже погибли?
– Человек, убивший даже одного, несет на себе Каинову печать. А если человек ответственен за миллион? Что же тут непонятного? Все ясно как Божий день.
Мы уже говорили об информационном давлении на наше общество. Хотя мне, например, кажется, что мы добровольно все впитываем в себя.
– Нет, это называется добровольно-принудительно.
Но я же могу не смотреть новости, не интересоваться этим.
– Дело в том, что задача стоит так, чтобы заинтересовать. Специально нажимают в психике человека такие кнопочки, чтобы человек не мог оторваться.
А Вы смотрите новости?
– Один раз смотрю.
В день?
– Нет, реже. По какой-нибудь теме.
Телезрительница: – Я прочитаю отрывок из 23-й главы Евангелия от Матфея: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» Теперь вопрос. Сейчас у нас по всем каналам, и по православным тоже, происходит обсуждение и осуждение революции, расстрела Николая II и его семьи. Не являемся ли мы теми же порождениями ехидниными?
– Я не понял, как это связано.
Но мы же осуждаем революцию, осуждаем поступки наших предков.
– А Вы считаете, что это хорошие поступки, когда люди убивают людей?
Вот я Вам и задаю вопрос: как Вы относитесь к этим словам Самого Господа нашего Иисуса Христа?
– Дело в том, что эти слова совершенно о другом. Мы можем сейчас поговорить с Вами об авариях на наших дорогах: 35 000 смертей каждый год. А потом поговорим о революции. Приведем какой-нибудь пример, и – «горе вам, книжники и фарисеи!..». И что теперь? По-русски это называется – слышал звон, да не знает, где он.
Я не понимаю, поэтому и задаю вопрос. Осуждение, которое сейчас происходит...
– Не осуждение. Мы же осуждаем явление. Допустим, человек в трамвае залез другому человеку в карман. Я несколько раз в жизни был свидетелем такого, даже ко мне раз в карман залезали, я от этого уклонился и спас свой кошелек. Я не могу назвать, что человек, который залез другому в карман, совершил хороший, добрый поступок, это неправильно. Я могу его не осуждать. Парень, который попытался залезть мне в карман, такими жалостными глазами на меня смотрел, чтобы я его не сдал в милицию, что я не стал его сдавать. Но свой кошелек не дал – мне он дорого достается. И что, я не могу сказать, что вор есть вор?
Вы мне объясните тогда эту главу. К чему это относить? К чему относил Господь эту фразу?
– Нет ничего проще, как объяснить этот кусочек, который вы прочли. Дело в том, что фарисеи сказали такую фразу: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. А на самом деле, когда пришел Христос, Который Пророк всех пророков, они именно Его убили. Поэтому им только казалось про себя, что они чрезвычайно хорошие люди. На самом деле, когда пришел Сам Христос, Мессия, они Его убили. Вот о чем говорится.
Вопрос телезрительницы: – В утренних и вечерних молитвах все читается в мужском роде (например, «помилуй меня грешного…») Нужно менять на женский?
– Это все равно, необязательно менять. Когда Вы выучите молитвы наизусть, можно будет и менять. Но к тому времени, как Вы выучите, это уже не будет Вам мешать.
Отец Димитрий, недавно я познакомился с одной компанией очень добрых, радушных людей, но половина из них – выходцы из протестантской среды.
– Лучше сказать, из сектантской. Хотя сектанты часто называют себя протестантами, но такими не являются.
Да. Они организовали у себя на производстве в каком-то подсобном помещении совместную молитву. Я спросил, что за молитва (думал, может, утренние молитвы читают). Они говорят, что все вместе становятся и каждый читает что умеет. Это нормальная практика? Я им посоветовал обратиться к священнику.
– Это для сектантов нормальная практика.
Но они себя считают православными, ходят на православную Литургию. Кто-то воцерковляется, кто-то уже давно в вере.
– На домашней молитве человек может молиться так, как ему нравится.
Но тут именно коллектив.
– Да хоть два коллектива.
То есть это ненормальное явление?
– Это редкое явление. А нормой считается общераспространенное явление.
То есть если ты один перед иконой читаешь свои молитвы, которые сам же как бы придумываешь на ходу...
– Можно и втроем.
Хорошо.
– Конечно, хорошо. Молиться всегда хорошо.
Спасибо, отец Димитрий, за сегодняшнюю беседу.
– Всего вам доброго, дорогие братья и сестры, до следующих встреч в эфире.
Дорогие телезрители, благодарим вас, что вы с нами, что всегда пытаетесь задать вопросы в прямом эфире, интересуетесь. Мы говорим вам: большое спасибо! Очень приятно, когда есть неравнодушные люди.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.