Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (935) → Протоиерей Александр Рябков: Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября

Протоиерей Александр Рябков: Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября

№38 (935) / 10 октября ‘17

Беседы с батюшкой

Мы поговорим о Покрове Пресвятой Богородицы, об истории этого праздника и о том, что он для нас, живущих сегодня, значит. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня празднуем? Что же такое праздник Покрова Пресвятой Богородицы?

– История праздника или, скорее, описание его появления чрезвычайно обширны, многогранны, и нам, наверное, не хватит даже часа, чтобы поговорить обо всех исторических перипетиях, которые повлияли на его появление. Наверное, уже стало общим утверждение, что этого праздника не было в Греческой Церкви и что это чисто русский праздник. При том самое удивительное, что нас сегодня ставит в какой-то мере в тупик факт, что мы празднуем событие, произошедшее именно в Византии, в Царьграде (в Константинополе). Конечно же, для нас очень удивительно, что он появился только на Руси (чисто русский праздник), но событие его – византийское. И здесь объяснений много, ведь он мог потеряться в сонме торжеств Византийской Церкви – и примерно одновременно он появляется в виде храмов, икон и в Киеве, и в Новгороде, и на севере Руси, во Владимире.

Праздник появляется примерно в XII в., но связан в основном с именем святого князя Андрея Боголюбского, который установил праздник именно на 1 октября. Вот здесь есть очень интересный момент. Начался в это время новый этап для Руси, в какой-то мере Киев уже оставлен и начинается новая державность на северо-востоке Руси, во владимирской и суздальской землях. Владимир – молодой город, начинает набирать силу как столица, и в какой-то мере Русь уже и в церковном плане уходит в отрыв от Византии, от византийского покровительства и вводит уже свои праздники. Так, на 1 августа святым князем Андреем вводится праздник в честь Всемилостивого Спаса, а на 1 октября вводится праздник Покрова Пресвятой Богородицы – как мы знаем, с ним связан и храм Покрова-на-Нерли.

Но история этого праздника отражается и в другом церковном дне и праздновании – 2 июля, празднике Положения честной Ризы Богородицы во Влахернском храме: если мы окунемся в житийную литературу, в предание об этом празднике, то увидим, что много событий было связано с этой святыней, привезенной в Константинополь из Палестины. Но праздник 2 июля, скорее всего, вообще не связан с прибытием этой святыни из Иерусалима в Константинополь – в царственный град, а был связан с тем, что она помогала людям и являлись даже чудеса при ней.

В 860 г. на столичный град нападают, как мы сказали бы сегодня, наши предки – варяги, славяне, финно-угорские племена, составлявшие дружину Аскольда. Сам князь Аскольд, по преданию и по описанию патриарха Фотия, со множеством своих кораблей прибыл в бухту Золотой Рог в Мраморное море и осадил Константинополь. И тогда верующие этого города взяли эту святыню из Влахернского храма, находившегося на северо-восточной окраине. Всегда варягов, русов, нападавших на царственный град, на столицу Византийской империи, встречал именно этот пригород. И именно из этого храма была изнесена эта святыня. На стенах города были отслужены молебны, и крестный ход шел по стенам его.

В это время, по преданию, войск императора в городе не было, сам император Михаил находился далеко на границах империи и вступил в схватку с другими варварскими племенами. Город был беззащитен, и, наверное, наши предки-русы знали об этом и о том, что их ждет хорошая добыча. И вот они увидели вместо истерики, отчаяния, паники тихую, смиренную, кроткую молитву на стенах города, доверие Богу, доверие Богородице, увидели не просто красоту торжественного византийского богослужения – увидели красоту веры, покорности и доверия к Богу. И что-то произошло, что-то изменилось в сердцах этих жестоких воинов. Да, они ушли с некой контрибуцией, но никаких бесчинств, никакого захвата города не было. Наоборот, через некоторое время Аскольд, по преданию, возвращается в Константинополь принять Крещение. И традиция говорит нам, что он принял святое Крещение от Патриарха Фотия с именем святого Николая Чудотворца. Недаром потом святая Ольга на месте Аскольдовой могилы в Киеве построила храм во имя Святого Николая.

Мы здесь видим красоту веры. Мы привыкли к торжественности византийского богослужения, но торжественность заключается не в том, что мы уверены, что Бог нам что-то должен, а в том, что мы полностью себя предаем Ему – и не только с желанием получить какие-то блага, но и с пониманием, что эта жизнь – не всегда привлекательное путешествие или загородный пикник, а это голгофа. И это восхождение на голгофу, как ни странно, больше, чем сила оружия, сумело покорить сердца варваров и посеять в их душах, в их сознании начатки веры.

Потом пришли трагические эпохи. В Окружном послании 867 г. Патриарх Фотий писал, что он крестил Русь, но через некоторое время на Киев пришел Вещий Олег, и начатки веры были почти полностью уничтожены. Такая языческая реакция была свойственна в те времена многим народам, принимавшим Крещение: когда менялся правитель, князь или какой-то светский владыка, все это перечеркивалось. Но какие-то основы, какие-то первые семена были уже вложены в почву сердец, и потом уже святая Ольга сумела эти семена развить (хоть и не в полной мере), а ее внук закончил эту работу.

Мы видим в этом празднике, что Покров Богородицы связан именно с красотой веры как любви, доверия, смирения и кротости. Вот чему нас этот праздник, в первую очередь, учит: не тому, что Покров Богородицы должен быть простерт над всей нашей суетой, над всей нашей житейской сутолокой. Бывает, иногда спрашивают, а чем же тогда отличается наша жизнь, наша работа и деятельность от суеты и что же такое вообще суета? Нет, не работа, не деятельность, не жизнь наша – суета, а когда основа жизни и жизнедеятельности и нашей работы – суетная: зависть, тщеславие, честолюбие, самомнение, гордыня, соперничество, соревнование. Или, наоборот, к нашей работе, к деятельности и даже к служению может примешиваться зависть, соперничество, тщеславие, честолюбие и гордыня, и тогда наша деятельность превращается в суетную. Неправильно думать, что Богородица – соучастница нашей суеты. Наоборот, Она совсем в другом плане наша соучастница, Она – наша Споборница в духовной брани. И Покров простирается в первую очередь над нашей духовной бранью – не только над бранью внешней, что приходит и уходит. Есть разные времена, в том числе, в жизни государства.

В этом празднике мы видим предстательство. И в том, что он в своей первооснове мог растапливать жестокие сердца людей, грубых воинов, мы видим, насколько важна красота – не красивость, не внешняя привлекательность, а красота духовная, о чем говорил Достоевский: «Красота спасет мир». Но перед нами сразу всегда вставал вопрос: какая красота? Косметика, внешняя красота? Нет. Красота распятия Христа. И Достоевский говорил, что красив именно Христос и Жертва голгофская...

Мы говорили о суете и о том, что Богородица простирает Покров не над нашей суетой, не над нашими постоянно множащимися желаниями, а над нашей духовной жизнью и над духовной работой, которую мы над собой проводим с помощью Божией благодати. И мы помним такое выражение: «Гора родила мышь». Так вот, гора нашей суеты, клубок из зависти, соперничества, соревнования, честолюбия, тщеславия и гордыни рождает не результат, а отсутствие результата.

Многим хотелось, и в нашем государстве была мысль в Первую мировую войну, победить врагов и поставить крест над Святой Софией. Но мы видим, что вместо духовной работы, когда наше терпение вознаграждается, вдруг сразу мы теряем духовный вектор: начинается очень плотская, земная целеустремленность, которая опять нас вводит на голгофу – к смирению, кротости, к вере в Бога, а не к вере в самого себя, свои силы, в свою державность и свою мощь.

Так что этот праздник многогранен. Он касается, как мы уже сегодня говорили, и земных наших нужд, но он этим не заключается, только в этом не останавливается: он касается нашей духовной невидимой брани, и не только с силами злобы, но и с самими собой во многом. Поэтому, конечно, в этом празднике наше упование должно в полной мере направиться на то, чтобы мы стяжали у Бога смирение, смиренномудрие, которые и выстраивают жизнь в ключе покоя и тишины, мира.

Говоря о претерпевании скорбей, боли, о смиренном претерпевании жала в плоть (которое мы видим у всех святых, не только у апостола Павла), мы вдруг можем понять, что жизнь – это не приключение, не загородная прогулка и не пикник, это большая духовная работа, это восхождение в какой-то мере на Голгофу. И мы должны понять, что в современном мире это часто не принимается и не понимается, мы хотим быть умеренными христианами. Как у французского писателя Леона Блуа есть толкование «общих мест» современного буржуа, что мы тоже верующие, но не святые, но Бог этого и не требует, – как раз нет, наоборот, нас Писание называет, что мы Святая Церковь, мы живые камни.

Мы помним русскую пословицу, что церковь – не в бревнах, а в ребрах: наша природа, наше существо должны Церковь не порочить, а ее все больше и больше прославлять делами подвига. Из заповеди буржуа и мещанина, что «Бог этого и не требует» или «Бог столько не требует», выходит другое общее место: нет ничего абсолютного. И здесь, конечно, уже буржуа и мещанин начинают требовать, в том числе и от Церкви, и от Бога, своих прав: я имею право на то, на се, а если Ты не исполняешь моих желаний, то какой же Ты Бог? Мысль наша работает подчас и так.

И опять же мы прибегаем к Покрову, чтобы он был не только над нашей земной телесной жизнью, но и над нашим умом, нашим сознанием, чтобы мы не теряли духовный рассудок. Это очень важно, ведь праздник Покрова – когда две стороны (захватчики и потенциальные жертвы – все) в этот момент «претерпевали Абсолют», можно так выразиться, по-разному: потенциальные жертвы готовились предстать пред Богом и довериться Ему, Его воле, – а захватчики претерпели чудо, в их сердцах зародилось удивление, что жить можно иначе: не только как хищник, зверь, но жить можно по-человечески (хотя и это выражение сегодня полностью девальвировано).

«Жить по-человечески» – у нас сегодня это включает некоторое другое понимание, что «я право имею на лучшую долю». Но когда мы говорим о лучшей доле, речь идет опять же о теле, которое тоже освящено Крещением, но которое не цель и финиш, а только инструмент и, в какой-то мере, рычаг по спасению нашей души, нашей духовной жизни и нашей духовной, личностной, индивидуальной природы.

«Претерпевание Абсолюта», которое нам в этом празднике открывается, учит нас именно доверию – полной отдаче себя Богу, бескомпромиссной и бескорыстной. В доверии жизнь преображается, а постоянное вращение в голове каких-то мыслей «что я должен сделать, что я еще не успел, что я должен еще предпринять, где я должен подстелить соломки, чтобы больно не удариться, где я должен что-то предугадать», – неужели наш ограниченный ум может это предугадать и всегда во всем себя предостеречь? И здесь опять важен Покров, когда мы молимся Богородице, чтобы Она нас и покрывала, и вразумляла в нашей жизни, и помогала нам принимать многое с любовью, доверием к Богу, ведь главное для нас – любовь, и она проявляется к Богу по-разному, только нужно чистое сердце.

Вот мы видим житийную канву этого праздника, и часто нам, людям XXI века, может показаться странным, что святой блаженный Андрей и его ученик Епифаний увидели это. Мы понимаем, что не все видели явление Богородицы, Которая покрывала людей Своим Омофором во Влахернском храме. Это чудо, и нам оно кажется странным, непонятным – мы в своей жизни сегодня не видим таких чудес.

И тогда здесь проблема чуда: что такое чудо? Чудо, когда моя душа вдруг начинает думать по-другому, очищается и для нее становится главным соединение с Богом. Когда человек начинает молиться не о том, что «дай мне, Боже, этого, второго, пятого, десятого и еще чего-то», а «войди в мою душу, Боже, войди в мою волю, в мое сердце, мою голову, потому что моя голова думает что-то не то, мое сердце желает чего-то не того, ненужного, тщетного и тщедушного, чего-то неглубокого, войди в мою душу, потому что настолько моя жизнь сегодня неполноценна и неглубока, что я просто замучился пытаться себя обмануть какими-то радостями вместо радости Твоего вхождения в меня».

Но как может произойти это ощущение? Ведь что такое чудо? И что такое Предание или даже миф или легенда? Хотя ведь мы не должны бояться этого слова «миф», и легендарности бояться тоже не должны: из трудов даже нашего великого философа А.Ф. Лосева мы знаем, что слово «миф» хоть и опорочено в какой-то мере, но несет в себе большую смысловую нагрузку, ведь легенда и легендарность – это тоже реальность, но переживаемая чистым сердцем, вдохновленным религиозно, очищенным от лукавства и хитрости. Легендарность нас не пугает – мы понимаем, что это зафиксированный религиозный опыт чистого верующего сердца, но понять этот религиозный опыт житийной литературы или Предания можно, тоже имея чистое сердце. Герменевтику этого опыта можно провести только тогда, когда сердце тоже полно доверия, религиозного пафоса, такого нравственного порыва и доверия.

И здесь мы приходим к такому моменту: а как же достигается очищение, очищенность сердца? Опять же перед нами встают Животворящий Крест и Голгофа. И вопрос может быть задан: а в чем же животворящесть Креста, если это орудие смерти, орудие убийства, – так как мы понимаем, что именно Крест, как Жертва очищающая, – это ключ к Небу, это усилие, которым открывается и сердце, и Небо – подвиг и слезы.

Каждый из нас ощущал, что не в радости, не в удовольствии, не в успехе подлинный я, а когда я плачу. Тогда вдруг при всей горечи этого события, которое я оплакиваю, я ощущаю, что только в этот момент я – подлинный, я – настоящий, я – живой: я не притворяюсь, не играю роль, не пытаюсь вызвать зависть к себе – вот здесь я подлинный, в своих слезах, в слезах покаяния, в слезах пусть даже горечи житейской (которая может перерасти в веру: как мы часто видим, житейский неуспех или серьезная утрата, как ни странно, приводят к Богу человека – ощущение подлинности в страдании, в несении Креста очищает сердце: и сердце, и душа вдруг видят, что все, что было ей нужно, у Бога, и даже крылья души тоже у Него). Душа куда-то стремилась, хотела улететь в какие-то далекие края, хотела каких-то свершений, успеха, но вдруг очистилась слезами – и поняла, что и крылья души тоже у Бога и никуда без Бога она не улетит, ничего не достигнет и не сумеет создать, свершить.

Очень здорово у нас получилось такое погружение в праздник. Действительно, как Вы упомянули, это можно сравнить с драгоценным камнем, который, с какой стороны ни посмотри, будет многими гранями сиять. О чем нам помолиться Пресвятой Богородице в день Ее святого Покрова?

– Разумеется, как уже сегодня было сказано, упование на Богородицу связано не с тем, что Она гарантированно исправит и решит все наши проблемы. Это было бы неверно, потому что иногда нам нужно оставаться с каким-то жалом в плоти и с каким-то малым или большим неуспехом.

Вы сказали о нашем кризисном времени. Вспомним историю, в том числе, Византии и православных народов Балкан. Есть такое понятие – «византийское содружество наций», объединенных Православной верой или живущих на территориях, которые раньше входили в Византийскую империю. Мы видим, что этот кризис, который рано или поздно случается, бывал в истории и происходит в наше время, не бесполезен. Это время испытания, когда мы понимаем, что есть что-то единое на потребу. Недаром читается всегда в Писании на Литургии в Богородичные праздники (это тоже нас ставит иногда в тупик) про Марфу и Марию. Богородица здесь не упоминается, здесь нет речи о Богородице, но эти две сестры Лазаря и единое на потребу – это слушание Бога. И слушание Бога осуществляется через слушание своей совести.

Если мы свою совесть послушаем, то поймем, что вместо того чтобы сегодня нам пытаться устроить свое маленькое семейное земное царство, надо попытаться все-таки устроить Царство Божие внутри себя. «Царствие Божие, пришедшее в силе, внутри нас, но не связанное с миром» – так говорит нам Евангелие. И надо понимать, что многие лишения, которые могут нас посетить или посещают нас сегодня, с лихвой перекроются доверием и любовью к Богу и принятием Его воли, которая может в сердце отразиться, если мы сумеем свое сердце Богу раскрыть и себя от ропота очистить.

А время скоротечно – даже без политических кризисов. Мы не знаем, сколько нам отпущено, и сегодня важно свою душу очистить, важно сегодня ее открыть, чтобы Покров не только был как защита, но я бы сегодня сравнил Покров для нашей души с повязкой на рану. Надо посмотреть себе в душу и подумать, что, может быть, сегодня проблема у меня даже не в моих телесных болезнях, а в том, здорова ли моя душа. И, может быть, сегодня Покров Богородицы должен быть не только над моими язвами телесными – может быть, моя душа вся в язвах? И, может быть, потому-то мне сегодня так трудно, тяжело и тоскливо, печально и уныло, а не потому, что у меня сегодня не сложился бизнес-проект или я не сдал экзамен, или электричка вовремя не пришла или ушла, а я на нее опоздал, – у нас у всех беды очень разные. Может быть, потому что душа моя сегодня не имеет любви, доверия, смирения, благодарности?..

Покров Богородицы – это и защита, и покровительство, но это еще и лечебная повязка будет над нашей душой, покров над нашей духовной жизнью, который простирается над нашим церковным годом начиная от праздника Рождества Богородицы и доходя до праздника Успения.

Так вот, мы понимаем, что Покров Богородицы для нас сегодня – это открытие во многом того, о чем мы должны молиться и о каком Покрове сегодня просить: чтобы Она нам сегодня отерла очи духовные и дала бы нам духовное зрение, как нам сегодня себя вести и куда нам сегодня идти. Она – Споборница против злых сил, и против таких, которые мы и сами транслируем из себя. То есть Она Поборница и Взбранная Воевода в нашей невидимой брани, которую мы ведем за свою душу.

Вспомним слова Федора Достоевского, нашего светского пророка: поле битвы – душа человека. Поле битвы – и ум человека, пребывающий между Богом и врагом нашим общим. Но это не только поле битвы, мы и участники ее. Нельзя считать, что мы только поле битвы, где разворачиваются сражения, мы и соучастники, и мы встаем на ту или иную сторону. И вот в этой битве за свою душу Богородица – наш покров.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Мы прославляем Пречистую Деву Марию как Ту, Которая более всех послужила делу спасения

Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Исидор! Ваше Преосвященство, Владыка Феогност! Уважаемый Вениамин Иванович, губернатор Краснодарского края! Дорогие владыки, отцы, братья, сестры!

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Беженарь: Дары Божии и наше отношение к ним

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс