Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (935) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Дары Божии и наше отношение к ним

Протоиерей Димитрий Беженарь: Дары Божии и наше отношение к ним

№38 (935) / 10 октября ‘17

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Дары Божии и наше к ним отношение». Отец Димитрий, почему именно эту тему Вы сегодня предложили?

– Хотелось поговорить о дарах Божиих: глубокое размышление над притчей Христа Спасителя, изложенной в Евангелии от Матфея в 22-й главе, как раз и подвигло поделиться некоторыми размышлениями над прочитанным и осмысленным с нашими дорогими телезрителями и с вами. Эта притча говорит о званых на брачную вечерю – там повествуется, как некий царь приуготовил брак для сына своего и звал званых, но те отказались прийти. Он вновь послал своих слуг: «…скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово, приходите на брачный пир», в надежде, что, может быть, званые не так поняли или слуги что-то не так сказали. Но и на этот раз званые, как мы знаем из притчи, не захотели прийти: кто-то пошел в свое село, на свою куплю или продажу – на какие-то свои дела, и отказались, а наиболее агрессивные даже побили, то есть причинили физические страдания слугам царя. Конечно, для царя это глубокое оскорбление.

И тогда царь послал слуг с такими словами: «…брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир . И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими». Они пошли, собрали всех, все пришли на брачную вечерю. Царь не сразу входит, а потом, когда вошел посмотреть на гостей, пришедших разделить его радость, откликнулись на его призыв, увидел человека, одетого не в брачную одежду: царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Сам контекст этой притчи… А она была произнесена как раз в Иерусалимском храме, буквально незадолго до крестных страданий Спасителя, можно сказать, в центре святого города для народа, и для религиозных вождей Израиля, у которых уже созрел в сердце план, как ненавистного для них галилейского пророка и проповедника уничтожить, и притча была о них. Но у нее есть еще и глубокий нравственный смысл, имеющий отношение, в первую очередь, к нам, христианам. Потому что эта притча о человеческой неблагодарности, о великих дарах Божиих человечеству и об ответной человеческой неблагодарности.

Конечно, если эту притчу читать поверхностно, как нередко ее читают и толкуют протестанты или сектанты, или человек начинающий, то может показаться, что поступок царя неадекватно жесток: казалось бы, за что так жестоко выгнать человека, у которого просто нет подобающей одежды? Но это при поверхностном взгляде на притчу.

Если мы попытаемся посмотреть на нее через призму святоотеческого учения, святоотеческих толкований, то поймем, что речь здесь идет о более дерзкой неблагодарности со стороны этого человека, чем поступили все те, кто просто отказались прийти или даже нанесли какие-то увечья и избили слуг царя, – они поступили с меньшей неблагодарностью и дерзостью, чем тот, кто дерзнул прийти на торжество. Он знал, что здесь дается новая одежда, ее можно одеть и соответствовать торжеству, но он сознательно не захотел это сделать: большее оскорбление хозяину, нежели те, кто просто нашли повод (веский или придуманный), но не пришли.

Чтобы нам эту притчу понять, можно провести простую аналогию с нашей обычной жизнью. Представьте, что вы хозяин или хозяйка, вы пригласили на день рождения своего ребенка гостей...

Естественно, как поступит любой из нас? Любой хозяин или хозяйка как должны поступить в такой ситуации? Давайте рассмотрим эту притчу в преломлении к нашей обычной жизни. Каким бы хозяин не был культурным, воспитанным, вежливым человеком, конечно, зайдя и видя, что этот гость ведет себя так неадекватно, наверное, сначала вежливо к нему обратится, скажет: «Приятель, ты же шел к нам на день рождения, ну неужели ты не мог одеться подобающим образом и хотя бы прийти в трезвом состоянии? Зачем же ты пришел, чтобы всем испортить праздник?» А представьте себе, что этот гость нагло смотрит на хозяина и ничего не отвечает. Просто ничего не отвечает и сам уходить не собирается. Что остается делать хозяину, как не взять его под белы ручки и вежливо выпроводить из дома, чтобы тот не портил праздник? Любой из нас, если мы на эту притчу посмотрим в преломлении к нашей обычной жизни, поступил бы именно так.

А теперь посмотрим на эту притчу через святоотеческое толкование, ведь под царем подразумевается Сам Бог, а брачная вечеря – это основание Церкви Христовой на земле и те богатые, обильные дары Божии, которые даны Церкви. Есть люди, которые сразу отказались от проповеди христианства, не отозвались на нее, у которых свои Боги, свои кумиры, свои ценности, своя философская система, свое мировоззрение; они проповедь христианства отвергли сразу и идут кланяться своим богам и занимаются своей суетой. Конечно, они поступают неблагодарно по отношению к Небесному Царю, создавшему это небо, это солнце, которое светит и праведным, и неправедным, и посылает дождь. Конечно, они оскорбляют своей неблагодарностью Творца, но все-таки эта неблагодарность меньшая в сравнении с теми, кто вошел в Церковь Христову, то есть вошел уже в общество спасаемых.

И как раз вот эту как бы паузу перед тем, как Сам Царь вошел увидеть возлежащих, святые отцы понимают именно как существование Святой Церкви от момента Пятидесятницы и до Второго Славного Пришествия Христа Спасителя, когда Он придет уже судить мир, чтобы каждый дал ответ о своей жизни… И вот когда Господь придет, Он спросит: «Чадо, почему же ты не в одеянии брачном?» – в Церкви тебе даны были все возможности для того, чтобы внутренне измениться, и ты видел, что все остальные в Церкви внутренне меняются, ведь все возможности, все дары Божии здесь даны. Почему же ты не изменился?

Чтобы нам лучше понять, дорогие друзья, я предлагаю всем вам задуматься вот над чем. У нас в Святой Церкви есть семь таинств – это семь великих даров Божиих человечеству, без которых мы своими силами спастись не можем. Ведь Господь говорит в Евангелии, что «без Мене не можете творить ничесоже». Есть таинство Венчания, когда добровольный супружеский союз мужчины и женщины освящается таинством Церкви: им преподается в этом священнодействии благодать, которая укрепляет их супружеский союз по образу Христа и Церкви. И вот находятся люди, я подчеркиваю, именно верующие люди, то есть даже те, кто посещает храм, живут вместе и вроде бы живут неплохо, мирно, ладят между собой, но венчаться не хотят. Бывает и по-другому, но чаще всего муж венчаться не хочет. Он ходит в храм, крестится, даже как-то по-своему молится, а венчаться не хочет.

Почему не хочет?

– Ему служители Церкви в образе епископов, священников, просто какие-то близкие верующие люди, более воцерковленные, говорят: «Друг, а что же ты? Вы любите друг друга, чего бы вам не повенчаться?» А этот человек просто молчит и ничего не отвечает, и живет дальше, как ему удобно. Супруга его обслуживает, как пчелка, крутится вокруг него, а он просто живет – ему так удобно. Как это назвать, как не пренебрежение дарами Божиими? Вот есть дар Божий, а мы им пренебрегаем. Иной раз даже на вопрос священника такой мужчина может сказать: «Вы знаете, я еще в себе не разобрался, может, я ее еще не люблю, может, мы еще расстанемся». Но, тем не менее, ты же живешь и главное: ты же считаешь себя верующим человеком.

А бывают такие случаи (я думаю, они вам хорошо известны), когда «особенно грамотные» люди еще пытаются дерзко священнику ответить: «А что – разве Святая Церковь не относится с уважением к гражданскому зарегистрированному браку?» Да, конечно, с уважением. А что вам даст это уважение, если вы пренебрегаете таинством? Если бы было достаточно одного уважения, тогда у нас в Церкви не было бы семь таинств, а было бы шесть таинств и уважение: приходили бы люди и спрашивали епископа или священника: «Вот мы сейчас зарегистрировались, Вы нас уважаете?», и он бы ответил: «Да, я вас уважаю». Но пренебрегаете таинством, то есть именно благодатным священнодействием, которое укрепит ваш союз по образу Христа и Церкви. Человек этим пренебрегает, не замечая, что возможности в Святой Церкви есть.

Или другой пример: таинство Крещения, в котором мы возрождаемся от воды и духа, погружаясь трижды во имя Святой Троицы в купель, освобождаемся в таинстве от первородного греха и всех грехов личных и становимся чадами Церкви Христовой. И находятся верующие люди (я акцентирую ваше внимание, дорогие друзья, что эта притча и говорит именно о неблагодарности Богу верующих людей, уже пришедших на брачную вечерю), которые не хотят своих детей крестить. И тоже приводят совершенно нелепые, взятые неизвестно откуда аргументы: а пусть мой сын или дочка вырастут и сами решат, креститься им или нет. Тем самым пренебрегают дарами Божиими: после таинства Крещения вместе с ним преподается другой таинство – Миропомазания, в котором человек получает залог благодати Духа Святого. А без благодати как ты сам вырастешь до 16-летнего, 20-летнего возраста, как ты сделаешь правильный вывод? Как ты сможешь бороться со страстями твоего ветхого человека, которые уже укоренятся к возрасту совершеннолетия?

Или вот еще тоже классический пример – таинство Покаяния. Например, священник спрашивает кого-нибудь из людей, ходящих периодически в храм, но не исповедующихся: «А когда вы последний раз исповедовались?» А человек говорит: «Ну, лет 8 назад или 15 – и хватит. Что – каждый раз что ли батюшке исповедоваться? Я ж не религиозный фанатик, чтоб постоянно исповедоваться. Что я буду одно и то же говорить?!» То есть пренебрегаем таким драгоценным таинством, в котором нам Самим Богом по молитве священника, являющегося свидетелем таинства, прощаются грехи.

Пренебрегаем таинством Причащения или таинством Соборования, которое мы тоже хорошо знаем… Это такое священнодействие, в котором человеку прощаются забытые грехи, сделанные по неведению, и человек получает полное исцеление души, в первую очередь, и тела: таинство Соборования тесно связано с таинством Покаяния. Сначала человек должен исповедоваться, а потом принять таинство Соборования. И он сначала кается в тех грехах, в которых его совесть обличает, и потом, в таинстве Соборования прощается уже забытое и сделанное по неведению – и он получает исцеление.

И вот классический пример. Я уверен, дорогие друзья, если среди нашей зрительской аудитории есть пастыри, собратья-священники, они однозначно вам подтвердят, сколько есть случаев, когда спрашиваешь тяжелобольного человека: «Может быть, вам надо пособороваться?» А человек отвечает: «А зачем собороваться? Я вроде умирать еще не собираюсь». У людей превратные представления, что собороваться надо перед смертью. Во-первых, тут не до конца правильное понимание таинства. Во-вторых, и смерть не за горами ведь, мы ж не знаем, когда мы перейдем в вечность, когда Господь каждого из нас призовет. Или даже близких родственников тяжело больного человека, причем больного уже многие годы, спрашиваешь: «А что ж вы не пригласили священника, чтобы пособоровать?» А родственники отвечают: «Вы знаете, мы не хотели ее волновать, а то подумает, что мы хотим ее побыстрее на тот свет отправить». И когда уже доведут до очень критического, тяжелого состояния, когда уже больной или больная не в состоянии ни исповедоваться (произнести слова), ни принять Святые Дары, тогда, как в «скорую помощь», звонят священнику или приглашают, когда ситуация уже запущенная.

Поэтому давайте мы все задумаемся над тем, сколько даров Божиих нам дано, пока еще Сам Небесный Царь не пришел посмотреть на присутствующих в церкви, которым дана возможность внутренне себя изменить, пока он не спросил каждого из нас: «Друже, а почему же ты не приобрел брачное одеяние?» Ведь нам нечего будет возразить, также, как в этой притче человек молчал, раз ответить нечего. Ну, согласитесь, нелепо прозвучит ответ человека, если Господь его спросит: «А почему ты не повенчался?», а он скажет: «Господи, да я не уверен в себе, может, я ее не люблю». Или: «Почему не окрестил ребенка?» – «Да, Господи, я хотел, чтобы он сам вырос и сам избрал веру». Или: «Почему не пособоровал тяжело больного отца или мать?» – «Да я не хотел беспокоить, чтобы они не подумали, что я их хочу отправить на тот свет». Нелепый ответ, и Богу мы так ответить не сможем. Давайте постараемся ценить дары Божии и то драгоценное время, нам данное для покаяния и исправления.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: – Сейчас в прокат готовится выход российского фильма «Матильда». Может быть, батюшка расскажет нам об этом? Было бы интересно его личное отношение. Лично мне больно за то, что российский кинорежиссер с такой точки зрения смотрит на нашего русского святого.

– Я понял суть вашего вопроса. Разумеется, верные чада Русской Православной Церкви, в которой прославлен последний российский Император, Святой Царь-мученик Николай и его благочестивая семья в лике новомучеников и исповедников Российских, если он в этом фильме так представлен, они (я в этом убежден на 100, если хотите, на 300%) его смотреть не будут. Вопрос в том, что светские люди, неверующие, которые не почитают Царскую Семью в лике святых, просто знают последнего российского Императора Николая II именно как реальную историческую личность, к которой у них разное отношение в силу воспитания, каких-то идеологических надстроек, бывших в советское время. И вот такие светские люди задают вопрос в таком ключе: «Нам кажется странным, почему вы, верующие люди, уже критикуете этот фильм, который еще даже не вышел в прокат, и считаете для себя недопустимым его посмотреть». Люди считают, что странно выносить свое суждение о фильме, которого ты еще не видел.

Если попытаться с этого ракурса ответить светским людям, позвольте я приведу такой пример, обычный, из нашей жизни. Допустим, два человека пошли в лес за грибами, собирают грибы, они в них хорошо разбираются, и вдруг подходят к поляне, где растет много бледных поганок, мухоморов и других ядовитых грибов. И один говорит: «Вот, это бледные поганки, мы их собирать не будем». А другой, его приятель, говорит: «Слушай, ты какой-то странный человек! Как ты можешь говорить, что бледные поганки ядовитые? Ты же их еще не попробовал. А раз ты их не попробовал, ты поступаешь очень некультурно, что заранее выносишь о них суждение. Я так поступать не буду, я съем эти бледные поганки, чтобы у меня сложилось свое собственное личное мнение в отношении этих грибов». Как вы думаете, Дионисий, кто поступает странно в данной ситуации? Однозначно тот человек, который, даже находясь в машине «скорой помощи», по пути в инфекционное отделение, корчась от нестерпимой боли, будет себя утешать тем, что, может, умрет от отравления, но зато никто его не упрекнет в том, что он отказался есть бледные поганки, только взглянув на их внешность: «Я умру с гордо поднятой головой, как культурный человек, у которого выработалось (схватится за живот) свое собственное, личное мнение».

Я почему этот пример привел? На самом деле наш с вами повседневный жизненный опыт неопровержимо доказывает, что мы на многое в нашей жизни имеем суждение, не видя, не слыша и не пробуя. Например, рыбак, если он ловит сетями, поймал много рыбы и видит одну рыбу испорченную, мертвую, разложившуюся, которая своим внешним видом и зловонием показывает, что она испорченная, – он будет из нее варить уху? Однозначно не будет. И это не будет казаться странным.

А как правильно противостоять таким кощунственным фильмам, как «Матильда»?

– В первую очередь, нам, верующим людям, верным чадам Церкви, надо противостоять, помня слова святого Давида – псалмопевца и пророка, который говорит в 33-м псалме: «Уклонись от зла и сотвори благо». Поэтому однозначно человек верующий, по-настоящему любящий Родину, не тот, кто ради пиара говорит: «Я люблю Россию», никогда не будет смотреть клевету и кощунства на великих исторических личностей, в том числе прославленных в лике святых. То есть первое наше противление лжи и вот этому пасквилю – это неучастие на личностном уровне: не смотреть, не пачкать свою душу.

Второе, очень важное – это молитва к Богу, то есть искренне, со слезами молиться и просить у Господа (потому что Он Творец, Создатель, Вседержитель, все в Его власти – и жизнь, и смерть, и вся наша жизнь, и наша будущая вечная участь), чтобы Господь по Своей милости призрел на наш многострадальный, иной раз заблудший народ, и чтобы Господь Сам просветил тех, кого надо просветить, вразумил тех, кого надо вразумить (Господь знает, кого надо вразумить и как это сделать) и даровал веру и покаяние тем, у кого нет ни того, ни другого, пробудил совесть у тех, у кого она, может быть, атрофировалась, уснула… То есть наше сознательное неучастие в беззаконии и молитва о тех, кто это не понимает.

А третье, очень важное и необходимое – это разоблачать ложь, изложенную в этом фильме и во многих других подобных. То есть каждый на своем уровне, кто где находится, где вы Богом поставлены, нести свое служение. Если ты педагог – учащимся рассказать, если ты врач – своим коллегам, на любом уровне находясь, раскрывать неправду этого лживого, антиисторического фильма.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс