Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (938) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Монастыри – это лечебницы для израненных душ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Монастыри – это лечебницы для израненных душ

№41 (938) / 1 ноября ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня архимандрит Мелхиседек ответит на ваши вопросы.

– Добрый день, дорогие братья и сестры, дорогие телезрители! Любовь Сергеевна, Вас поздравляем с выходом из отпуска.

Да, я, кстати, была в небольшом отпуске, первый раз отдыхала в Кисловодске. Наш канал очень востребованный: и там ко мне тоже подходили наши зрители, благодарили и просили держаться, ведь наш канал – связующее звено между православными людьми. И просьба к нашим телезрителям: летом всегда падают пожертвования, и у канала наступает сложный период. Я от своего имени и от Вашего, батюшка, хотела бы попросить всех, кто нас смотрит, не забывать жертвовать маленькую копеечку. Пусть она действительно будет копеечкой, – но будет огромный ручеек из копеечек.

– Кстати, я однажды прочитал у Иоанна Златоуста: надо, чтобы милостыня соответствовала вашему состоянию, иначе может случиться так, что ваше состояние будет соответствовать вашей милостыне. Поэтому, если в руки что-то пришло, поддержать Православие – это долг каждого из нас.

Как-то неожиданно мы на эту тему заговорили, но надо. Недавно из храма велась трансляция, и я спросил, сколько стран охватывает телеканал «Союз». 82 страны! Порой там, где до православного храма тяжело добраться, люди через телеканал «Союз» присутствуют на богослужениях, проповедях, познавательных передачах.

Это чрезвычайно важно, это просвещение. Старец Макарий однажды сказал, что русский народ не столько зол, сколько невежествен. Поэтому телеканал «Союз» – это источник, прежде всего, просвещения.

Когда мы готовились к передаче, я чуть-чуть пролистал вопросы. Было написано, что у нас уже 30 лет свобода в Церкви. Когда уйдет мракобесие...

...причем из Церкви. Но, наверное, все-таки не из Церкви, а из нас самих?

– В Церкви мракобесия нет – оно есть вокруг Церкви. Но мысль в том, что телеканал «Союз» как раз на этом поприще и трудится. Легенды, мифы, обычаи, которые никак не соответствуют нашей христианской жизни...

«Бабушка сказала».

– Была шутка, как спастись: смотрите телеканал «Союз», ходите в воскресенье в храм, любите Бога и ближних – и спасетесь. Поэтому давайте все мы на этом поприще потрудимся и пожелаем телеканалу выживания и дальнейших успехов в великом деле просвещения.

У каждого из нас должна быть не только одна молитва, вера должна быть осознанной. Помните слова апостола Павла: «Вникай в себя и в учение, ибо, поступая так, спасешь себя и слушающих тебя». Когда мы говорим, как изменить мир, обстоятельства, близких, переменить отношения с нашими родными, то нужно понять, что, прежде всего, надо менять самих себя по своей вере. Вера для нас – камертон. Вера для нас – это наша конституция. Вера для нас – свет в окне. Если жизнь строится по вере, по Евангельским принципам, то нужно требовать только с одного человека – самого себя, тогда потихоньку все будет меняться.

Был вопрос о том, что муж – адвентист, в другой стране, другой веры. Я знаю нашу прихожанку: она вышла замуж за мусульманина, живет с ним уже 30 лет, и даже не было мысли о разводе. Почему? Она всю жизнь прожила со своим законным мужем, хоть он и другой веры. А куда деваться, если так сложилась жизнь… И муж ей не препятствует, не мешает: он видит нормальную жену, нормальные человеческие отношения. И мне кажется, что его терпение своей благоразумной жены в конце концов и его подвигнет и расположит к нормальной жизни, и кто знает, может, под конец жизни и он примет Православие: слова назидают, но дела влекут. Поэтому начинать нужно с самих себя.

Вот люди задают вопросы: вышла замуж за того-то, того-то. А что раньше-то думали?

Раньше думали, что будет хорошо.

– Тем, кто только собирается замуж, надо об этом думать. Апостол Павел говорит, что пусть будет брак – и далее очень большой акцент! – но только о Господе.

Человек состоит из тела, души и духа. Соединиться телом – небольшая премудрость. Кто-то из мудрых людей сказал относительно семейных и личных отношений: огромный талант – влюбиться в душу, не касаясь тела. Это касается сегодняшней молодежи и вообще сегодняшнего взгляда на отношения между мужчиной и женщиной. Надо «зацепиться» еще и за душевные качества. А еще надо зацепиться и в духе, тогда сцепка будет, как замок. В спортивной борьбе это движение (показывает на руках) называется замком, и его очень тяжело разомкнуть. А когда люди соединились только по телу, это может очень легко порваться.

Кстати, я очень сильно расстроился, когда несколько дней назад прочитал, что в прошлом году у нас был официально зарегистрирован миллион браков, а разводов – полмиллиона: каждый второй брак рушится. Почему? Соединение – только по телу. К сожалению, с этого начинают и этим кончают. Поэтому пусть будет брак о Господе.

Надо думать не только о внешней стороне жизни, но, прежде всего, о душевной и духовной составляющих. У любого верующего человека шансов сохранить семью гораздо больше, чем когда отношения строятся на совершенно других принципах.

Батюшка, один вопрос мне очень понравился… «Современные монастыри: границы между особой молитвенной жизнью и открытостью для паломников». Была такая статья на сайте «Православие и мир», в которой кто-то из священников пишет, что современные монастыри стали слишком открыты для паломников, что там слишком много суеты, что слишком много всего продается, и так далее, и так далее.

– Дело в том, что я не люблю одну только теорию, должна быть практика: как лично это касается каждого из нас. Больше всего теоретизируют: что, как... Давайте далеко не будем ходить: Вы были в Кисловодске. Что это такое? Это санаторий. Для кого строятся санатории?

Для больных людей – здоровые туда не ездят.

– Священномученик Павел Флоренский говорит про Оптину пустынь: «Оптина пустынь – санаторий для многих израненных душ»... А давайте, монастыри будут закрыты?..

Я потому Вас и спросила: Вам, как монаху, виднее.

– Многие неблагоразумные монахи мечтают, что монастырь – это четыре стены и вообще никого. Это иллюзия. Давайте себе представим санаторий для одних только врачей: врачи поселились и сами себя начинают лечить. Вы пили воду «Ессентуки», «Боржоми», «Нарзан». Эта вода откуда? От Бога. Это не ваша вода. Благодать в монастыре откуда? От Бога – это не ваша благодать, и надо ею делиться. А внутренней жизни монаха – покаянию, благочестивой жизни, жизни с Богом – никто не мешает.

Санатории – для людей. Монастыри – это санатории. Мы, монахи, в этих санаториях – обслуживающий персонал. Мы служим людям, мы сами пьем эту воду, от этой же воды сами лечимся. Поэтому не надо строить иллюзий о какой-то закрытости в монастыре, закрытость должна быть, прежде всего, сердечная.

Мне однажды очень понравилась мысль, чрезвычайно важная и фундаментальная: когда корабль плывет по воде – он не тонет, когда вода попадает в корабль – тогда он начинает тонуть. Невозможно существование корабля без воды. Невозможно существование монастырей без мира. Мы живем внутри этого мира, но не должны быть, как этот мир. Мы должны быть солью этого мира, но, опять же, солью внутри этого мира – тогда все будет нормально. Не надо мир допускать внутрь себя, но жить вне этого мира невозможно. Не нужно этот мир пускать внутрь себя, но нужно осолять этот мир. Чем? Смиренной жизнью по Евангельским заповедям. Поэтому пусть миряне будут благодарны, что есть монастыри – духовные врачебницы.

Что они в них едут, могут взять масло, воду.

– Монахам это тяжело, сложно. А куда деваться?

Мы должны и о себе немножко говорить, как мы приезжаем в монастыри. Знаете, недавно я была на съемках в Воскресенском мужском монастыре. И, извините, идут женщины в коротеньких шортах, в коротеньких майках, совсем не понимая, что они не на экскурсии, что это монастырь... Мы с себя должны начинать.

– Я целиком и полностью с вами согласен. Поэтому есть служба нравственной полиции в монастырях, охрана, которая подсказывает. Обижаться не надо, надо быть в алгоритме той среды, где мы помогаем соблюдать обычаи.

Да. То есть мы, приезжая в монастырь, должны понимать, что мы едем не в туристическую поездку… Каждый храм, каждый монастырь – это потрясающая часть русской истории, которой мы не найдем в учебниках. Скажите на милость, где в учебниках 9-го, 10-го классов мы найдем что-нибудь об Оптиной пустыни? О монахах, о наших подвижниках? О том, как туда приезжали Гоголь, Достоевский? О метаниях Толстого? Эту нашу историю сохранили только храмы и монастыри – когда я рассказываю о храмах и монастырях, я рассказываю об истории. И как сказать: нет, вы не приезжайте, оставайтесь в невежестве, интернет откройте и там что-нибудь найдите?.. И еще такое недоумение: пишется, что монахи стоят, что-то продают. А мне кажется, что это в основном и не монахи.

– Я был и бываю на Афоне. Там при свечном ящике стоят монахи – если мирян фактически принимать в монастырь, то они сразу становятся послушниками. Там нет понятия «трудники» – ты или в братии, или просто паломник. Поэтому там братия стоят при свечном ящике. Но мы приезжаем туда за ладаном, иконами, схимами, четками, плащаницами, утварью. Это же все существует.

У греков есть специфика (чего нет в Русской Православной Церкви): миряне приезжают и хотят увезти с собой иконку, какую-то памятку об этом монастыре, брошюру, буклет, магнит, бутылку с водой, где есть изображение этого храма или монастыря. Это вполне нормальные вещи, просто не надо на этом делать акцент. Если это самое главное направление в монастыре – это неверно, если это сопутствующее направление, тогда все нормально. Кстати, еще одна чрезвычайно важная мысль для нас всех: когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем.

Замечательная мысль!

– Вы были в санатории, там тоже продают и разные кружки для лечебной воды, и тапочки, и кроссовки, и солнечные часы. Для чего? Чтобы лечение было комфортным, чтобы обеспечить наибольшее влияние этой среды на вас. Если люди об этом подумали и сделали приятное для тех, кто забыл, кто вовремя не купил, – это же нормально...

Это не может стать целью. Цель – жизнь с Богом и служение. Помните, апостол Павел говорит: служите каждый тем даром, какой получили. Вот в монастыре служат людям, а люди служат монастырям. И происходит – должен происходить – круговорот любви в природе.

И слава Богу, что нас терпят в монастырях. Потерпите нас, пожалуйста, что в мужских монастырях, что в женских... Еще вопрос: «Как правильно исповедоваться? Как отличить греховные помыслы от греха? Нужно ли исповедовать помыслы священнику, не будучи монашествующим? Когда необходима генеральная Исповедь?» Сейчас в интернете много дискуссий по поводу исповедания помыслов, особенно в женских монастырях. Развернулась просто бурная дискуссия: надо ли монахиням исповедовать игумениям свои помыслы или достаточно священника?

– Тут в одном вопросе аж три. Давайте женские монастыри мы оставим в покое...

Я просто поясняю, откуда это пошло.

– Нам лезть в женские монастыри не надо, они сами разберутся. Поэтому давайте сначала ответим на вопрос о генеральной Исповеди. Обычно это делают во время Великого поста, и не в субботу, воскресенье, а в будние дни, когда тот или иной прихожанин (прихожанка) договаривается со священником: подходит к батюшке, объясняет, что ни разу не было глубокой Исповеди, и просит назначить время. И это будет правильный алгоритм: не тогда, когда общий поток людей, а в специально выбранное время. Конечно, один раз в жизни эту генеральную «чистку» надо пройти. Это возможно на любом приходе, но не в праздничные дни.

Сейчас медицина стремится, чтобы человек имел постоянного врача, так называемого семейного доктора (кстати, есть сеть клиник под названием «Семейный доктор» – не знаю, какое там качество, но врачи стремятся к тому, что раньше было). Священник тоже должен быть как семейный доктор. Мы доктору открываем все. Есть такое понятие «анамнез» – то, что предшествовало развитию болезни, – хронические заболевания, наследственность, и прочее. Всю эту информацию собирает врач, чтобы правильно поставить диагноз, а потом назначить правильное лечение. Генеральная Исповедь – это все то, что служит исцелению нашей души.

Относительно помыслов. Как отличить их от грехов... Дело в том, что все начинается с головы. Мы до такой тонкости не доходим в мирской жизни, а исповедуем только те помыслы, которые являются чрезвычайно навязчивыми. Приведу самый грубый пример: навязчивая мысль – провести на работе финансовую махинацию для того, чтобы пополнить бюджет семьи. Забывая, что украденный рубль из дома утащит тысячу. А у человека мысль свербит...

Если человек мысль открыл, не успев это сделать, то получил какой-то совет, врачевание. Иоанн Лествичник говорит, что враг ничего не боится так, как открытых помыслов. Так же, как тараканы и змеи: если поднять камень, они уползают из-под камня. То же происходит и при открытии помыслов своему духовному отцу. Но не вообще все подряд помыслы,что входят в нашу голову.

Мне кстати, понравилось, когда у Владимира Путина один американский журналист (по-моему, было 4 серии интервью) спросил: «А когда Вы в бассейне плаваете, тоже о работе думаете?», он откровенно сказал (и мне понравилась эта откровенность): «Нет». – «А о чем же Вы думаете?» И он ответил: «Лезет всякая чушь».

Поэтому мы не можем исповедоваться во всякой чуши, которая тысячекратно лезет в нашу голову. Но когда это уже навязчивая мысль, которая провоцирует на тот или иной грех, мы должны ее назвать. Например, пришла мысль об измене: подхватил образ, пошла какая-то переписка, возник какой-то интерес... Человек вроде и осознает, что что-то не то, а назойливая мысль долбит: ничего страшного, ничего страшного, ничего страшного. Исповедь, конечно, обнажит какие-то проблемы.

Даже сам момент словесного открытия своей греховной мысли – это уже получение от Господа колоссальных сил, чтобы преодолеть грех. И это великая тайна, почему и называется «таинством». Это даже не всегда зависит от духовного опыта, возраста, особых дарований священника, на исповеди происходит самоисцеление.

В каком смысле? В молитвах перед исповедью читаются такие слова: «словом разрешитися благоволи», то есть разрешиться словом. Когда женщина рождает, мы говорим: она разрешилась от бремени. А священник читает в молитве о кающихся: «словом разрешитися благоволи». Каким словом? Словом священника и своим собственным словом.

Когда человек называет все то, в чем он кается, уже происходит исцеление, потому что грех исторгается из нашей души, мы дистанцируемся от него. Даже независимо от того, каким потом будет совет священника, какая будет молитва, какое будет наставление, – это уже вторая часть. Самая основная часть – это наше личное исповедание. Поэтому названный, исповеданный грех дает колоссальные силы и благодать преодолеть греховное состояние.

Вопрос: «Как молиться о некрещеных, но очень совестливых людях в дни их тяжелой болезни? Как их поддержать духовно?»

– «Спаси, Господи, и помилуй создание Твое». Мы не можем сказать «раба Божия» или «раб Божий».

Кстати, тоже замечательная мысль: есть люди вполне счастливые, вполне разумные – это те, кто верит Богу и служит Ему; есть люди вполне разумные, но не счастливые – это те, кто ищет Бога, но пока Его не нашли, и есть люди вполне неразумные и вполне несчастные – это те, кто не ищет Бога и не нашли Его.

Поэтому мы молимся: «Спаси, Господи, и помилуй создание Твое», и можно называть имя. Записки не подаем. Но, мысленно держа в голове образ людей и их имена, молясь о них, мы представляем Господу наше внутреннее переживание, внутреннее поминовение. Помните, отец Иоанн (Крестьянкин) советовал: читайте главу Евангелия и заканчивайте словами: «Спаси, Господи, и помилуй (имя человека), даруй ему телесное здравие, душевное спасение и просвети его светом Евангелия Твоего».

То есть мы посылаем человеку свои благопожелания, ведь у всех нас существует так называемый духовный Bluetooth. Всякая злая мысль передается, всякая добрая мысль передается – мысль, а не только слова. Поэтому такое благорасположение, мне кажется, способно подвигнуть людей в конце концов к выбору правильного пути с Богом. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi-26-08-2017;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi-02-09-2017

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс