Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Павел, здравствуйте! Благословите.
– Здравствуйте! Бог благословит!
«Чтение – лучшее учение», «книга – лучший подарок» – это мы знаем с детства. А когда входим в Церковь, в нашей жизни появляются и духовные книги. И мы понимаем, что их надо читать, если даже не хочется. «Надо» иногда становится дамокловым мечом, – но понимаешь, что без этого ты так себе христианин, если не настраиваешь себя на нужные ноты, теряющиеся в повседневности. Если вечером пришел и немножко не почитал или с утра не нашел пяти минут для настройки духовного «камертона», потом все расстраивается, растекается, и начинаешь мыслить категориями мира сего. Но именно полюбить духовное чтение крайне сложно. Есть какие-то рецепты и советы?
– Мне кажется, прежде чем говорить о любви к духовному чтению (а это довольно сложно), хорошо было бы поговорить о любви просто к чтению. А прежде чем говорить о любви к чтению, надо поговорить просто о любви: когда мы что-либо требуем сначала от школьников, потом от студентов, все-таки хорошо бы нам определиться с задачами и целями – если наша задача, чтобы человек просто сдал ЕГЭ или чтобы студент зазубрил зачет, это одно. Если мы хотим, чтобы человек полюбил какое-либо дело, то совершенно по-другому расставляются приоритеты...
Что касается чтения, я сначала поделюсь своим опытом. У нас в детстве не было телевизора – родители принципиально его не покупали, у нас было огромное количество литературы; я прочитал очень-очень много книг. Но скажу интересную вещь: школьная программа была полностью переоценена, переосмыслена уже в серьезном возрасте, ближе к годам 30-ти. И то, что при изучении в школе воспринималось нудным и скучным, потом уже приобретало свою красоту. Я думаю, с духовным чтением примерно то же: разные книги – разному времени, разному возрасту.
Мне кажется, человеку надо начинать с книг, где, может быть, не так много философии, каких-то серьезных богословских мыслей, но хотя бы дается представление, кто, где, когда жил, кто кого родил, кто за кем появился... Поэтому очень многим своим знакомым советую: прежде чем читать полностью Библию, начинать читать Евангелие и одновременно с ним читать Священную Библейскую историю – она передает общее содержание всех действий, описанных в Библии. И когда человек читает Евангелие, он уже понимает, кто такие Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Давид, Моисей, Аарон, Лот, он уже может переходить к чтению Ветхого Завета, и так далее. То же касается и исторической части книг: одно дело – читать конспекты серьезного ученого, а другое – почитать краткое содержание истории Церкви, предположим, из книги «Закон Божий».
Но если мы ставим перед собой целью человека духовно просветить, я бы не стал настаивать, что сегодня это возможно только через книгу: если говорить о просвещении, о том, чтобы христианин, как минимум (я говорю: «как минимум», хотя это большая проблема сегодня), знал христианское вероучение, то можно использовать и современные технологии в виде просмотра различных видеолекций известных наших богословов. Зачастую они приносят гораздо больше пользы, гораздо легче усваивается материал, чем если сам прочтешь книгу.
Но если мы говорим не про вероучение, а именно про духовное чтение святых отцов, здесь никакими технологиями книги не заменишь; хотя встает вопрос времени: как человек распределяет свой день и закладывает ли, планируя свой день, чтение книги? Я, конечно, очень сомневаюсь, что кто-то закладывает чтение книги. Хотя стоит сказать, что люди из Москвы (я сам из Москвы), которые в среднем добираются до работы час или два, в метро читают: закачивают книги себе в телефон, планшет и читают в метро.
Но начинать, так или иначе, нужно просто с чтения. Если мы говорим про подростков – с какой-то простой литературы, которая, может быть, вообще не имеет духовного смысла, пусть даже это будут всякие романы и тому подобное. Хотя я бы советовал брать не современные, а именно классические произведения (например, Александра Дюма, Майн Рида, Фенимора Купера, Пушкина, Чехова) – именно чтобы не стало скучно – должно быть немножечко сложно, чтобы было развитие, но не скучно. Согласитесь, современный школьник понять Достоевского в полной мере (я себя тоже причисляю, так или иначе, к современным школьникам) не может. Если хочешь отбить желание читать Достоевского, дай ребенку читать его как можно раньше, и он будет Федора Михайловича просто ненавидеть. Подход должен быть, безусловно, индивидуальный.
Ну и, как всегда и везде, все будет упираться в желание человека. Ведь иногда чуть ли не годами приходится добиваться от прихожан, чтобы они хотя бы прочитали Новый Завет – если честно, не вижу большого смысла в чтении духовной литературы при незнакомстве с Новым Заветом (может быть, другие батюшки или опытные духовники со мной не согласятся). Но мое личное видение: надо понять Новый Завет, изучить его в толкованиях святых отцов… Это очень хорошо и тем, что ты, так или иначе, будешь себя частично приучать и к духовному чтению. Надо понять Евангелия (а они у нас разные: одно дело – от Матфея, от Марка и от Луки, а другое дело – от Иоанна), Соборные послания, послания апостола Павла, в принципе довольно тяжелые… Но человек, изучивший Новый Завет (если ему правда понравилось это изучение), в каком-то смысле заложил себе платформу к изучению истории Церкви: изучая Новый Завет, мы, так или иначе, касаемся деяний апостолов, уже довольно серьезно изучаем историю Церкви I века; закладывается интерес к более глубокому изучению вероучения Православной Церкви, к пастырским трудам. Новый Завет, мне кажется, должен лежать в основе, безусловно.
Стоит сказать, что, если мы заходим в какой-нибудь церковный книжный магазин, в обычную церковную лавку, то далеко не всегда встретишь на первом месте Библию: Библии есть, но стоят они где-нибудь в правом верхнем углу. Причем далеко не всегда есть доступный вариант – бывают подарочные варианты, дорогие, или какая-нибудь громоздкая, здоровенная Библия. Зато на первом плане могут лежать известные труды наших современных батюшек, которые, я понимаю, приносят доход. Батюшки, кстати, ни в чем не виноваты, это не они говорят: кладите наши книжки впереди всего, а Библию – в правый верхний угол. Я понимаю, что торговля… Но, мне кажется, желание просвещать людей, показывать им важное нужно в первую очередь.
Когда какой-нибудь человек придет и спросит: «Знаете, я пока не очень верующий, но интересуюсь. Что бы мне почитать?», сомневаюсь, что в церковной лавке скажут: «Почитайте Библию, Новый Завет, Евангелие». Обычно советуют: «Возьмите книжечку, здесь батюшка на вопросы отвечает». А у нас много популярных священников: Ткачев, Смирнов, Сысоев, Кураев, Осипов (хоть он и не священник), Стеняев – прямо россыпь: «Смотрите, вот здесь батюшка о любви пишет, вот здесь – о вере, вот – о Христе»...
Отец Павел, может быть, такие книжки – то самое «молоко», которое нужно новоначальному? Или надо сразу, на Ваш взгляд, начинать с Нового Завета, без каких-то пояснений, предисловий?
– Я думаю, «молоком» как раз является Новый Завет... Раньше же как-то люди жили на этом «молоке», и веками. Раньше, конечно, не было такого, чтобы прямо у каждого был дома Новый Завет, тем более в Средние века или еще раньше. Но давайте посмотрим на опыт протестантских наших братьев (или не братьев, это только Бог решит): они беспрерывно изучают Новый Завет, и очень заметна разница, когда в храме есть бывший протестант, знающий текст Нового Завета (да и Ветхого Завета чаще всего тоже), очень активный, желающий везде и во всем участвовать, обычно с удовольствием посещающий различные библейские кружки при храме и тому подобное.
Человек читает, читает, читает наших современных батюшек (я, кстати, ничего плохого против современных наших батюшек не имею, замечательные бывают труды), но не переходит в итоге на Священное Писание. Если нас сейчас смотрит какой-нибудь православный батюшка, я предлагаю проверить своих прихожан и узнать, кто из них и когда в последний раз читал Апостол. Я не говорю о Евангелии – думаю, по крайней мере, половина постоянных прихожан Евангелие читают постоянно. А апостольские послания? Я уж не говорю про Ветхий Завет... У меня есть один знакомый священник, очень мне близкий, очень опытный, который, помню, в свое время не соглашался постоянно вместе с людьми разбирать Священное Писание: он считал, что люди должны разбирать его сами. А когда я говорил ему, что люди сами не разбирают, он в это как-то не очень верил, пока не поспрашивал у своих прихожан и не узнал с ужасом, что прихожане не читают Новый Завет.
Вообще, проверить это очень легко. Можно спросить, в каком Завете находятся Евангелия – я вам скажу, что некоторые могут запутаться. Или названия Книг: предположим, спросить, существует ли Соборное Послание Иуды? Если так и спросить у прихожан, они скажут: «Батюшка, Иуда же предатель?! Вы что? Какое послание?!» А оно есть, дорогие телезрители. Хорошего Иуды, конечно.
Спасибо, отец Павел. Дорогие друзья, действительно сложно полюбить серьезное чтение. Но пусть нашим утешением будет пример аввы Дорофея, автора «Душеполезных поучений». Он, откровенно описывая свою жизнь, признается, что поначалу, собираясь взять в руки книгу, ощущал себя человеком, которому предстоит войти в клетку с диким зверем. И с Божией помощью, упорством и трудами он это состояние победил. Чего всем нам и себе, в первую очередь, желаю...
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.