Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (935) → Священник Александр Асонов: Надо взирать не на людей, а на Господа Иисуса Христа: в храм зашел – и думаешь только о Нем

Священник Александр Асонов: Надо взирать не на людей, а на Господа Иисуса Христа: в храм зашел – и думаешь только о Нем

№38 (935) / 10 октября ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня мы с отцом Александром ответим на вопросы, что накопились на сайте «ВКонтакте» и в электронной почте нашего канала. Первый вопрос: «Видят ли наши умершие родственники то, что происходит с нами? Я слышала, что видят и очень тоскуют, если родные ведут себя неправедно».

– Вопрос насущный, актуальный, – но, как говорил Гамлет, «и в небе и в земле сокрыто больше, чем снится вашей мудрости, Горацио». Это я к чему? К тому, что некоторые вещи, возможно, существуют, но мы о них не знаем в реальности: потусторонний мир от нас все-таки сокрыт. Мы можем предположить, что видят, можем предположить, что не видят, – но то, что они молитвенные соучастники в нашей реальной жизни, – это факт для нас, православных христиан. Поэтому мы молимся о них и знаем, что они молятся о нас. Они как бы предстоят перед Богом и просят за нас. Мы не должны забывать, что у Бога нет мертвых – у Бога все живы, и они тоже живы.

Вообще, когда мы присутствуем в храме, все нам напоминает об этом – и лики святых, и архитектурное устройство храма. Мы как бы причащаемся Евхаристических Даров с этой стороны солеи, по эту сторону иконостаса, а они как бы соучаствуют уже с той стороны (это такая образная картинка). Поэтому мы можем предположить, что они каким-то мистическим образом видят нас; опять же, это только наше предположение – оттуда пока еще никто не возвращался и не свидетельствовал, как это происходит, но факт остается фактом: они – молитвенные соучастники нашей жизни.

Даже и те родные, о жизни которых мы не можем сказать, что они были праведными?

– Конечно. Ведь они уже существуют в совершенно другом мире, который не имеет материальных границ и временных рамок, как их имеет мир, где мы живем, – это совершенно другое пространственное и временное измерение. Но мы можем так предположить, да? Об этом мы можем думать, а как это все происходит, каким образом все это существует, мы не знаем. Потом откроется каждому из нас. Мы можем только предчувствовать, – но у каждого есть какое-то свое, личное мистическое переживание, которое ему об этом говорит. Опять же, все это очень индивидуально, и с этим надо быть очень аккуратным, чтобы не было никаких лишних душевных переживаний.

Лучше полагаться на слово Божие, жить в соответствии с заповедями Спасителя, стремиться быть добрым, милосердным, сострадательным, остальное откроется и приложится. Кому-то сейчас откроется, а кому-то потом – всему свое время. Не стоит подглядывать сразу. Отец Александр Шмеман хорошо говорил, что не спешите, не подглядывайте вперед: придет время – откроется; зачем сейчас торопить события? Всему свое время.

Это очень полезный совет.

– Я думаю, отец Александр Шмеман давал много хороших советов, но не он единственный: у нас много ярких богословов, великолепных примеров и среди духовенства, и среди мирян, которые занимались и богословием, и просто были милосердными людьми – у нас же много святых, которые в том числе об этом говорили, рассуждали и жизнью своей свидетельствовали. Поэтому мы должны опираться на опыт Церкви, а она говорит, что самое главное в жизни – соблюдать заповеди Христовы, а остальное придет.

Вопрос о заповедях Божиих: «Считается ли грехом обман государства – сокрытие налогов или выплата зарплаты в конверте?» Это спрашивает предприниматель, для нее это насущно.

– Очень хороший вопрос. Естественно, мы должны соблюдать те законы, что не противоречат нашей христианской морали, нашим христианским убеждениям. Мы не должны забывать об апостольском учении, наследниками которого являемся: апостолы, естественно, это учение формировали, создавали и передавали под действием Святого Духа, то есть Самого Господа Иисуса Христа. И святой апостол Павел однозначно говорит, что всякая власть от Бога. Значит, законы, которые эта власть определяет в той или иной сфере деятельности человека, гражданина того или иного государства, надо уважать. Я не помню, кто именно из святых Церкви сказал о ранних христианах очень хорошие слова – я перефразирую (не помню эту цитату, но мне она запала в сердце): «Христиане – это люди, которые живут в соответствии с законами государства и жизнью своей превосходят эти законы». Это интересный момент, мы должны стремиться к этому: если мы не живем в соответствии с законами государства, которые не противоречат нашей христианской морали, но существуют для порядка, естественным образом, и жизнью своей не превосходим эти законы, то есть не становимся людьми не просто исполняющими, но и еще больше того делающими, то грош нам цена. Мы должны стремиться быть такими. Это одно из ранних свидетельств о ранних христианах. К сожалению, сейчас не помню, кто сказал, но свидетельство такое есть.

Как минимум, мы должны подражать.

– Да, мы должны подражать. Если бизнесмен, деловой человек об этом рассуждает и такой вопрос задал, то можно посоветовать, чтобы он молился и просил у Господа мудрости, каким образом правильно осуществлять свою деятельность, чтобы и законы соблюдать, и прибыль иметь. Но это очень тонкий момент. Все очень индивидуально – контекст ситуации надо знать, надо понимать, как и что работает. Я считаю, что у нас нет другого пути, мы должны оставаться добропорядочными гражданами того государства, в котором живем, иначе это неправильно.

У нас «ВКонтакте» недавно бухгалтерия приложила отчет, что телекомпания «Союз» заплатила полтора миллиона налогов за август (к вопросу, что Церковь не платит налоги), и там возникла дискуссия, что часть этих денег может пойти на что-то такое, что мы не поддерживаем: аборты, еще что-то. Можно дать совет, как к этому относиться?

– Вы знаете, какая ситуация… Мы платим налог, исполняем свой долг, мы отдали эти деньги, а вот уже те, кому мы заплатили налог, будут отвечать перед Богом, как они будут их использовать. Мы отдали – хорошо, ладно. Вы решили так? Не вопрос. Мы со своей стороны исполнили закон, дальше это уже на их совести. Это то же самое, как «товар – деньги – товар»: допустим, вы купили какую-то вещь, у вас чистая совесть, так как деньги вы отдали продавцу; как дальше он их будет использовать – это уже его вопрос.

Другой важный нюанс в этой ситуации надо учитывать такой: мы как часть общества, все верующие христиане (православные, католики), можем влиять на определенные общественные процессы, должны высказывать свою позицию, должны ее отстаивать – не навязывать, а отстаивать деликатно, правильным образом: навязать ту или иную позицию – дело нехитрое, но неправильное. Насильно мил не будешь. Надо уметь правильно аргументировать, почему мы мыслим, и думаем, и относимся к тем или иным социальным явлениям именно таким образом, а не иным.

То есть мы платим налоги, но у нас есть своя позиция... А каждая религиозная общественная организация платит налоги – это факт, и тот, кто думает, что религиозная организация не платит налогов, – забавный человек. Может быть, кто-то думает, что Московский Патриархат не платит налоги? Нет, платит. И любой приход, как местная православная религиозная организация, платит налоги, делает определенные отчисления. Это касается всех религиозных организаций в России, все они зарегистрированы в Минюсте – вы это хорошо знаете; может быть, я сейчас это говорю для наших телезрителей, для тех, кто этого не понимает. И мы, как налогоплательщики, имеем право спросить, как будут использоваться эти деньги, та часть, что мы вносим в бюджет государства. Если вот по такому назначению, то мы не со всем согласны, нам бы хотелось, чтобы как-то все иначе было. То есть мы должны платить налог, но, с другой стороны, не стесняться высказывать свою позицию, в которой нет ничего плохого.

Вопрос про храм: «Хочется вести воцерковленный образ жизни, но современный ритм дает возможность только мимоходом заглянуть в церковь, перекреститься, поставить свечи и написать записки. Да и люди, которых я встречаю в ближайшем храме, не вызывают ощущения общины: каждый сам по себе. Мне кажется, что у других христиан взаимоотношения между священником и прихожанами, между верующими более тесные. Конечно, мы идем в храм не общаться, а молиться, встречаться с Богом. Но, согласитесь, встречая некую холодность свечниц, равнодушие и безучастие окружающих тебя в храме людей, ты как-то неуютно, неуместно начинаешь ощущать себя в церкви. Я крещена 15 лет назад, но до сих пор чувствую себя чужой в храме. Посоветуйте, как стать своей».

– Помолиться и пойти в другой храм. Я не вижу иного выхода. Каждая община имеет свои индивидуальные черты, хоть это и часть целого: она состоит из каких-то людей, которые там не случайно оказались, из определенного духовенства, которое тоже там не случайно оказалось, – но, может быть, Господь в данном случае ведет человека совершенно по другой тропинке (в том же направлении, но по другой тропе). Помолиться и попросить у Господа, чтобы Он послал нужных людей в нужное время, в нужном месте, которые, будучи добрыми христианами, могли бы оказать поддержку в данном случае: община общине рознь, Церковь же имеет вселенский характер, а значит, включает в себя множество людей. Не только живых, но и уже почивших, чем подчеркивается вселенскость Церкви. Значит, надо двигаться вперед.

Может, выбора нет?

– Я думаю, что выбор – в этом случае – всегда есть. Первое, что нужно сделать, – это попросить Спасителя указать правильное направление. Господь не замедлит ответить. Мы-то с Вами это хорошо знаем.

Ну да. Будем надеяться, что эта телезрительница в своей жизни найдет ответ.

– Вопрос-то актуален для всех. Многие люди приходят в храм – им кажется, что там и свечницы что-то не так говорят... Я с этим тоже сталкивался, в жизни такое бывает, мы же все понимаем – духовенство у нас не ходит в подрясниках и с крестами с утра до вечера по улицам, и в светском одеянии очень часто духовенство заходит в такие же православные храмы и наблюдает ситуацию со стороны. Я это часто люблю делать, и я вижу совершенно разные общины, разные приходы: в одном так – в другом эдак. Но, в силу того, что у меня есть свой жизненный опыт, я ко всему отношусь снисходительно, с терпением. Но все же процент отзывчивых людей выше, нежели процент людей негативно настроенных.

Самый лучший совет, который я самому себе дал когда-то много лет назад (он мне очень сильно помог). Надо взирать не на людей, а на Господа Иисуса Христа: в храм зашел – и думаешь только о Нем, Его изображение всегда по центру. А остальное – ну, люди, ну что люди? Все мы люди, у всех свои тараканы в голове, всякое бывает, не с той ноги человек встал. Свечница не с той ноги встала, или настоятель ей там что-то сказал, а настоятеля, если он женатый, дети рано разбудили – в школу их надо было отвезти, а машина по пути сломалась, пешком пришлось идти до храма после этого. (Смеется.) Ситуации разные бывают. Надо все это учитывать, это же живые люди, ну что с них взять-то? Ну вот такие они.

Я понимаю, что многие, заходя в церковь, ожидают увидеть: «О, не знаю, где я оказался: на Небе или на земле!», – а видят собрание грешных, зачастую не таких уж сияющих, людей, но вот – люди как люди. Такова Церковь. Есть хорошая шутка по этому поводу. Задают вопрос: скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему Бог, когда создавал Церковь, не поставил ангелов управлять ею? Ответ очень простой: ангелы всех бы поубивали – они же совершенны, а тут сплошные несовершенные, поэтому иерархия церковная тоже из людей состоит. Часто же возникают вопросы: «Почему такой священник? Почему такое сказал – или этот то сказал? Почему настоятель такой странный или Владыка такой странный?» Друзья мои, это люди – обычные смертные люди. И некоторые из них, может быть, имеют серьезные личные переживания (а вы этого не знаете), болезни. Может быть, этот человек сильно болеет – вы этого просто не знаете, а болезнь на него действует, у него свои переживания, своя несостоятельность… Поэтому тут надо не на это взирать, а на Бога, на Спасителя.

Хорошо, мы с пониманием, без осуждения относимся к людям, которые в храме работают, несут свое служение. «Но что если, – пишет человек, – в обстановке храма мы видим ситуацию, которая не способствует вниманию? То есть обстановка в храме не помогает человеку молиться. Зачем мне целенаправленно идти в место, где меня многое отвлекает от молитвы? Может, лучше остаться дома?»

– Этот вопрос мне вообще непонятен: в православных храмах все создано таким образом, чтобы способствовать молитвенному состоянию – архитектура, живопись, богослужебные песнопения, просто песнопения, касающиеся треб (всего, чего угодно). Все это сформировалось на протяжении столетий как ориентиры, способствующие именно молитвенному состоянию. Непонятно, в какие храмы ходит человек, задающий такой вопрос: что там отвлекает? Свечи, ладан, хоровое пение, люди, которые ходят? Так, извините, публичное место. Они тоже пришли, как и вы, помолиться сюда, и их вы отвлекаете в этот момент тем, что вам все они не нравятся.

Давайте какие-то другие примеры возьмем. Есть другие христианские деноминации, у которых свои богослужения, – не знаю, насколько там все способствует молитве; это сложный вопрос, я не хочу сейчас кого-то называть, но есть такие очень странные моменты. В православной традиции, с моей точки зрения (может быть, я категоричен), все способствует молитвенному состоянию. Я не имею в виду только лишь Православие российское, имею в виду Православие вселенское, как мы его понимаем, в том числе и древневосточное Православие, с которым мы, к сожалению, не находимся в полноте канонического общения; тем не менее, оно существует. Эта восточная традиция присуща (не побоюсь об этом сказать, это очень важно, это нельзя забывать) в том числе и тем христианам византийского обряда, то есть православным христианам, которые находятся в общении с Римско-Католической Церковью. Это древняя восточная традиция.

Я посещал разные храмы, некоторые из тех 15-ти Автокефальных Поместных Церквей, что имеют каноническое общение между собой и среди которых находится Русская Православная Церковь Московского Патриархата, был и в древневосточных храмах – что можно сделать и в Санкт-Петербурге, выйдя на Невский проспект, дойдя до Армянской Апостольской Церкви (это древневосточная традиция)… Просто заходя в это пространство, без всякого богослужения, вы уже чувствуете: что-то в ваших движениях, в ваших ощущениях меняется. Даже далекие от религии люди, заходя в православные храмы восточной, византийской и древневосточной традиции, меняются: они начинают себя иначе вести, они ощущают – это сакральное пространство, здесь что-то есть, что настраивает на молитвенное состояние. Я это неоднократно наблюдал.

Даже больше того скажу вам. У меня были встречи, было общение с христианами-католиками, и многие католики говорят: «Жаль, что у нас после Второго Ватиканского Собора вот это в некоторых случаях было утрачено. А вот у вас, православных, ощущение сакральности храма осталось». Поэтому этот вопрос для меня изначально непонятен: может быть, не в тот храм человек заходил, может быть, в какой-то другой или какое-то другое религиозное здание культового назначения? Как вы думаете? Мы просто не можем понять, неизвестно, какой контекст.

Вопрос: «В отношении священнослужителей высокого ранга принято употреблять обращение “Преосвященнейший”, “Святейший”, “Владыка”. Всегда ли это обращение отображает истинное состояние души того, к кому обращаются?»

– Конечно, никогда не отображает истинного состояния души. Это титульное обращение, принятое у христиан, в данном случае у православных, католиков. Возможно, еще у некоторых христиан периода XVI века, то есть в Англиканской Церкви, по крайней мере, в официальной переписке используется.

Хорошо, а разве мы имеем право ожидать от Владыки, чтобы он был святым?

– Нет, – свят только Бог. Но мы все, естественно, святые вследствие того, что Господь силой Духа Святого очищает и освящает нас. Однако мы априори грешные, смертные люди, наследники первородного греха от Адама и Евы. И «ничто человеческое нам не чуждо». Хотелось бы, чтобы каждый человек соответствовал высокому образу, был воспитан, интеллектуален, хороший администратор, если говорить о настоятелях, правящих архиереях, но не у всех же есть собрание всех этих качеств – кто-то интеллектуален, кто-то хорошо воспитан, но вот где-то в быту обладает своими нюансами. И, опять же, это смертные люди.

Почему мы молимся каждый раз на Литургии о наших предстоятелях – Патриархе, правящих архиереях, настоятеле? Потому что это нам посыл, эта традиция сохранилась от древности: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» – они такие же смертные, они нуждаются в ваших молитвах и вашей поддержке. То, что они находятся в таком, с вашей точки зрения, высоком положении, это, скорее, крест для них, нежели благословение. Я считаю, что люди, занимающие определенное положение в Церкви, больше отвечают за свои поступки и дела, чем все остальные, но это и есть их служение, которое они несут как личный крест. На них больше накладывается обязательств не только со стороны светского общества, общества верующих христиан, но и от Бога. Поэтому мы должны о них молиться, мы должны понимать, что Бог дал нам их такими – значит, мы достойны таких на данный момент, это Божий Промысл, иначе не бывает. Тогда что – это все фикция получается? Нет Христа посреди нас? Но если попустил Господь такими им быть на данный момент, и они у нас есть, мы должны о них молиться: мы о врагах должны молиться, а это отцы наши, братья наши.

Вообще, интересно: много примеров в истории, когда ругали какого-то наставника, настоятеля или архиерея, патриарха, а он потом жизнь свою отдал за эту паству – она ругала, потом одумалась: какой был человек! Не нравился, делал все неправильно, говорил что-то странное, а оказалось, что человек-то достойнейший был. А поздно уже… И таких примеров и по сей день очень много. Так устроен наш мир.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс