Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (938) → Протоиерей Андрей Алексеев: Чтобы будущее поколение было религиознее, чем нынешнее

Протоиерей Андрей Алексеев: Чтобы будущее поколение было религиознее, чем нынешнее

№41 (938) / 1 ноября ‘17

Беседы с батюшкой

Батюшка, я знаю, что Вы очень заняты – спасибо, что нашли для нас время! Мы вернемся к особо значимым для Вас событиям – визиту Святейшего Патриарха в Ваш строящийся храм. Он строящийся, но те, кто бывают в нем, говорят: «Казалось бы, вагончик, а входишь – какая же благодать, как все красиво, как здесь все благопристойно, как удивительно, уже намолено». Наверное, Святейший это тоже заметил.

– Для нас посещение Патриархом этого храма – огромное событие. Конечно, впереди большая стройка, впереди то, о чем советник мэра Владимир Иосифович Ресин говорит: «Уникальный проект, проект будущего». Действительно, храм будет частью большого комплекса, включающего в себя много связанного с воспитанием и образованием. Безусловно, доминанта – это собор, но в то же время есть направления работы, о которых мы со Святейшим Патриархом говорили.

И проходя по этим залам, рассуждая о работе, концепции формирования личности человека, Святейший обратил внимание, как мы ее уже реализуем, создавая творческие площадки, связанные с физкультурой, чтобы через это вести человека к Богу, воцерковлять его. И финал нашего общения, сказанного слова – это его первосвятительская радость и пожелание, чтобы будущее поколение москвичей было религиознее, чем нынешнее: «Вот, – сказал Святейший, – наша задача». Конечно, для нас это руководство к действию.

Что еще Святейший отметил? Что ему особенно понравилось? Каждый храм в Москве по-своему удивителен, но у Вас он просто потрясающий, другого слова не найду. Потрясающая ваша школа искусств – Вы говорили об этом Патриарху?

– Конечно. Святейший интересовался количеством детей – около 700 человек посещает школу, и число растет. Есть подразделения воскресной школы, и есть воскресная спортивная школа (26 видов спорта), но школа искусств занимает особое место. И, рассуждая об этом, Патриарх посетил наш театральный концертный зал (пока малый – в перспективе он будет больше, когда будет большая стройка), со вниманием смотрел на афиши, на различные направления работы. А их много – это и изостудия «Лествица», и иконопись, и несколько хоров, и хореография, и дошкольный лицей, и свой оркестр, и сольфеджио, и вокал, и классы по разным музыкальным инструментам, и производное от этого – большой коллектив.

В нашем вокально-хореографическом ансамбле много людей разного возраста – только в младшем хоре 60 человек. А если взять все подразделения, открытые для прихожан, то, конечно, это привлекает человека войти в творчество, которое тоже может быть инструментом проповеди, ведь со сцены театра можно сказать доброе слово, это слово может прозвучать в песне.

Работает театральная студия, есть профессионалы, которые занимаются вопросами нравственного воспитания молодежи. Я скажу, что для нас это большая ответственность – приходящие сюда профессионалы с просьбой: «Чем я могу помочь?» Люди, состоявшиеся в мире искусства, театра...

То есть актеры, режиссеры?

– Да. И такое происходит регулярно. Это взаимодействие предполагает и духовную работу – приходящие люди продолжают свое воцерковление и своих близких приглашают. Складывается творческий союз, но в этом взаимодействии есть духовная сторона, которая показывает, насколько открывается перед Богом сам человек – взрослый, ведущий своих близких ко Христу с помощью Божией и этих детей призывающий к Церкви через участие в творческой жизни.

Театр всегда пугал и пугает православных, особенно сейчас, но если мы обратимся к классическому русскому театру, то это, конечно, мораль, высокая нравственность, просто гениальные актеры, которые были людьми верующими: я слышала, что Стрепетова чуть ли не тайной монахиней была, о ней так говорили. Мы точно знаем, что великая Ермолова была глубоко верующей женщиной, и многие актеры тоже. Например, Шаляпин пел в церковном хоре. Как мы сейчас должны относиться к театру?

– Действительно, когда святитель Димитрий устраивал семинарию в Ростове, он при ней открыл и театр, чтобы ставить спектакли на библейские и нравственные темы, и использовал этот инструмент в деле проповеди Божиего слова. Ну а рассуждения о театре святителя Иоанна Златоуста известны: вселенский учитель осуждает те пороки и проблемы общества, которые выносились на сцену и, к сожалению, смущая людей, призывали их к не нравственному, а иному образу жизни. Вот с этим театром в века раннего христианства и сейчас разве можно дружить, разве можно проводить параллели? Конечно, нет.

Нас интересует возможность через театральное творчество поднимать темы нравственные, связанные с воспитанием человека. Ведь долго находиться в храме трудно, а для юного человека очень сложно. Вот почему важно создать площадки, через которые словесное молоко, пока еще не твердая пища, проникает в сердце человека, в его ум и постепенно формирует его мировоззрение, понимание значимости того Центра жизни – Бога, – к которому еще нужно направить ребенка, воспитывая его. Это большой инструмент, и мы его используем, безусловно. Я сейчас работаю с режиссерами, у нас несколько сценариев, которые я просматриваю, вношу в них правки, ремарки, обсуждаю, и потом мы ставим спектакли и показываем их зрителям.

Не так давно был случай. Пришла женщина на Исповедь, основательную, серьезную, причем она пришла ко мне с просьбой уделить ей особое внимание – она хотела пообщаться, поговорить, и это было не быстро. Мы нашли время, и передо мной открылся очень богатый внутренний мир интеллигентного человека, матери нескольких детей, которая так осознанно и глубоко пришла к Исповеди – через что? Я был под впечатлением: после посещения ею детского спектакля о Незнайке.

Ничего себе...

– Это был детский спектакль с известными героями, но он был приправлен духовной солью. И вот сердце женщины открылось, и когда она стала рассуждать об этом, к словам, сказанным ею о себе, и к вопросам, которые она обращала к священнику в отношении духовной жизни, она присоединяла определенные цитаты из детского спектакля – именно те, что были сдобрены духовной солью. Женщина рассуждала на языке этого маленького творческого представления, где ей что-то Господь вложил в душу.

Вот уж и правда, неисповедимы пути Господни.

– Я был под впечатлением: казалось бы, просто «Незнайка»... Поэтому мы используем достойные образцы творчества, возможно, внося небольшие дополнения, потому что все равно ведь действие совершается не в обычном театре. А всякая площадка, находящаяся в пределах храма, – это место, где звучит Божие слово. И присутствие здесь – это уже возможность для человека над чем-то задуматься, положить в ум и душу рассуждения, которые постепенно, подобно зерну, взращивают потребность богообщения, встречи со Христом, что и произошло на этом представлении. Это не единственный случай. Я привел один из самых для меня необычных – после детского спектакля.

Но даже внутри церковной ограды дети не могут избежать искушений: театр, равно как и спорт, – это овации, рукоплескания, гордость, может быть, переходящая в гордыню, тщеславие?

– Безусловно.

Как мы с этим поступаем? Я-то знаю по нашей профессии.

– А с этим нужно вести борьбу каждому человеку – и взрослому, и юному. При этом речь идет не только о детях, но и о профессионалах, которые с ними работают и входят в церковную ограду, чтобы Господь врачевал их недуги. Важно, чтобы кто-то обратил внимание на такие вещи – заниматься творчеством или спортом люди будут и без нас, а кто им объяснит, что есть что, куда нужно идти и как обратить внимание на этот фактор в себе, с этой страстью вести борьбу, и Кто является Источником добра, правды и творчества, и в какое русло нужно свой талант направлять?

Вот наша задача – находиться возле детей и педагогов и помогать им сформировать тот вкус к красоте, то представление о высоте и нравственных идеалах, которые Господь вкладывает через людей, через диалог, который, в том числе, может происходить и на театральных подмостках. Важно направить творческую силу в нужное русло, чтобы можно было собрать добрые плоды.

То есть Вы с детьми об этом говорите?

– Безусловно.

А с родителями?

– И с режиссерами – обязательно, непременно. Это очень важное условие, ведь кто работает с детьми? Приходящие педагоги. А в нашей школе более 100 преподавателей и тренеров, и за летний период увеличилось их число. Я попрошу даже собрать для меня данные: если раньше я мог точно назвать эту цифру, то сейчас пришли еще более 10-ти человек. Мне нужно посмотреть, сколько всего преподавателей и тренеров к началу учебного года трудятся в нашем центре.

Живой интерес предусматривает работу над собой и самих педагогов, ведь начало их деятельности предполагает не только рекомендацию со стороны тех, кто уже здесь трудится или об этом месте знает, но и собеседование с настоятелем, директором, – а послушание здесь, на этом поприще, несу я, грешный. И вот в разговоре с педагогами мы поднимаем вопросы их жизни, их семейной жизни, их осознания и понимания ответственности за воспитание ребенка.

И мы не всех преподавателей принимаем: есть определенные моменты, имеющие отношение к укладу жизни, к готовности человека идти к свету. Да, степень воцерковленности людей может быть различной. И то, что в ближайшее время педагог обязан воцерковиться, не жесткое условие – это постепенный процесс. Но вот определенные моменты, связанные с образом жизни, изначально важны; без соблюдения определенных норм, в том числе нравственных, невозможно прийти в аудиторию в нашей школе.

Замечательно. Чему самому главному Вы хотели бы научить детей, которые, может быть, со временем выберут для себя как раз такую стезю – искусство, может быть, станут журналистами, режиссерами, актерами?

– Я вспоминаю совсем недавний приезд на наше подворье девушек-волейболисток. Это юношеская сборная по волейболу – чемпионы Европы, бронзовые призеры Европейского юношеского олимпийского фестиваля в Дьере, который проходил минувшим летом. И когда гости посещали наше подворье, здесь для них пели и дети, и уже более старшие юноши, девушки из нашего хора.

Я попросил участников концерта, который был дан в честь приезда сборной с желанием как-то ее порадовать, сказать пожелание спортсменам. И одна из сверстниц этих девушек (ей 16 лет) сказала: «Вы знаете, наверное, самое главное, чтобы мы понимали, Кто – Центр нашей жизни. Ведь Бог должен стоять для нас – нет, не на первом месте, а выше: Он над всем этим должен стоять, над всяким первым или каким-то другим местом. Тот Господь, к Которому важно направить человека, чтобы он стал искать Его, чтобы начал движение к этой встрече с Богом. И если она состоится, тогда постепенно меняется человек, и эта встреча здесь, в этом мире, в Церкви, продолжается и там, по окончании пути земного. Важно попытаться помочь человеку организовать эту встречу, чтобы он захотел идти ко Христу и ко спасению».

Я заканчивала университет в советское время, у нас были очень серьезные преподаватели на факультете журналистики и нас учили, с нами говорили об ответственности. Я очень хорошо запомнила – при каждом удобном случае нам напоминали: «Учтите, вы несете ответственность за то, что вы говорите, что вы написали – подчас вы обращаетесь к судьбам человеческим, и от вашей реакции, вашей статьи может очень много зависеть».

– Совершенно верно.

С возрастом мы все становимся такими немного ворчливыми: понятно, что и снег был белее, и мороженое вкуснее, и вообще все было лучше. (Смеется.)

– И солнце – ярче, и деревья были большими. (Смеется.)

И даже вода была мокрее. Естественно, остались знакомые на факультете, и то, что они говорят, меня подталкивает к мысли, что сейчас об этом уже забыли, – сейчас со студентами, будущими журналистами, никто не говорит, что они несут ответственность.

– Если это так, то это очень печально.

А мы с Вами это видим. За примерами далеко ходить не надо: мы можем телевизор включить и увидеть, что человек говорит просто потому, что ему так хочется, или это красиво, или он упивается тем, что его слушают. Такое ощущение, что все забыли об ответственности – мне написали текст, и я его произнес.

– Если мы открываем Священное Писание, то находим слова, связанные с ответственностью за то, что мы делаем. Причем это обращение ко всякому человеку, который выходит в такое плавание: «Соблазнам в мире быть надлежит, но горе тем, через кого они приходят в этот мир». Если творческий человек выносит на сцену, предлагает на телевидении то, что связано с безнравственностью, он должен понимать, что будет отвечать за это.

Ко мне обратилась одна известная телеведущая (она приходит в наш храм, исповедуется, причащается) с просьбой посмотреть проект, который она готовила на известном телеканале. Я просмотрел его (дело было глубокой ночью), и там было то, что я попросил ее убрать из этого сценария. Она – в силу того, что только начинает свой путь в Церкви, – не может еще распознать всего и пропустила это, но она имеет пытливый ум и готовность исправляться. В передаче в отношении определенного вопроса ведущая имела нейтральную позицию, но она поднимает тему, которую важно не просто осветить, а дать ей оценку.

И позиция ведущей, связанная с поступком, который в сценарии был рассмотрен, была главной. Я сказал ведущей: «Ты не можешь быть в стороне, ты должна дать определенную оценку – и свою личную оценку. Если ты это вот так представляешь, как в сценарии, – ты согласна с этим. (Речь шла об определенном безнравственном действии, и позиция ведущей была лояльной, она была не нейтральной.) Но раз ты эту тему поднимаешь и ее обсуждаешь, ты, по существу, не предлагаешь задуматься, что это опасно для того, кто будет передачу смотреть. Пока кто-то дойдет до сути, он так испачкается в грязи...» Действительно, это так: ответственность за то, что ты делаешь.

Вспомните историю про то, как некий литератор, писатель издает книгу и одновременно некий человек совершает в этом мире преступление, которое все видят. Книгу никто не заметил вначале, а преступление стало предметом обсуждения. Проходит время, и оба человека из жизни уходят. И вот суд, и вот наказание за преступления. Они находятся не с Богом, проходит время, и тот пламень, который мучит душегубца, начинает угасать, а пламень, который истязает литератора, разгорается от того, что его произведение получило признание, и неопытные умы соблазнились словесами, изложенными в произведении, эта книга смутила многие души и привела к бездне дьявольской многих людей.

Конечно, здесь нужно серьезно задуматься о значимости нашей ответственности.

Не могу не задать вопрос по поводу фильма «Матильда»: телезрители часто обращаются – спрашивают, как реагировать, как относиться. Никто его не смотрел, но рекламу, я думаю, многие видели, она достаточно активно появлялась на экранах и весной, и летом. Мы с Вами тоже его не видели, но знаем суть.

– Речь идет о русском Царе, об отце. Есть хороший пример в Священном Писании – три сына было у Ноя: Сим, Иафет и Хам, и после поступка третьего слово «хамство» очень живо и ярко вошло в нашу постоянную речь. Что происходило тогда с людьми, ставшими главными героями этого фильма, мы не знаем, но домысливать и осквернять образ того, кто финалом своей жизни запечатлел подвиг страстотерпчества, – это грех. И эти проявления хамства, которые, к сожалению, для кого-то норма в жизни, печальны.

Мы прощаем грешника, но греховные действия мы осуждаем. И конечно, подобная тема не допустима для того, кто мыслит о вечности и понимает степень своей ответственности за то, скольких людей можно соблазнить неверным размышлением и скверной позицией, тем более на большом экране. А еще более, когда речь идет об отце, родителе, русском Государе, святом муже, в жизни которого было разное...

...но финал был определенным.

– И были Исповеди. Мы не знаем всего, но финал жизни – это святость, это высота подвига. И вот здесь давайте будем внимательны и в отношении к самим себе: что мы говорим, о ком говорим и перед Кем мы в итоге будем нести ответственность за каждое слово, за каждое действие в этом мире.

Я полагаю, что эта тема для каждого – предмет разговора со своей совестью, и прошу вас, дорогие друзья: давайте будем внимательными не только к тому, что мы сами производим нечистого своими поступками, но и к нечистоте других людей. Не стоит оскверняться, и всегда можно найти для себя альтернативный вариант в отношении того, во что погружается наше сердце, наш ум и наша совесть. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi09-09-2017
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi-16-09-2017

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс