Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (934) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: И снова о постах...

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: И снова о постах...

№37 (934) / 3 октября ‘17

Архипастырь

Вопрос, поступивший от нашей телезрительницы: «С какого возраста можно полноценно поститься? Я пыталась, но падала в обморок, и врачи сказали, чтобы во время учебы не постилась. Я студентка, мне 17 лет, и хотелось бы приучить себя к посту. Подскажите, пожалуйста, как мне быть».

– Если посмотреть на наших угодников Божиих, то они постились с самого раннего возраста. Но есть немощь у современных людей, поэтому тут надо посмотреть по своему состоянию здоровья и действительно приучить себя к посту. Я не знаю, как постится телезрительница, что падает в обморок. Если питаться постной пищей в достаточном количестве, чтобы человек был в силе, чтобы мог трудиться, а организм выполнять свои функции, то такая пища и не ослабляла бы. Ведь пост – это не только, как некоторые думают, голодание. Мы можем есть и на завтрак, и на обед, и на ужин так, как нас учат святые отцы, чтобы не перенасыщаться: перенасыщение тоже есть грех, – но и питаться в достаточном количестве, которое необходимо для человека, особенно чувствующего свою слабость, немощь. Он должен питаться так, чтобы мог трудиться.

Как говорил преподобный Серафим Саровский, должно питать своего «осленка», чтобы наше тело могло нести свое служение: и поклоны бить, и трудиться, и так далее. Поэтому это все зависит от самого человека, но опять-таки не значит «ничего не есть». Бытует такое мнение, что поститься – значит «ничего не кушать», «голодать целыми днями». Конечно, не каждый это может. У нас есть примеры святых отцов, которые ели понемножку, один раз в день или в неделю, но не все так могут. А надо есть столько, сколько мы обычно кушаем в день, но с умеренностью, соразмерно необходимости укрепления своих душевных и телесных сил.

Если взять творения аввы Дорофея, увидим: там тоже старец учил своего ученика, как поститься. Он сначала съедал две или три буханки хлеба, а потом остановился на двух, потом на одной, потом – на половине. Затем еще уменьшал, пока не остановился на той мере потребления пищи, которая ему необходима для укрепления его душевных и телесных сил. Так и здесь тоже – надо посмотреть на себя, чтобы можно было и поститься, и молиться, и вести тот образ жизни, который необходим в нашем обществе.

Владыка, но, опять же, при разумении насколько строго мы должны поститься? Как предписывает Устав Церкви? Или все же могут быть для людей послабления, исключения? Например, человек больной либо у него тяжелая физическая работа. Какие есть критерии?

– Современная постная пища довольно калорийная, и мы можем поститься очень успешно. Даже, бывает, не чувствуешь, что это пост: сейчас очень много всякой пищи. Если взять мое детство, я помню, очень скудно все было, – а сейчас столько постных яств, только успевай воздерживаться, чтобы эту постную пищу не принимать больше, чем надо. Сейчас, мне кажется, намного легче поститься, чем это было когда-либо. Но все равно надо воздерживаться от чрезмерного употребления пищи и в то же время не перегнуть в другую сторону, когда человек воздерживается настолько, что ослабевает и сил уже не хватает.

Ведь что есть пост? Во-первых, пост есть послушание воле Божией. Пост установил Сам Господь Бог, поститься важно для нас. Конечно, в наш подвиг поста мы вкладываем свое понимание, почему мы постимся. Постимся потому, что Сам Господь постился: раз Господь постился, то и я буду, потому что я ученик Христа Спасителя. Мы постимся и потому, чтобы воспитывать себя в послушании воле Божией, в воздержании. Если я могу воздерживаться от пищи, что есть самое необходимое для моей жизни телесной, то я могу воздерживаться и от грехов, обременяющих мою душу, мое сердце, мою жизнь...

То есть пост имеет вот такое значение – упражнение в том, чтобы уметь воздержаться и от греховных дел и поступков, и от мясной или молочной пищи. То есть пост имеет вот такое большое поучительное, наставительное действие для нашей духовной жизни. Но пост имеет еще одно важное для нас действие: когда мы постимся, то в какой-то степени ослабевают наши телесные силы, ослабевают наши страсти, и мы имеем большую возможность приобретать навыки духовной жизни, духовные добродетели. То есть мы имеем меньше похотей и имеем возможность через молитву, через таинство Покаяния, через таинство Причастия Тела и Крови Христовых укрепить себя в добре, в том, чтобы искоренить в себе греховные страсти, которых в нас очень много.

И Господь так сказал: «Сей род изгоняется из нашей души постом и молитвой» – Сам Господь дал рецепт для нашей духовной жизни, что постом и молитвой возможно исцеление нашей души от разных страстей, греховных наклонностей, мешающих нам в нашей жизни. Поэтому пост имеет очень большое значение для нас в целом – и духовное, и телесное. Когда мы постимся (даже с точки зрения медицины), не употребляя мясной и молочной пищи, мы тем самым очищаем наш организм. Особенно в пост Успения Божией Матери, когда очень много фруктов, овощей, витаминов, мы питаем ими свой организм и тем самым укрепляем его, чтобы он мог бороться с болезнями, и так далее. Так что с точки зрения медицины пост тоже очень полезен, но мы, конечно, больший акцент делаем на духовную сторону жизни, на духовную важность поста.

В последнее время наши соотечественники, может быть, не горят желанием поститься, а если и постятся, то зачастую можно даже от православных услышать: «Хорошо, что сейчас пост, хоть немного похудею». Насколько такое утверждение правильно и принесет ли такой пост пользу?

– Действительно, есть и такая категория людей сейчас, которые постятся, чтобы похудеть и сохранить фигуру. Но не для этого предназначен пост – он предназначен, чтобы приобретать духовные качества души, чистоту и святость жизни. На первый план именно это нужно ставить. А второй план: если человек будет поститься, он и похудеет, и похорошеет. Все это будет, но на первом месте должна быть именно духовность. Как говорит Господь: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам» – если мы будем жить ради Царства Небесного, ради своего вечного спасения, ради того, чтобы подвизаться ради Христа и этим подвигом достигнуть райских обителей, вечной радости, то Господь даст и материальное благо, и достаток для этой жизни, и здоровье душевное и телесное, и телесную красоту и опрятность. Все это Господь устроит. Но нам нужно прислушаться к голосу Божию: «Ищите прежде Царства Божия». В деле нашего поста как раз мы и ищем достижения Царства Божия.

Одна из основ того, почему мы постимся, – чтобы этим самым получить от Бога Царство, это наш небольшой подвиг. Ведь не случайно Господь еще в раю дал нам заповедь о посте – Он видел в этом очень большое значение для нас, для нашего спасения. Тогда первым людям не нужно было поститься, чтобы искоренить свои страсти, грехи, – они были святые, им нужно было укрепиться в послушании воле Божией. Вот что было главным. Но, к сожалению, этого не случилось, они преступили заповедь послушания Божия, и вот сейчас мы постимся, как бы каясь за то, что совершено такое падение, преступление заповеди Божией о посте. Притом наша Церковь так установила, что у нас постных дней даже бывает больше, чем непостных. У нас четыре многодневных поста и много однодневных постов (среда и пятница). И все это имеет глубокий смысл, чтобы через многодневный пост и однодневные посты в течение всего года (а таким образом – в течение всей своей жизни) достигнуть Царства Божия, которое мы потеряли через неисполнение заповеди Божией о посте.

Вы как-то сказали относительно похудения, что самый лучший спорт – это земные поклоны...

– Поклоны – это тоже покаяние: человек кланяется пред Богом до земли, просит у Него прощения. И опять-таки поклоны не для того, чтобы похудеть, а для того, чтобы Господь простил грехи. Если совершать поклоны, может, по нескольку сот в день или по нескольку десятков, то это, естественно, влияет и на организм, – мы худеем, становимся крепче и сильнее. Потому что крепость, сила или здоровье человека не в том, чтобы он был очень тучным, а в том, чтобы был коренастым, чтобы лишний вес не мешал ему работать, трудиться и исполнять свои функции, что необходимы в этой жизни. Воздержание от пищи как раз и помогает тому, чтобы человек не приобретал больший вес, чем ему нужно для жизни.

Бывает так, что во время поста обостряются какие-то страсти, в том числе человек становится раздражительным. Есть даже в церковной среде такое понимание: лучше бы ты съела пирожок с творогом или еще что-то скоромное, нежели «съела» бы свою соседку. Как Вы относитесь к таким тезисам?

– Да, есть такая ситуация. Конечно, пост очень важен и нужен, но в то же время мы должны его совершать, чтобы воздерживать себя от гнева, раздражения, осуждения, превозношения, гордости. И если мы правильно настраиваемся на пост, то это и будем делать. Ведь главная цель – через телесные труды, подвиги, как делали наши отцы, достигнуть духовных совершенств. Оказывается, одно из духовных совершенств – это правильно мыслить, думать не с осуждением, а с оправданием человека. Не осуждать, не гневаться, не раздражаться, не превозноситься, не заниматься пересудами, спорами, упрямством, нежеланием что-то делать, а быть покорным, снисходительным, смиренным, послушливым, терпеливым. И как раз через пост мы можем этого достигнуть.

Да, человек упускает из виду эти моменты. Когда он постится, оголяются наши страсти, а он не воздерживается от страстей. Воздерживаться от пищи – одно дело; нужно еще постом и молитвой воздерживаться от страстей гнева, раздражения, недовольства, ропота и так далее. Вот это и есть как раз тот труд, подвиг поста, когда человек должен обращать внимание на плохие духовные состояния своей души, чтобы их искоренить и очистить. И, конечно, своими силами он не может это сделать, это ясно, необходима помощь Божия. Помощь Божию мы получим во исцеление от наших страстей через молитву, через покаяние. Видит человек, что прогневался, обиделся, сказал грубое слово, он идет на исповедь, просит прощения у Бога, у человека, которого обидел или на кого обиделся. То есть идет процесс духовного труда над собой. Как раз мы можем увидеть пользу поста, если мы потрудимся, видя свой гнев, свое раздражение, и будем с ними бороться через таинства Покаяния и Причащения Тела и Крови Христовых, через молитвы перед Богом.

Надо стараться обращаться с людьми милостиво, снисходительно. Если получилось такое, что кого-то обидел, – просить прощения и постараться это сделать как можно быстрее. Увидел, что вспылил и сказал так, что человек обиделся, сразу надо подойти и сказать: «Простите, я не прав, вскипел и допустил такую ошибку». На Исповеди надо опять все исповедовать, получить прощение от Бога; в таинстве Покаяния мы получаем силу от Бога противостоять греху. И таким образом постом, молитвой, покаянием, причащением мы возрастаем духовно, очищаемся.

Есть такое понятие, что лучше съесть какую-то скоромную пищу, чем обижать людей. Но это показатель того, что человек однобоко несет свой пост. Он, может, строго постится телесно, то есть воздерживается от пищи и очень строго это делает, а вторую часть поста оставляет без внимания. И потом получается ситуация, когда человек и гневается, и раздражается, и говорит нехорошие слова. Но это не есть пост.

Применительно к раздражению и всем страстям есть очень хорошая молитва преподобного Ефрема Сирина, но она читается только в Великий пост. А в другое время?

– Никто ее не запрещает читать и в другое время нашей жизни. Если мы хотели бы, могли бы и келейно почитать ее; если в церкви не читается, можно дома почитать.

Наверное, можно сказать, что эта молитва Ефрема Сирина – как маячок: показывает, куда нам нужно двигаться, и не только в Великий пост или в какой-то другой, но, наверное, вообще каждый день.

– Конечно. Если мы видим, что нам необходимо получить от Бога помощь в исцелении нашей души от духовных страстей (гнева, раздражения, обидчивости, нетерпения), то мы молимся: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». То есть просим как раз это: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему». Мы просим все это уже с глубоким пониманием, что действительно нуждаемся в избавлении от этих страстей и получении противоположного этим страстям духа целомудрия, терпения, смирения и послушания воле Божией. Тогда человек и получит, что он хочет, ведь главное – не забывать о том, что Господь сказал: «…не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Вот когда мы сознаем свою болезнь, что имеем и гнев, и раздражение, и просим, чтобы Господь исцелил, то Он непременно нас исцелит, если мы это глубоко понимаем, и плачем, и просим, и сокрушаемся, что есть такое, что не можем никак с собой совладать. Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Когда человек остро сознает свою греховность, то он получит от Бога помощь. Сам Господь Иисус Христос обещал, что Он будет исцелять, что Он пришел грешников спасти и помогать им возрастать духовно. Это осознание очень важно для нашего духовного роста.

Многие священнослужители рекомендуют причащаться примерно раз в две недели. Как Вы к этому относитесь? Или это нужно решать индивидуально с духовником?

– Это, конечно, индивидуальное решение, как часто причащаться тому или иному мирянину. Если человек хочет причащаться чаще, то этого никто не возбраняет, но нужно к этому относиться очень серьезно, чтобы это не стало привычкой или каким-то обычным явлением: надо так себя настраивать, чтобы каждый раз, когда мы причащаемся, это было бы как в самый первый или последний раз. С таким чувством покаяния, осознания своего недостоинства мы и причащаемся.

Как говорится, со страхом Божиим.

– Да, со страхом Божиим, как и преподобный Серафим Саровский говорил. Его тоже спрашивали об этом. Он говорил, что если мы подходим к Чаше с сокрушенным сердцем, сознанием своей греховности, недостоинства, то можно причащаться и чаще. А если этого нет, то это уже показатель того, что мы не хотим, чтобы это таинство, сила Божия исцеляли нашу немощь, нашу слабость и греховность. Ведь мы знаем, что наша природа – падшая: она осквернена грехом и нуждается в восстановлении. И мы знаем, что Иисус Христос пришел на землю «Свой падший снова восставить образ» (или воскресить падший образ). Каким образом Он воскрешает? Только тогда, когда мы осознаем, что образ мертвый, падший осквернен грехом. И чем больше мы видим свою греховную скверну, тем больше спасаемся, тем больше очищаемся.

Ведь наши преподобные отцы, которые подвизались в пустынях в течение всей своей жизни, почему сокрушались о грехах? Какой грех они совершали в пустыне, если сравнить с нашей жизнью в этом мире? Тут житейское море, все колышется, кипит, – а там что? Они видели свою падшую природу, свою греховность и оплакивали эту падшую природу, и чем больше оплакивали, тем больше видели греховность, и Господь давал им чистоту души и тела, и таким образом они достигали высокого совершенства. Но они не просто так говорили: «Я самый грешный человек на земле», а действительно видели эти грехи, эту падшую природу, ее оплакивали, сокрушались и просили у Бога прощения и исцеления от греховности. Что побуждало их непрестанно молиться? Они видели, как льется постоянно поток греховности от нашей падшей природы.

Мы, находясь в этом мире, вращаясь постоянно в тяжелых грехах, даже не видим их – вот наша беда. Такая слепота духовная, что мы не видим себя, не видим булыжники наших грехов. А они видели даже пылинки и о них сокрушались. А мы не видим эти огромные камни и говорим, что у нас все нормально, все хорошо. «Зачем мне исповедоваться перед причастием? Ничего такого нет, я же вчера, позавчера причащалась, исповедовалась, зачем сейчас еще раз?» Потому что нет понятия, нет знания своей греховности, не видим этого всего.

Вы говорите, что нужно причащаться как в первый и в последний раз и приступать к Чаше со страхом Божиим и трепетом. А если этого нет и уже, может быть, привычка, что «нужно причаститься» – есть ли смысл причащаться? Или, может быть, есть смысл воздержаться от Причастия и какое-то время поразмыслить, подумать, взять паузу и потом продолжить уже с новыми силами?

– От Причастия отказываться не надо, но надо все-таки себя настроить, чтобы Господь открыл глаза через таинство Причастия – это тоже сила Божия, благодать Божия, которая просвещает наш ум, сердце, ведь Господь есть Свет.

Мы праздновали Преображение Господне, когда Господь воссиял как солнце, проявилось его Божество в виде нетварного света, показавшего, что есть Господь Бог. И нас, если мы приближаемся к Богу по-настоящему, этот свет освещает, просвещает наш ум, наше сердце, нашу душу и этим открывает нам глаза, чтобы видеть себя, свою душу, свою греховность. А если такого нет, это показатель, что наша духовная жизнь немного хромает и ее надо исправлять.

Спаси Господи, Владыка. И в завершение благословите наших телезрителей.

– Бог благословит, Божие благословение на всех нас.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Христос призывает людей начать жить по-новому

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодняшнее четырнадцатое воскресенье после Пятидесятницы посвящается притче Господа и Спасителя о Царствии Небесном (Мф. 22, 1–14). Господь уподобил Царство Небесное человеку царю, который, желая отпраздновать бракосочетание своего сына, решил собрать народ на великолепную брачную трапезу. Были заколоты животные, специально к этому дню откормленные, приготовлено все для того, чтобы брачная палата заполнилась торжествующими людьми. И царь послал слуг своих, чтобы они пригласили званых на брачную трапезу, но оказалось, что кто-то занят торговлей, кто-то на поле; и более того, приглашение вызвало такое раздражение у тех, к кому было обращено, что они не ограничились отказом, но подняли руку на посланцев царя – кого-то жестоко избили, а кого-то даже убили. Господь задает вопрос слушающим: «Как вы думаете, что сделает царь?» На что сами слушающие отвечают: «Конечно, возьмет город и страшно покарает тех, кто так поступил».

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Алексий (Поликарпов): Бог везде, Бог с нами и Бог во всем

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс